Симметрия. Занятие курса внеурочной деятельности "Геометрика"
план-конспект занятия по теме

Полуянович Наталья Владимировна

Занятие направлено на:

  • применение знаний о симметрии, полученные на уроках окружающего мира, информатики и ИКТ, Истоков;
  • применение умений анализировать формы предметов, объединять предметы по определенным признакам в группы, вычленять из группы предметов "лишний";
  • развитие прстранственного мышления и воображения;
  • воспитание интереса к народным исконно-русским видам прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Заголовок: Полуянович Н.В.

 «Осевая симметрия.

Конструирование узора

на основе осевой симметрии»

 (внеурочная деятельность,

курс «Геометрика» 2 класс)

 

Занятие направлено на:

- применение знаний о симметрии, полученные на уроках окружающего мира, информатики и ИКТ, Истоков;

- применение умений анализировать формы предметов, объединять предметы по определенным признакам в группы, вычленять из группы предметов «лишний»;

- развитие  пространственного воображения и мышления;

- создание  условий для

- повышения мотивации к учению,

- получения опыта коллективного труда;

- воспитание  интереса к народным исконно-русским видам прикладной деятельности.

Оборудование:

компьютер, интерактивная доска, конструктор ТИКО, выставка детских работ кружка ДПИ, рисунки окон.

  1. Актуализация темы

 Учитель:

- Назовите самого быстрого художника (зеркало)

Интересно и выражение: «зеркальная гладь воды». Почему так стали говорить? (слайды 3,4)

Ученик:

В тихой заводи пруда

Где течет водица,

Солнце, небо и луна

Точно отразится.

Ученик:

Вода отражает пространство небес,
Прибрежные горы, берёзовый лес.
Над гладью воды вновь стоит тишина,
Затих ветерок и не плещет волна.

2.  Повторение видов симметрии.

2.1. Учитель:

- Опыты с зеркалами позволили прикоснуться к удивительному математическому явлению – симметрии. Что такое симметрия, мы знаем из предмета ИКТ. Напомните, что такое симметрия?

Ученик:

- В переводе слово «симметрия» означает «соразмерность в расположении частей чего-нибудь или строгая правильность». Если симметричную фигуру сложить пополам по оси симметрии, то половины фигуры совпадут.

Учитель:

- Давайте убедимся в этом. Сложите цветок (вырезанный из цветной бумаги) пополам. Совпали половины? Значит фигура симметричная. Сколько осей симметрии имеет данная фигура?

Ученики:

- Несколько.

2.2. Работа с интерактивной доской

Учитель:

 - На какие две группы можно распределить предметы? (Симметричные и несимметричные). Распределите.

2.3. Учитель:

- Симметрия в природе всегда завораживает, очаровывает своей красотой…

Ученик:

Шевелились у цветка все четыре лепестка

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).

 (слайд  5 – бабочка – вертикальная симметрия)

2.4. Практическая деятельность.

 Учитель:

Вертикальная симметрия – это точное отражение левой половины узора в правой. Сейчас мы научимся выполнять такой узор красками.

(переходим к столу с красками. Каждый ученик складывает лист пополам, разворачивает его, накладывает краску нескольких цветов на линию сгиба, складывает лист по линии сгиба,  скользящими движениями ладони по листу от линии сгиба к краям растягивает краску. Разворачивает лист и наблюдает за симметричностью узора относительно вертикальной оси симметрии. Оставляем лист для высыхания.)

(Дети возвращаются на свои места)

2.5.  Наблюдая за  природой, человек часто встречал удивительные образцы симметрии.

Ученик:

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке

(снежинка - слайд 6 – осевая симметрия)

7-9 - центральная симметрия.

2.6. Использование симметрии человеком

-Учитель:

4. Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям симметрия придает гармоничность, законченность.

(Слайды 10, 12)

2.7.  На выставке детских работ кружка ДПИ представлены работы с симметричными рисунками. Дети учатся выпиливать лобзиком  детали, которые скрепляют при помощи клея. Готовые изделия: подкасетник, резной стульчик, шкатулка, рамка для фотографии, заготовки для журнального столика.

Учитель:

 - Симметрию используют люди при создании орнаментов.

 Ученик: - Орнамент – это украшение из сочетания периодически повторяющихся геометрических, растительных или животных элементов. На Руси люди украшали орнаментом терема, церкви.

