ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Социокультурные истоки» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1 классов)
материал

Вера Викторовна Просекова

ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Социокультурные истоки»

на 2017-2018 учебный год

(для обучающихся 1 классов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа158.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ №4

 Менщикова Н.В.

 Приказ № 337

от «23» августа 2017г.

ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Социокультурные истоки»

на 2017-2018 учебный год

(для обучающихся 1 классов)

Бабайлова Е.С.,

Васильева Р.Н.,

Просекова В.В.,

                                                                                                                                            Манакова Е.А.,

учителя начальных классов,

Урай, 2017 год

Структура программы по внеурочной деятельности:

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности……………………………….……….……….5

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности…………………………………………………………………………………………….…..8

3.Тематическое планирование ……………………………………………………….………….…..….…17

Программа по  внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» основе следующих

нормативно - правовых документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48);
  • Федеральный закон от 29.10.2010. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
  • Постановлению Главного Государственного санитарного врача Российской « Об  утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10  «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2-11 № 19993);
  • Письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»; от 22  августа 2014 г. № 10-Исх-7869    «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014-2015 учебном году»
  • Методическим рекомендациям Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры;
  • Программе развития школы  «Наша новая школа», основная образовательная программа начального общего образования (2015-2019 уч.год) МБОУ СОШ №4

Программа  соответствует:

  • требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  •    программам формирования универсальных учебных действий.

Планирование составлено на основе:

  • Авторской программы  И. А. Кузьминой и  А. В. Камкиной, разработанной в соответствии с государственными образовательными стандартами (утверждённые приказом Министерства образования и науки РФ) Год издания: 2013 год.
  • Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.

Цель: Введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.

 Задачи:

Образовательные:

- формирование ощущения своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству;

- раннее и системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка

Развивающие:

- развитие социокультурную основу личности с первого года обучения;

- развивать восприятие, мышление на основе развития духовного опыта ребенка;

Воспитательные:

- формирование крепкого и дружного коллектива;

-способствование осознанному выбору добра, умению прощать, противостоять злу,

- содействие выработке таких качеств как миролюбие, доброта, смирение, великодушие.

- присоединение семьи к школе.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

       Изучая предмет «Социокультурные истоки» дети открывают те или иные идеалы, к которым веками стремились лучшие из наших предков – идеалы лада и преображения, гармонии и согласия, веры и верности, державности и патриотизма. Конечно же, круг идеалов и ценностей, к которым тяготеют разум и сердце нашего народа, значительно шире. Каждый из нас в течение всей жизни в меру своих сил осваивает духовное богатство, накопленное тысячелетней историей России.

       На занятиях кружка «Социокультурные истоки» учащиеся осваивают духовное богатство народа. Дети знакомятся за рождением плохих поступков, научатся осознанному выбору добра, умению прощать поступки людей, противостоять злу, вырабатываются такие качества характера, как миролюбие, доброта, скромность, смирение, великодушие.

      На занятиях в детях развиваются лучшие духовные и душевные качества: послушание, искренность, уважение к личности человека, развитие воли, дисциплинированности, ответственности. Осмысливаются такие понятия, как «добродетель», «страх Божий», без которых невозможно пробуждение совести, оберегающие человека от совершения безнравственных поступков.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Социокультурные истоки»

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

1-й класс

Учебный курс «Социокультурные истоки» для 1-го класса позволяет младшему школьнику освоить понятие Истоки. 

Базовое содержание курса «Социокультурные истоки» объединено в четыре тематических блока – Мир. Слово. Образ. Книга.

Системообразующие категории-ценности «Слово» и «Образ» в программе «ИСТОКИ» имеют первостепенное значение.

«Азбука истоков» соединяет в одном издании три книги:

1. Первая книга учит ребенка чтению через категории Истоков (алфавитная часть).

2. Вторая книга развивает духовно-нравственные ценности ребенка в контексте программы «Истоки»  для первого года обучения (содержательная часть).

3. Третья книга помогает ребенку создавать свою Первую книгу.

В «Азбуке Истоков» три книги согласованы и взаимосвязаны. Приближение к Образу и ценностному смыслу Слова является главным мотивирующим фактором в развитии ребенка.

В теме «Мир» приближение к Образу начинается с внешнего восприятия семьи, школы круга друзей, родного края, поля, леса, радуги к внутреннему восприятию святынь России (Щит и герб, Защитник, Святой Георгий Победоносец, Илья Муромец) и добродетелей человека (добро, честь, любовь, милосердие, благодарность).

Тема «Мир» помогает преподавателю осуществить социокультурное присоединение от дошкольного образования к начальной школе.

Развитие ценностного смысла Слова раскрывает пять талантов Золотого сердечка: Доброе слово, Честное слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово. 

Золотое сердечко живет добрым, честным, святым словом.

Каждый человек должен ценить сказанное Слова, или оно станет «медью звонящей».

С первого класса «Социокультурные истоки» развивают способность ребенка различать Образ и безобразное. В «Азбуке Истоков» представлены образы защитников Отечества (святого Георгия Победоносца, Русских богатырей, святого князя Владимира, святого Александра Невского, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова), великих русских поэтов (Александровича Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева, Сергея Александровича Есенина) и образ праздника Великой Победы.

Завершающая часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книги – живое существо.  

Главными целями курса «Социокультурные истоки» в 1-ом классе являются:

* освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга; 

* развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;

* развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.

Содержание курса 1 класс

Мир (11 часов)

СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.

МИР И ЛАД. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.

ИСТОКИ И ШКОЛА. Истоки глазами детей. Рождественский дар.

ИСТОКИ И РАДУГА. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий, небо, землю и человека.

СКАЗКИ ПУШКИНА. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

РОДНОЙ КРАЙ. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

ЩИТ И ГЕРБ. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

Слово (10 часов)

СЛОВО. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь.

Слово проверяется делом.

ВЕСНА И СЛОВО. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека?

Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово.

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ. Добро. Доброе слово. Доброе дело.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.

СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

АЛЕША ПОПОВИЧ. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.

ЧАША ЖИЗНИ. Жизнь. Любовь. Добрые дела.

Образ (6 часов)

РОДНИК. Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

ОБРАЗ РОДИНЫ. Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА. Святой Александр Невский – солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

ОБРАЗ ПРАЗДНИКА. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

Книга (6 часов)

КНИГА. Книга – живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет творец.

КНИГА КНИГ. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга     книг – Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.  

ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ. Чтение – сердечный дар. Живое слово книги найдет отклик в душе читателя.

ПЕРВАЯ КНИГА. МИР КНИГИ. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Родители. Родительская любовь. Свет. Благодарность. Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод. Дар. Истоки. Родная земля. Родное слово. Радуга. Сияние истоков. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. Родной край. Дом. Родные люди. Народная песня. Герб. Щит. Щит-совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. Богатырь. Слово. Бесценный дар. Слово и дело. Весна и Слово. Добродетель. Сад добродетелей. Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. Доброе дело. Родительское благословение. Родительское слово. Уважение. Почитание. Богатырская доблесть. Жизнь. Образ. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. Родина. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Защитник Отечества. Солнце Земли русской. Образ праздника. Великая Победа. Святая память. Книга. Добро и красота. Творец. Книга книг. Библия. Библиотека. Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. Первая книга. Мир книги.  

Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1.

Мир

11

2.

Слово

10

3.

Образ

6

4.

Книга

6

ИТОГО:   33  часа

  1. Тематическое планирование

I. Мир

Тема урока

Содержание

Основные понятия

Форма организации

Вид деятельности

1

Введение в предмет.

Солнышко, мама и папа

Знакомство с «Азбукой Истоков». Алфавит – семья букв. Различные названия и начертания букв. Строчные и прописные буквы. Рукописные шрифты, буквицы.

Родители. Мама. Папа. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Благодарность.

Игра

Импровизация

2

Мир и лад

(Поле, школа и семья)

Смысл и значение слова.

Из чего состоит слово?

Чем слово отличается

от набора букв?

Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод.

Викторина

Инсценировка

3

Истоки и школа

Что обозначает слово?

(Имена существительные – без терминологии.) Общее и конкретное значение слов. Слово-образ. Слово-символ. Слово-имя. Имена родителей и друзей. (Заглавная буква.)

Колокол. Язык. Книга. Истоки. Отечество. Имена. Уважение к старшим. Школа.

Беседа

Рассматривание картины

4

Дар

(Рождество)

Праздничное слово.

Слово-поздравление.

Слово-приветствие.

Слово-прославление.

Дар. Божий дар. Благодарение. Поздравление. Праздник.

Круглый стол

Составь цепочку

5

Истоки и радуга

Откуда берутся слова? Связь и общее происхождение слов. (Корни слов.)

Истоки. Живительная сила. Родная земля. Родное слово.

Родной очаг. Радуга. Сияние истоков.

Дискуссия

Найди отличия

6

Сказки

А.С. Пушкина

Сказочные слова и присказки. Каковы отличия сказочной речи от обыденной?

Мир сказок. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость.

Работа по секциям

Поиск закономерностей

7

Родной край

Имя края. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Происхождение названий.

Родной край. Родина. Дом. Родные люди. Народная песня.

Турнир

На что похоже, найди лишнее

8

Святыни России.

Щит и герб (св. Георгий Победоносец)

Героические слова.

Слова верности.

Слово-действие.

(Глаголы – без терминологии.)

Что значит «Ищи мира»?

Как это делать?

Герб. Щит. Щит-совесть. Святой.

Чудо. Защитник. Победоносец.

Игра-КВН

Лабиринт

9

Святыни России.

Илья Муромец

Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с краем?

Богатырь. Добро. Храбрость. Родная земля. Мир.

Викторина

Составь цепочку

10

Обобщающий урок (Память)

Что более всего запомнилось из пройденного содержания?

Добрая память. Долгая память. Память сердца.

Круглый стол

Найди отличия

11

Экскурсионно-тематический урок.

II. Слово

12

Слово

Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение

с различной интонацией.

Слово. Бесценный дар. Свет. Добро.

Слово и дело.

Угадайка

Отгадывание ребусов

13

Весна и слово

Слово – сравнение, описание. (Прилагательные – без терминологии.) Метафоры.

С чем можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, ищем сравнения.

Весна и слово. Добродетель.

Сад добродетелей. Умиротворение.

Игра

Составление кроссворда

14

Золотое сердечко

Пять талантов

Золотого сердечка.

Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души.

Трудные упражнения.

Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово.

Слово о родителях.

Труд и подвиг.

Святое слово.

Турнир талантов

Поиск лишнего

15

Серебряное копытце

Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.

Добро. Доброе слово. Доброе дело.

Групповая

На что похоже, найди лишнее

16

Честное слово. Добрыня Никитич

Слово – наука.

Чему мы научились?

Слушать и слышать.

Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.

Слушание

Поиск закономерностей

17

Слово о родителях

Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений.

Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

Конкурс чтецов

Упорядочивание

18

Святое слово. Алеша Попович

Слово и дело в жизни. Работа. Помощник. Слова-помощники. (Предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте – зрительно и на слух.

Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.

Парная

Задания повышенной сложности

19

Чаша жизни

Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как вести себя, как правильно говорить и писать? Правописание слов с большой буквы.

Жизнь. Любовь. Добрые дела.

Беседа

Логически-поисковые задания.

20

Обобщающий урок (Внимание)

Наиболее увлекательные минуты на уроках «Истоки». Любимые увлечения и важные дела. Когда мы меньше всего устаем от учебного или физического труда? Нужно ли расширять свой кругозор? Внутренний мир.

Внимание. Умение слушать и слышать.

Любознательность.

Усердие в учебе.

Заботливость.

Сердечное внимание.

Составление кроссворда

Упорядочивание

21

Экскурсионно-тематический урок.

III. Образ

22

Родник

Богатство Родины и богатство языка. Близкие по смыслу слова. Множество оттенков речи. (Синонимы, антонимы – без терминологии). Учимся подбирать точные слова и правильно выражать свои мысли.

Род. Родник.

Живая вода.

Святой источник. Святая вода.

