Обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности
статья
Обобщение опыта классного руководителя
по духовно-нравственному воспитанию личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_klassnogo_rukovoditelya_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu_lichnosti.docx | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта классного руководителя
по духовно-нравственному воспитанию личности
Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.
Василий Александрович Сухомлинский
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Школа – это место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.
Азы большой работы по воспитанию духовности начинаются в начальной школе, именно здесь закладывается фундамент будущей личности.
Так как ФГОС второго поколения требует формирование разносторонней личности, всю свою работу я запланировала по следующим направлениям:
•воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
•воспитание нравственных качеств и этического сознания;
•воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
•воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
•воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
На каждый год обучения я ставлю задачи и планирую результаты.
В 2018-2019 уч.году, это первый год воспитания , передо мной стояла задача вовлечь ребёнка в школьную деятельность, сформировать доверительные отношения между учеником и учителем. Поэтому было важно уделить большее внимание общению в малых группах, индивидуальным беседам, посещению на дому. Итогом первого года воспитания стало осознание себя как ученика.
В конце учебного года я провела диагностику уровня воспитанности учащихся по Н.П. Капустиной. Она подразумевает исследование поведенческого компонента, предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и другое.
Результат показал, что 5 чел. (23,8 %) имеет высокий уровень воспитанности, 12 человек (57,2%) – хороший уровень, 4 человека (19%) - средний.
Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, были нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом оказали родители. Были проведены родительские собрания и лектории. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание сознательной дисциплины», семейный праздник « Род, родные, Родина». Итогом второго года стало формирование устойчивых дружеских отношений.
В конце второго года воспитания среди детей 2 класса я провела анкетирование «Настоящий друг». Оно входит в методику оценки уровня морально-нравственного развития
Анкетирование показало, что 75% учащихся набрали от 35 до 50 баллов. Это значит, что они верные и преданные друзья, они доверяют людям и люди платят им тем же. У 25% учащихся от 15 до 35 баллов и это показало, что у них есть опыт дружбы, но есть и ошибки, они верят в настоящую дружбу и готовы дружить.
Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе, экскурсии, беседы, работа актива класса.
Я предложила детям ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно было записать номер того утверждения, которое больше, всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе.
МЕТОДИКА «НАШИ ОТНОШЕНИЯ»
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Детям была предложена серия утверждений для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности.
Другая серия утверждений позволило выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие).
Проведя данный опрос, я выявила, что 85% учащихся на первую серию утверждений ответили, что наш класс очень дружный и сплоченный, 15% - наш класс дружный.
На вторую серию утверждений результат получился следующим: 73,7%- в нашем классе принято помогать без напоминания, 15,8%- в нашем классе помощь оказывается только своим друзьям, 10,5%- в нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
Четвёртый же год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной работы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.
В мае я планирую провести диагностику уровня воспитанности учащихся начальных классов по Н. Капустиной и сопоставить результаты первого года обучения и четвертого.
Во внеклассной работе большое значение имеет духовно - нравственное воспитание. Для того, чтобы дети росли умными и интеллегентными, добрыми и отзывчивыми, умели сопереживать чужому горю и вовремя прийти на помощь, мною используются разнообразные формы внеклассной работы. Оно реализуется через общественно-полезный труд, через игру, через подготовку и проведение различных КТД и участие в социально – значимых акциях, конкурсах.
Огромное значение в воспитании личности имеют школьные традиции. У нас это:
- Дни знаний, Дни здоровья, Уроки мужества, посвященные памятным датам («Герои среди нас», «Зима сорок пятого года», ко Дню Неизвестного солдата и т.д.) ;
- праздники «День именинника», новогодний карнавал, спортивные игры, посвященные Дню Защитника Отечества, «Папа, мама, я – спортивная семья», Масленица, праздник книги;
- интеллектуальные марафоны, ярмарки;
- научно – практические конференции , например: «Мир вокруг нас»;
- конкурсы чтецов «Красота русской природы», «Весна глазами поэтов» и т.д.,
- участие в конкурсах рисунков и поделок, посвященных 250- летию выхода Манифеста Екатерины II «Мой край родной», «С любовью к России», «Мы рисуем город», «Спасибо деду за Победу» и акциях «Дети Лицея – солдатам», «100 000 добрых дел» и др.
