учебное занятие курса внеурочной деятельности "Я - исследователь"
план-конспект занятия (3 класс)

Занятие называется "Проект в шляпе". В ходе занятия отрабатываются специальные умения, необходимые для выполнения проектно - исследовательской работы.

Используется метод Эдварда де Боно "6 думательных шляп".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проект в шляпе»

План – конспект учебного  занятия курса «Я – исследователь»

 

Класс: 3  

Учебный курс «Я - исследователь»

Тема учебного занятия: «Проект в шляпе»

Тип учебного занятия:  общеметодологической направленности 

Цель:       Формирование  специальных умений и исследовательских способностей младших школьников,  необходимых  для   проектно – исследовательской деятельности.  

 

Планируемые результаты

Предметные результаты

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

  1. Выявляет проблему
  2. Осуществляет поиск иформации и её анализ.
  3. Составляет план решения проблемы
  4. Проводит анализ  предложенных способов решения проблемы с целью определения состоятельности или несостоятельности способов.
  1. Формулирует цель в результате совместной деятельности
  2. Сохраняет цель и учебные задачи на протяжении деятельности
  3. Высказывает и доказывает своё мнение
  4. Оценивает результаты своей деятельности и осуществляет коррекцию своей деятельности.
  5. Осуществляет самоконтроль
  1. Умеет применять новые способы обучения в новых ситуациях.
  2. Умеет делать выводы и  умозаключения.  
  3. Умеет сравнивать  

предложенные способы действий

  1. Взаимодействует в парах и группах.
  2. Оценивает суждения товарищей, рассуждает, доказывает свою позицию.
  3. Корректирует действия участников коллективной творческой деятельности.

1.Понимает пользу и необходимость  чтения.

2. Проявляет интерес к новым способам совместной учебной деятельности.

3. Проявляет интерес к совместной деятельности.

№ п\п

Этап урока

Учитель

Ученики

Результат

1.

Эмоциональное вхождение в занятие 

 

Отгадайте загадку.

Это необычный дом,

Не живут люди в нём.

Но кто в него войдёт,

Ума приобретёт!

Улыбнулись друг другу, начнём наше занятие.

1.Школа.

Создан положительный эмоциональный настрой на урок.

2.

Определение темы занятия.

Актуализация знаний.

C:\Users\302\Desktop\6шл\00215394_n2.jpeg

  1. Скажите,  какое литературное произведение вам напоминает эта картинка и почему?

  1. Найдите и назовите в этом ряду фразеологизм (крылатое выражение): дама в шляпе, котёнок  в шляпе, дело в шляпе.
  2. Объясните, когда так говорят «дело в шляпе»?

  1. Подумайте, какое из этих словосочетаний может быть темой нашего занятия и почему?

  1. Произведение Николая Носова «Живая шляпа»

  1.   Котёнок в шляпе, дама в шляпе, дело в шляпе, проект в шляпе
  2. –Если хотят сказать:

-а) все в порядке  

- б) до успешного завершения дела осталось чуть-чуть.

4.«Проект в шляпе», потому что на факультативе « Я- исследователь» мы учимся создавать проекты, а 6 думательных шляп нам помогают думать, рассуждать, сравнивать.

Определена тема занятия

3.

  Для того, чтобы сформулировать цели задачи занятия поработаем с понятиями темы:

  1. Дайте определение понятию  проект?

  1. Перечислите этапы проекта

3.  Какие специальные умения необходимо у себя формировать, чтобы развить собственные   исследовательские способности для  того. чтобы успешно заниматься проектно- исследовательской деятельностью?  

  1. На доске вывешивается  перечень умений.  
  2.  Сделайте вывод: При каком условии ваш проект будет в шляпе?

1. Замысел, план создания чего либо (сооружения, механизма, договора)

2. Выявление проблемы, поиск информации, план решения проблемы, создание продукта, презентация

3. Нам необходимы умения:

-Видеть проблему,

- ставить вопросы,

- объяснять, доказывать, защищать свои идеи,

- делать умозаключения и выводы

- сравнивать

-классифицировать

- готовить тексты докладов

 

Если у нас будут сформированы эти специальные  умения.

