Курс внеурочной деятельности «Я-гражданин России»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 131
«Утверждаю»
Директор школы № 131
______И.С.Теплякова
Курс внеурочной деятельности
“Я гражданин России”
Класс 1-4
Срок реализации: 4 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию учащимися своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских учащихся, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности учащихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции учащегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у учащихся постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка “Операция Поиск”; а также организовывать теоретические и практические занятия для учащихся и родителей.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания учащихся;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах учащихся гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность учащихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Беседы
- Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
- Классный час
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
- Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко
патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа “Я – гражданин России” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
«Я и я» – формирование гражданского отношения к себе.
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
-формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
-воспитывать у учащихся понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
-формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.
«Я и семья» – формирование гражданского отношения к своей семье.
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у учащихся понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
«Я и культура» – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у учащихся чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.
«Я и школа» – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у учащихся осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность учащихся к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».
«Я и мое Отечество» – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
«Я и планета» – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные УУД:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Коммуникативные УУД:
- умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
- умение выражать свои мысли;
- управление действиями партнера (оценка, коррекция);
- использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД:
- волевая саморегуляция;
- оценка;
- коррекция.
Личностные УУД:
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- осознание ответственности за общее благополучие;
- развитие этических чувств;
- установка на здоровый образ жизни;
- самооценка.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч
«Я и я»– формирование гражданского отношения к себе.Я, ты, мы. Мой сосед по парте.Кто что любит делать.Антиреклама вредных привычек. Диагностика.
«Я и семья»– формирование гражданского отношения к своей семье.Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
«Я и культура»– формирование отношения к искусству.Дары природы. Мисс осени.История моего города.Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
«Я и школа»– формирование гражданского отношения к школе.Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.
«Я и мое Отечество»– формирование гражданского отношения к Отечеству.Мои права и обязанности.Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
«Я и планета» – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна.Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч
«Я и я» – формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов. Диагностика. Сбор игр.
«Я и семья» – формирование гражданского отношения к своей семье. Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков, сочинений.
«Я и культура» – формирование отношения к искусству. Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица. Экскурсии в музеи, вернисажи.
«Я и школа»– формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений. Трудовой десант.
«Я и мое Отечество» – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану. Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
«Я и планета»– формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3 класс «Россия – Родина моя» - 35ч
«Я и я» – формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Диагностика.
«Я и семья» – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки. Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
«Я и культура»– формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
Новогодние зарисовки.
«Я и школа» – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. Выставки поделок. Трудовой десант. Высаживание рассады.
«Я и мое Отечество» – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Село, в котором я живу. Наша страна. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории.Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
«Я и планета» – формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе. Сад на окошке.
Животные из Красной книги. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
4 класс «Я – гражданин России» - 35ч
«Я и я» – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов.
«Я и семья» – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности. Мини – проект.
«Я и культура»– формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе. Масленица.
«Я и школа» – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
«Я и мое Отечество» – формирование гражданского отношения к Отечеству. Поговорим о толерантности. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне. Победа деда – моя победа.
«Я и планета» – формирование гражданского отношения к планете Земля. В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Растения из Красной книги. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала.
