«Влияние духовно – нравственного воспитания на формирование личностного развития обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)».
статья
в педагогике на протяжении многих лет актуально внимание к культурологическим проблемам образования,осознается важность духовно - нравственного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_pedagogike_na_protyazhenii_mnogih_let_neuklonno_rastet_vnima.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
В педагогике на протяжении многих лет неуклонно растет внимание к культурологическим проблемам образования, осознается важность духовно – нравственного воспитания, результативность которого невозможна без привлечения выдающегося культурообразующего наследия православия.
Жители нашей страны, которых волнует будущее России, не могут не думать о духовно – нравственном потенциале подрастающего поколения. Ведь наши дети постепенно обогащаются духовно, формируют в себе личные качества в процессе образования, в котором принимают участие государство, семья, образовательные учреждения и Церковь.
Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир тоньше, радужнее. Восприимчивость к красивому не только обогащает его духовно, но и направляет его поступки на добрые дела.
Духовно – нравственное воспитание детей с нарушением интеллекта – это процесс формирования у них моральных качеств, навыков и привычек, нравственного поведения, воспитания эстетических взглядов, вкусов, понимания прекрасного во всех его проявлениях.
Для целенаправленного нравственного становления личности детей данной категории необходимы четкая организация их жизни, ежедневная практика нравственного поведения, привитие трудовых навыков и умений, подготовка к жизни в обществе. Чем уважительнее, аккуратнее, трудолюбивее, послушнее, скромнее наши дети, тем охотнее принимают их окружающие, тем легче войти им во взрослую жизнь.
Большое внимание на занятиях по духовно – нравственному воспитанию уделяется воспитанию патриотических чувств, глубокого почтения к родителям, учителям, семье, бережного отношения к окружающей природе, древним культурным традициям России, любви и уважения к человеческой личности.
Основная форма работы – это систематические мероприятия, внеклассные занятия, а также праздники. Занятия идут через различные виды деятельности: беседы, экскурсии в природу, музеи, посещение храма, чтение художественной литературы, рисование, проведение основных христианских праздников.
В группе проводятся беседы на тему: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», « Спешите делать людям добро», «Без друзей меня чуть – чуть…», «Поговорим о маме», « О Родине с любовью», «Семейные праздники», «Человек среди людей».
Духовно – нравственное воспитание осуществляется посредством художественной литературы. Опираясь на примеры литературных героев можно говорить с детьми о доброте и скупости, о выборе между добром и злом, вызывать чувства переживания, сочувствия. Знакомство с произведениями К. Д. Ушинского, А.Алексина, Л.Толстого и т.д. формирует межличностные отношения, тем самым преследуя следующие цели: пробудить в детях дружеские чувства, дать им определенные нравственные представления, научить различать хорошие и плохие поступки и переносить усвоенное на свои взаимоотношения с окружающими.
На занятиях кружка «Этикет и мы» дети знакомятся с правилами общения, поведения в социуме, расширяют и углубляют этические знания. Такие темы как: «Доброе слово, что ясный день», « Чего в других не любишь, того и сам не делай», «Роскошь и нищета общения» несут в себе главную идею – в основе общения людей должны лежать доброжелательность и уважение друг к другу. Этикет – правила хорошего тона, с помощью которых человек находит внешнее выражение своего доброжелательного отношения к окружающим: дома и в гостях, когда какое слово молвить, азы народного этикета. Он способствует развитию змоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Усиление интереса ребенка к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, к сопоставлению себя и других людей решаются в ходе работы с детьми по таким темам: «Подари другому радость», «Умей быть щедрым», и т. д.
В течение года проводятся христианские праздники «Пасха», «Масленица», экскурсии в Успенский собор.
Совместная подготовка в период к подготовки к праздникам, ожидание и радость встречи, подарки, сделанные своими руками, исполнение песен, танцев, подготовленных специально к радостному дню, ожидание гостей – все это имеет большое воспитательное значение в развитии личности ребенка.
Знакомство детей с традициями христианской культуры надо смелее вводить в практику, помогая детям с раннего возраста усваивать обычную азбуку нравственности: отличать хорошее от плохого, избегать жестокости, радовать ближнего, жалеть обиженных, помогать немощным, держать себя в рамках дозволенного.
Эстетическая культура – одна из подсистем духовной культуры, которая охватывает эстетическое освоение и преображение мира, т.е. ценности и отношения, связанные с эстетической деятельностью. Результат эстетической культуры – обогащение личности ребенка навыками и способами, умением видеть прекрасное вокруг себя и использовать эту красоту в творческом труде. Таким образом, эстетическая культура влияет не только на восприятие и чувства, но и на все стороны жизнедеятельности человека. Совершенствуя его нравственность и интеллект.
Народоведение также является неотъемлемой частью духовно – нравственного воспитания ребенка. На занятиях воспитанники знакомятся с традициями и обычаями русского народа. Такие мероприятия помогают формировать в детях патриотическое чувство, подготовку к самостоятельной жизни, любви к родному краю, ценностному отношению к природе.
Содержание информационного материала необходимо доносить до детей просто, ясно, образно, красиво. Все это дает возможность завладеть неустойчивым вниманием умственно отсталого ребенка, заинтересовать его, помогает развивать память, внимание, речь, мышление, оказывает влияние на устойчивость эмоциональной сферы.
Стремление помочь обрести смысловую направленность жизни и осознать ее целостность в системе духовно – нравственных координат становится для педагогов насущной задачей. Воспитание патриотических чувств, глубокого почтения к родителям, учителям, семье, бережного отношения к природе, древним культурным традициям Росси, любви и уважения к человеческой личности и вместе с тем формированию умения отличать хорошее от дурного, полезного от вредного, адекватной реакции на проявление всего этого в жизни. только такое христианское воспитание способно духовно, морально, психологически и физически защитить каждого человека и человеческое общество в целом от духовно – нравственного разложения.
Большое внимание на занятиях по духовно – нравственному воспитанию уделяется воспитанию патриотических чувств, глубокого почтения к родителям, учителям, семье, бережного отношения к окружающей природе, древним культурным традициям России, любви и уважения к человеческой личности.
Основная форма работы – это систематические мероприятия, внеклассные занятия, а также праздники. Занятия идут через различные виды деятельности: беседы, экскурсии в природу, музеи, посещение храма, чтение художественной литературы, рисование, проведение основных христианских праздников.
В группе проводятся беседы на тему: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», « Спешите делать людям добро», «Без друзей меня чуть – чуть…», «Поговорим о маме», « О Родине с любовью», «Семейные праздники», «Человек среди людей».
Духовно – нравственное воспитание осуществляется посредством художественной литературы. Опираясь на примеры литературных героев можно говорить с детьми о доброте и скупости, о выборе между добром и злом, вызывать чувства переживания, сочувствия. Знакомство с произведениями К. Д. Ушинского, А.Алексина, Л.Толстого и т.д. формирует межличностные отношения, тем самым преследуя следующие цели: пробудить в детях дружеские чувства, дать им определенные нравственные представления, научить различать хорошие и плохие поступки и переносить усвоенное на свои взаимоотношения с окружающими.
На занятиях кружка «Этикет и мы» дети знакомятся с правилами общения, поведения в социуме, расширяют и углубляют этические знания. Такие темы как: «Доброе слово, что ясный день», « Чего в других не любишь, того и сам не делай», «Роскошь и нищета общения» несут в себе главную идею – в основе общения людей должны лежать доброжелательность и уважение друг к другу. Этикет – правила хорошего тона, с помощью которых человек находит внешнее выражение своего доброжелательного отношения к окружающим: дома и в гостях, когда какое слово молвить, азы народного этикета. Он способствует развитию змоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Усиление интереса ребенка к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, к сопоставлению себя и других людей решаются в ходе работы с детьми по таким темам: «Подари другому радость», «Умей быть щедрым», и т. д.
В течение года проводятся христианские праздники «Пасха», «Масленица», экскурсии в Успенский собор.
Совместная подготовка в период к подготовки к праздникам, ожидание и радость встречи, подарки, сделанные своими руками, исполнение песен, танцев, подготовленных специально к радостному дню, ожидание гостей – все это имеет большое воспитательное значение в развитии личности ребенка.
Знакомство детей с традициями христианской культуры надо смелее вводить в практику, помогая детям с раннего возраста усваивать обычную азбуку нравственности: отличать хорошее от плохого, избегать жестокости, радовать ближнего, жалеть обиженных, помогать немощным, держать себя в рамках дозволенного.
Эстетическая культура – одна из подсистем духовной культуры, которая охватывает эстетическое освоение и преображение мира, т.е. ценности и отношения, связанные с эстетической деятельностью. Результат эстетической культуры – обогащение личности ребенка навыками и способами, умением видеть прекрасное вокруг себя и использовать эту красоту в творческом труде. Таким образом, эстетическая культура влияет не только на восприятие и чувства, но и на все стороны жизнедеятельности человека. Совершенствуя его нравственность и интеллект.
Народоведение также является неотъемлемой частью духовно – нравственного воспитания ребенка. На занятиях воспитанники знакомятся с традициями и обычаями русского народа. Такие мероприятия помогают формировать в детях патриотическое чувство, подготовку к самостоятельной жизни, любви к родному краю, ценностному отношению к природе.
Содержание информационного материала необходимо доносить до детей просто, ясно, образно, красиво. Все это дает возможность завладеть неустойчивым вниманием умственно отсталого ребенка, заинтересовать его, помогает развивать память, внимание, речь, мышление, оказывает влияние на устойчивость эмоциональной сферы.
Стремление помочь обрести смысловую направленность жизни и осознать ее целостность в системе духовно – нравственных координат становится для педагогов насущной задачей. Воспитание патриотических чувств, глубокого почтения к родителям, учителям, семье, бережного отношения к природе, древним культурным традициям Росси, любви и уважения к человеческой личности и вместе с тем формированию умения отличать хорошее от дурного, полезного от вредного, адекватной реакции на проявление всего этого в жизни. только такое христианское воспитание способно духовно, морально, психологически и физически защитить каждого человека и человеческое общество в целом от духовно – нравственного разложения.
Доклад на тему:
«Влияние духовно – нравственного воспитания
на формирование личностного развития
учащихся с нарушением интеллекта».
Воспитатель: Манохина С.В.
2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ...
Примерные виды заданий на уроках русского языка духовно – нравственного содержания для формирования личностных универсальных действий.
Методическая разработка "Примерные виды заданий на уроках русского языка духовно – нравственного содержания для формирования личностных универсальных действий"....
Выступление на ШМО на тему: ««Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»
laquo;Влияние духовно-нравственного воспитания на формированиедружеских отношений в коллективе»На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честныхи справедливых гражданах. Задача...
Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование детских отношений в коллективе
Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование детских отношений в коллективе...
Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе
Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе...
Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе.
Выступление на заседании методического объединения начальных классов...
Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе
Выступление на ШМО классных руководителей...