Курс внеурочной деятельности «Я-гражданин России»
рабочая программа

Ериклинцева Ирина Борисовна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-grazhdanin_rossii.docx50.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

Средняя общеобразовательная  школа № 131

        «Утверждаю»

        Директор  школы № 131

        ______И.С.Теплякова

Курс  внеурочной деятельности

“Я гражданин России”

                                                                                                                     Класс 1-4

                                                                                             Срок реализации: 4 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию учащимися своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских учащихся, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности учащихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции учащегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у учащихся постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа   включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности  “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка “Операция Поиск”;  а также организовывать теоретические и практические занятия для учащихся и родителей.

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания учащихся;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах учащихся гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  учащихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Беседы
  • Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
  • Классный час
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Литературно – музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала
  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
  • Поездки, походы по историческим и памятным местам

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Тренинги
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко

патриотического содержания  (урочная, внеурочная, внешкольная)

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа “Я – гражданин России” используется с 1-4 классы. Она включает  шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

«Я и я» – формирование гражданского отношения к себе.

-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

-формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

-воспитывать у учащихся понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

-формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.

«Я и семья» – формирование гражданского отношения к своей семье.

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у учащихся понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.

«Я и культура» – формирование отношения к искусству.

Задачи:

-воспитывать у учащихся чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.

«Я и школа» – формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

- формировать у учащихся осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность учащихся к сознательному выбору профессии;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».

«Я и мое Отечество» – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

- развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.

«Я и планета» – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

- формировать эстетическое отношение учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Мероприятия:  круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные УУД:

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Коммуникативные УУД:

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД:

  • волевая саморегуляция;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные УУД:

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч

«Я и я»– формирование гражданского отношения к себе.Я, ты, мы. Мой сосед по парте.Кто что любит делать.Антиреклама вредных привычек. Диагностика.

«Я и семья»– формирование гражданского отношения к своей семье.Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки

«Я и культура»– формирование отношения к искусству.Дары природы. Мисс осени.История моего города.Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.

«Я и школа»– формирование гражданского отношения к школе.Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.

«Я и мое Отечество»– формирование гражданского отношения к Отечеству.Мои права и обязанности.Они защищают Родину.  Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

«Я и планета»  – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Планета просит помощи. Маленькая страна.Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.

2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч

«Я и я» – формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов. Диагностика. Сбор игр.
«Я и семья» – формирование гражданского отношения к своей семье. Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков, сочинений.
«Я и культура» – формирование отношения к искусству. Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.      Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.        Экскурсии в музеи, вернисажи.
«Я и школа»– формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений. Трудовой десант.
«Я и мое Отечество» – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.   Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.     След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану. Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
«Я и планета»– формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.   Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3 класс «Россия – Родина моя» - 35ч

«Я и я» – формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Диагностика.
«Я и семья» – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.  Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
«Я и культура»– формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.   
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.      Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
Новогодние зарисовки.
«Я и школа» – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.Вежливая улица.  По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. Выставки поделок. Трудовой десант. Высаживание рассады.
«Я и мое Отечество» – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Село, в котором я живу. Наша страна. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества.  Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории.Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
«Я и планета» – формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе. Сад на окошке.
Животные из Красной книги. Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба. 
4 класс «Я – гражданин России» - 35ч
«Я и я» – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов.
«Я и семья» – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни  бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.   Мини – проект.      
«Я и культура»– формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты.  Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе. Масленица.
«Я и школа» – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.   
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
«Я и мое Отечество» – формирование гражданского отношения к Отечеству. Поговорим о толерантности.  Символика  России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка.  Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне. Победа деда – моя победа.
«Я и планета» – формирование гражданского отношения к планете Земля. В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.    Растения из Красной книги.  Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала.

Тематическое планирование

1 класс - 33ч

Содержание курса

Основные виды деятельности учащихся

Я и я

– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

– быть толерантным в играх, организуемых педагогом;

-  в предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка;

- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

– «читать» и объяснять информацию;

– понимать и объяснять цель задания, данную педагогом;

– понимать заданные педагогом правила игры.

– слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты;

- договариваться о правилах общения;

Я, ты, мы.

Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием.

Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.

 Кто что любит делать. Конкурс викторина.