Ученик:

- Это домовая резьба (слайд 14 - 16). Истоки домовой резьбы уходят своими корнями в глубокую древность. В Древней Руси её, прежде всего, использовали для привлечения могучих светлых сил,  чтобы защитить дом человека, его род, хозяйство от вторжения злых и тёмных начал. Тогда существовала целая система как символов, так и знаков, защищающих пространство крестьянского дома. Наиболее яркой частью жилища всегда были — карнизы, наличники, крыльцо.

Ученик:

        - Домовой резьбой украшались крыльцо, наличники, карнизы, причелины. Простые геометрические мотивы — повторяющиеся ряды треугольников, полукружий, причелин с кистями обрамляющих фронтоны двускатной крыши домов. Это древнейшие славянские символы дождя, небесной влаги, от которой зависело плодородие, а значит и жизнь земледельца. С небесной сферой связаны представления о Солнце, дающем тепло и свет.

Учитель:

-  Знаками Солнца являются солярные символы, обозначающие дневной путь светила. Особенно важным и интересным был образный мир наличников окон. Сами окна в представлении о доме — являются пограничной зоной между миром внутри жилища и иным, природным, зачастую неизвестным, окружающим дом со всех сторон. Верхняя часть наличника обозначала — небесный мир, на ней изображались символы Солнца.

(Слайды 16 -18 - симметрия в узорах на ставнях окна)

  1. Практическое применение умений

Учитель:

- Сегодня мы будем создавать симметричные  узоры для наличников или ставен окна. Объем работы очень большой. Как поступали в старину на Руси, когда строили дом? Как нам успеть за короткое время украсить окно? Как быть?

Ученики:

- Раньше работали артелью. А мы будем работать в паре с распределением работы на части.

Учитель:

- Давайте вспомним правила работы в паре и группе (слайд №19).

- Намечаем этапы работы:

  1. Выбираем ось симметрии – вертикальная.
  2. Узор над окном – горизонтальный, но с вертикальной осью симметрии относительно центра.
  3. Узор на боковых створках и наличниках окна симметричен
  4. Самостоятельная творческая работа учеников в парах.
  5. Учитель помогает, корректирует.

  1. Итог работы

Выставка детских работ.

- Славно сегодня мы потрудились!

- Мы постарались!

- У нас получилось!

Словарная работа

Наличник - оформление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных планок. Выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой — резной наличник.

Пышные оконные наличники с венчающими их резными фронтонами снаружи и тончайшая резьба с изображением трав и животных.

Причелина – от слова чинить, делать, приделывать, в русской деревянной архитектуре — доска, закрывающая торцы бревен на фасаде избы, клети

Солярный знак. Круг — распространенный солярный знак, символ Солнца; волна,  — знак воды; зигзаг — молнии, грозы и живительного дождя;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка материала к занятию курса внеурочной деятельности по математике "Математические фокусы" (3 класс)

Подборка математических фокусов с объяснениями для занятия №9 курса внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"....

Презентация к занятию курса внеурочной деятельности "Математические ребусы" (в 2-х частях для 3 класса)

Презентация в 2-х частях к занятию №6 "Математичекие ребусы, их составление и разгадывание" курса внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса. Содержит оформленные в вид...

Конспект обобщающего занятия курса внеурочной деятельности «Физика для малышей» 2 класс по теме "Цвет"

Обобщающее занятие курса внеурочной деятельности "Физика для малышей" по теме "Цвет". Цель занятия - формирование критического мышления через осмысление понятий "цвет", "световой луч", "как получ...

Занятие курса внеурочной деятельности "Я - исследователь" по теме "Воздух занимает место"

Занятие практической направленности можно провести с учащимися 1-4-х классов. Ребята практическим путем убеждаются в том, что воздух - не пустота. ...

Конспект занятия курса внеурочной деятельности "Информатика для всех" по теме: "Путешествие в страну Инфознайка".

К конспекту занятия прилагаются приложение 1 - жетоны, приложение 2 -  карточки с ребусами и приложение 3 - листочки со словами для печатанья....

Конспект занятия курса внеурочной деятельности "Информатика для всех" по теме: "Информашки".

К конспекту занятия прилагается раздаточный материал для учащихся - ребусы....

Открытое занятие курса внеурочной деятельности "Перезвон" по теме "Праздник Покрова Богородицы"

В разработке занятия используется теоретический материал об истории праздника, традициях празднования. Практическая часть занятия включает в себя изготовление праздничной открытки....