РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «Социокультурные истоки» направленность - духовно-нравственная для обучающихся 1 -4-х классов на 2018-2019 учебный год
рабочая программа (1 класс)
Программа является результатом работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А.В. Камкина, доктора исторических наук, основа данной программы заключается в социокультурном системном подходе в образовании. Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов: - Конвенция ООН о правах ребёнка; - Конституция РФ; - Закон РФ «06 образовании»; |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsiokulturnye_istoki.docx | 92.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом по школе от 31.08.2018 №500
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по ФГОС
«Социокультурные истоки»
направленность - духовно-нравственная
для обучающихся 1 -4-х классов
на 2018-2019 учебный год
учителей начальных классов
МБОУ «НШ №24»
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа является результатом работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А.В. Камкина, доктора исторических наук, основа данной программы заключается в социокультурном системном подходе в образовании.
Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Конституция РФ;
- Закон РФ «06 образовании»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98г. 2 124-ФЗ;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. К 197-ФЗ;
- Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ « О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях» от 09.01.96 г. № 2- ФЗ;
- ФГОС НОО;
- Целевая программа «Дети Югры» на 2011-2015 годы (с изменениями в приложении от 20.10.2012г.; 24.11.2012г.; 23.02.2013г.);
Приказ «Об утверждении плана основных мероприятий в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа -Югры по проведению Года экологии в 2017 году в ХМАО-Югре» ( 14 июня 2016г. № 144);
- Приказ «Об утверждении плана мероприятий по воспитанию гражданственности и патриотизма у молодежи города Нижневартовска на 2016-2010 годы» ( от 04.07.2016 г №1008- р);
- Устав МБОУ «НШ №24» (Устав утвержден приказом департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от 30.04.2015 №702/36 - п).
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
- развить социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
- осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
- создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
В 1995г. социокультурный системный подход признан эффективным ресурсом воспитания Российской Академией Естественных наук. Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Цель курса «Истоки» в начальной школе — введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.
Задачи:
— раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;
2
- присоединение семьи к школе;
- формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
- подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами
сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.
Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе - внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом
преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности курса в рамках начальной школы.
В 1-м классе дети подводятся к пониманию собственно истоков, знакомятся с социокультурным наполнением Слова, Образа, Книги.
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребёнку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
Год обучения | Наименование учебных курсов | Кол-во часов |
1 | Слово. Образ. Книга. | 33 |
2 | Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. | 34 |
3 | Вера. Надежда. Любовь. София. | 34 |
4 | Русские традиции Образа, Слова, Души. | 34 |
ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОКИ»
Программа предусматривает 4 раздела обучения (см. ниже):
- Слово. Образ. Книга.
- Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.
- Вера. Надежда. Любовь. София.
- Русские традиции Образа, Слова, Души.
1 класс
АЗБУ1 | КА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧ | КО» |
СЛОВО | ОБРАЗ | КНИГА |
|
|
|
3
2 класс
РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ. ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ
РОДНОЙ ОЧАГ | РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ |
• Имя | • Нива и поле |
• Семья | • Лес |
• Род | • Река |
• Дом | • Море-океан |
• Деревня | • Путь-дорога |
• Город | |
ТРУД ЗЕМНОЙ | ТРУД ДУШИ |
• Сев и жатва | • Слово |
• Братья меньшие | • Сказка |
• Ткачихи-рукодельницы | • Песня |
• Мастера-плотники | • Праздник |
• Кузнецы-умельцы | • Книга |
• Ярмарка | • Икона |
• Храм |
3 класс
ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ
ВЕРА | НАДЕЖДА | ЛЮБОВЬ | СОФИЯ |
|
|
| • Ум да разум
|
4 класс
ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВА
РОДНЫЕ ОБРАЗЫ | УМЕЛЫЕ ДЕЛА | ЗАВЕТНЫЕ СЛОВА |
|
|
|
4
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс
Учебный курс «ИСТОКИ» для 1-го класса позволяет младшему школьнику освоить понятие истоки, узнать, что значат Слово, Образ, Книга с большой буквы.
Золотое сердечко живёт добрым, честным, святым Словом. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет «медью звенящей».
Использование учебного материала по теме «СЛОВО» поможет учителю осуществить социокультурное присоединение от семьи к начальной школе.
«ИСТОКИ» предполагают обучение через «Образ». Не всё видимое есть Образ. Многое является безобразным.
Вторая часть учебного курса знакомит с Образом Истоков. Книга является главным инструментарием образования в школе.
Третья часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга - живое существо. Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. Как сделать первые шаги по выпуску своей первой Книги?
Главными целями этого курса в 1-м классе являются:
- освоение первых социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;
- развитие ценностей Истоков;
- развитие целостного восприятия, способности слышать Слово, видеть Образ, чувствовать окружающий мир.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 часа)
Слово (11 часов)
- Вводное занятие.
- ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Драгоценный дар Слова. Слово, как ценность.