Я и семья

Моя семья – моя радость.

Моя красивая мама. Конкурс рисунков.

Загляните в мамины глаза. Праздник.

Фотографии из семейного альбома.

Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?

Слушаем сказки моей бабушки.

Я и культура

Праздник осени.

Дары природы. Конкурс поделок из природного материала.

Откуда пришли елочные игрушки. Изготовление игрушки.

Маленькие герои большой войны. Урок Мужества.

Встречаем Масленицу.

Я и школа

Правила поведения в школе. Урок – игра.

Законы жизни в классе. Урок – игра.

Самый красивый школьный двор. Акция.

Игра. Праздник первого звонка.

Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.

 учиться выполнять роли в группе;

–участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе игры;

– принимать цель задания, заданную педагогом;

– выполнять заданные педагогом правила игры;

–корректировать (изменять) правила игры в соответствии с её развитием;

– участвовать в оценке полученного общего результата.

Они защищают Родину. Конкурс стихов.

Мой школьный дом. Экскурсия по школе.

Школа вежливости. Беседа.

Я и моё Отечество

Экскурсия по достопримечательностям посёлка.

История моего посёлка. Экскурсия по посёлку.

Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина.

Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен.

Мои родные – защитники Родины.

С чего начинается Родина? КВН

Я и планета

В гости к зеленой аптеке.

Экскурсия в природу. Десант чистоты и порядка.

Маленькая страна. Экологическая акция.

Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли.

2 класс - 35 ч

Содержание курса

Основные виды деятельности учащихся

Я и я

- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир»«настоящий друг»

Я – ученик. Беседа с творческим заданием

Подумай о других. Игры

Мой портфель. Игра – экспромт

Игры на развитие произвольных процессов

Я и семья

 - проявлять уважение к своему

Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений

 народу, к своей родине;

- оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм;

- определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;

- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию;

- определять, в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

-наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы;

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других,

Моя любимая мамочка. Презентация

Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование

Здесь живет моя семья. Заочное путешествие

Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры

Я и культура

Родной край в древности. Экскурсия в музей

Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов

Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры

Широкая Масленица. Игра

Я и школа

Обязанности ученика в школе. Беседа

Школьная символика (гимн, герб, флаг)

Самый уютный класс. Конкурс

Подумай о других.  Беседа с элементами игры

Я люблю свою школу. Конкурс сочинений

По каким правилам мы живем в школе? Игра

Я и моё Отечество

Урок Мира

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг)

Мы и наши права. Урок – игра

Мой любимый город.  Беседа

Наш город. Конкурс визиток

О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков

След Великой Отечественной войны

Жизниродного края. Экскурсия в музей

Высказывать свою точку зрения

Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества

 на события, поступки;

-  оформлять свои мысли с учетом своих жизненных речевых ситуаций;

- сотрудничать в совместном решении проблемы.

- следовать режиму организации внеурочной деятельности;

- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя

Открытка ветерану. Акция

Я и планета

Осень в родном городе. Фотоконкурс

Знай и люби свой край. Викторина

Экология нашего города

День добрых волшебников. Вывешивание кормушек

Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. День птиц. Выставка рисунков

Десант чистоты и порядка

3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч

Содержание курса

Основные виды деятельности учащихся

Я и я

– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

– быть толерантным в играх, организуемых педагогом

-  в предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка;

- воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей;

- ценить и принимать следующие базовые ценности:  "добро", "терпение", "родина", "природа", "семья", "мир", "настоящий друг", "справедливость", "желание понимать друг друга", "понимать позицию другого";

- определять умения, которые

Кому нужна моя помощь. Разведка добрых дел

Мы все такие разные. Конкурс рисунков

Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием.

Мои любимые книги. Выставка книг.

