Внеклассное мероприятие «Чудо земли – хлеб»
план-конспект занятия (4 класс)

Кошкарова Людмила Ивановна
Цель: Дать детям понятие об истиной цене хлеба в жизни человека; воспитать бережное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudo_zemli_-hleb.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Чудо земли – хлеб»

Цель: Дать детям понятие об истиной цене хлеба в жизни человека; воспитать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: макет дома, картины, пословицы, рисунки, колоски, костюм Безделицы, мультимедийный проектр

Ведущий. Ребята, сегодня мы собирались здесь, чтобы поговорить о чуде земле, чуде труда человека – хлебе.

Как пришел ты к людям, хлеб?

Вот послушайте сказку.

Было это давным-давно, когда люди жили племенами  в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поиски, где можно было бы  прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода.  Так и случилось  с  одним человеком. Он устал, потеряв от изнурительного голода  сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И  вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него  мелкие  камушки. Он решил попробовать один  из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и есть их. Эти зерна  подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зерна и пошел искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, и он рассказал им о чуде - колоске.

С тех пор люди стали употреблять в пищу  чудо - колоски. Позднее они начали зерна  размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим.

Всходит Колосок.

А я хочу подарить вам сказку. Но сказка эта не простая! Хотите послушать и увидеть ее?

Жили-были на свете  Солнце, Земля, Труд. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, а Труд  обогревал. Но откуда ни возьмись….

Входит Бездельница

Бездельница. Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю!

Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю труд. Вы его, ребята, не увидели?

(Появляется Труд, в руках он несет зерно)

Труд. Какое  ты маленькое, а  сколько  в тебе добра!

Б. Все равно я стану владычицей Земли!

Т. Владыкой мира будет труд.

Б. Ха! Давай позовем человека. Пусть он  решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего  не  делать, полеживая в тени.

Т. Будь по-твоему. Вот тебе горсть зерна. Сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость.

Бездельница.  А уж коли не вырастить, коли захочется тебе подремать да понежиться, уж тогда мы с тобой друзьями станем.

Человек. Спасибо тебе, батюшка Труд? Я тебя не подведу.

(Звучит песня. Человек под музыку сеет зерна. На каждый взмах  руки выбегают всходы).

Б. Ну тогда же! Труд верх берет!  Эх, было не было! Позову – ка  я Мороза, пусть заморозит всходы. Эй, вы, Морозы лютые! Сюда! Сюда!

Морозы. Я Мороз – Красный Нос!

                Я Мороз – Синий Нос!

Отгадаете загадку – ваши всходы! Не отгадаете – наши всходы!

Загадки:

  1. Одно бросил – целую горсть собрал (Зерно)
  2. Один костер весь мир согревает (Солнце)
  3. Без рук рисует, без зубов кусает (Мороз)
  4. Кто зимой в трубе гудит (Мороз)

Б. Ох, и бездельники эти морозы! Ну да у меня еще ветры – суховеи  про запас есть! Ветры. Мы ветры! Ветры – суховеи! Все  высушим! Все погубим!

Труд. Ветры! Ветры! Не губите наших всходов. Мы вам песенку споем.

Ветры. Мы песни любимслушать. Спойте

(Звучит песня «О чем мечтают зерна»)

Б.  Горе мне, горе! Ухожу  я от вас. Фу, какая противная ваша сказка.  И здесь мне  не удалось  поселиться.

Человек.  Хорошая твоя сказка, сестричка.

Колосок.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Давайте расскажем ребятам сказку.

Колосок. Это история  случилось давно.

Приехал мужик  на пашню, стал соху налаживать, вдруг беда: волки, лошадь задрали. Загоревал мужик

Мужик. Как теперь колоску  вспахать. Река вышла из берегов, все дороги затопила и в деревню-то не ввернуться.

Купец. Мужик! Не знаешь ли, как в город  попасть?

М. Подожди  малость. Спадет вода, тогда и ступай.

К. Еще чего. Пусть другие ждут. А мне ждать не положено.

М. Это почему же не положено?

К. Потому, что у меня денег полны  карманы. У кого денег, тот  и господин всему.

М. А вот и нет. Господин всему в моей горбе лежит.

К. С дураком толковать – время тратить, пойду дорогу в город искать.

Уходят

К. Третий день хожу. Нет дороги, кругом вода.

Есть хочу. Пойду, спрошу у мужика хлебушко.

Мужик. Дай хлеба за кошель:

М. За деньги не дам.

К. Неужели мне с голоду помирать?

М. Зачем помирать? Хлебом с тобой поделюсь. Только помоги полоску вспахать.

К. Где ты, хамово племя, видел, чтобы купец на мужика работал?

М. Не хочешь – не надо. Ступай себе со своим золотом.

К. Да! Золотом не наешься, пропадешь без мужикова хлеба. Какая тебе работа нужна?

М. Время пахать, а лошадь мою волки задрали. Впрягайся в соху. Помоги.

Уходят

Появляются Мужик и Купец

К. Устал, еле полоску отпахал, еле дышу.

М. На тебе хлеб. Теперь видишь – сила не в золоте. В торбе крестьянская сила.

К. Причем тут торба  твоя заплатанная?

М. Притом, что в торбе я хлеб ношу. А хлеб всему голова.

Что хлеб скажет – тому и быть! Так-то!

Появляется Труд

Т. Поле не терпит бездельников. С  трактора и плуга начинается урожай. Я расскажу вам басню.

На пахоте два Плуга

Остановились друг напротив друга

Один старообразный, ржавый,

Другой – сияющий и моложавый.

Плуг старый молодому говорит:

- Смотрю я одного мы года

И одного завода,

Но у тебя блестящий вид,

А я,  хоть и берег себя везде,-

Бывало, камешек на борозде,

И тот миную стороною,-

Совсем, совсем больной,

Едва скриплю, от немочи дрожа,

Нутро изъела ржа!

В тебе же не видно изменения,

Как пух ворочаешь каменья!

В чем тут секрет?

Плуг моложавый произнес в ответ:

«Я камни  обходить не знал заботы.

А блеск мой – это от работы»

(«О пользе труда» Д. Умаков)

Ведущий. Как не просто пришел хлеб к  нам! Много людей помогают ему в этом: и тот, кто сеял, и тот, кто убирал, а потом хлеб полол, а потом испек… Трудно  и тяжело достается хлеб. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто хлебное поле.

Тот, кто  выращивает хлеб, не бросит, где  попало недоеденный хлеб. Делайте и вы так. Смолоду учитель ценит труд других.

Откуда к нам пришел хлеб!

Люди  выпекали  пресные лепешки еще в 4-5 веках до нашей эры. А хлеб изобрели жители Древнего  Египта около четырех тысяч лет тому назад, когда они  начали употреблять кислое тесто. У египтян хлеб, солнце и золото обозначались в письменах кружками с точкой посередине, т.е.  ценились одинаково.

Из Египта хлеб пришел в Европу, стал основным продуктом питания у народов.

Всегда на каждом столе, на самом почетном листе – хлеб. Хрустящий, с  аппетитной корочкой, мягкий, сдобный.

Хлеб- соль- угощенье, которым встречают дорогих гостей! На блюдце, покрытым вышитым полотенцем, гостям подносят  круглый  каравай хлеба, на котором стоит  солонка с солью. Гость должен отложить кусок  хлеба, обмакнуть его в соль, съесть и  поблагодарить хозяев за  хлеб-соль. Этот старинный обычай,  сохранившийся и в наше время, отражается непреходящую  ценность самых необходимых в жизни человека питания – хлеб  и соль.

Хлеб! Какое  привычное и все-таки необычное  слово. В самом деле – вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерна, мука, изделия из муки: Что такое  хлеб?

1-й ученик. Только снег сошел в апреле,

Как поле зазеленели.

Мы говорил: «Хлеб»

2-й ученик Золотой простор бескрайний

Так работают комбайны

Мы говорим: «Хлеб»

3-й ученик Тесто  кружится в квашне,

Запекается в огне

Мы говорим «Хлеб»

4-й ученик.  Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе  явился

Свежий хлеб

(И. Токмакова «Что такое хлеб?»)

Вот какое коротенькое, но емкое слово – хлеб.  А теперь, друзья, давайте вместе с вами  попробуем ответить но вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он  занимает такое важное место в жизни человека?

Появляется Сластена

Сластена  Я – Сластена,

Я – Сластена,

Очень сладкое люблю!

Мне не надо каш, макаронов

Хлеба тоже не хочу!

Да, да, да! Хлеба – не хочу

Хочу бананов! Хочу ананасов! Хочу апельсинов!

Хочу! Хочу! Хочу!

Подумаешь – хлеб!

Робинзон Крузо. Ах, девочка! Как ошибаешься. Сразу видно, что ты еще не читала книгу  «Робинзон Крузо». Это книга обо мне. Мой корабль потерпел кораблекрушение, и я оказался на необходимом острове. Я тосковал по хлебу. И как же я обрадовался, когда увидел, что из случайно обороненных много зерен взошло несколько  росточков ячменя.

Сл. Почему?

Р. Крузо. Я и сам не знаю, почему люди не могут обходиться без хлеба

Сл. А вот я смогла бы

Появляется Колосок

К. Ты  не  права, девочка. День – два человек съедал бы много сладкого. Через пять – шесть дней он и смотреть не сможет на лакомства.

Ведущий. Хлеб же люди едят каждый день, и он никогда не надоедает, не наскучит им. Почему? Долго люди не могли дать ответ на этот вопрос. Сегодня мы знаем, что в других продуктах содержится какое-нибудь главное вещество: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. А в хлебе есть  они все. Без хлеба обойдись и не пробуйте,

Без него человеку беда.

Берегите хлеб родной!

Выходят два ученика

1 уч. Хлеб надо беречь! Ох, как надо беречь! Мы вам расскажем о девочке, которая наступила на хлеб

2 уч. Жила на свете девочка  по имени Инге. Была она  прехорошенькая, но гордая и  жестокая. Еще совсем маленькой она ловила мух и жуков и  отрывала  им крылышек.

3 уч. Однажды  мать Инге испекла большой хлеб и сказка:

«Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке»

1 уч. Инге надела лучшее свое платье и  нарядные башмачки и отправилась в путь.

2 уч. Дорога приходила через болото. Жалко стало Инге  своих нарядных  башмачков. Недолго  думая, бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через  лужу.

3 уч.  Но едва Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно  погружаться в болото.

1 уч. И оказалось Инге  в  зловонном подземелье у Ядовитой Старухи Болотницы. – Эге, - зашипела Болотница, - девочка с задатком, из нее выйдет отличный истукан для моей прихожей.

2 уч. Однажды эту историю услышала одна маленькая девочка. -  Бедная, бедная Инге! -  заплакала девочка. Как бы я хотела, чтобы она попросила прощенья, и ей позволили вернуться на землю.

3 уч. Слово эти дошли до сердца Инге. Впервые она оглянулась на свою недолгую жизнь и зашлась  слезами раскаяния.

1 уч. В тот же миг луч солнца  проник в зловонное подземелье, и Инге миленькой птичкой вылетела на волю. Инге и ее мама снова стали  счастливыми, п.ч. девочка научилась ценить и беречь хлеб.

2 уч. Берегите хлеб и вы ребята!

Ведущий: У народа есть слова:

                  «Хлеб – всей жизни голова»

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб.

Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом,

А главное – работой пахнет хлеб

Недаром в народе говорят, что для того, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Солнце, Земля, Труд. Но главная сила в труде. Когда  за столом вы, ребята, сидите, то помните, кто для вас хлеб создает.

Буханка хлеба впитало в себя и труд шахтера, металлурга, конструктора, машиностроителя – всего общества. Каждый год приходит в наш дом это чудо земли – хлеб. Есть хлеб – будет  и песня

 (Звучит песня «Наше поле»)

Берегите чудо земли – хлеб! Слава хлебу и рукам, что его растили!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на земле!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий " Чудо земли - хлеб"

Сценарий праздника подготовлен с целью показать детям, как нелёгок труд людей по выращиванию хлеба. Привить детям уважение к хлебу и труду людей....

Чудо земли - хлеб.

Расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба;  воспитывать уважительное отношение к труду людей,  любовь к родной земле; формирование бере...

Внеклассное мероприятие "Чудо земли - Хлеб!".

Данное мероприятие имеет цель: воспитание бережного отношения у хлебу, раскрыть представление учащихся о ВОВ, О блокадном хлебе....

Чудо земли - хлеб

Занятие о хлебе. О его возникновении и производстве....

Утренник "Чудо земли - хлеб"

Задачами  данного мероприятия является расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отнош...

Сценарий мероприятия "Чудо земли-хлеб"

Сценарий внеклассного мероприятия...