- Золотое сердечко любит («Доброе Слово»), надеется («Честное Слово») и верит («Святое Слово»). Слово о родителях - основа жизни.
- ДОБРОЕ СЛОВО. Смысл жизни - делать добро. Доброе слово - доброе
- дерево - добрый плод.
- Какие слова душу согревают, Жизнь пробуждают? Душевное тепло, радость, любовь.
- ЧЕСТНОЕ СЛОВО - основа крепкой дружбы. Духовная искра.
- Верность. Верный друг.
- СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Родители - самые близкие люди. Родительская любовь. Забота о родителях
- Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота о родителях Доброе Слово о родителях - основа жизни.
- СВЯТОЕ СЛОВО. Верить - значит жить. Дар Божий. Святое Слово путь к сердцу найдёт.
Образ (12 часов)
- РОДНИК - начало жизни.
- Святой источник. Святая вода.
- Крещение. Почему святой источник не замерзает даже в лютые морозы?
- ПЕРВЫЙ ОБРАЗ. О том, как Золотое сердечко спасает.
- Спаситель. Спас нерукотворный.
- Первый Образ. Крест. Слово Образа.
- СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ. Белый свет. Светлый путь.
- Икона. Преподобный. Блаженный праведный. Матушка. Благоверный.
- ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ. Дом Пресвятой Богородицы.
- Заступница. Чудотворная икона. «Скоропослушница».
5
- Почему русские люди свято чтут Образ Пресвятой Богородицы? Покров.
- БЛАГОДАТНЫЙ ОБРАЗ. Озеро. Остров. Облако. Берег. Запечатленный Образ.
Книга (10 часов)
- КНИГА. О том, как Золотое сердечко созидает.
- Как Книга передаёт Слово и Образ? Единение Слова и Образа. Любимая Книга.
- ПЕРВАЯ КНИГА. Твоя Первая авторская Книга («Мои Истоки»).
- Какие Образы и Слова ты хотел бы в ней передать? Кому ты хотел бы её посвятить?
- ЖИВАЯ КНИГА. Живое Слово Книги.
- Духовное общение. Сопереживание. Душевный отклик. Созидание.
- КНИГА КНИГ. Свет Учения. Заповеди Божии.
- Светлое Христово Воскресение. Жизнь Вечная.
- МИР КНИГИ. Торжество Света и Добра.
- Выбор. Открытия. Чтение, как ценность.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Истоки. Золотое сердечко. Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота. Святое Слово. Дар Божий. Образ. Родник. Святой источник. Святая вода. Крещение. Первый образ. Спаситель. Крест. Светлый Образ. Белый Свет. Икона. Образ Богородицы. Чудотворная икона. Покров. Благодатный Образ. Озеро. Остров. Облако. Запечатленный Образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Книга книг. Заповеди Божии. Светлое Христово Воскресение. Жизнь Вечная. Мир Книги.
Тематическое планирование учебного курса
«Азбука Истоков» (1 класс)
/33 часа/
I. Мир | |||||||
№ | Дата | Тема | Содержание | Основные понятия | Азбука | Прописи | |
План | Факт | ||||||
1 | Введение в предмет. Солнышко, мама и папа | Знакомство с «Азбукой Истоков». Алфавит - семья букв. Различные названия и начертания букв. Строчные и прописные буквы. Рукописные шрифты, буквицы. | Родители. Мама. Папа. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Благодарность. | А, М | А а, Мм Колыбель ная | ||
2 | Мир и лад (Поле, школа и семья) | Смысл и значение слова. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв? | Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод. | П, Л | П п, Л л Песня | ||
3 | Истоки и школа | Что обозначает слово? Общее и конкретное значение слов. Слово- образ. Слово-символ. Слово-имя. Имена родителей и друзей. (Заглавная буква.) | Колокол. Язык. Книга. Истоки. Отечество. Имена. Уважение к старшим. Школа. | К, О | К к, О о Считалочк а | ||
4 | Дар | Праздничное слово. | Дар. Божий дар. | Е, Ё | Е, ё |
6
(Рождест во) | Слово-поздравление. Слово-приветствие. Слово-прославление. | Благодарение. Поздравление. Праздник. | Загадки | ||||
5 | Истоки и радуга | Откуда берутся слова? Связь и общее происхождение слов. (Корни слов.) | Истоки. Живительная сила. Родная земля. Родное слово.Родной очаг. Радуга. Сияние истоков. | И, Р | Ии, Рр Хороводна я | ||
6 | Сказки А. С. Пушкина | Сказочные слова и присказки. Каковы отличия сказочной речи от обыденной? | Мир сказок. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. | Ш, С | Ш ш, С с Потешка | ||
7 | Родной край | Имя края. В какой стране мы живем? Названия. Происхождение названий. | Родной край. Родина. Дом. Родные люди. Народная песня. | Й | - | ||
8 | Святыни России. Щит и герб (св. Георгий Победоносец ) | Героические слова. Слова верности. Слово-действие. Что значит «Ищи мира»? Как это делать? | Герб. Щит. Щит- совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. | Щ, Г | Щщ, Гг Марш | ||
9 | Святыни России. Илья Муромец | Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с краем? | Богатырь. Добро. Храбрость. Родная земля. Мир. | У, Ф | У у, Ф ф Частуш-ка | ||
10 | Обобщающи й урок (Память) | Что более всего запомнилось из пройденного содержания? | Добрая память. Долгая память. Память сердца. | - | - | ||
II. Слово | |||||||
№ | Число | Тема урока | Содержание | Основные понятия | Азбука | Прописи | |
План | Факт | ||||||
11 | Слово | Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с различной интонацией. | Слово. Бесценный дар. Свет. Добро. Слово и дело. | X, В | X х, В в Угадайка | ||
12 | Весна и слово | Слово - сравнение, описание. Метафоры. С чем можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, ищем сравнения. | Весна и слово. Добродетель. Сад добродетелей. Умиротворение. | н, я | Н н, Я я Песенка | ||
13 | Золотое | Пять талантов | Золотое сердечко. | 3, Т Зз, Тт |
7
сердечко | Золотого сердечка. Почему «верная тропа узка»? Чтение - труд души. Трудные упражнения. | Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. | Послови цы | ||||
14 | Серебряное копытце | Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли их говорим? Учимся говорить добрые слова. | Добро. Доброе слово. Доброе дело. | Д, Б | Дд, Б б Совет | ||
15 | Честное слово. Добрыня Никитич | Слово - наука. Чему мы научились? Слушать и слышать. | Честное слово. Родительское благословение. Подвиг. | ч, ы | Ч ч, ы Былина | ||
16 | Слово о родителях | Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений. | Благословение. Родительское слово, любовь. Уважение. Почитание. | э, ю | Э э, Ю ю Послови цы | ||
17 | Святое слово. Алеша Попович | Слово и дело в жизни. Работа. Помощник. Слова-помощники. Ищем слова-помощники в тексте - зрительно и на слух. | Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. | ь, ъ | ь, ъ Послови цы | ||
18 | Чаша жизни | Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как вести себя, как правильно говорить и писать? Правописание слов с большой буквы. | Жизнь. Любовь. Добрые дела. | Ж, ц | Ж ж, Ц Ц Дорога | ||
19 | Обобщающи й урок (Внимание) | Наиболее увлекательные минуты на уроках «Истоки». Любимые увлечения и важные дела. Когда мы меньше всего устаем от учебного или физического труда? Нужно ли расширять свой кругозор? Внутренний мир. | Внимание. Умение слушать и слышать. Любознатель-ность. Усердие в учебе. Заботливость. Сердечное внимание. | - | - | ||
20 | Экскурсионно-тематический урок |
8
III. Образ | |||||
№ | д | ,ата | Тема | Содержание | Основные понятия |
План | Факт | ||||
21 | Родник | Богатство Родины и богатство языка. Близкие по смыслу слова. Множество оттенков речи. (Синонимы, антонимы - без терминологии). Учимся подбирать точные слова и правильно выражать свои мысли. | Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. | ||
22 | Образ Родины | Похожие слова. Корень слова. Другие части слова, которые могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов. | Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. | ||
23 | Образ защитника Отечества | Дружная жизнь слов в языке. Взаимодействие слов. Изменение формы слова. Зависимость изменения формы одного слова в предложении от изменения формы другого. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах - без терминологии). Упражнения на подбор слова в правильной форме. | Защитник Отечества. Солнце Земли русской. Подвиг. | ||
24 | Образ праздни-ка (День Победы) | Передача мудрого и доброго слова через книги. Устная передача - предания,сказки, песни. Почему говорят, что «слово из песни не выкинешь»? Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева.) Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания: почему они так называются? Примеры. | Образ праздника. Великая Победа. Святая память. | ||
25 | Обобщающий урок (Мышление) | Как уроки «Истоков» помогают нам учиться мыслить самостоятельно? Что значит мыслить образно? Что такое образ мыслей? Как меняется наш образ мыслей в процессе учебы? Что значит «чистые мысли»? | Мысль и слово. Мысль и образ. Образная мысль. Образ мыслей. Чистые мысли. | ||
26 | Экскурсионно-тематический урок. | ||||
IV. Книга |
9
№ | Дата | Тема | Содержание | Основные понятия | |
План | |||||
План | Факт | ||||
27 | Книга | Разнообразие книг. 0 чем рассказывают книги? Особенности языка и разные задачи. Угадываем, из какой книги отрывок: из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п. | Книга - живое существо. Добро и красота. Творец. | ||
28 | Книга книг | Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в Древнем Риме, святые братья Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе. | Книга книг. Библия. Библиотека. Собирание библиотеки. Связь поколений. | ||
29 | Живое слово книги | Книга - культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран. | Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. | ||
30 | Первая книга. Мир книги | Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги. Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге. | Слово. Образ. Мир. Добро. Дом. Книга. Истоки. | ||
31 | Г одовой обобщающий vdok (Речь) | Слово сохраняет чистоту Золотого сердечка. Что значит «говорить от чистого сердца»? | Чистое сердце. Чистая речь. Доброе слово. | ||
32- 33 | Заключительный экскурсионно-тематический урок. |
2-й класс
Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного её восприятия.
Главными целями этого курса во 2-м классе являются:
- раннее и относительно системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребёнка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
- развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребёнка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведёт к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока - «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ». Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего - к истокам, а от них - вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.
Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (34 часа)
№ | По плану | По факту | Тема урока | Содержание | Активные формы обучения |
РОД] | НОЙ ОЧАГ | ||||
1 | Введение в предмет. Имя | Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины - день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя. | Работа в паре «Мой дом» Ресурсный круг «Имя и доброе качество» | ||
2 | Семья | Семья - любовь, забота, Согласие. Семейные традиции. | Работа в паре «Семья» | ||
3 | Семья | Родители. Почитание родителей. Обязанности каждого в семье. | Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям» | ||
4 | Род | Родина. Род. Родня. | Работа в паре |
11
Родственники. Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево. | «Родовое дерево» | ||||
5 | Дом | Порядок, уклад, ритм жизни дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом. | Ресурсный круг «Дом» | ||
6 | Дом | Мир вещей. Святыни. Семейные реликвии. Традиции дома. Любимый праздник. | Работа в паре «Родственные вещи» | ||
7 | Деревня | Деревня-кормилица. Земледельцы. Община (мир). Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка. | Работа в паре «Занятия жителей деревни» | ||
8 | Город | Город-труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры. Доброта и милосердие. | Ресурсный круг «Г ород» | ||
9 | Обобщающий Урок «Родной очаг» | Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг. | Работа в паре «Вечные ценности» (оценивающий тренинг) | ||
РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ | |||||
10 | Нива и поле | Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная. | Работа в паре «Поле и школа» | ||
11 | Нива и поле | Труд земной и труд души на ниве. «Нива- Божья ладонь». | Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа» | ||
12 | Лес | Зелёный друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса. | Ресурсный круг «Лес» | ||
13 | Река | Название реки. Ручей- Река-Море-Океан. Течение времени. Живая, святая вода. | Работа в паре «Вода-Живая вода- Святая вода» | ||
14 | Река | Истоки, жизнь и нрав реки. Красота и польза. Река - дорога. | Ресурсный круг «Река» |
15 | Море-океан | Море-океан. Поморы. Мореходы. Соловки - Северная святыня. | 1. Работа в паре «Человек и море» 2. Ресурсный круг «Как море воспитывает человека» | |||
16 | Путь-дорога | Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Г остеприимство. | Работа в паре «Путь-дорога» | |||
17 | Дорога жизни | Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрёстки. Дорога в жизни. | Ресурсный круг «Значимые цели жизни» | |||
18 | Обобщающий урок «Родные просторы» | Родные просторы | Работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека» | |||
ТРУД ЗЕМНОЙ | ||||||
19 | Сев и жатва | Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные примеры. |
поговорки» | |||
20 | Братья меньшие | Домашние животные. Забота о животных. Любовь к животному. | 1. Работа в паре «Про кого так говорят» 2. Ресурсный круг «Кто важнее?» | |||
21 | Ткачихи- рукодель ницы | Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение. | Ресурсный круг «Ткачихи- рукодельницы» | |||
22 | Ткачихи- рукодель ницы | Лён. Полотно. Терпение. Сноровка. | Работа в четвёрке «Как рубашка в поле выросла» | |||
23 | Мастера- плотники | Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Рассудительность. Мастерство. | 1. Работа в четвёрке «Инструменты плотника» 2. Ресурсный круг «Мастера-плотники» | |||
24 | Кузнецы- умельцы | Мастер-кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость. |
«Кузница» | |||
25 | Ярмарка | Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник. | Ресурсный круг «Ярмарка» | |||
26 | Обобщаю щий урок | Труд земной | 1. Работа в четвёрке «Труд земной и орудия |
«Труд земной» | труда» 2. Ресурсный круг «Ценности труда земного» | ||||
ТРУД ДУШИ | |||||
27 | Слово | Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва. |
| ||
28 | Сказка | Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость. |
герой» | ||
29 | Песня | «Душа поёт». Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка. |
| ||
30 | Праздник | Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души. |
| ||
31 | Книга | Книга книг - Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб. | Ресурсный круг «Любимая книга» | ||
32 | Икона | Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе. | 1. Ресурсный круг «Икона» 2. Работа в четвёрке «Иконописный образ» | ||
33 | Храм | Храм - дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек. |
«Храм души» (оценивающий тренинг)
| ||
34 | Обобщаю щий урок «Труд души» | Труд души | Ресурсный круг «Мир, в котором мы живём» |
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм.
Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.
14
3-й класс
Учебный курс «Истоки» в 3 классе является продолжением начатого в 1-ом и 2-ом классах. В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека. «Истоки-3» призваны подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют в российской цивилизации.