Тематическое планирование
1 класс - 33ч
Содержание курса | Основные виды деятельности учащихся |
Я и я | – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; – быть толерантным в играх, организуемых педагогом; - в предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка; - воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; – «читать» и объяснять информацию; – понимать и объяснять цель задания, данную педагогом; – понимать заданные педагогом правила игры. – слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты; - договариваться о правилах общения; |
Я, ты, мы. | |
Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. | |
Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. | |
Кто что любит делать. Конкурс викторина. | |
Я и семья | |
Моя семья – моя радость. | |
Моя красивая мама. Конкурс рисунков. | |
Загляните в мамины глаза. Праздник. | |
Фотографии из семейного альбома. | |
Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? | |
Слушаем сказки моей бабушки. | |
Я и культура | |
Праздник осени. | |
Дары природы. Конкурс поделок из природного материала. | |
Откуда пришли елочные игрушки. Изготовление игрушки. | |
Маленькие герои большой войны. Урок Мужества. | |
Встречаем Масленицу. | |
Я и школа | |
Правила поведения в школе. Урок – игра. | |
Законы жизни в классе. Урок – игра. | |
Самый красивый школьный двор. Акция. | |
Игра. Праздник первого звонка. | |
Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. | учиться выполнять роли в группе; –участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе игры; – принимать цель задания, заданную педагогом; – выполнять заданные педагогом правила игры; –корректировать (изменять) правила игры в соответствии с её развитием; – участвовать в оценке полученного общего результата. |
Они защищают Родину. Конкурс стихов. | |
Мой школьный дом. Экскурсия по школе. | |
Школа вежливости. Беседа. | |
Я и моё Отечество | |
Экскурсия по достопримечательностям посёлка. | |
История моего посёлка. Экскурсия по посёлку. | |
Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина. | |
Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. | |
Мои родные – защитники Родины. | |
С чего начинается Родина? КВН | |
Я и планета | |
В гости к зеленой аптеке. | |
Экскурсия в природу. Десант чистоты и порядка. | |
Маленькая страна. Экологическая акция. | |
Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли. |
2 класс - 35 ч
Содержание курса | Основные виды деятельности учащихся |
Я и я | - ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир»«настоящий друг» |
Я – ученик. Беседа с творческим заданием | |
Подумай о других. Игры | |
Мой портфель. Игра – экспромт | |
Игры на развитие произвольных процессов | |
Я и семья | - проявлять уважение к своему |
Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений | народу, к своей родине; - оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; - определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; - отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию; - определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. -наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, |
Моя любимая мамочка. Презентация | |
Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование | |
Здесь живет моя семья. Заочное путешествие | |
Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры | |
Я и культура | |
Родной край в древности. Экскурсия в музей | |
Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов | |
Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры | |
Широкая Масленица. Игра | |
Я и школа | |
Обязанности ученика в школе. Беседа | |
Школьная символика (гимн, герб, флаг) | |
Самый уютный класс. Конкурс | |
Подумай о других. Беседа с элементами игры | |
Я люблю свою школу. Конкурс сочинений | |
По каким правилам мы живем в школе? Игра | |
Я и моё Отечество | |
Урок Мира | |
Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг) | |
Мы и наши права. Урок – игра | |
Мой любимый город. Беседа | |
Наш город. Конкурс визиток | |
О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков | |
След Великой Отечественной войны | |
Жизниродного края. Экскурсия в музей | Высказывать свою точку зрения |
Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества | на события, поступки; - оформлять свои мысли с учетом своих жизненных речевых ситуаций; - сотрудничать в совместном решении проблемы. - следовать режиму организации внеурочной деятельности; - определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя |
Открытка ветерану. Акция | |
Я и планета | |
Осень в родном городе. Фотоконкурс | |
Знай и люби свой край. Викторина | |
Экология нашего города | |
День добрых волшебников. Вывешивание кормушек | |
Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. День птиц. Выставка рисунков | |
Десант чистоты и порядка |
3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч
Содержание курса | Основные виды деятельности учащихся |
Я и я | – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; – быть толерантным в играх, организуемых педагогом - в предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка; - воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей; - ценить и принимать следующие базовые ценности: "добро", "терпение", "родина", "природа", "семья", "мир", "настоящий друг", "справедливость", "желание понимать друг друга", "понимать позицию другого"; - определять умения, которые |
Кому нужна моя помощь. Разведка добрых дел | |
Мы все такие разные. Конкурс рисунков | |
Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием. | |
Мои любимые книги. Выставка книг. | |
Я и семья | |
Почему меня так назвали | |
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа | |
Мамины помощники. Ролевая игра | |
У моих родителей золотые руки. Выставка семейных поделок | |
Народный лечебник. Бабушкины секреты | |
Я и культура | |
Знакомства с символами Российского государства | |
Пожилые люди – мудрые люди. Фотовыставка | будут сформированы на основе изучения данного раздела; - определять круг своего незнания; - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала |
Раз - словечко, два – словечко – будет песенка. Конкурс песен | |
Спешите творить добро. Ситуативный практикум | |
Я и школа | |
Мой класс – моя семья. Беседа | |
Мои права и обязанности. Школьный устав | |
Наша школа в будущем. Конкурс мини-проектов | |
Каков я в школе. Сценки из школьной жизни | |
