Рабочая программа по кружку "Искатель"
учебно-методический материал (4 класс)

Бондаренко Татьяна Григорьевна

Общая характеристика программы

    Невозможно воспитать достойного человека без памяти о своих предках. Память - это прочный фундамент, защита и поддержка человека в его жизни. И каждый должен знать историю добрых дел, которые совершали его родные. Действительно, каждый  должен больше знать о своих родственниках не только близких, но и далёких. Ведь нити связи так просто не порвёшь. Они всё равно проявятся и через четыре и через пять поколений. И когда в тебе проявляется какой-то талант, очень интересно узнать, от какого он предка, далёкого  или близкого. Расспрашиваешь маму, бабушку, деда, а какой он был, тот родственник, на кого похож, чем занимался. И чувствуешь, что это есть и в тебе, частичка далёкого прошлого.

    Назначение программы - увидеть себя в зеркале истории своей семьи, помочь сберечь тепло родительского дома, написать историю своей родословной, так как в каждой семье есть захватывающие страницы любви, жизненные трагедии, героизм. Чтобы чувствовать себя уверенным в беспощадном урагане жизни, каждый человек должен ощущать свои корни.

   Программа направлена на то, чтобы поддержать этот интерес, развить его, помочь взрослым и  детям создать условия совместного поиска своих корней.                                Исследуя корни своей родословной, учащиеся  составляют генеалогию  поколений: собирают информацию о родителях, бабушках, дедушках, их родителях и т.д. Источником информации будут служить документы, дневники, письма, подписи на оборотах фотографий, вырезки из газет.

      Алгоритм работы по краеведческой теме:

  - сбор материала о своих близких,  кто живёт рядом  и  в чьих судьбах 

 отразилась история страны;                                                                                                    

 - сбор подлинных вещественных, письменных и других источников;

- исследование, изучение и использование материалов  местных архивов,    музеев;

- отчет в виде проекта, доклада на школьной научной конференции.

    Наряду с образовательно-воспитательными задачами данная программа решает задачи общественно-полезного характера, способствует развитию  навыков исследовательской деятельности у  учащихся. Рассказы и воспоминания родных - живых свидетелей очевидцев и участников событий - оживляют историю, приближают её к ребёнку, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать её специфику и уникальность. Занимаясь этой работой, учащиеся глубже понимают, что генеалогические изыскания способствуют развитию у них устойчивого интереса к истории и формированию личностно-ориентированных знаний. Программа представляет проведение семинаров, экскурсий, практических заданий и других форм работы.     

        Определяющая цель программы ориентирована на ребёнка, на развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к личностно-значимому и социально-приемлемому определению жизненных стратегий. Данная программа содействует развитию общекультурной компетенции.        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_iskatel_kruzhok_4v.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Чулковская средняя общеобразовательная школа №20

СОГЛАСОВАНО:

        Заместитель директора по УВР

        МОУ Чулковская СОШ №20

        __________/Лебедева С.В../

        «___» ____________2019г.

     УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МОУ  Чулковская СОШ № 20

__________/ Ветошкина Г.Е./

Приказ №589 от 30.08.2019г.

Рабочая программа по   кружку

«Искатель»

4в класс

                                                    Составитель: Бондаренко Татьяна Григорьевна,

учитель начальных  классов высшей категории

        СОГЛАСОВАНО:                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                      Протокол заседания  ШМО учителей

                                         начальной  школы  № ___

                                                       от «_____» _____________  2019г.

   _________ /Давыдова С.В./

2019 - 2020 учебный год

Пояснительная   записка

При составлении программы использовалась нормативно - правовая база

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);

2. Указ президента РФ от 7мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

3. Проект в редакции от 13 января 2015 г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности Гражданина России

5. Письмо Министерства образования РФ от18 июня 2003 г№28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

Направленность программы. Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».  Концепция модернизации российского образования, утверждённая Правительством РФ, определила важнейшие задачи обучения и воспитания школьников. В их числе сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своих предков, развитие национальной культуры, формирование гражданской позиции, чувство гордости за свою Родину. В селе современной практикой востребован социокультурный подход в формировании содержания образования. Он предполагает образование, имеющее ценность для конкретного социума (России, региона, района, где живет и трудится человек), нацеленное на формирование  жизнеспособной личности,  основанное на традиционной культуре; направленное на воспитание человека, любящего свой  край, труд на земле, сельский образ жизни. Вместе с тем главный результат модернизации образования на селе - это превращение человеческого потенциала в движущую силу развития, в фактор возрождения российского села.

Программа кружка «Искатель» патриотическго направления рассчитана для обучающихся 4 классов, срок реализации программы 1 год, 34 часа.  Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Целью  является изучение и сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своих предков.

         Главная задача  состоит в том, чтобы формировать личность ребенка на традиционных историко-культурных нормах своего Отечества, пробудить интерес и уважение к прошлому, познакомить обучающихся с основными вехами истории своего села, памятниками культуры, жизнью и деятельностью земляков.

Основные направления программы:

- воспитание гражданственности и патриотизма;

- воспитание социальной ответственности;

- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.

Общая характеристика программы

    Невозможно воспитать достойного человека без памяти о своих предках. Память - это прочный фундамент, защита и поддержка человека в его жизни. И каждый должен знать историю добрых дел, которые совершали его родные. Действительно, каждый  должен больше знать о своих родственниках не только близких, но и далёких. Ведь нити связи так просто не порвёшь. Они всё равно проявятся и через четыре и через пять поколений. И когда в тебе проявляется какой-то талант, очень интересно узнать, от какого он предка, далёкого  или близкого. Расспрашиваешь маму, бабушку, деда, а какой он был, тот родственник, на кого похож, чем занимался. И чувствуешь, что это есть и в тебе, частичка далёкого прошлого.

    Назначение программы - увидеть себя в зеркале истории своей семьи, помочь сберечь тепло родительского дома, написать историю своей родословной, так как в каждой семье есть захватывающие страницы любви, жизненные трагедии, героизм. Чтобы чувствовать себя уверенным в беспощадном урагане жизни, каждый человек должен ощущать свои корни.

   Программа направлена на то, чтобы поддержать этот интерес, развить его, помочь взрослым и  детям создать условия совместного поиска своих корней.                                Исследуя корни своей родословной, учащиеся  составляют генеалогию  поколений: собирают информацию о родителях, бабушках, дедушках, их родителях и т.д. Источником информации будут служить документы, дневники, письма, подписи на оборотах фотографий, вырезки из газет.

      Алгоритм работы по краеведческой теме:

  - сбор материала о своих близких,  кто живёт рядом  и  в чьих судьбах  

 отразилась история страны;        

 - сбор подлинных вещественных, письменных и других источников;

- исследование, изучение и использование материалов  местных архивов,    музеев;

- отчет в виде проекта, доклада на школьной научной конференции.

    Наряду с образовательно-воспитательными задачами данная программа решает задачи общественно-полезного характера, способствует развитию  навыков исследовательской деятельности у  учащихся. Рассказы и воспоминания родных - живых свидетелей очевидцев и участников событий - оживляют историю, приближают её к ребёнку, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать её специфику и уникальность. Занимаясь этой работой, учащиеся глубже понимают, что генеалогические изыскания способствуют развитию у них устойчивого интереса к истории и формированию личностно-ориентированных знаний. Программа представляет проведение семинаров, экскурсий, практических заданий и других форм работы.      

        Определяющая цель программы ориентирована на ребёнка, на развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к личностно-значимому и социально-приемлемому определению жизненных стратегий. Данная программа содействует развитию общекультурной компетенции.        

        Общекультурная компетенция – способность понимать окружающий мир, особенности общечеловеческой и национальной культур, искусств, ориентироваться в системе ценностей, духовно-нравственных основ жизни человека, в культурологических основах семьи, знание и уважение мировой истории, истории своего народа, отечества.

Содержание программы

Водное занятие 

Введение в дополнительную образовательную программу «Искатель»

Направление программы «Моя малая  Родина»

Рассказ о том, почему наши предки заселились в этом месте. Рассказ о семьях коренных жителей. Воспоминания старожилов об истории поселения.

Работа с фотоматериалом.

Направление программы «Занятия населения в прошлом веке и в наше время»

Встреча со старожилами с целью опроса и записи воспоминаний. Имена наших деревень и сел.

Направление «В старину едали деды»

Праздничная кухня в «Рождество», «Масленицу», «Пасху».

Праздник Круглого пирога (с чаепитием).

Традиции, обычаи, кухня людей других национальностей.

Направление «Они жили в нашей деревне»

Выяснить о семьях живших в деревне. Почетные и уважаемые люди села. Участники трудового и военного фронта. Рассказ об умерших  участниках ВОв,  вдовах. Встреча с  тружениками тыла, ветеранами труда. Встречи с родственниками ветеранов, живущими в деревне. Работа с фотоматериалом.

Направление « Оглянись, их так осталось мало»

Беседа о старожилах  деревни.

Направление «История образования Чулковского поселения»

Знакомство с материалами школьного краеведческого музея о становлении образования на территории Чулковского поселения. Рассказ о начальной школе. Беседа о выпускниках школы. Ими гордится школа. Выпуск 1941 года.

Рассказ о педагогах  школы.

Направление «Войны в судьбах односельчан»

Экскурсия в школьный краеведческий музей, рассказ о земляках - участниках афганской войны. Урок нравственности на тему «Величие подвига народа-победителя в ВОв». Литературно – музыкальная композиция «Песни, рожденные войной».

Направление « Моя семья в истории Чулковского поселения»

Семья в народных традициях «Семейный круг». «Древо жизни».

Ожидаемые результаты

  По окончании учебного года подводятся итоги работы, где определяется уровень усвоения обучающимися данной дополнительной образовательной программы. Мониторинг проводится по категориям:

 -участие обучающихся  во всех видах деятельности кружка (опрос старожилов деревни, работа с фотоматериалом, оформление альбомов, выставок и  т. д.)

Развитие личности обучающихся

Патриотическое воспитание школьников средствами накопленного краеведческого материала, подготовка сообщений и выступлений с данными  докладами в школе, на мероприятиях, проводимых в ОУ, сельском библиотеке.

Обучающиеся,  усвоившие материал по данному направлению должны уметь:

- вести дневник; проводить исследования;

-з аписывать воспоминания респондентов по интересующим темам, согласно плана работы кружка;

- готовить и создавать сообщения и доклады на заданную тему.

Материально-техническое обеспечение

Список литературы:

1. Алексеев Ю.А.Зуев, М.Н.Ковалев В.Е. Государственные символы Росиии. Моя Родина –Россия.-М.: «Триада-фарм»,2002.-64с.

2. Проектная деятельность в начальной школе/авт-сост. Господникова М.К. и др. - 2-изд.-Волгоград: Учитель,2013.-131с.

3. Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ/авт.-сост. Федяинова Н.В., Хирьянова И.С. – Волгоград: Учитель,2014 – 175 с.

4.Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты/авт.-сост. Шатилова М.Ю и др.–Волгоград: Учитель,2013.-169с.

 Информационно-коммуникативные средства

СD диски с записью встреч с ветеранами, жителями села.

Презентации учащихся.

Технические средства обучения

Учебно-лабораторное оборудование

Календарно -  тематическое планирование

Наименование раздела и темы данной программы

Планируемая дата проведения

Скорректированная дата проведения

1.

Введение.

Знакомство с уч-ся, игра на установление психологического настроя, презентация,инструктажи

   02.09.2019-06.09.2019

2.

Моя малая Родина-Чулковское поселение. История происхождения и развитие поселения. «Странные» имена, фамилии жителей деревни.

09.09.2019-13.09.2019

3.

История происхождения и развитие поселения. «Странные» имена, фамилии жителей деревни.

16.09.2019-20.09.2019

4.

История происхождения и развитие поселения. «Странные» имена, фамилии жителей деревни.

23.09.2019-27.09.2019

5.

История происхождения и развитие поселения. «Странные» имена, фамилии жителей деревни.

30.09.2019-04.10.2019

6.

История происхождения и развитие поселения. «Странные» имена, фамилии жителей деревни.

07.10.2019-11.10.2019

7.

Занятия населения в прошлом и наши дни. Ремёсла и промыслы

наших односельчан в прошлом и настоящем

14.10.2019-18.10.2019

8.

Ремёсла и промыслы

                21.10.2019-25.10.2019

9.

наших односельчан в прошлом и настоящем

05.11.2019-08.11.2019

10.

В старину едали деды. Основные пищевые продукты, которые употребляли крестьянке в праздники, и посты

11.11.2019-15.11.2019

11.

Основные пищевые продукты, которые употребляли крестьянке в праздники, и посты

18.11.2019-22.11.2019

12.

Они жили в нашей деревне.

Почет и слава труженикам нашего села, которые трудились на процветание нашей России.

25.11.2019-29.11.2019

13.

Почет и слава труженикам нашего села, которые трудились на процветание нашей России.

02.12.2019-06.12.2019

14.

Почет и слава труженикам нашего села, которые трудились на процветание нашей России.

09.12.2019-13.12.2019

15.

Почет и слава труженикам нашего села, которые трудились на процветание нашей России.

16.12.2019-20.12.2019

16.

Почет и слава труженикам нашего села, которые трудились на процветание нашей России.

23.12.2019-27.12.2019

17.

Почет и слава труженикам нашего села, которые трудились на процветание нашей России.

13.01.2020-17.01.2020

18.

Почет и слава труженикам нашего села, которые трудились на процветание нашей России.

20.01.2020-24.01.2020

19.

Оглянись, их так осталось мало…Старожилы нашей деревни. Коренные семьи села.

27.01.2020-31.01.2020

20.

Старожилы нашей деревни. Коренные семьи села.

03.02.2020-07.02.2020

21.

Старожилы нашей деревни. Коренные семьи села.

10.02.2020-14.02.2020

22.

Старожилы нашей деревни. Коренные семьи села.

17.02.2020-21.02.2020

23.

История образования в нашем селе. Становление образования в деревне (церковно-приходская школа, начальная школа, средняя школа, основная школа).Вклад учителей в историю сельского образования.

25.02.2020-28.02.2020

24.

Становление образования в деревне (церковно-приходская школа, начальная школа, средняя школа, основная школа).Вклад учителей в историю сельского образования.

02.03.2020-06.03.2020

25.

Становление образования в деревне (церковно-приходская школа, начальная школа, средняя школа, основная школа).Вклад учителей в историю сельского образования.

10.03.2020-13.03.2020

26.

Доска почета нашей школы. (Лучшие выпускники и педагоги школы, ветераны Педагогического труда)

16.03.2020-20.03.2020

27.

Доска почета нашей школы. (Лучшие выпускники и педагоги школы, ветераны Педагогического труда)

30.03.2020-03.04.2020

28.

Доска почета нашей школы. (Лучшие выпускники и педагоги школы, ветераны Педагогического труда)

06.04.2020-10.04.2020

29.

Войны в судьбах односельчан. Сохранение памяти об участниках войн. Связь времен.

13.04.2020-17.04.2020

30.

Сохранение памяти об участниках войн. Связь времен.

20.04.2020-24.04.2020

31.

Сохранение памяти об участниках войн. Связь времен.

27.04.2020-30.04.2020

32.

Сохранение памяти об участниках войн. Связь времен.

12.05.2020-15.05.2020

33.

Моя семья в истории Чулковского поселения. Родословная семьи. Составление генеалогического древа .Связь времен и поколений. Роль и значение моей семьи в истории села. История пишется сейчас, а как я её продолжу?...

18.05.2020-22.05.2020

34.

Родословная семьи. Составление генеалогического древа .Связь времен и поколений. Роль и значение моей семьи в истории села. История пишется сейчас, а как я её продолжу?...

18.05.2020-22.05.2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...