Примерные виды заданий на уроках русского языка духовно – нравственного содержания для формирования личностных универсальных действий.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Панкратова Надежда Константиновна

Методическая разработка "Примерные виды заданий на уроках русского языка духовно – нравственного содержания для формирования личностных универсальных действий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernye_vidy_zadaniy.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Примерные виды заданий на уроках русского языка духовно – нравственного содержания для формирования личностных универсальных действий.

Цель:

воспитание духовно-нравственных качеств личности, чувства глубокого уважения, сострадания и любви к маме.

Определены такие задачи:
           формировать человека, обладающего активной нравственностью;

развивать чувства долга и ответственности за свои поступки;

учить детей выражать свои чувства к маме;

способствовать созданию благоприятного климата в коллективе.

Название

Задачи

Вид

Содержание задания

1.

«Моя родная мама».

1.Побудить обучающихся к активному выполнению задания в процессе игры.

2.Закрепить сформированность представления об имени существительном.

Игра «Ассоциация».

Подбор имён существительных, с которыми ассоциируется слово «мама».

Индивидуальная запись с последующей фронтальной проверкой посредством игры.

Анализ деятельности обучающихся учителем:

выявление ассоциаций:

-связанных с эмоциями (счастье, любовь, радость и т.д.);

-духовно-нравственного содержания (понимание, поддержка, сердце, родина и т.д.);

-эстетического содержания (драгоценность, королева, сияние и т.д.);

-трогательные ассоциации, связанные с животными (голубь, золотая рыбка), с музыкой (мелодия), сравнения с Вселенной (облачко, звёздочка, солнышко и т.д.).

2.

«Моя родная мама».

1.Развивать умение в определении значения слов, понятно и доступно излагать мысли.

2.Упражняться в распределении слов в алфавитном порядке.

Создание толкового словарика.

Создание толкования понятий по итогам материала игры «Ассоциация» на каждую использованную букву.

3.

«Что в имени твоём».

1.Развивать умение работать с дополнительными источниками.

2.Развивать умение  анализировать и синтезировать в процессе работы с дополнительными источниками.

Работа с дополнитель-ными источниками.

Мультимедий-ная презентация.

Подбор толкования имён мам с использованием материала дополнительной литературы.

Оформление мультимедийной презентации с опорой на подобранный материал.

4.

«Самой любимой, дорогой, неповторимой».

1.Развивать устную речь (активный словарь).

2.Развивать умения наблюдать и подбирать характерные эпитеты и сравнения.

3.Формировать внимательное, доброжелательное отношение к маме.

Подбор выразительных средств языка – эпитетов, сравнений.

Упражнения в подборе выразительных средств языка, опираясь на личные наблюдения обучающихся.

Знакомство и анализ подобранных эпитетов и сравнений, (Например: Почему ты подобрал такое сравнение? Объясни.). Определение (по мнению детей) самых оригинальных выразительных средств языка.

5.

«Солнце материнской любви». 

1.Обогатить словарный запас ученика.

2.Формировать представления о глаголе.

3.Воспитываить добрые чувства к маме, формировать мотивацию к совершению правильных поступков.

Подбор глаголов по предложенному заданию с использовани-ем методики незаконченного предложения.

Упражнения в подборе глаголов, определяющих действия, совершаемые мамой, с опорой на личные наблюдения (Моя мама что делает?...).

Упражнения в подборе глаголов, определяющих действия, направленные по отношению к маме (Свою маму я хочу что делать? что сделать?...).

Анализ деятельности обучающихся учителем:

распределение глаголов по группам, имеющих характерные особенности. Например: (по результатам первого задания) группы, содержащие глаголы, имеющие:

-чувственные проявления (любит, уважает, сочувствует и т.д.);

-объединяющую роль (сохраняет, созывает  и т.д.);

-роль помощи и поддержки (советует, исполняет, защищает и т.д.);

-функциональные обязанности (убирает., кормит, лечит и т.д.);

-проявления интересов мамы (отдыхает, играет, рисует и т.д.)

Упражнения, основанные на созданном материале обучающихся:

-выявление глаголов-синонимов из предложенных групп;

-распределение по группам глаголов совершенного и несовершенного вида;

-составление текста на заданную тему с опорой на подобранные глаголы.

6.

«Цветок души мамы».

1.Развивать умения излагать в письменной форме материал по предлагаемым вопросам.

2.Формировать позицию активного наблюдателя.

Рассказ по заданным вопросам.

Составление рассказа по заданным вопросам:

-На какой цветок похожа твоя мама?

-Почему ты так думаешь?

-Чем увлекается мама?

-Что ты хочешь пожелать маме?

-Чему ты хочешь у неё научиться?

7.

«Заглянем в мамины глаза».

1.Развивать связную устную речь с помощью выразительных средств языка.

2.Развивать речевую наблюдательность.

3.Развивать умение работать в паре.

Подбор выразительных средств языка – эпитетов.

Упражнения в подборе выразительных средств языка, опираясь на личные наблюдения обучающихся.

Устное описание по заданной теме с использованием эпитетов.

8.

«Гимн материнским рукам».

1.Обогащать словарный запас ученика.

2.Развивать умение сотрудничества.

3.Воспитывать чувство доброжелательности и внимания к маме.

Приём «Слово-магнит».

Упражнения в подборе синонимов,  пословиц, стихов к словосочетанию «мамины руки», применение материала в контексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности уроков русского языка и литературного чтения в формировании личностных качеств младшего школьника

В статье представлены кратко моменты, связанные с воспитанием личности посредством уроков филологического цикла...

Проблемные задания на уроках русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Проблемные задания на уроках русского языкакак средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы...

Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках русского языка для предупреждения нарушений в формировании письменной речи учащихся.

У многих детей возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся в специфических ошибках:- отсутствие границ предложения;- слитное написание слов в предложении;- пропуски гласных;- ошиб...

Формирование личностных универсальных действий в процессе организации проектно-исследовательской деятельности

Данное направление педагогической деятельности оказалось эффективным: в сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной...

«Влияние духовно – нравственного воспитания на формирование личностного развития обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)».

в педагогике на протяжении многих лет актуально внимание к культурологическим проблемам  образования,осознается важность духовно - нравственного воспитания....

Методы и приемы на уроках русского языка и литературного чтения при формировании универсальных учебных действий

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий.Под универсальными учебными ...