Созданы условия для  определения уровня имеющихся знаний по теме занятия

4.

Целеполагание

  1.  Поставьте  цель   нашего занятия?

Сегодня мы будем формировать  специальные проектные умения, развивать свои исследовательские способности,  используя способ 6 думательных шляп и карту мыслей.

Определена цель занятия.

5.

Распределение обязанностей в группе

Приложение 1. таблица

1.         Работать будете в малых группах.  Занятие проводится в форме открытой площадки,   т.е каждый из вас поможет советом  другой группе в случае необходимости.

 2. Дайте название своим группам,  распределитесь, запишите в таблицу:  координатор, секретарь, хранитель времени, повелитель шляп.

Обучающиеся дают название группе распределяют обязанности в таблице (Приложение 2)

Созданы условия для работы в группах.

6.

Определение темы текста.

Выявление проблемы 

Приложение 2. Текст.

Приложение 3. Пример карты мыслей.

  1. Прочитайте текст с описанием проблемной ситуации, назовите тему текста и выделите проблему, обсудите в группе,  сформулируйте сообща и назовите  её.
  2.  Чтение книг.   Эта тема не случайно взята для сегодняшнего занятия. Именно сейчас остро встаёт вопрос о читательской грамотности.
  3. Поместите название проблемы в середину карты мыслей.

  1. Чтение

  1. Люди всё реже читают.  (Люди не хотят читать).

Определена тема текста.

7.

Формирование умения планирования мыслительных операций

.Приложение 4. Рисунок  6 шляп.

  1. 1. Давайте мысленно наденем синюю шляпу, чтобы  определить: Какие шляпы будем использовать? В каком порядке? Почему? (связать цвет шляпы с умением)
  2.  
  3.  
  4. 2. На доске порядок шляп зафиксировать, в центре написать название проблемы.

3. Называют цвета шляп и их последовательность.(Синяя, белая, красная,зеленая,желтая, черная, синяя)

4. Объясняют, связывая цвет шляпы и умение. Синяя – планирование и анализ, белая- работа с информацией,красная-эмоциональная оценка информации, зелёная- творчество, желтая – выделение позитивных сторон предложенных решений проблемы,  чёрная – выявление противоречий. Недостатков п предложенных вариантах решения проблемы.

 

Определен порядок  работы над проблемой.

8.

Формирование умения работать  с информацией

  1. Перед нами белая шляпа.
  2. Назовите её команды.

  1. Мысленно наденьте белую шляпу и проанализируйте имеющуюся в тексте информации.

  1. Результаты вашей мыслительной деятельности зафиксируйте на карте мыслей.  
  2. Время работы - 3мин. (Хранитель  времени отслеживает время по песочным часам.)

Работа в режиме открытой площадки позволяет вам дополнять   и исправлять, если потребуется, ответы товарищей.

Какое умение формировали мы, работая в белых шляпах?

  1. Какой мы обладаем информацией?

Какая нам нужна информация?

Мы знаем:

- Чтение сохраняет ясность ума, развивает мозг

-чтение должно быть вдумчивым и регулярным

-у читающих  людей выше шанс построить успешную карьеру

- У них лучшие отношения в семье

- они выглядят моложе и дольше живут

- люди всё реже читают

 Мы хотим узнать:

(Предлагаются варианты интересующих каждую группу вопросов. Например: почему, несмотря на такие полезные перспективы  дети  реже стали читать, как сделать так, чтобы детям захотелось читать, как привлечь внимание к чтению).

  1. Умение выявлять информацию.

Выявлена информация по проблеме, содержащаяся в тексте, определена требующаяся  для решения проблемы информация.

9.

Формирование умения осуществлять оценку  информации.

  1. Спасибо за работу в белой шляпе. Мысленно снимаем белую шляпу.
  2. Предлагаю отнестись к этой информации.