Я и семья

Почему меня так назвали

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа

Мамины помощники. Ролевая игра

У моих родителей золотые руки. Выставка семейных поделок

Народный лечебник. Бабушкины секреты

Я и культура

Знакомства с символами Российского государства

Пожилые люди – мудрые люди. Фотовыставка

 будут сформированы на основе изучения данного раздела;

- определять круг своего незнания;

- планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала

 Раз - словечко, два – словечко – будет песенка. Конкурс песен

Спешите творить добро. Ситуативный практикум

Я и школа

Мой класс – моя семья. Беседа

Мои права и обязанности. Школьный устав

Наша школа в будущем. Конкурс мини-проектов

Каков я в школе. Сценки из школьной жизни

Новогодние зарисовки. Конкурс стенгазет

Богатыри земли русской. Урок – вернисаж

Я и моё Отечество

Дорогая моя столица. Заочное путешествие

Поселок, в котором я живу. Экскурсия

Откуда я родом. Архивные раскопки

Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием

Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие

 - отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем;

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- участвовать в диалоге; - слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли с учетом своих жизненных речевых ситуаций;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

- критично относиться к своему мнению;

- понимать точку зрения другого;

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

- самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения в  процессе жизненных ситуаций;

- определять цель внеурочной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;

- определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями;

- корректировать выполнение задания в соответствии с условиями выполнения;

- использовать в работе различную литературу;

- оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным

Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков.

Они служили в армии. Сочинения о службе в армии родных

О подвигах женщин в военное время

Вам, защитники Отечества! Акция

Я и планета

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов

Вежливая улица. Викторина

Мастерская по изготовлению сувениров. Операция «Сувенир»

Десант чистоты и порядка

День экологических фантазий. Выставка детских поделок «Отходы потребления»

Мои домашние животные. Животные Красной книги

4 класс «Я – гражданин России» - 35ч

Содержание курса

Основные виды деятельности учащихся

Я и я

- ценить и принимать следующие базовые ценности:  "добро", "терпение", "родина", "природа", "семья", "мир", "настоящий друг", "справедливость", "желание понимать друг друга", "понимать позицию другого", "народ", "национальность" и т.д;

- уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов;

- освоение личностного смысла воспитания;

- оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России;

- ориентироваться в книгах: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; - определять круг своего незнания;

-  планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием

Правила жизни. Правила счастливого человека

Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием

Панорама добрых дел

Я и семья

День пожилого человека. Акция «Доброта души»

Песни  бабушек. Конкурс песен

Моя семья. Мини – проект « Древо семьи»

Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов

Я и моя семья. Фотовыставка. Забота о родителях – дело совести каждого

Я и культура

Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина

Правила жизни. Беседа с элементами игры

Путешествие в страну Законию. Викторина

Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо

Я и школа

Я и мой класс. Конкурс рисунков

Наши классные обязанности. Выпуск буклетов

Мой лучший школьный друг. Письмо другу

Зачем нужно учиться в школе. Диспут

Десант чистоты и порядка

- отбирать необходимые  источники информации среди предложенных;

- сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников;

- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли с учетом своих жизненных речевых ситуаций;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; - аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

- критично относиться к своему мнению;

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

- понимать точку зрения другого;

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

- предвидеть последствия коллективных решений;

Я и моё Отечество

Поговорим о толерантности

Символика  России

Символы нашего края. Основной закон жизни нашего государства. Беседа

Государственный праздник– день Согласия и примирения

 Права ребенка.  Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети»

Откуда я родом. Презентация

Мой посёлок. Конкурс сочинений

Есть такая профессия – Родину защищать. Конкурсная  познавательная программа

Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических родственниках

Я и планета

В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры

Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек

Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма

Я - житель планеты Земля. Круглый стол

Берегите природу. Конкурс экологических сказок

Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала

        

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок

Мультимедийный проектор

Экран для мультимедийного проектора

Мультимедийный компьютер

Сканер

Принтер лазерный А4

Фотокамера цифровая

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

6.Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2009. -17. -  9 - 13с.

8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - 1. – 147с.

10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова–  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - 3. – 40с.











По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Я - гражданин России""

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  В настоящее время  в связи с переходом на но...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Я – гражданин России»

Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеуч...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Я-гражданин России" 4 класс.

Данная методическая разработка представляет вариант программы организации деятельности для работы с учащимися 4 классов....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Я - гражданин России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Я - гражданин России"2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин и патриот России"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  «Я – гражданин и патриот России»  составлена на основе  ФГОС   НОО, ООП МОУ «Узуновская СОШ»,...

Приложение к программе внеурочной деятельности "Я - гражданин и патриот России" для 3 класса

Приложение содержит календарно - тематиченское планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности "Я - гражданин и патриот России" для 3 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Программа предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражда...