Педагогический проект « Путешествие в мир писателя»
проект
Представлен опыт работы над педагогическим проектом « Путешествие в мир писателя», направленный на развития читательского интереса младших школьников через использования разнообразных форм внеклассной деятельности. Внеклассная деятельность рассматривается как составная часть учебно-воспитательного процесса, как одна из форм организации досуга, способствующая развитию читательского интереса и, как следствие, углубляющая полученные знания, раскрывающая индивидуальные особенности каждого ученика, развивающая самостоятельность и творческую активность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_puteshestvie_v_mir_pisateley.docx | 826.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Представлен опыт работы над педагогическим проектом « Путешествие в мир писателя», направленный на развития читательского интереса младших школьников через использования разнообразных форм внеклассной деятельности. Внеклассная деятельность рассматривается как составная часть учебно-воспитательного процесса, как одна из форм организации досуга, способствующая развитию читательского интереса и, как следствие, углубляющая полученные знания, раскрывающая индивидуальные особенности каждого ученика, развивающая самостоятельность и творческую активность детей.
Авторы материала: Величко Наталия Ивановна,
Грунина Светлана Анатольевна
учителя начальных классов
1 квалификационной категории
МАОУ «Средняя школа №8»
г.Когалым Тюменская область
«РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.
Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?
Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Все вышесказанное обуславливает необходимость целенаправленной работы по привитию интереса к книге. Это объясняет актуальность предлагаемого нами проекта «Путешествие в мир писателя».
Цель проекта: создание условий для развития читательского интереса у младших школьников.
Объект исследования: мотивация младших школьников к чтению.
Предмет исследования: процесс развития позитивной мотивации к чтению младших школьников через использование разнообразных форм внеклассной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к чтению младших школьников будет эффективным, если:
- выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к чтению учащихся;
- обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к чтению младших школьников через использование разнообразных форм внеклассной деятельности;
- процесс развития позитивной мотивации к чтению учащихся через использование разнообразных форм внеклассной деятельности является направлением и конечной целью специально организованной работы.
Задачи проекта:
- Выявить причины недостаточной потребности учащихся в чтении с помощью анкетирования.
- Спроектировать среду приобщения учащихся к чтению с учётом возрастных особенностей, в урочной и внеурочной деятельности учащихся.
- Организовать мероприятия, направленные на развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности; на развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации (с привлечением родителей).
Под читательской компетентностью мы понимаем необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
В качестве критериев интереса мы рассматриваем:
- активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);
- положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;
- творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются:
- положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");
- заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");
- увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");
- стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").
Основное содержание проекта
Подготовительный этап - теоретическое осмысление проблемы, анкетирование родителей, опрос детей, подведение итогов и результатов анкетирование, выявление основных проблем, разработка и определение задач исследования.
Приведем основные результаты анкетирования:
Выявлены следующие проблемы:
- Возникновение трудностей при подборе детской литературы для учащихся, не соответствующей сензетивным периодам развития.
- Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : «Ты теперь большой, читай сам.»).
- Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания.
- Отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Основной этап - практическая организация работы по анализу мотивации к чтению учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к чтению младших школьников через использование разнообразных форм внеклассной деятельности.
В основе работы над проектом лежат основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания, изложенные в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой:
- принцип учета сензитивных периодов развития;
- принцип определения "зоны ближайшего развития" и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
- принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
- принцип сотрудничества при организации управления различными формами деятельности;
- диалогический принцип.
Внеклассную деятельность мы рассматриваем как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.
Мы выделяем следующие ее компоненты:
- внеклассные занятия;
- работа с учреждениями культуры;
- работа с родителями.
Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным.
Под формами внеклассной деятельности мы подразумеваем выражение содержания этой деятельности через определенную структуру отношений педагогов, библиотекарей, учеников и родителей.
С учетом возрастных особенностей детей, с учетом рекомендации ведущих методистов начальной школы составлен круг детского чтения для реализации проекта.