Викторина  

Поиск закономерностей

23

Образ Родины

Похожие слова. Корень слова. Другие части слова, которые могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова.  Примеры из предыдущих текстов.

Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

Слушание

На что похоже, найди лишнее

24

Образ защитника Отечества

Дружная жизнь слов в языке. Взаимодействие слов. Изменение формы слова. Зависимость изменения формы одного слова в предложении от изменения формы другого. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии).

Упражнения на подбор слова в правильной форме.

Защитник Отечества. Солнце

Земли русской. Подвиг.

Дискуссия

Лабиринт

25

Образ праздника

(День Победы)

Передача мудрого и доброго слова через книги. Устная передача – предания, сказки, песни. Почему говорят, что «слово из песни не выкинешь»? Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева.) Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания: почему они так называются? Примеры.

Образ праздника. Великая Победа. Святая память.

Урок-КВН

Составь цепочку

26

Обобщающий урок (Мышление)

Как уроки «Истоков» помогают нам учиться мыслить самостоятельно? Что значит мыслить образно? Что такое образ мыслей? Как меняется наш образ мыслей в процессе учебы? Что значит «чистые мысли»?

Мысль и слово.

Мысль и образ.

Образная мысль.

Образ мыслей.

Чистые мысли.

Брейн-ринг

Поиск закономерностей

27

Экскурсионно-тематический урок.

IV. Книга

28

Книга

Разнообразие книг. О чем рассказывают книги? Особенности языка и разные задачи. Угадываем, из какой книги отрывок: из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п.

Книга – живое существо. Добро и красота. Творец.

Игра

Что? Где? Когда?

29

Книга книг

Жизнь книги. Вечные книги человечества.

Исторические пути книги (возникновение письменности в Древнем Риме, святые братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.

Книга книг. Библия. Библиотека. Собирание библиотеки.

Связь поколений.

Слушание

Чтение

30

Живое слово книги

Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран.

Живое слово книги. Чтение.

Сердечный дар.

Экскурсия в библиотеку

Экскурсия

31

Первая книга. Мир книги

Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги. Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год.

Слова благодарности книге.

Слово. Образ. Мир. Добро. Дом. Книга. Истоки.

Проект «Моя первая книга»

Исследование

32

Годовой обобщающий урок (Речь)

Слово сохраняет чистоту Золотого сердечка.

Что значит «говорить от чистого сердца»?

Чистое сердце.

Чистая речь.

Доброе слово.

Игра

Квест

33

Заключительный экскурсионно-тематический  урок.

Приложение 1

Контроль и оценка планируемых результатов.

  В основу изучения курса   положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной  среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Список литературы:

Учебно – методическая литература для учителя:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов  (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Программа «Истоки» для начальной школы.
  5. Методика преподавания предмета «Истоки», 1 класс  
  6. М.Ю.Дудкина  Педагогический опыт реализации программы «Воспитание на социокультурном опыте». 1 -4 классы.
  7. Программа «Моя семья». Работа с родителями в начальной школе.
  8. Поурочное планирование в начальной школе.

Приложение 2

Открытое занятие кружка «Истоки»

Тема: «Пять талантов Золотого сердечка».

Задачи:

• Содержательная: когда сердечко становится золотым; труд и подвиг  один из талантов золотого сердечка.

• Коммуникативная: развитие навыков работы в четверках.

• Управленческая: развитие умения работать с информацией; осуществлять выбор.

Присоединение.

- Дорогие ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте подарим свою улыбку, согреем теплом своего сердца и вместе отправимся в путь за новыми знаниями. Послушайте одну историю и постарайтесь продолжить ее (чтение отрывка из рассказа Пермяка «Для чего руки нужны»).

«Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:

- А для чего, Петенька, людям руки нужны?

- Чтобы в мячик играть.

- А еще для чего? - спросил дед.

- Чтобы ложку держать.

- А еще для чего?

- Чтобы кошку гладить.

-А еще?

- Чтобы камешки в речку бросать».

Учитель: А как вы, дети, могли бы ответить на этот вопрос: «Для чего руки нужны?» (Дети отвечают.)

- А что значит, когда про человека говорят: «У него руки золотые?» (Дети отвечают.)

Откроем учебник «Азбука Истоков» на странице «52», по закладке. Ребята, обратите внимание на рушник с буквой «3». Что вы видите? (Дети перечисляют, одновременно учитель помещает на доске вырезанные из золотистого картона названные детьми фигурки.)

- Что их объединяет? (Учитель наводящими вопросами подводит детей к пониманию того, что они не простые, а золотые.)

А сердечко какого цвета? Может ли оно стать золотым? Сразу или постепенно?

Рассказ учителя:

Знакомы ли вы со словом «Талант»? Что это такое (дети отвечают). Слышали ли вы такое выражение «Зарыть свой талант в землю» (дети отвечают). Знаете ли вы, что в древности талантом называли дорогостоящую монету. В Евангелии есть такая история - о талантах. Один господин дал трем людям по нескольку таких монет - талантов. Первый из них· пошел и потратил свои таланты - монеты - на добрые дела и они приумножились. Второй человек тоже вложил данные ему таланты в хорошие дела и сделал много полезного людям, а третий испугался, что потеряет монету и зарыл их в землю, и никакой пользы эти монеты - таланты никому не принесли. Отсюда и пошло выражение «Зарыть свой талант в землю», значит - не дать ему развиться, потерять то, что дано от природы, от Бога.

Материал учебника: «Азбука Истоков», (авт. И.А. Кузьмин) стр. 54.

- Золотое сердечко имеет 5 талантов.

Учитель: Первый талант - Доброе слово.

Дети: Доброму слову добрая память.

- с добрым словом жить в радость.

- Доброе слово душу лечит.

Учитель: Второй талант - Честное слово.

Дети:

- Береги честь смолоду.

- Честное слово делу основа.

- Честное слово честь рода бережет.

Учитель: Третий талант - Слово о родителях.

Дети:

- Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

- От доброго дерева - добрый и плод.

- Слово о родителях мир укрепляет.

Учитель: Четвертый талант - труд и подвиг.

Дети:

- Сердечный труд мудрые люди поймут.

- Светлая душа подвигом жива.

- Труд и подвиг характер закаляют.

Учитель: Пятый талант - Святое слово.

Дети:

- Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. (МЮ.Лермонтов)

- Святое слово мир спасает.

Ресурсный круг:

Сейчас мы узнали о пяти талантах Золотого сердечка. А теперь давайте прислушаемся к своему сердечку. Знаете где у вас сердечко. Положите на него ручку, чувствуете? Теперь каждый постарайтесь ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы ваше сердечко стало золотым? (Дети отвечают, взрослые помогают отвечать детям.)

Сегодня мы с вами подробно поговорим об одном из талантов Золотого сердечка. Каком? Вы мне скажете сами. А для этого каждый из вас сейчас встанет и выберет одну цветную карточку, которые висят в классе. Давайте, поразомнем наши косточки (дети встают и выбирают карточки со словами из пословиц: «Не знают / скуки / золотые /руки», «Терпение / и труд / все / перетрут», «Без труда / не выловишь / и рыбку / из пруда», «Семь раз / отмерь, / один / отрежь». Выбрав карточку, дети объединяются в четверки по цвету).

Работа в четверках.

Задание: составить пословицу из фраз и прочитать ее у доски. Индивидуальный этап: 1 мин.

Обсуждение в четверках: 2 мин.

Делегирование.

Рефлексия.

Учитель: Что объединяет эти пословицы, что у них общего? (Дети отвечают: «О труде».)

Правильно. Сегодня мы и поговорим о четвертом таланте «Золотого сердечка» - о труде и подвиге. Почему о подвиге? А какой же труд без подвига? Ведь подвиг - это не только подвиг на войне, но и в каждой профессии, в каждом деле. Необходимо подвигнуть себя на труд, приложить усилия, побороть в себе лень перед тем, как начать каждое нелегкое дело.

Ваши родители заняты трудом. Как хорошо, когда человек выбирает себе профессию по сердцу, чтобы работа приносила радость душе человека.

