учебное занятие курса внеурочной деятельности "Я - исследователь"
план-конспект занятия (3 класс)
Занятие называется "Проект в шляпе". В ходе занятия отрабатываются специальные умения, необходимые для выполнения проектно - исследовательской работы.
Используется метод Эдварда де Боно "6 думательных шляп".
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Проект в шляпе»
План – конспект учебного занятия курса «Я – исследователь»
Класс: 3
Учебный курс «Я - исследователь»
Тема учебного занятия: «Проект в шляпе»
Тип учебного занятия: общеметодологической направленности
Цель: Формирование специальных умений и исследовательских способностей младших школьников, необходимых для проектно – исследовательской деятельности.
Планируемые результаты
Предметные результаты | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
|
|
предложенные способы действий |
| 1.Понимает пользу и необходимость чтения. 2. Проявляет интерес к новым способам совместной учебной деятельности. 3. Проявляет интерес к совместной деятельности. |
№ п\п | Этап урока | Учитель | Ученики | Результат |
1. | Эмоциональное вхождение в занятие
| Отгадайте загадку. Это необычный дом, Не живут люди в нём. Но кто в него войдёт, Ума приобретёт! Улыбнулись друг другу, начнём наше занятие. | 1.Школа. | Создан положительный эмоциональный настрой на урок. |
2. | Определение темы занятия. Актуализация знаний. |
|
-а) все в порядке - б) до успешного завершения дела осталось чуть-чуть. 4.«Проект в шляпе», потому что на факультативе « Я- исследователь» мы учимся создавать проекты, а 6 думательных шляп нам помогают думать, рассуждать, сравнивать. | Определена тема занятия |
3. | Для того, чтобы сформулировать цели задачи занятия поработаем с понятиями темы:
3. Какие специальные умения необходимо у себя формировать, чтобы развить собственные исследовательские способности для того. чтобы успешно заниматься проектно- исследовательской деятельностью?
| 1. Замысел, план создания чего либо (сооружения, механизма, договора) 2. Выявление проблемы, поиск информации, план решения проблемы, создание продукта, презентация 3. Нам необходимы умения: -Видеть проблему, - ставить вопросы, - объяснять, доказывать, защищать свои идеи, - делать умозаключения и выводы - сравнивать -классифицировать - готовить тексты докладов
Если у нас будут сформированы эти специальные умения. | Созданы условия для определения уровня имеющихся знаний по теме занятия | |
4. | Целеполагание |
| Сегодня мы будем формировать специальные проектные умения, развивать свои исследовательские способности, используя способ 6 думательных шляп и карту мыслей. | Определена цель занятия. |
5. | Распределение обязанностей в группе Приложение 1. таблица | 1. Работать будете в малых группах. Занятие проводится в форме открытой площадки, т.е каждый из вас поможет советом другой группе в случае необходимости. 2. Дайте название своим группам, распределитесь, запишите в таблицу: координатор, секретарь, хранитель времени, повелитель шляп. | Обучающиеся дают название группе распределяют обязанности в таблице (Приложение 2) | Созданы условия для работы в группах. |
6. | Определение темы текста. Выявление проблемы Приложение 2. Текст. Приложение 3. Пример карты мыслей. |
|
| Определена тема текста. |
7. | Формирование умения планирования мыслительных операций .Приложение 4. Рисунок 6 шляп. |
| 3. Называют цвета шляп и их последовательность.(Синяя, белая, красная,зеленая,желтая, черная, синяя) 4. Объясняют, связывая цвет шляпы и умение. Синяя – планирование и анализ, белая- работа с информацией,красная-эмоциональная оценка информации, зелёная- творчество, желтая – выделение позитивных сторон предложенных решений проблемы, чёрная – выявление противоречий. Недостатков п предложенных вариантах решения проблемы. |
Определен порядок работы над проблемой. |
8. | Формирование умения работать с информацией |
Работа в режиме открытой площадки позволяет вам дополнять и исправлять, если потребуется, ответы товарищей. Какое умение формировали мы, работая в белых шляпах? |
Какая нам нужна информация? Мы знаем: - Чтение сохраняет ясность ума, развивает мозг -чтение должно быть вдумчивым и регулярным -у читающих людей выше шанс построить успешную карьеру - У них лучшие отношения в семье - они выглядят моложе и дольше живут - люди всё реже читают Мы хотим узнать: (Предлагаются варианты интересующих каждую группу вопросов. Например: почему, несмотря на такие полезные перспективы дети реже стали читать, как сделать так, чтобы детям захотелось читать, как привлечь внимание к чтению).
| Выявлена информация по проблеме, содержащаяся в тексте, определена требующаяся для решения проблемы информация. |
9. | Формирование умения осуществлять оценку информации. |
Мысленно надеваем красную шляпу. На какой вопрос вы будете искать ответ?
|
| Дана эмоциональная оценка информации, выявленной в тексте. |
10. | Формирование умения находить способы и пути решения проблемы | 1. Назовите вопросы зелёной шляпы 2.Сейчас предлагаю надеть зелёные шляпы творчества. Время работы -5минут. 3..Итоги работы под зелёной шляпой. 4.Какое умение формировали, работая под зелёной шляпой? |
Что можно предпринять в данном случае?