Мысленно надеваем красную шляпу.  На какой вопрос вы будете искать  ответ?

  1. Для работы с картой мыслей под красной шляпой можете использовать картинки, рисунки,   смайлики.

  1. Время работы 3 минуты.

  1. Подводим итог работы в красных шляпах

  1. Снимаем красные думательные шляпы
  2. Какое умение формировали мы у себя, работая под красной шляпой..

 

 

  1. Какие по поводу данной информации у меня возникают чувства?

 

  1. Надев красную шляпу  я почувствовал(а)  ….  (очень жаль, книги пылятся без дела на полках и  их не читают и т.д.)

  1. Оценка информации.

Дана эмоциональная оценка информации, выявленной в тексте.

10.

Формирование умения находить способы и пути решения проблемы

1. Назовите   вопросы зелёной шляпы

2.Сейчас предлагаю надеть зелёные шляпы творчества.

Время работы -5минут.

3..Итоги работы под зелёной шляпой.

4.Какое умение формировали, работая под зелёной шляпой?

  1. Какие творческие идеи имеются?

Что можно предпринять в данном случае?

  1. Высказывание - призыв на тему проблемы для оформления его на интерактивной доске слайдовой страничкой(Приложение 5) для последующей  презентации и оценки голосованием.  

1 человек оформляет его на доске, а

группа планирует способы и пути решения проблемы.

  1. 1 человек от группы выступает с предложениями по решению проблемы (собрать книги о природе Кр края, раздавать конфетки в библиотеке, читать вслух ребятам не умеющим читать и т.д.)

4.Составлять план решения проблемы.

1.В группах созданы собственные планы решения проблемы. 2.Созданы интерактивные слайдовые странички с призывом к чтению от каждой группы.

11.

Формирование умения анализировать,

объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

1.  Какие вопросы решаем, находясь в жёлтой шляпе?

2. Предлагаю мысленно надеть всем желтые шляпы.

 время работы –  3мин.

3.Итоги работы в жёлтой шляпе.

4.Какое умение формировали, находясь в желтых шляпах?

 

1.Преимущества, выгода, ценность наших способов решения проблемы.

2.Мы считаем, что наше предложение сработает, так как ….

3.объяснять, доказывать, защищать свои идеи,

Названы плюсы предложенных группами способов решения проблемы.

12.

Формирование умения критически оценивать способы решения проблемы, находить

альтернативные(другие) пути решения?

1.На какие вопросы мы отвечаем, надев на себя Чёрную шляпу?

 2. Предлагаю надеть чёрную шляпу

3.Время работы – 3 минуты.

4.Подводим итог. Над каким умением работали , находясь в чёрных шляпах.

5.Снимаем с себя чёрную шляпу

  1. Сработает ли это?

Осуществима ли эта идея?

Насколько это безопасно?

Какие сложности могут возникнуть?

  1. Мы считаем, что …
  2. Мы работали над формированием умения критически анализировать предложенные способы решения проблемы.

1.Выявлены условия, при которых предложенные способы решения  проблемы не сработают. 2.Названы альтернативные способы.

13.

Рефлексия.

Подведение итогов занятия.

Приложение 5. Примеры слайдовых страниц, созданных на интерактивной доске.

  1. Вновь мы встречаемся с синей шляпой.
  2. Назовите вопросы, на которые мы отвечаем, надев синие шляпы?

  1. Предлагаю группам  мысленно надеть синие шляпы и ответить на эти вопросы, используя таблицу умений шляп.
  2. На шкале успеха отметить уровень  сформированных   специальных умений, необходимых для создания проекта?
  3. Сделать вывод: а проект – то в шляпе?  (т.е. достаточно умений, чтобы разработать и реализовать проект самостоятельно?)
  4. Каков следующий шаг?

  1. Над каким умением работали в синих шляпах?

 

  1.  Какие мыслительные операции выполняли? Что получилось?(шкала умений)
  2. Какой следующий мыслительный шаг?