У Джанни  Родари есть такое стихотворение, которое называется «Чем пахнут ремесла?», послушайте, пожалуйста: -

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идешь мастерской  

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофера

Пахнет бензином.

Блуза рабочего  

Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате

Лекарством приятным.

Рыхлой землею,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только безделье

Не пахнет никак.

Учитель. Определите, чем в жизни занимаются эти люди, какой у них род занятий? (На доске слайды: учитель, врач, продавец, сварщик, военный, сварщик, художник и др.)

Работа в четверках.

А сейчас мы с вами поиграем в игру и попробуем побыть в роли взрослых языковедов, строителей, поэтов, конструкторов.

Задание для языковедов: работа с Тетрадью по чтению «Азбуки Истоков», стр. 28 (1).

Задание для строителей: работа с Тетрадью по чтению «Азбуки Истоков», стр. 28 (2).

Задание для поэтов: работа с Тетрадью по чтению «Азбуки Истоков», стр. 29

(4).

Задание для конструкторов: совместное конструирование из лего архитектурных объектов (на выбор).

2 минуты на обдумывание (Индивидуальный этап: 2 минуты). Приступаем к совместной работе (Обсуждение в четверках: 5 минут).

Загадки о профессиях.

Используется мультимедийный проектор, показываются слайды.

Учитель.

Он научит нас читать,

Он научит нас писать,

Кто он? Что же вы молчите? -

Ну, конечно же, учитель!

Пожарный.

Что такое? -

Дом горит!

Кто на помощь к нам спешит?

Победит он пламень жаркий,

Потому что он ... пожарный.

Строитель.

Строят нам красивый дом,

Будем жить мы в доме том,

И «спасибо» говорить им,

Дом построившим ... строителям.

Портной.

Может платье сшить и брюки

Этот мастер на все руки.

Продавец.

В магазине  продаст

Молоко, кефир и квас.

Парикмахер.

Причесать он сможет вас

Не за день и не за час.

Он мальчишек подстрижет,

Девчонкам локоны завьет.

Художник.

Солнце, радугу и дождик

Нарисует нам ... художник.

Повар.

Варит вкусные обеды,

Жарит рыбу и котлеты,

И в столовой всех ребят

Накормить бывает рад.

Батюшка.

Службу в храме служит он,

Очень много знает,

На духовные вопросы

Мудро отвечает.

Врач.

Горло, голова болит

Не сердись, не плачь

Всех полечит айболит

Или просто ... врач.

Делегирование. Рефлексия.

Учитель: К какому из талантов «Золотого сердечко» мы сегодня прикоснулись? Ребята, вы хорошо потрудились, И именно о вас, маленьких работниках Борис Заходер написал стихотворение (учебник):

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь, да стоит!

Давайте положим ручку на сердце, знаете, где у вас сердце? Прислушайтесь ... Чувствуете? Ничего не изменилось у вас к концу урока? Может быть кто-нибудь почувствовал в себе новые таланты, таланты к труду, к подвигу? Прибавилось ли у вас «Золотого сердечка»?

На прощание мне хотелось бы вам пожелать, чтобы трудились не только ваши руки и голова, но и ваша душа.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

(Н.А. Заболоцкий)

Использованная литература

1. Давыдова ЕЮ. "Тетрадь по чтению".

2. Давыдова ЕЮ., Кузьмин ИА. "Азбука Истоков".

3. Джанни Родари. "Чем пахнут ремёсла".

4. Потаповская О.М "Стихи о профессиях".

5. Пермяк Е "Для чего руки нужны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 2 класс

Программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"...

КТП внеурочной деятельности "Социокультурные истоки", 2 класс, 2017-2018 г.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности духовно-нравственного раздела "Социокультурные истоки" предназначены для учителей начальных классов (2 классов), работающих по пр...

Программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки". 2 класс.

Рабочая программа по курсу "Истоки" разработана на основе программы "Истоки", являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А....

рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 1 класс

рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"...

Программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 3 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с требованиями  федерального  государственного   образовательного стандарта...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» 1 класс 2019 – 2020 учебный год

Цель: освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» р...