1 класс
К. И. Чуковский
Г. Х. Андерсен
2 класс
Э. Успенский
Н. Носов
Алексей Толстой
3 класс
В. Бианки
Р. Киплинг
В. Драгунский
4 класс
В. Волков
Е. Шварц
А. Линдгрен
Антуан де Сент Экзюпе
Организация разнообразных форм внеклассных занятий (из личного опыта работы)
Рабочее название проекта для детей звучит как «Путешествие в мир писателя». В определенный срок (месяц или больше — в зависимости от объема читаемого материала) предлагаем детям самостоятельно прочесть произведения предложенного писателя. В 1 классе на группе продленного дня или на внеурочной деятельности во 2 классе дети могут вместе с учителем посетить как школьную, так и городскую библиотеки, где им будут предложены книги писателя, проведены библиотечные уроки. В 3-4 классе планируем, что они смогут делать это уже самостоятельно. В течение этого времени детьми изучается биография писателя, интересные факты его жизни, история создания того или иного произведения. С огромным желанием пробуют дети свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций). Очень серьезная работа ведется в классе по изучению произведения. По окончании этого срока проводим мероприятие. Мы заметили, что ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги. Итоги подводятся в виде различных форм внеклассных занятий.
Мы практикуем следующие формы внеклассных занятий:
- состязание чтецов;
- реклама книги;
- литературный праздник;
- литературная игра;
- литературная гостиная;
- театральный фестиваль;
- защита проекта.
Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников в 1-2 классах является организация литературных игр и литературных праздников. Так, мы провели в 1 классе литературную игру «Самый умный» по творчеству К. Чуковского. В основе литературной игры лежит все вам знакомая игра «Самый умный»
Также в 1 классе мы провели Литературный праздник «Сказки Андерсена». Литературный праздник включал в себя:
занимательные викторины по сказкам «Андерсена», соревнование знатоков сказок, конкурс рисунков. Вообще весь праздник прошел в форме костюмированного бала с танцами и конкурсными заданиями, по инсценировке любимых сказок Андерсена, вместе нашими детьми мы окунулись во времена прекрасных дам и благородных рыцарей.
Во втором классе состоялся Литературный праздник «В гостях у Незнайки» по творчеству Николая Носова. Детям были предложены конкурсы - музыкальное представление героя произведения, конкурс стихов о героях, викторина.
Каждый раз готовясь к итоговому мероприятию, стараемся придумать что-то новое. Так и возникла мысль провести Театральный фестиваль «Дни рождения жителей Простоквашино» по произведения Эдуарда Успенского.
Праздник получился у нас очень яркий, веселый. Каждый класс выбрал себе героя, чей день рождение они будут представлять, и опираясь на произведения автора, сами попытались смоделировать ситуацию с любимыми героями. Кроме того, с целью привлечь как можно больше детей, был предложен конкурс на лучший подарок – поделку для любимого героя. Дети вместе с родителями сконструировали очень интересные и «важные» по их мнению подарки – это и фотосипаратор (подарок один на двоих – Матроскину и Шарику) и мини-Кузя – подарок дяди Федору, фотоаппарат с встроенной птичкой –Шарику, картина с Муркой и Кешой –для Матроскина и т/д
В 3-4 классах центральным звеном становится организация по защите проектов.
№ п/п | Мероприятие | Рекомендуемый срок проведения |
1 | Защита проекта «Сказки-несказки Виталия Бианки» | 2 четверть 3 класс |
2. | Литературно-театральная мастерская по произведениям Р. Киплинга | 3 четверть 3 класс |
3. | Творческий проект «Былины. Не перевелись богатыри на земле Русской» | 4 четверть 3 класс |
4 | Литературный праздник «Путешествие в Изумрудный город» | 1 четверть 4 класс |
5. | Защита проекта «Мы с тобой одной крови – ты и я» по сказке Р. Киплинга | 2 четверть 4 класс |
6. | Литературный праздник «Фантазеры и затейники Николая Носова» | 3 четверть 4 класс |
7. | Защита проекта по сказке Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц» «Мы в ответе за тех, кого приручили» | 4 четверть 4 класс |
Хочется добавить, что работа над проектом внесла в нашу обычную школьную жизнь какое – то особое праздничное настроение. Всегда с интересом даже сами ждем – что интересного придумают ребята, чем удивят учителя. Хотя проекту нашему всего чуть больше года –но и у нас есть свои традиции. Всегда победители , призеры и активные участники награждаются ценными подарками –книгами. Говорят, что наши дети не любят книги – готова поспорить, – глядя на счастливые глаза ребят.