Новогодние зарисовки. Конкурс стенгазет | |
Богатыри земли русской. Урок – вернисаж | |
Я и моё Отечество | |
Дорогая моя столица. Заочное путешествие | |
Поселок, в котором я живу. Экскурсия | |
Откуда я родом. Архивные раскопки | |
Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием | |
Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие | - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем; - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - участвовать в диалоге; - слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; - оформлять свои мысли с учетом своих жизненных речевых ситуаций; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; - критично относиться к своему мнению; - понимать точку зрения другого; - участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; - самостоятельно определять важность или необходимость выполнения в процессе жизненных ситуаций; - определять цель внеурочной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя; - определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями; - корректировать выполнение задания в соответствии с условиями выполнения; - использовать в работе различную литературу; - оценка своего задания по параметрам, заранее представленным |
Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков. | |
Они служили в армии. Сочинения о службе в армии родных | |
О подвигах женщин в военное время | |
Вам, защитники Отечества! Акция | |
Я и планета | |
Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов | |
Вежливая улица. Викторина | |
Мастерская по изготовлению сувениров. Операция «Сувенир» | |
Десант чистоты и порядка | |
День экологических фантазий. Выставка детских поделок «Отходы потребления» | |
Мои домашние животные. Животные Красной книги |
4 класс «Я – гражданин России» - 35ч
Содержание курса | Основные виды деятельности учащихся |
Я и я | - ценить и принимать следующие базовые ценности: "добро", "терпение", "родина", "природа", "семья", "мир", "настоящий друг", "справедливость", "желание понимать друг друга", "понимать позицию другого", "народ", "национальность" и т.д; - уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов; - освоение личностного смысла воспитания; - оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; - ориентироваться в книгах: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; - определять круг своего незнания; - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; |
Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием | |
Правила жизни. Правила счастливого человека | |
Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием | |
Панорама добрых дел | |
Я и семья | |
День пожилого человека. Акция «Доброта души» | |
Песни бабушек. Конкурс песен | |
Моя семья. Мини – проект « Древо семьи» | |
Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов | |
Я и моя семья. Фотовыставка. Забота о родителях – дело совести каждого | |
Я и культура | |
Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина | |
Правила жизни. Беседа с элементами игры | |
Путешествие в страну Законию. Викторина | |
Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо | |
Я и школа | |
Я и мой класс. Конкурс рисунков | |
Наши классные обязанности. Выпуск буклетов | |
Мой лучший школьный друг. Письмо другу | |
Зачем нужно учиться в школе. Диспут | |
Десант чистоты и порядка | - отбирать необходимые источники информации среди предложенных; - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; - самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; - оформлять свои мысли с учетом своих жизненных речевых ситуаций; - выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; - аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; - критично относиться к своему мнению; - уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; - понимать точку зрения другого; - участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; - предвидеть последствия коллективных решений; |
Я и моё Отечество | |
Поговорим о толерантности | |
Символика России | |
Символы нашего края. Основной закон жизни нашего государства. Беседа | |
Государственный праздник– день Согласия и примирения | |
Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети» | |
Откуда я родом. Презентация | |
Мой посёлок. Конкурс сочинений | |
Есть такая профессия – Родину защищать. Конкурсная познавательная программа | |
Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических родственниках | |
Я и планета | |
В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры | |
Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек | |
Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма | |
Я - житель планеты Земля. Круглый стол | |
Берегите природу. Конкурс экологических сказок | |
Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала | |
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок
Мультимедийный проектор
Экран для мультимедийного проектора
Мультимедийный компьютер
Сканер
Принтер лазерный А4
Фотокамера цифровая
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6.Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2009. -№17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова– Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Я - гражданин России""
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на но...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Я – гражданин России»
Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеуч...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Я-гражданин России" 4 класс.
Данная методическая разработка представляет вариант программы организации деятельности для работы с учащимися 4 классов....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Я - гражданин России"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Я - гражданин России"2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин и патриот России"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Я – гражданин и патриот России» составлена на основе ФГОС НОО, ООП МОУ «Узуновская СОШ»,...
Приложение к программе внеурочной деятельности "Я - гражданин и патриот России" для 3 класса
Приложение содержит календарно - тематиченское планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности "Я - гражданин и патриот России" для 3 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Программа предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражда...