Статья: "Портфолио младшего школьника как здоровьесозидающая технология"
статья (3 класс)
"Портфолио младшего школьника как здоровьесозидающая технология"
В ФГОСе особо выделено направление по формированию у школьников личностных УУД. Современной технологией объективации и оценивания личностных достижений является портфолио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_portfolio_mladshego_shkolnika.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Дюкарева Т. С.
Санкт-Петербург
ПОРТФОЛИО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования конечной целью его реализации называет – формирование личности младшего школьника и выдвигает в качестве значимого требования достижение учебных и личностных результатов каждым учеником [5]. Обязательным компонентом личностного роста ученика является формирование адекватной самооценки и позитивного отношения к себе и окружающему миру. Способность к самопознанию уже позволяет младшему школьнику адекватно определить личностнозначимые цели развития и оценить свои личностные ресурсы, необходимые для их достижения. Достижение личностных результатов способствует выработке правильной внутренней позиции, широкой мотивационной основы учебной деятельности, осознанию учащимися своих возможностей, позволяющих достичь определенных результатов в учении, а также сформировать нравственные и этические чувства.
В стандарте особо выделено направление по формированию у школьников личностных универсальных учебных действий (УУД), которое обеспечивается развитием способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, оценивать свое поведение и поступки. При этом важным становится формирование критического оценивания своей деятельности и деятельности окружающих сверстников.
Современной технологией объективации и оценивания личностных достижений является портфолио. В современной дидактике еще не выработано единого понимания портфолио. Его рассматривают как:
1) сборник материалов, самостоятельно отобранных ребенком для демонстрации своих достижений, прогресса в учебе и увлечениях, индивидуальности, преимуществ перед одноклассниками, который является основой для дополнительной (альтернативной) системы оценивания достигнутых результатов;
2) процесс и мероприятия, построенные вокруг сбора работ и формирования самого сборника;
3) новую систему обратной связи во взаимодействии учителя и ученика, ориентированную на более полное понимание ребенком целей и задач своей деятельности, на вовлечение его в процессы самоанализа и самооценки и в итоге на улучшение работы [1, с. 6].
Технология портфолио помогает оптимизировать и расширить возможности обучения, интегрируясь с ресурсами самообучения. С ее помощью можно решить значимые педагогические задачи: поддержание высокой учебной мотивации школьников, поощрение их самостоятельности и активности как в образовательной деятельности, так и в досуговой, в области дополнительного образования. Портфолио позволяет учитывать результаты не только учебной успешности, но и результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. [2, С. 781]
Потрфолио обеспечивает перенос “педагогического ударения” с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет [4, с. 187]. Иначе говоря, портфолио позволяет учащимся при анализе своих достижений перемещать акцент с ошибок, неудач в разных сферах деятельности в сферу успехов. Следствием этого является повышение самооценки учащихся, улучшается эмоциональное здоровье школьников, их отношение к себе и окружающим становится более позитивным. Портфолио как собрание материалов, показывающий достижения учащихся в различных видах деятельности может рассматриваться как механизм созидания эмоционального и социального здоровья ребенка, так как при положительной динамике достижений повышается самооценка школьников, улучшается эмоциональное здоровье, появляется стремление к дальнейшим достижениям в различных сферах деятельности.
Напомним, что эмоциональное здоровье младших школьников – это компонент общего здоровья, который позволяет преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность в положительный настрой к обучению, без которого трудно проявлять свои способности [3, с. 65].
Нами было опрошено 16 учителей начальных классов из школ разных районов г. Санкт-Петербурга. В ходе анкетирования педагогов выяснилось, что 50% учителей используют технологию портфолио с 2013года, 38% около трех лет, а 12% еще не имеют опыта использования портфолио.
80% опрошенных считают портфолио эффективной технологией для повышения качества образовательных достижений ученика. 93% считают, что ведение портфолио повышает социокультурную активность младших школьников. 68% считают, что ведение портфолио реально повышает учебную успешность ученика, но 30% сомневаются в этом. 56% подтвердили положительную динамику успеваемости школьников. 44% считают, что использование портфолио не повлияло на учебные успехи детей.
75% учителей оказывают педагогическую помощь учащимся при работе с портфолио. 50% помогают учащимся с оформлением информации для размещения в портфолио. 62,5% оказывают помощь в структурировании содержания портфолио. 44% регулярно напоминают ученикам о необходимости заполнения портфолио. 44% регулярно стараются вести разъяснительную работу по ведению портфолио с родителями, а другие 44% делают это лишь от случая к случаю. 38% учителей начальных классов признались, что испытывают трудности при использовании технологии портфолио. Исходя из вышеперечисленного, можно утверждать, что технология портфолио все более активно приживается в современном начальном образовании. Она помогает в оценивании личностных достижений учащихся, повышает учебную успешность учащихся, социокультурную активность младших школьников.
Приведем результаты опроса младших школьников, проведенного в третьих классах ГБОУ лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга высказывания младших школьников. Ученикам задавался вопрос: «Что значат для тебя достижения?». В результате опроса были получены следующие ответы: «Да, много значат. Тогда хвалят родители», «Они показывают мое трудолюбие», «Они радуют меня и я понимаю, что что-то умею делать», «Да, они значат то, что я поднялась на ступеньку выше: Я – молодец!», «Значат, что я старалась и заслужила награду», «Получаю удовольствие, когда смотрю на них», «Они показывают насколько хорошо я занимаюсь чем-то», «Они значат, что я успешен». Эти ответы показывают, что объективация достижений оказывает несомненное влияние на повышение самооценки, формирование позитивного отношения к достижениям и успехам, что обуславливает состояние эмоционального и социального комфорта школьников в обучении.
Литература:
1. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.В. Иванов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.
2. Жидкова Р.А. Современные методы оценивания результатов обучения // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 779-782.
3. Кокаева И.Ю. Роль учителя в охране здоровья младших школьников и организации профилактической помощи // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. № 12. С. 64-67/
4. Котова с.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой начальной школы //ж. Народное образование.- М., № 5, 2010. - С.185-191.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2016. – 47 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Различные формы организации труда младших школьников с применением технологий РКМ.
Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение верного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах....
Статья "Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии"
В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. ФГОС второго поколения ставят задачу сформировать компете...
Формирование учебной мотивации младших школьников средствами информационных технологий.
В презентации раскрываются вопросы мотивов учения школьников, формирование мотивов учения с помощью ИТК....
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через исползование технологии обучения в сотрудничестве.
Обобщение опыта работы по технологии сотрудничества....
"Активизация мыслительной деятельности младших школьников через применение технологии развития критического мышления"
В данной презентации представлен материал по теории развития критического мышления, а также показаны примеры применения приёмов и стратегий на уроках в начальной школе, в частности, в 1-2 классах....
Программа "Использование психологических особенностей младших школьников в игровых технологиях на уроках английского языка"
Использование игровых технологий на уроках английского языка...
Образовательные технологии и средства укрепления здоровья младших школьников на уроке технологии
В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забо...