Работая в 6 думательных шляпах, мы  формировали у себя умение выявлять проблему, сравнивать и оценивать  идеи, умение планировать, делать обобщения и выводы, принимать решения.

  1.  Группа считает, что наши умения  на  таком уровне  (отмечает на  шкале каждого цвета.)
  2. Мы считаем,

а)   наш проект в шляпе,  мы готовы   к самостоятельной работе над проектом.

б) нашей группе нужно поработать над умением…  (если проект не в шляпе)

  1. Карты мыслей прикрепляют к плакату со шкалами.
  2. Делать умозаключения и выводы

1.Каждой группой проведён анализ работы по формированию проектно – исследовательских умений.

2.На цветных шкалах (по цветам шляп) отмечен примерный уровень сформированности  каждого умения у членов группы.

3.Сделан вывод о готовности каждой группы о готовности к самостоятельной проектной и исследовательской деятельности.

  1. Презентация    слайдовых страниц с высказываниями о пользе чтения, созданных на интерактивной доске.

  1. Объявление группы – победителя в конкурсе на лучшую слайдовую страницу.
  2. Занятие окончено.

  1. Оценка слайдовых страниц групп. Голосование (индивидуальное)  при помощи цветных полосок.  Прикрепить цветную полоску на карту мыслей с лучшей, по вашему мнению, страницей. (За свою страницу не голосовать.).

Путем голосования выявлена страница – победитель  с призывом к чтению.

Приложение 1. Таблица.

№ п\п

Должность

Функции

Фамилия

1

Координатор  

координирует работу группы

2

секретарь

фиксирует высказывания членов группы на карте мыслей

3

хранитель времени

при помощи песочных часов фиксирует время

4

повелитель шляп

меняет шляпы по цветам в определённом группами порядке

Приложение 2.

Текст.

Ученые давно выяснили как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут

Приложение 3. Пример карты мыслей.

 C:\Users\302\Saved Games\Pictures\2019-11-28\001.jpg                                         C:\Users\302\Saved Games\Pictures\2019-11-28\002.jpg

                   

                                    C:\Users\302\Saved Games\Pictures\2019-11-28\003.jpg

Приложение 4.

 Слайдовые страницы, созданные на интерактивной доске.

H:\занятие готово\28.01.2015\занятие\занятие 2\20150127 10_08.bmp                                      H:\занятие готово\28.01.2015\занятие\занятие 2\20150127 10_16.bmp

                                                               H:\занятие готово\28.01.2015\занятие\занятие 2\20150127 10_24.bmp

Список литературы:

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2011.
  2.  https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
  3.   https://lifehacker.ru/chto-takoe-karta-myslej-i-kak-s-nej-rabotat/
  4. http://pedsovet.su/metodika/priemy/6276_6_shlyap_myshlenia_na_uroke
  5. https://videouroki.net/razrabotki/mietod-shiesti-shliap-myshlieniia.html
  6. https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=3368

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка материала к занятию курса внеурочной деятельности по математике "Математические фокусы" (3 класс)

Подборка математических фокусов с объяснениями для занятия №9 курса внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"....

Презентация к занятию курса внеурочной деятельности "Математические ребусы" (в 2-х частях для 3 класса)

Презентация в 2-х частях к занятию №6 "Математичекие ребусы, их составление и разгадывание" курса внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса. Содержит оформленные в вид...

Симметрия. Занятие курса внеурочной деятельности "Геометрика"

Занятие направлено на:применение знаний о симметрии, полученные на уроках окружающего мира, информатики и ИКТ, Истоков;применение умений анализировать формы предметов, объединять предметы по определен...

Занятие курса внеурочной деятельности "Я - исследователь" по теме "Воздух занимает место"

Занятие практической направленности можно провести с учащимися 1-4-х классов. Ребята практическим путем убеждаются в том, что воздух - не пустота. ...

Программа курса внеурочной деятельности "Исследователи космоса"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Исследователи Космоса» для учащихся первого года обучения разработана в соответствии с:Федеральным  государственным образовательным ст...