Одной из форм учебно-воспитательного процесса является экскурсия.
В своей работе я использую разные виды экскурсий:
1. Экскурсии в природу. Общение с природой – прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Такие походы способствуют экологическому воспитанию учащихся. Наблюдая за природой ребята с удовольствием принимают участие в акциях «Живи, лес», «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Покорми птиц зимой», «Не только в гости ждет тебя природа» .
2. Экскурсии, знакомящие с трудом людей. Часто мы с ребятами посещаем краеведческий музей, городскую детскую библиотеку
3. Обзорные экскурсии по городам Маркс, Саратов. Дети видят, как изменяются и хорошеют наши города. Это способствует формированию чувства уважения к людям труда, эстетических чувств и чувства патриотизма.
Также мы любим посещать театры, цирковые представления, концерты. По моим наблюдениям, это способствует формированию мотивационной сферы, развитию познавательной активности, расширению кругозора учащихся, способствует нравственному, эстетическому и интеллектуальному воспитанию, а также оказывает благотворное влияние на формирование детского коллектива.
Воспитание творческой самостоятельности, инициативности, познавательной активности, развитие социальных навыков невозможно без приобретения школьниками опыта проектно-исследовательской деятельности. Ребята с удовольствием работали над темами «Дорога в космос», «Моя родословная» и т.д.
Ученица 4 класса в 2021 году принимала участие в конкурсе «Жемчужинка-2021», все ребята оказали помощь в подготовке нашей конкурсантки. Этот праздник был посвящен истории народов Росси. Ребята искали материал на тему «Откуда пошли славяне», «Культура и быт русского народа». А затем все вместе пришли поддержать одноклассницу.
Ребята принимают активное участие в конкурсных мероприятиях и занимают призовые места.
Все эти годы я наблюдала, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят постепенно складываются товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, реже ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту класса и старшего в группе.
Работая в духовно-нравственном направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Поэтому проводятся классные часы, приуроченные к знаменательным датам (Дню Защитника Отечества, Дню Победы, «Главная книга страны» - Дню Конституции). Поездки и походы по памятным местам («Парк Победы» на Соколовой горе города Саратова, «Аллея героев», «Парк Победы» города Маркс) объединяют все большее количество детей, воспитывают в них дух патриотизма. Встречи с ветеранами и участниками войн, участие в конференциях, конкурсах, посвященных Великой Отечественной войне. Прошли классные часы "Моя малая Родина", «Я люблю тебя, Россия!», «Поговорим о доброте», "Семья и семейные ценности" и др. Все это формирует у учащихся устойчивые жизненные позиции, сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества, перед своей страной.
Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Ведь именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка. Родители принимают активное участие в организации и проведении праздников («Мы школьниками стали», «Веселые старты»,посвященные Дню Защитника Отечества, «До свиданья, школа!» - окончанию учебного года», «Мама- солнышко мое», «Мама-лучшее слово на свете»), поездок.
На протяжении трех лет ребята проявляли огромный интерес к истории и географии Родины, к культуре и традициям народов России, поэтому в 2021-2022 уч.году были организованы занятия в объединении «Я - гражданин России», направленные на формирование гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых представлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Очень важно воспитывать в детях доброту, уверенность в себе, щедрость и открытость души, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит детей к взрослой жизни, ее нормам и требованиям. Это и есть важнейшее условие успешного развития России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы учимся для жизни. Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию.
Данная статья содержит материал, в котором представлены основные виды и формы деятельности учителя и учащихся по духовно-нравственному воспитанию во втором классе, реализуя новые стандарты....
Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.
Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...
Обобщение опыта по теме "Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося"
Материал к научно-практической конференции "Формирование будущего гражданина России и система духовно-нравственнного воспитания школьников"...
Обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности
В работе представлено обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности...
презентация педагогического опыта по теме Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста.
цель формирование нравственных чувств...
Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию, осуществляемому в рамках деятельности кружка «Капельки добра»
Ребята учатся уважать традиции своего народа, уважать нравственные нормы христианской морали, проявляют свои творческие способности. У них формируется понятие о русской традиционной культуре как...
Обобщение опыта по теме "Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации ФГОС"
В становлении человека лежит духовно-нравственное воспитание, то, что может и должен формировать учитель. Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к воспитанию и особенно к воспитанию...