Статья "Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии"
статья по технологии по теме

Савельева Вера Викторовна

 

         В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. ФГОС второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya-novaya_statya.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Савельева В.В., Светлолобова С.Б. учителя начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Серпухова
         В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. ФГОС второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

Таким образом, метод проекта предполагает: связь обучения с жизнью, развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе, развитие умения адаптироваться к действительности, умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности. Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания, т.е. учит учиться.        

Слово «проект» стало модным, а «проектная деятельность» в школе иногда становится просто данью моде, выливаясь подчас в формальные мероприятия.

Между тем проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и давно назревшей. В ней содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности.

В чём заключается истинная сущность проектной деятельности применительно к учебному предмету «Технология»?

Проект – мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого действия.

Проектная деятельность на уроках технологии ведётся в сфере художественно-конструкторской деятельности.

С целью более наглядной демонстрации сущности проектной деятельности можно предложить модель, которая получила название «чёрного ящика» («проблемного ящика»).

?

Условия (требования)                Результат                 При «непроектном» подходе человек действует или по памяти, повторяя хорошо заученные, известные способы работы, или путём проб и ошибок, без предварительного обдумывания тех связей, которые существуют между требованием и результатом задачи.

       При проектном подходе, напротив, прежде всего продумывается принцип устройства, взаимосвязи и взаимодействия его частей. В соответствии с этим определяется, каковы должны быть их форма, сочетание, расположение, какие способы работы лучше применить, какие из возможных способов будут самыми удобными и экономными.

         Проектная деятельность носит поисковый характер. Она основывается на исследовательской работе, существенными чертами которой являются: выдвижение гипотез и некоторые предварительные ответы на поставленную проблему. Гипотезы затем проверяются практическим путём. Исследование, проводимое в процессе разработки проекта, в любом случае, является одной из форм познавательной деятельности.

          Проектная деятельность школьников имеет дидактический смысл. Она предназначена не для внесения изменений в реальную жизнь, а для изучения деятельности человека, для формирования у учащихся соответствующих способов  деятельности (познавательной и творческой).

          Решение школьных (дидактических) проектных задач не нацелено на получение объективно новых результатов, открытия учащихся не имеют объективной ценности, это «открытия для себя».

         Проект на уроке технологии – это всегда решение  конструкторской задачи.

         «Ядром» проектной деятельности является  именно стадия мысленного решения поставленной задачи. В учебном проекте можно выделить три этапа: подготовительный, исполнительский (практический), итоговый.

         Первый является главным: именно на нём происходит формирование проектного замысла, возникают идеи, гипотезы, мысленные представления о будущем предмете. Исполнительский этап – это  материализация мысленных представлений в вещественном виде, проверка гипотезы. Итоговый этап – анализ,  проверка и оценка выполненной работы относительно соответствия её поставленным требованиям.

          Необходимо помнить, что учебные проекты должны строиться с учётом возрастных закономерностей развития младших школьников и принципов развивающего обучения.

          Существуют несколько видов учебных проектов по технологии в начальной школе: задачи на доконструирование, переконструирование изделия и собственно конструирование.

         Задания, связанные с доконструированием изделия, обычно бывают двух типов: доведение до конца начатой кем-то работы, внесение конструктивных дополнений в готовое изделие. Задания на доконструирование готовых изделий носят рационализаторский характер.

        Проектные задачи по переконструированию изделий связаны с необходимостью внесения в устройство или внешний вид изделий некоторых конструктивных или декоративных изменений, для того чтобы изменить принцип его действия или преобразить внешний вид в соответствии с новыми условиями. В заданиях подобного рода может потребоваться изменение  формы, размеров, количества деталей в изделии, способов их соединения и др.

          Собственно конструирование предполагает от ученика полной самостоятельности при разработке изделия. Это самый сложный вид конструкторских заданий.

        Вид учебных проектов, выполняемых в рамках учебного предмета «Технология», могут быть выделены не только по характеру познавательной и поисковой деятельности, но и по содержанию работы учащихся. В соответствии  с этим проекты можно разделить на  два вида: технические, художественные.

        В технических заданиях главное внимание направляется на разработку устройства изделия, а в художественных – на поиск выразительного образа.

       При защите проекта у детей совершенствуются мышление и речь. Создаётся ситуация, благоприятная для формирования коммуникативных навыков: ученики высказывают друг другу своё мнение, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением  внимательного отношения к идеям и творчеству других.

        Благодаря работе над проектами у детей формируются следующие УУД: рефлексивные (умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение ставить вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?); поисковые (исследовательские умения).

       Проектная деятельность вошла в уроки технологии как естественная часть современного решения проблемы развивающего обучения. Её появление  в общеобразовательной школе – требование времени. Задача педагогов заключается в том, чтобы принять и реализовать это требование, полноценно использовать общеобразовательные и развивающие возможности учебных проектов.

Литература

1.  Конышева Н. М.  Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов.- «Ассоциация XXI век», 2006.

2. Материалы виртуального  университета  повышения квалификации работников  образования

3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

4. Методическая газета «Начальная школа»  2009-2010 г.

5. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

6. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

7. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

8. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004

9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»

« Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»...

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках технологии при работе с разными материалами

Если на уроках технологии в начальной школе  введить элементы исследовательской деятельности при работе с разными материалами,  уроки станут интереснее....

Активизация познавательных интересов и умений в исследовательской деятельности младших школьников на уроках технологии

         Данный пример  организации учебного исследования направлен на формирование у младших школьников  таких познавательных интересов и умений, как формули...

Система работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности с применением региональных условий

     Одна из задач трудового обучения является формирование и развитие творческих способностей младших школьников. Обучаясь, дети приобретают необходимые для творческого труда на...

Методический семинар«Моделирование организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии»

Методический семинар " Моделирование организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии"...

Статья "Технологии диалогового взаимодействия как средство развития умений самостоятельной деятельности младших школьников на уроках математики."

Технологии диалогового взаимодействия как соедство развития умений самостоятельной деятельности младших школьников на уроках математики...