Главными целями этого курса в 3 классе являются:
- дать ребёнку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
- продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
Базовое содержание курса «Истоки-3» объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Как и в предыдущем курсе, текст книги предназначен не для заучивания, а для размышления о внутреннем мире и первом духовном опыте.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс 34 часа
Тема «Вера» (9 час.)
ВЕРА. Ступеньки веры — доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело — к вере.
ВЕРНОСТЬ — преданность и надежность. Верность — знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей. ПРАВДА. Что означает — жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда — путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала — награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному.
Тема «Надежда» (8 час.)
НАДЕЖДА — стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды — отчаяние.
СОГЛАСИЕ — единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают.
Несогласие и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ — умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).
ПОСЛУШАНИЕ — доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
Тема «Любовь» (9 час.)
ЛЮБОВЬ — сердечная привязанность. Любовь — добро. Любовь — единство. Любовь — дружба. Святая любовь. Любовь — созидательный труд души и тела. МИЛОСЕРДИЕ — милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев — там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
15
РАСКАЯНИЕ — чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Раскаяние ведет к очищению. Раскаяние любви учит.
Тема «София» (8 час.)
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума — беда. Где ума не хватит — спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение — труд. ИСТИНА — неложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители стины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание — плод учения, а истина — любви и правды. Мудрость и мудрецы. София — Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь — родные сестры.
БАЗОВЫЙ СОЦИО КУЛЬ ТУРНЫЙ РЯД:
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Раскаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:
- Ресурсный круг (обучающиеся)
- Работа в активной паре (обучающиеся)
- Работа в микрогруппе (обучающиеся и родители)
- Работа в четвёрках
Материально - техническое обеспечение:
- интерактивная доска с выходом в интернет
- ноутбуки - 6 штук
- принтер - сканер Canon
- магнитофон SONI
- аудиозаписи с музыкальными произведениями к урокам
Календарно-тематическое планирование
учебного курса «Истоки» (3 класс)
/34 часа/
№ | план | факт | Тема урока | Содержание | Активные формы обучения |
I. Вера | |||||
1 | Вводный урок | Присоединение к курсу «Истоки-2». Введение в «Истоки-3». | Ресурсный круг «Какие знания дает предмет "Истоки”?» | ||
2 | Вера | Чему доверяет сердце? Как верит пытливый разум? | Работа в паре « Что объединяет Вера?» | ||
3 | С верой приходит доброе дело | Душа верует. Вера - опора дела. Доверие опыту. | Работа в паре «Правша нравственности» | ||
4 | Верность — знак веры | Вера и верность. Присяга и клятва. Знак верности. | Ресурсный круг «Верность Родине» |
16
5 | Верность не знает мелочей | Верность в повседневных делах. Верность семейным традициям. | Работа в паре « Что помогает хранить верность?» (оценивающий тренинг) | |||
6 | Правда - путь к истине | Жить по правде. Сила правды. Правда в деле. Правда в слове. | Работа в паре «Пословицы о правде» | |||
7 | Правда - путь веры | Правда в образе. Правосудие. | Ресурсный круг «Какой образ является путеводным ? » | |||
8 | Честь | Воинская честь и доблесть. Честь и хвала мудрости. Поклон преподобному. | 1. Работа в паре «Честь» 2. Ресурсный круг «Береги честь смолоду» | |||
9 | Обобщающий урок: «Береги честь смолоду» | Из малых дел складывается доброе имя. | Работа в паре « Честь по заслугам» (оценивающий тренинг) | |||
II. Надежда | ||||||
10 | Надежда | Надежда на силы и опыт. Сила воли. | Ресурсный круг:<тКак в жизни помогает надежда? » | |||
11 | Тщетная и твердая надежда | Тщетная надежда. Надежда, которая не умирает. | Работа в четверке « Что укрепляет надежду? » | |||
12 | Согласие | Общая надежда и общее согласие. «Согласие и лад для общего дела клад». | Ресурсный круг «Строительство моста» | |||
13 | Согласие ума, сердца, души | Согласие в человеке. Согласие и красота. Несогласие ведет к разногласию. | Работа в четверке «Согласие в деле» | |||
14 | Терпение и умение | Без терпения нет умения. Терпение - ключ к успеху. Терпение и надежда. | Работа в четверке «В каких делах необходимо терпение?»(оцен. тренинг) | |||
15 | Терпение и спасение | Опыт терпения - духовное сокровище. Терпение в малом и большом. | Ресурсный круг «Самый терпеливый человек» | |||
16 | Послушание опыту | Жизненный опыт и мудрые советы. Послушные дети - надежда семьи. | Работа в четверке «Послушание» | |||
17 | Обобщающий урок: «Послушание совести и закону» | Г лаза - мера, душа - вера, совесть - порука. Жизненные правила и законы государства. | Работа в четверке «Надежда - устремление к доброму исходу дела» (оценивающий тренинг) |
17
План | факт | III. Любовь | |||
18 | Любовь добро, единство - дружба | Любовь дружит с правдой и терпением. Любовь к ближнему. | Работа в четверке «В чем проявляется любовь к ближнему?» | ||
