Рабочая программа по кружку "Искатель"
учебно-методический материал (4 класс)
Общая характеристика программы
Невозможно воспитать достойного человека без памяти о своих предках. Память - это прочный фундамент, защита и поддержка человека в его жизни. И каждый должен знать историю добрых дел, которые совершали его родные. Действительно, каждый должен больше знать о своих родственниках не только близких, но и далёких. Ведь нити связи так просто не порвёшь. Они всё равно проявятся и через четыре и через пять поколений. И когда в тебе проявляется какой-то талант, очень интересно узнать, от какого он предка, далёкого или близкого. Расспрашиваешь маму, бабушку, деда, а какой он был, тот родственник, на кого похож, чем занимался. И чувствуешь, что это есть и в тебе, частичка далёкого прошлого.
Назначение программы - увидеть себя в зеркале истории своей семьи, помочь сберечь тепло родительского дома, написать историю своей родословной, так как в каждой семье есть захватывающие страницы любви, жизненные трагедии, героизм. Чтобы чувствовать себя уверенным в беспощадном урагане жизни, каждый человек должен ощущать свои корни.
Программа направлена на то, чтобы поддержать этот интерес, развить его, помочь взрослым и детям создать условия совместного поиска своих корней. Исследуя корни своей родословной, учащиеся составляют генеалогию поколений: собирают информацию о родителях, бабушках, дедушках, их родителях и т.д. Источником информации будут служить документы, дневники, письма, подписи на оборотах фотографий, вырезки из газет.
Алгоритм работы по краеведческой теме:
- сбор материала о своих близких, кто живёт рядом и в чьих судьбах
отразилась история страны;
- сбор подлинных вещественных, письменных и других источников;
- исследование, изучение и использование материалов местных архивов, музеев;
- отчет в виде проекта, доклада на школьной научной конференции.
Наряду с образовательно-воспитательными задачами данная программа решает задачи общественно-полезного характера, способствует развитию навыков исследовательской деятельности у учащихся. Рассказы и воспоминания родных - живых свидетелей очевидцев и участников событий - оживляют историю, приближают её к ребёнку, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать её специфику и уникальность. Занимаясь этой работой, учащиеся глубже понимают, что генеалогические изыскания способствуют развитию у них устойчивого интереса к истории и формированию личностно-ориентированных знаний. Программа представляет проведение семинаров, экскурсий, практических заданий и других форм работы.
Определяющая цель программы ориентирована на ребёнка, на развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к личностно-значимому и социально-приемлемому определению жизненных стратегий. Данная программа содействует развитию общекультурной компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_iskatel_kruzhok_4v.docx | 36.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Чулковская средняя общеобразовательная школа №20
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР МОУ Чулковская СОШ №20 __________/Лебедева С.В../ «___» ____________2019г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ Чулковская СОШ № 20 __________/ Ветошкина Г.Е./ Приказ №589 от 30.08.2019г. |
Рабочая программа по кружку
«Искатель»
4в класс
Составитель: Бондаренко Татьяна Григорьевна,
учитель начальных классов высшей категории
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания ШМО учителей
начальной школы № ___
от «_____» _____________ 2019г.
_________ /Давыдова С.В./
2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка
При составлении программы использовалась нормативно - правовая база
2. Указ президента РФ от 7мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
3. Проект в редакции от 13 января 2015 г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности Гражданина России
5. Письмо Министерства образования РФ от18 июня 2003 г№28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
Направленность программы. Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Концепция модернизации российского образования, утверждённая Правительством РФ, определила важнейшие задачи обучения и воспитания школьников. В их числе сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своих предков, развитие национальной культуры, формирование гражданской позиции, чувство гордости за свою Родину. В селе современной практикой востребован социокультурный подход в формировании содержания образования. Он предполагает образование, имеющее ценность для конкретного социума (России, региона, района, где живет и трудится человек), нацеленное на формирование жизнеспособной личности, основанное на традиционной культуре; направленное на воспитание человека, любящего свой край, труд на земле, сельский образ жизни. Вместе с тем главный результат модернизации образования на селе - это превращение человеческого потенциала в движущую силу развития, в фактор возрождения российского села.
Программа кружка «Искатель» патриотическго направления рассчитана для обучающихся 4 классов, срок реализации программы 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Целью является изучение и сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своих предков.
Главная задача состоит в том, чтобы формировать личность ребенка на традиционных историко-культурных нормах своего Отечества, пробудить интерес и уважение к прошлому, познакомить обучающихся с основными вехами истории своего села, памятниками культуры, жизнью и деятельностью земляков.
Основные направления программы:
- воспитание гражданственности и патриотизма;
- воспитание социальной ответственности;
- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
Общая характеристика программы
Невозможно воспитать достойного человека без памяти о своих предках. Память - это прочный фундамент, защита и поддержка человека в его жизни. И каждый должен знать историю добрых дел, которые совершали его родные. Действительно, каждый должен больше знать о своих родственниках не только близких, но и далёких. Ведь нити связи так просто не порвёшь. Они всё равно проявятся и через четыре и через пять поколений. И когда в тебе проявляется какой-то талант, очень интересно узнать, от какого он предка, далёкого или близкого. Расспрашиваешь маму, бабушку, деда, а какой он был, тот родственник, на кого похож, чем занимался. И чувствуешь, что это есть и в тебе, частичка далёкого прошлого.
Назначение программы - увидеть себя в зеркале истории своей семьи, помочь сберечь тепло родительского дома, написать историю своей родословной, так как в каждой семье есть захватывающие страницы любви, жизненные трагедии, героизм. Чтобы чувствовать себя уверенным в беспощадном урагане жизни, каждый человек должен ощущать свои корни.
Программа направлена на то, чтобы поддержать этот интерес, развить его, помочь взрослым и детям создать условия совместного поиска своих корней. Исследуя корни своей родословной, учащиеся составляют генеалогию поколений: собирают информацию о родителях, бабушках, дедушках, их родителях и т.д. Источником информации будут служить документы, дневники, письма, подписи на оборотах фотографий, вырезки из газет.
Алгоритм работы по краеведческой теме:
- сбор материала о своих близких, кто живёт рядом и в чьих судьбах
отразилась история страны;
- сбор подлинных вещественных, письменных и других источников;
- исследование, изучение и использование материалов местных архивов, музеев;
- отчет в виде проекта, доклада на школьной научной конференции.
Наряду с образовательно-воспитательными задачами данная программа решает задачи общественно-полезного характера, способствует развитию навыков исследовательской деятельности у учащихся. Рассказы и воспоминания родных - живых свидетелей очевидцев и участников событий - оживляют историю, приближают её к ребёнку, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать её специфику и уникальность. Занимаясь этой работой, учащиеся глубже понимают, что генеалогические изыскания способствуют развитию у них устойчивого интереса к истории и формированию личностно-ориентированных знаний. Программа представляет проведение семинаров, экскурсий, практических заданий и других форм работы.
Определяющая цель программы ориентирована на ребёнка, на развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к личностно-значимому и социально-приемлемому определению жизненных стратегий. Данная программа содействует развитию общекультурной компетенции.
Общекультурная компетенция – способность понимать окружающий мир, особенности общечеловеческой и национальной культур, искусств, ориентироваться в системе ценностей, духовно-нравственных основ жизни человека, в культурологических основах семьи, знание и уважение мировой истории, истории своего народа, отечества.
Содержание программы
Водное занятие
Введение в дополнительную образовательную программу «Искатель»
Направление программы «Моя малая Родина»
Рассказ о том, почему наши предки заселились в этом месте. Рассказ о семьях коренных жителей. Воспоминания старожилов об истории поселения.
Работа с фотоматериалом.
Направление программы «Занятия населения в прошлом веке и в наше время»
Встреча со старожилами с целью опроса и записи воспоминаний. Имена наших деревень и сел.
Направление «В старину едали деды»
Праздничная кухня в «Рождество», «Масленицу», «Пасху».
Праздник Круглого пирога (с чаепитием).
Традиции, обычаи, кухня людей других национальностей.
Направление «Они жили в нашей деревне»
Выяснить о семьях живших в деревне. Почетные и уважаемые люди села. Участники трудового и военного фронта. Рассказ об умерших участниках ВОв, вдовах. Встреча с тружениками тыла, ветеранами труда. Встречи с родственниками ветеранов, живущими в деревне. Работа с фотоматериалом.
Направление « Оглянись, их так осталось мало»
Беседа о старожилах деревни.
Направление «История образования Чулковского поселения»
Знакомство с материалами школьного краеведческого музея о становлении образования на территории Чулковского поселения. Рассказ о начальной школе. Беседа о выпускниках школы. Ими гордится школа. Выпуск 1941 года.
Рассказ о педагогах школы.
Направление «Войны в судьбах односельчан»
Экскурсия в школьный краеведческий музей, рассказ о земляках - участниках афганской войны. Урок нравственности на тему «Величие подвига народа-победителя в ВОв». Литературно – музыкальная композиция «Песни, рожденные войной».
Направление « Моя семья в истории Чулковского поселения»
Семья в народных традициях «Семейный круг». «Древо жизни».
Ожидаемые результаты
По окончании учебного года подводятся итоги работы, где определяется уровень усвоения обучающимися данной дополнительной образовательной программы. Мониторинг проводится по категориям:
-участие обучающихся во всех видах деятельности кружка (опрос старожилов деревни, работа с фотоматериалом, оформление альбомов, выставок и т. д.)
Развитие личности обучающихся
Патриотическое воспитание школьников средствами накопленного краеведческого материала, подготовка сообщений и выступлений с данными докладами в школе, на мероприятиях, проводимых в ОУ, сельском библиотеке.
Обучающиеся, усвоившие материал по данному направлению должны уметь:
- вести дневник; проводить исследования;
-з аписывать воспоминания респондентов по интересующим темам, согласно плана работы кружка;
- готовить и создавать сообщения и доклады на заданную тему.
Материально-техническое обеспечение
Список литературы:
1. Алексеев Ю.А.Зуев, М.Н.Ковалев В.Е. Государственные символы Росиии. Моя Родина –Россия.-М.: «Триада-фарм»,2002.-64с.
2. Проектная деятельность в начальной школе/авт-сост. Господникова М.К. и др. - 2-изд.-Волгоград: Учитель,2013.-131с.
3. Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ/авт.-сост. Федяинова Н.В., Хирьянова И.С. – Волгоград: Учитель,2014 – 175 с.
4.Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты/авт.-сост. Шатилова М.Ю и др.–Волгоград: Учитель,2013.-169с.
Информационно-коммуникативные средства
СD диски с записью встреч с ветеранами, жителями села.
Презентации учащихся.
Технические средства обучения
Учебно-лабораторное оборудование
Календарно - тематическое планирование
№ | Наименование раздела и темы данной программы | Планируемая дата проведения | Скорректированная дата проведения |
1. | Введение. Знакомство с уч-ся, игра на установление психологического настроя, презентация,инструктажи | 02.09.2019-06.09.2019 | |
2. | Моя малая Родина-Чулковское поселение. История происхождения и развитие поселения. «Странные» имена, фамилии жителей деревни. | 09.09.2019-13.09.2019 | |
3. | История происхождения и развитие поселения. «Странные» имена, фамилии жителей деревни. | 16.09.2019-20.09.2019 | |
4. | История происхождения и развитие поселения. «Странные» имена, фамилии жителей деревни. | 23.09.2019-27.09.2019 | |
5. | История происхождения и развитие поселения. «Странные» имена, фамилии жителей деревни. | 30.09.2019-04.10.2019 | |
6. | История происхождения и развитие поселения. «Странные» имена, фамилии жителей деревни. | 07.10.2019-11.10.2019 | |
7. | Занятия населения в прошлом и наши дни. Ремёсла и промыслы наших односельчан в прошлом и настоящем | 14.10.2019-18.10.2019 | |
8. | Ремёсла и промыслы | 21.10.2019-25.10.2019 | |
9. | наших односельчан в прошлом и настоящем | 05.11.2019-08.11.2019 | |
10. | В старину едали деды. Основные пищевые продукты, которые употребляли крестьянке в праздники, и посты | 11.11.2019-15.11.2019 | |
11. | Основные пищевые продукты, которые употребляли крестьянке в праздники, и посты | 18.11.2019-22.11.2019 | |
12. | Они жили в нашей деревне. Почет и слава труженикам нашего села, которые трудились на процветание нашей России. | 25.11.2019-29.11.2019 | |
13. | Почет и слава труженикам нашего села, которые трудились на процветание нашей России. | 02.12.2019-06.12.2019 | |
14. | Почет и слава труженикам нашего села, которые трудились на процветание нашей России. | 09.12.2019-13.12.2019 | |
15. | Почет и слава труженикам нашего села, которые трудились на процветание нашей России. | 16.12.2019-20.12.2019 | |
16. | Почет и слава труженикам нашего села, которые трудились на процветание нашей России. | 23.12.2019-27.12.2019 | |
17. | Почет и слава труженикам нашего села, которые трудились на процветание нашей России. | 13.01.2020-17.01.2020 | |
18. | Почет и слава труженикам нашего села, которые трудились на процветание нашей России. | 20.01.2020-24.01.2020 | |
19. | Оглянись, их так осталось мало…Старожилы нашей деревни. Коренные семьи села. | 27.01.2020-31.01.2020 | |
20. | Старожилы нашей деревни. Коренные семьи села. | 03.02.2020-07.02.2020 | |
21. | Старожилы нашей деревни. Коренные семьи села. | 10.02.2020-14.02.2020 | |
22. | Старожилы нашей деревни. Коренные семьи села. | 17.02.2020-21.02.2020 | |
23. | История образования в нашем селе. Становление образования в деревне (церковно-приходская школа, начальная школа, средняя школа, основная школа).Вклад учителей в историю сельского образования. | 25.02.2020-28.02.2020 | |
24. | Становление образования в деревне (церковно-приходская школа, начальная школа, средняя школа, основная школа).Вклад учителей в историю сельского образования. | 02.03.2020-06.03.2020 | |
25. | Становление образования в деревне (церковно-приходская школа, начальная школа, средняя школа, основная школа).Вклад учителей в историю сельского образования. | 10.03.2020-13.03.2020 | |
26. | Доска почета нашей школы. (Лучшие выпускники и педагоги школы, ветераны Педагогического труда) | 16.03.2020-20.03.2020 | |
27. | Доска почета нашей школы. (Лучшие выпускники и педагоги школы, ветераны Педагогического труда) | 30.03.2020-03.04.2020 | |
28. | Доска почета нашей школы. (Лучшие выпускники и педагоги школы, ветераны Педагогического труда) | 06.04.2020-10.04.2020 | |
29. | Войны в судьбах односельчан. Сохранение памяти об участниках войн. Связь времен. | 13.04.2020-17.04.2020 | |
30. | Сохранение памяти об участниках войн. Связь времен. | 20.04.2020-24.04.2020 | |
31. | Сохранение памяти об участниках войн. Связь времен. | 27.04.2020-30.04.2020 | |
32. | Сохранение памяти об участниках войн. Связь времен. | 12.05.2020-15.05.2020 | |
33. | Моя семья в истории Чулковского поселения. Родословная семьи. Составление генеалогического древа .Связь времен и поколений. Роль и значение моей семьи в истории села. История пишется сейчас, а как я её продолжу?... | 18.05.2020-22.05.2020 | |
34. | Родословная семьи. Составление генеалогического древа .Связь времен и поколений. Роль и значение моей семьи в истории села. История пишется сейчас, а как я её продолжу?... | 18.05.2020-22.05.2020 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...