Внеурочная деятельность. Программа кружка "Занимательная информатика"
рабочая программа (1 класс) по теме
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Занимательная информатика".
Данная программа построена на основе авторской программы Тур С.Н., Бокучава Т.П. «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1-4-х классов. Программа кружка «Занимательная информатика» является продолжением программы кружка для первоклассников и рассчитана ещё на 3 года обучения детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, всего – по 37 часов. Программа предполагает использование компьютеров.
Загрузить изображение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_zanimatelnaya_informatika.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Допущено Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
Пояснительная записка
Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Компьютерные технологии в учебном процессе способствуют формированию познавательных и творческих способностей ребенка. Развивающая сторона занятий по приобщению к информационным технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в условиях информатизации.
Данная программа построена на основе авторской программы Тур С.Н., Бокучава Т.П. «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1-4-х классов,
а также программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 – 11 классы (изд.: БИНОМ. Лаборатория знаний). Данная программа рассчитана на детей.
Программа кружка «Занимательная информатика» является продолжением программы кружка для первоклассников и рассчитана ещё на 3 года обучения детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, всего – по 37 часов. Программа предполагает использование компьютеров. Для проведения занятий планируется свободный набор в группу в начале учебного года, состав – постоянный.
Цели изучения информатики в начальной школе:
- освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
- овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
- воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
В ходе обучения информатике по данной программе с использованием предлагаемого программно-методического комплекта:
- 3 учебника-тетради для учащихся (для 2, 3 и 4 классов);
- методические рекомендации для учителя на каждый год обучения;
- самостоятельные, проверочные и контрольные работы (в 2-х вариантах)
в учебниках-тетрадях для учащихся (для 2 и 3 классов), в 4 классе — вынесены в отдельную тетрадь-вкладыш; - электронное пособие, содержащее учебные программы для уроков со 2 по 4 классы (на CD)
Решаются следующие задачи общего учебного процесса:
- формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
- формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
- формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
- привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках информатики по данной программе, необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики.
В содержательном плане данная программа является основой любого базового курса информатики, ориентированного на овладение минимумом содержания образовательной области "Информатика и информационные технологии".
Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:
- отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
- формирование логического и алгоритмического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
- индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
- овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру;
- соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.
Наличие дополнительного задания на каждом занятии позволяет осуществить индивидуально-личностный подход к обучению учащихся, а также позволяет учителю более гибко планировать учебный материал.
В ходе проведения занятий планируется работа по воспитанию настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в минигруппе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.
Тематическое планирование занятий
на 2012 – 2013 учебный год
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий |
1 | Введение в предмет. | 1 | Введение в предмет. Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка "Компьютерная школа". |
2 | Введение в логику. | 35 | Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Выделение существенных признаков предметов. Знакомство с множествами. Вложенность множеств. Логика и русский язык. Подготовка к введению понятия "симметрия". Симметрия. Паркеты. Логические концовки. Решение логических задач. Знакомство с отрицанием. Логика и математика. Контрольная работа. Решение задач на повторение. Понятие "массив". Работа с массивами. Повторение. |
3 | Резерв. | 1 | |
ИТОГО: | 37 |
Тематическое планирование занятий
на 2013 – 2014 учебный год
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий |
1 | Повторение изученного материала. | 4 | Повторение. Логика и русский язык. Логика и математика. |
2 | Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация. | 31 | Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации. Свойства информации. Игра «Информация и мы». Кодирование информации. Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного по порядку. Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке. Кодирование информации с помощью трафаретов. Хранение информации. Организация хранения информации. Базы данных. Обработка информации. Поиск информации. Игра "Веселая информатика". Контрольная работа. Повторение изученного материала — игра «Учение с увлечением». Логика и информация. Обобщение изученного материала. |
3 | Резерв. | 2 | |
ИТОГО: | 37 |
Тематическое планирование занятий
на 2014 – 2015 учебный год
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий |
1 | Повторение изученного материала. | 4 | Повторение. |
2 | Алгоритмы и исполнители. | 31 | Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Игра "Фокусы с числами". Разветвляющиеся и циклические алгоритмы. Знакомство с алгоритмическим языком стрелок. Алгоритмический язык стрелок: линейные алгоритмы, игра «Найди клад»; контрольная работа; циклические алгоритмы; пропедевтика вложенных циклов; контрольная работа. Исполнитель Колобок на линейке. Самостоятельная работа. Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант "Расположи предмет". Алгоритмы работы с координатной плоскостью. Повторение изученного материала. |
3 | Резерв. | 2 | |
ИТОГО: | 37 |
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу
Учащиеся должны знать:
- роль информации в деятельности человека;
- источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
- виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
- типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
- способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
- понятия алгоритма, исполнителя;
- назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
- этические нормы при работе с информацией и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Учащиеся должны уметь:
- выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
- выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные
с анализом исходных данных; - решать логические задачи;
- решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;
- приводить примеры массивов, работать с одним и несколькими массивами в пределах изученного материала;
- упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (по возрастанию и убыванию);
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки;
- организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
- шифровать информацию одним из изученных способов;
- организовать информацию в виде базы данных и составлять запросы
к базе данных в пределах изученного материала; - выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
- исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
- работать с положительными, отрицательными числами и алгоритмами на координатной плоскости;
- создавать и изменять простые информационные объекты на компьютере (при наличии ПК);
- вводить текст, используя клавиатуру компьютера (при наличии ПК).
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:
- готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
- применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
- придерживаться этических норм при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Данный курс информатики для начальной школы предназначен для общеобразовательных учебных заведений с использованием компьютеров и в безмашинном варианте. Жестких ограничений к компьютерам и программному обеспечению нет (можно использовать любые современные компьютеры и программное обеспечение, имеющиеся в наличии в школе).
Наличие дополнительного задания в каждом уроке позволяет осуществить индивидуально-личностный подход к обучению учащихся, а также в случае ограниченного доступа к компьютерной технике или ее отсутствия позволяет учителю более гибко планировать учебный материал.
Методическое пособие содержит в качестве приложения критерии оценивания знаний и умений учащихся, а также полный список дополнительной литературы для учителя.
Календарно - тематическое планирование занятий
на 2012 – 2013 учебный год
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Дата | Коррекция |
Знакомство. Введение в предмет. | |||
1 | Введение в предмет. Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка "Компьютерная школа". | 4.09 | |
Введение в логику. | |||
2 | Развитие внимания. Понятия вверх, вниз, вправо, влево. | 11.09 | |
3 | Развитие внимания. Понятия вверх, вниз, вправо, влево. | 18.09 | |
4 | Выделение существенных признаков предметов. | 25.09 | |
5 | Знакомство с множествами. | 2.10 | |
6 | Вложенность множеств. | 9.10 | |
7 | Логика и русский язык. | 16.10 | |
8 | Логика и русский язык. | 23.10 | |
9 | Подготовка к введению понятия "симметрия". Игра «Путешествие в страну Зазеркалье». | 30.10 | |
10 | Симметрия. | 13.11 | |
11 | Симметрия. | 20.11 | |
12 | Симметрия. Паркеты. | 27.11 | |
13 | Повторение изученного материала. | 4.12 | |
14 | Контроль ЗУН. | 11.12 | |
15 | Диагностика внимания и памяти. | 18.12 | |
16 | Повторение изученного материала. Игра «Страна симметрии». | 25.12 | |
17 | Логические концовки. | 15.01 | |
18 | Решение логических задач. Пропедевтика отрицания. | 22.01 | |
19 | Знакомство с отрицанием. | 29.01 | |
20 | Логика и математика. | 5.02 | |
21 | Логика и математика. | 12.02 | |
22 | Логика и математика. Урок-игра. | 19.02 | |
23 | Логика и математика. | 26.02 | |
24 | Повторение изученного материала. | 5.03 | |
25 | Контроль ЗУН. | 12.03 | |
26 | Решение задач на повторение. | 19.03 | |
27 | Понятие "массив". | 9.04 | |
28 | Работа с массивами. | 16.04 | |
29 | Работа с массивами. | 23.04 | |
30 | Повторение изученного за год материала. | 30.04 | |
31 | Повторение изученного за год материала. | 7.05 | |
32 | Повторение изученного за год материала. | 14.05 | |
33 | Диагностика внимания и памяти. | 21.05 | |
34 | Диагностика внимания и памяти. | 28.05 | |
35 | Итоговый контроль ЗУН. | 4.06 | |
36 | Итоговый урок-игра. | 11.06 | |
37 | Итоговый урок-игра. | 18.06 |
ФМОУ СОШ №2 п. Спирово
Выдропужская ОШ
Согласовано
на Совете ОУ «Утверждаю»
Протокол №____________ Директор ОУ__________Павлова М. П. «_____» ___________ 2011 г. от «_____»________2012 г
Программа
кружка
«Занимательная информатика»
Составила: Буянова Галина Ивановна
учитель начальных классов
ФМОУ СОШ №2 п. Спирово
Выдропужская ОШ
Выдропужск 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь". Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...
Программа внеурочной деятельности «Увлекательный мир информатики» для учащихся начальной школы
На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки р...
Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу " Информатика в играх и задачах", 4 класс.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий, направленных на развитие логического а алгоритмического мышления школьников....
Программа внеурочной деятельности "Увлекательный мир информатики"
Программа внеурочной деятельности для 3 или 4 класса...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Волшебная страна информатики"
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Волшебная страна информатики"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страна юных информатиков».
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страна юных информатиков»....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире информатики"
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в начальных классах....