19 | Семейная любовь | Семья и семейный лад. Как сохранить семейную любовь? | Ресурсный круг: «Почему любовь -это труд души?» | ||
20 | Милосердие | Милосердие в слове. Милосердие в деле. | Работа в четверке «Милосердие» | ||
21 | Где гнев - там и милость | Доброе дело - благо. Гнев и милость. | 1. Работа в четверке:<гСлово о милосердном человеке» 2. Ресурсный круг: «Л чем проявляется твое милосердие? » | ||
22 | Доброта | Доброе слово. Доброе дело. | Работа в четверке: «Добрые дела» (оцен. тренинг) | ||
23 | Доброта истинная и ложная | Доброта бывает разная. | Работа в четверке: «Доброта истинная и ложная». Ресурсный круг: «Что такое делать добро?» | ||
24 | Покаяние | Раскаяние и прощение. Покаяние в храме. | Работа в четверке «Раскаяние» | ||
25 | Покаяние и любовь | Почему покаяние и любовь неразлучны? | Работа в четверке «На пути раскаяния» | ||
26 | Обобщающий урок: Сад добродетелей | Как любовь объединяет милосердие, доброту и покаяние? | Работа в четверке: «Сад добродетелей» (оцен. тренинг) Ресурсный круг «Почему любовь делает мир чище и лучше?» |
18
№ | Тема урока | Содержание | Активные формы обучения | ||
План | Факт | IV. София | |||
27 | Ум да разум | «Ум без разума беда». Сердечный ум. Второе рождение человека. | Работа в четверке « Ум да разум» | ||
28 | Ум да разум | Разум рассуждает, уму помогает. | Ресурсный круг «Ум да разум» | ||
29 | Истина | Истина в слове. Истина в образе. | Ресурсный круг «Истина в слове» | ||
30 | Истинный человек | Истина в деле. | Ресурсный круг «Как предмет "Истоки" помогает постигать истину?» | ||
31 | Знания - плод учения | Отрасли знания. | Работа в четверке «Мудрые советы Владимира Мономаха» (оценивающий тренинг) | ||
32 | Мудрость | Мудрость и мудрецы. Духовные книги. | Ресурсный круг «Какими словами ты расскажешь о мудром человеке?» | ||
33 | Премудрое ть | София. | Работа в четверке «Истоки победителя» | ||
34 | Обобщающий урок: Дорога Веры, Надежды, Любви | Почему Вера, Надежда, Любовь - родные сестры? Единение Веры, Надежды, Любви, Софии. |
дороге Веры, Надежды и Любви?» (оценивающий тренинг)
на уроках по предмету "Истоки"?» (итоговый тренинг) |
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви.
Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание.
Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность.
Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.
4-й класс
Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить всё известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей.
В центре курса - традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
19
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
(34 часа)
Введение
- Что такое традиции? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?
Родные Образы
- ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крёстный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать - хранительница очага, крёстная мать.
- Отечество. Родина. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символы миролюбия и справедливой кары.
- ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы - носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел- хранитель.
- «Спасы» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.
- Смыслы купола и креста в храмостроительстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.
- ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери - святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества.
- Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.
- ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.
- Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.
Умелые Дела
- ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы труженики России.
- Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи - традиционные трудовые сообщества.
- ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники.
- Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения.
- Собор и дружина, братия и училище - традиционные сообщества общественного служения.
- ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность - основы трудовых традиций.
- Молодой работает - старый ум дает. Как выгоду совместить с добром.
- Отвага и мера, прозорливость и талант - основы служения. Праведный Труд.
- Талантливый человек - большой труженик.
- Почему в основе любого таланта - любовь? Не за своё дело не берись, за своим делом не ленись.
Заветные Слова
- ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.
- ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание.
20
Почитание родителей.
- Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.
- ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почёт русского человека. Слово чести и уговора самые надёжные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело - уговор, а на злое - сговор.
- Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.
- ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.
- Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора - наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.
- ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.
- Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза - знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льётся - там легче живётся.
- Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.
Заключительный урок
31-34. Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.
Календарно-тематическое планирование
№ | План | Факт | Тема | Содержание | Активные формы обучения |
1. | Что такое традиции | Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества? Знакомство с учебником, тетрадью. Вступительная статья. Работа со словарём. Работа в тетради. | Ресурсный круг (развивающий) «Что я жду от уроков «Истоки» в этом у/г?» | ||
2. | Первые образы. Отец и мать. | Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный. Мать как душа семьи, хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная, крестная, богоданная, названная. | Работа в паре (развивающий) «Традиции семьи» | ||
3. | Первые образы. Родители. | Род, родоначальник, родословие. Виды родословной. | Работа в паре «Основы семьи» «Моя будущая семья» | ||
4. | Первые образы. Отечество. Щит и меч. | Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры - живая память Отечества. Святая Русь. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и | Мнемотехника (развивающий) «Отечество моё - святая Русь» |
21
«меч» современные, щит и меч духовные. | |||||
5. | Первые образы. Мир. | Мир - белый свет. Мир - согласие. Мир - сообщество (община, артель, слобода). Правило мирского самоуправления. | Работа в паре (оценивающий №1) «Мир - сообщество» | ||
6. | Священные образы. Спаситель. | «Спас Нерукотворный» (как образ спасения), «Господь Вседержитель» (как источник истины), «Спас в силах» (как владыка мира). Художественный и духовный язык образов Спасителя. | Работа в паре (развивающий) «Традиции образа» | ||
7. | Священные образы. Богородица . Ангел- хранитель. | Образы Богородицы: «Умиление» (как образ любви и соединения двух миров), «Путеводительница» (как образ правильного жизненного пути), «Знамение» (как образ молитвы) Образ Покрова в отечественной традиции. Ангел-хранитель отдельного человека, семьи, храма, страны, народа. | Работа в паре (развивающий) «Богородица - заступница, утешительница, охранительница «Почему иконы так дороги русскому человеку» | ||
8. | Светлые образы. Свет и просветите ли, праведники и мудрецы. | Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло - черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещённое сердце - образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики. | Работа в паре (развивающий) «Путь праведности» | ||
9 | Святые образы. Образы- знаки. | Образы-символы: крест, купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки. | Работа в паре (оценивающий №2) «Образы-знаки» Ресурсный круг (развивающий) «Традиции образа» | ||
10 | Священные слова. Заповеди, заветы, молитвы. | Заповеди и заветы. Следование им по жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества. | Работа в четвёрке (развивающий) «Заповеди и заветы» Ресурсный круг (развивающий) «В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?» | ||
11 | Сердечные слова. Родительск ое благослове ние. | Пожелание добра, покоя, любви и согласия. | Работа в четвёрке (оцен-й №3) «Родительское благословение» |
22
12 | Сердечные слова. Родительск ое благослове ние | Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения. | Ресурсный круг (развивающий) «Родительское благословение» (На какие дела даётся?) | ||
13 | Сердечные слова. Сердце сердцу весть подаёт. | Слова приветствия, слова прощания, слова праздничного поздравления, пожелания и благодарения. | Работа в четвёрке (развивающий) «Сердечные слова» | ||
14 | Сердечные слова | Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения. | Ресурсный круг (развивающий) «Может ли сердечное слово примирить людей?» | ||
15 | Честные слова. Договор и уговор. | Правила честного слова: думай, сто говоришь; не говори того, что не думаешь; не всё, что думаешь, говори. Традиция верности договору и уговору. | Работа в четвёрке (развивающий) «Традиции честного слова» | ||
16 | Честные слова. Присяга. Обет. | Присяга - слово долга. Обет - добровольное обязательство. | Ресурсный круг (развивающий) «Образ честного человека» | ||
17 | Традиции слова (обобщ-й) | Работа в четвёрке (оценивающий №4) «Доброе слово» Ресурсный круг (развивающий) «Как слово помогает человеку?» | |||
18 | Труд. Земледельц ы. | Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора. | Работа в четвёрке (развивающий) «Традиции земледельцев» | ||
19 | Труд. Ремесленн ики | Ремесленники создают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам. Мастер - золотые руки. | Работа в четвёрке (развивающий) «Каково полотно - такова и строчка» Ресурсный круг (развивающий) «Люби дело - мастером будешь» | ||
20 | Труд. Купцы и предприни матели. | Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть | Работа в четвёрке (оценивающий №5) «Дерево ценят по корням, а человека по делам» |
23
верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия. | |||||
21 | Служение. Воинство. | Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, защита Веры. Отцы-командиры. Полководцы. | Работа в четвёрке (развивающий) «Защита Отечества - священный долг» | ||
22 | Служение священства | Служение священства - научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды. | Ресурсный круг (развивающий) ««Духовные воины Руси» | ||
23 | Служение. Суд и управление | Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения. | Работа в четвёрке (развивающий) «Мудрые правители земли русской» | ||
24 | Талант - особый дар человека. | Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру. Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца. Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления . Искусники. Книжники | Ресурсный круг (развивающий) «В мастерской художника» Работа в четвёрке (развивающий) «Рождение иконы» Работа в четвёрке (развивающий) «Испокон веков книга растит человека» | ||
25 | Обобщающ ИЙ. Традиции праведного дела. | Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества. | Работа в четвёрке (оцен-й №6) «Праведное дело сродни подвигу» | ||
26 | Г улять всем миром. | Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы. Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселье. Престольный праздник: литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье. | Работа в четвёрке (развивающий) «Древние праздники Руси» | ||
27 | Г улять всем миром. | Как готовились праздники. | Ресурсный круг (развивающий) «Почему праздники сближают людей» |
24
28 | Радоваться всей семьёй. | Обряды и обычаи семейных праздников. | Ресурсный круг (развивающий) «Любимый семейный праздник» (вижу, слышу, чувствую в начале урока) | ||
29 | Радоваться всей семьёй. | Крестины и именины - наиболее древние семейные праздники русского народа. День ангела. Крестные родители. | Работа в четвёрке (оценивающий №7) «Кума и кум наставляй на ум» | ||
30 | Помнить всем Отечество м. | Государственные и гражданские праздники - общенародная память и благодарность. День Победы. | Мнемотехника (развивающий) «Праздник памяти и славы» | ||
31 | Помнить всем Отечество м. | День города, профессиональные и др. праздники. | Ресурсный круг (развивающий) «День рождения города» | ||
32 | Молиться всей церковью. | Православные праздники - важная часть народной праздничной культуры. Пасха - праздник праздников. Её атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника. Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре. | Работа в четвёрке (развивающий) «Православные праздники» | ||
33 | Обобщающ ИЙ. Потрудить ся душой. | Общие традиции всех праздников, ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику, обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся. | Работа в четвёрке (оцен-й № 8) «Традиции праздника» Ресурсный круг (развивающий) «Жизнь без праздника, что еда без хлеба» | ||
34 | Традиции Отечества | Исторический, нравственный и духовный смысл традиций. | Ресурсный круг (итоговый) «традиции моего Отечества» |
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души.
Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крёстный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага, крёстная мать.
Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч.
25
Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел- хранителъ. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход.
Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.
Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.
ЛИТЕРАТУРА:
Преподавание предмета в начальной школе обеспечено социокультурным учебнометодическим комплексом, в который входят следующие издания:
- Бандяк О.А. Воспитание на социокультурном опыте: 1 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. - М., 2000.
- Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал. - М., 2000.
- Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. - М., 2000.
- Бандяк О.А. Истоки: 2 класс: Методические указания,- М., 1996.
- Истоки-2. Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 6.-1998. - Декабрь.
- Истоки: 2 класс. Социокультурный инструментарий // Истоки. Приложение № 7. -
- - Декабрь.
- Истоки: 2 класс. Педагогический опыт // Истоки. Приложение № 4. - 1998 - Декабрь.
- Камкин А.В. Истоки: 2 класс. - М., 2000.
- Камкин А.В. Истоки: 3 класс. - М., 2000.
- Камкин А.В. Истоки: 4 класс. - М., 2002.
- Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки (1-11 классы): Программа и комментарии // Истоки. Приложение №2.-1998. - Декабрь.
- Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки. Программа для начальной школы (1-4 классы). -М., 1997.
- Камкин А.В., Котельникова Н.В. Истоки: 3 класс: Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 3(16). - 2000. - Ноябрь.
- Котельникова Н.В. Истоки: 2 класс: Рабочая тетрадь (3-е издание).- М., 2000.
- Котельникова Н.В. Истоки: 3 класс: Рабочая тетрадь. - М., 1999.
- Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1^1 классы) // Истоки. Приложение № 5. -
- - Сентябрь.
- Кузьмин И.А., Давыдова Е.Ю. Азбука истоков. Золотое сердечко: 1 класс. - М., 2004.
- Смирнова Т.Н., Ергина В.Д. Истоки: 4 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Рабочая тетрадь. - М., 2004.
- Твардовская Н.Ю. Истоки: 3 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. - М., 2000.
- Твардовская Н.Ю. Истоки: 3 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал. - М., 2000
26
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленькие россияне". Военно-патриотическое направление 1 класс
Рабочая программа по военно-патриотическому направлению 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности, ориентированная на достижение результатов по духовно-нравственному направлению факультатив:"Основы православной культуры России"
Рабочая программа по ОРКСЭ направление: "Основы православной культуры России" для 4 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я учусь правильно говорить, читать и писать" для обучающихся 1 класса с ОВЗ (вариант 5.1) Коррекционно-развивающее направление
Рабочая программа внеурочной деятельности для первоклассников с тяжелыми нарушениями речи, прошедшими коррекционное обучение в детском саду. На изучение материала отводится 1 час в неделю....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «Этика: азбука добра» направленность - общекультурная
Рабочая программа кружка для 1 -4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного разви...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «ШАХМАТЫ» направленность – спортивно-оздоровительная для обучающихся 1-4-х классов на 2018-2019 учебный год
Программа для обучения шахматной игре предназначена для первого и второго года обучения шахматам. В процессе учебной деятельности школьники должны овладеть элементарным шахматным материалом: познакоми...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «Занимательная математика» направленность - общеинтеллектуальная для обучающихся 1-4-х классов на 2018-2019 учебный год
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дети в годы ВОВ" по духовно-нравственному воспитанию учащихся 4 класса
Данная программа «Дети в годы Великой Отечественной войны» необходима для воспитания духовно-нравственных, патриотических, гражданских и мировоззренческих качеств личности, сохранения исто...