1 человек оформляет его на доске, а группа планирует способы и пути решения проблемы.
4.Составлять план решения проблемы. | 1.В группах созданы собственные планы решения проблемы. 2.Созданы интерактивные слайдовые странички с призывом к чтению от каждой группы. |
11. | Формирование умения анализировать, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. | 1. Какие вопросы решаем, находясь в жёлтой шляпе? 2. Предлагаю мысленно надеть всем желтые шляпы. время работы – 3мин. 3.Итоги работы в жёлтой шляпе. 4.Какое умение формировали, находясь в желтых шляпах?
| 1.Преимущества, выгода, ценность наших способов решения проблемы. 2.Мы считаем, что наше предложение сработает, так как …. 3.объяснять, доказывать, защищать свои идеи, | Названы плюсы предложенных группами способов решения проблемы. |
12. | Формирование умения критически оценивать способы решения проблемы, находить альтернативные(другие) пути решения? | 1.На какие вопросы мы отвечаем, надев на себя Чёрную шляпу? 2. Предлагаю надеть чёрную шляпу 3.Время работы – 3 минуты. 4.Подводим итог. Над каким умением работали , находясь в чёрных шляпах. 5.Снимаем с себя чёрную шляпу |
Осуществима ли эта идея? Насколько это безопасно? Какие сложности могут возникнуть?
| 1.Выявлены условия, при которых предложенные способы решения проблемы не сработают. 2.Названы альтернативные способы. |
13. | Рефлексия. Подведение итогов занятия. Приложение 5. Примеры слайдовых страниц, созданных на интерактивной доске. |
|
Работая в 6 думательных шляпах, мы формировали у себя умение выявлять проблему, сравнивать и оценивать идеи, умение планировать, делать обобщения и выводы, принимать решения.
а) наш проект в шляпе, мы готовы к самостоятельной работе над проектом. б) нашей группе нужно поработать над умением… (если проект не в шляпе)
| 1.Каждой группой проведён анализ работы по формированию проектно – исследовательских умений. 2.На цветных шкалах (по цветам шляп) отмечен примерный уровень сформированности каждого умения у членов группы. 3.Сделан вывод о готовности каждой группы о готовности к самостоятельной проектной и исследовательской деятельности. |
|
| Путем голосования выявлена страница – победитель с призывом к чтению. |
Приложение 1. Таблица.
№ п\п | Должность | Функции | Фамилия |
1 | Координатор | координирует работу группы | |
2 | секретарь | фиксирует высказывания членов группы на карте мыслей | |
3 | хранитель времени | при помощи песочных часов фиксирует время | |
4 | повелитель шляп | меняет шляпы по цветам в определённом группами порядке |
Приложение 2.
Текст.
Ученые давно выяснили как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут
Приложение 3. Пример карты мыслей.
Приложение 4.
Слайдовые страницы, созданные на интерактивной доске.
Список литературы:
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2011.
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
- https://lifehacker.ru/chto-takoe-karta-myslej-i-kak-s-nej-rabotat/
- http://pedsovet.su/metodika/priemy/6276_6_shlyap_myshlenia_na_uroke
- https://videouroki.net/razrabotki/mietod-shiesti-shliap-myshlieniia.html
- https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=3368
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка материала к занятию курса внеурочной деятельности по математике "Математические фокусы" (3 класс)
Подборка математических фокусов с объяснениями для занятия №9 курса внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"....
Презентация к занятию курса внеурочной деятельности "Математические ребусы" (в 2-х частях для 3 класса)
Презентация в 2-х частях к занятию №6 "Математичекие ребусы, их составление и разгадывание" курса внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса. Содержит оформленные в вид...
Симметрия. Занятие курса внеурочной деятельности "Геометрика"
Занятие направлено на:применение знаний о симметрии, полученные на уроках окружающего мира, информатики и ИКТ, Истоков;применение умений анализировать формы предметов, объединять предметы по определен...
Занятие курса внеурочной деятельности "Я - исследователь" по теме "Воздух занимает место"
Занятие практической направленности можно провести с учащимися 1-4-х классов. Ребята практическим путем убеждаются в том, что воздух - не пустота. ...
Программа курса внеурочной деятельности "Исследователи космоса"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Исследователи Космоса» для учащихся первого года обучения разработана в соответствии с:Федеральным государственным образовательным ст...