Как же происходит формирование УУД в проекте «Путешествие в мир писателя?
Ожидаемые результаты:
Личностные УУД | формируются в процессе делового сотрудничества, так как прочитанные произведения обсуждаются в группах, защищают по ним проекты, где и применяются правила сотрудничества. Дети учатся считаться с мнением других, проявлять терпение, доброжелательность при обсуждении произведения. Участие в проекте родителей создает условия для формирования и сохранения семейных ценностей через возрождение традиций семейного чтения. Личностные УУД выражаются также формулой «Я – читатель, я – участник проекта». Участвуя в нем, ребенок оценивает свою читательскую деятельность, свои достижения в этой области. |
Регулятивные УУД | обеспечивают учащимся организацию своей читательской деятельности и участие в проекте. Ученик планирует, какие книги он прочитает в первую очередь, т.к. эта книга у него есть в домашней библиотеке, либо родители посоветовали начать читать её, либо товарищ прорекламировал и т.д. В течение времени проводится корректировка в планах самим ребёнком. Важным действием является саморегуляция. Участнику созданы условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой доступной форме. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую |
Познавательные УУД, | формирующие поисковую и исследовательскую деятельность, тесно связаны с проектом. Прочитанные произведения из проекта становятся благодатным материалом для учебно-поисковых работ учащихся. Образовательный процесс обогащается художественным и эмоциональным наполнением. Расширяются возможности для межпредметных связей. |
Коммуникативные УУД | отражают умение работать в сотрудничестве с учителем, со сверстниками. Дети обсуждают в группах прочитанные произведения. Такой способ сближает детей, позволяет им лучше понять друг друга и выявить проблемы, если они появляются и вместе их решать. Каждый из участников проекта может стать консультантом по любимому произведению и опрашивать учащихся других классов. |
А самое главное все участники проекта приобретают друзей, единомышленников, приобретают радость общения и самовыражения. Они учатся быть счастливыми.
Действительно, качественным можно назвать только то образование, которое помогает человеку становится счастливым, которое углубляет и расширяет представление человека о счастье, то есть приводит к развитию Человека в Мире и Мира в Человеке.
Список источников информации
Галактионова Т.Г. «Формирование и развитие читательской компетентности» www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=25842
Орлова Е.А. «Рекомендации по повышению читательской компетентности в рамках национальной программы поддержки и развития чтения» fapcom.ru/files/publications/rekomend_obr_1.pdf
Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. «Набор упражнений для оценки сформированности читательской деятельности ребенка младшего школьного возраста» (из компьютерной среды «Мир за твоим окном») /http://psychlib.ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm]
Левин В. А. «Когда маленький школьник становится большим читателем.» http://psychlib.ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm]
Е. Л. Гончарова...".Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса..." http://psychlib.ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в мир природы. Познавательная игра по творчеству писателя - натуралиста В.Бианки для учащихся 3-4 классов
данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня. Он может быть использован в рамках внеклассной работы, а также на уроках внеклассного чтения для уч...
Виртуальное путешествие по творчеству писателя: Чаплина Вера Васильевна.
Эту презентацию я использовала на уроках внеклассного чтения в з классе по программе "Планеиа знаний"....
Проект "Путешествие по книгам Бориса Владимировича Заходера"( к 95-летию со дня рождения писателя)
Изучение творчества Б. Заходера. Чтение произведений, инсценировка пьес, проведение викторин....
Литературная игра – путешествие по сказкам зарубежных писателей.
Конспект и презентация библиотечного урока по чтению "Сказки зарубежных писателей". Данный библиотечный урок построен в соответствии с ФГОС, по учебнику Л.А.Ефросининой. Урок был дан с цел...
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ ВО ВРЕМЕНИ» Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Шергина».
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ ВО ВРЕМЕНИ»Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Шергина». Открытое игровое занятие посвящено знакомству с творчеством северного детско...
Викторина на тему : «Путешествие по творчеству детских писателей»
Цель:1. Обобщить знания о творчестве детских писателей; популяризация детской литературы;2. Формировать умения работать в группах;3. Развивать речь, память, внимание....
Путешествие по биографии писателя
Биография и творческий путь писателя.Видео "Нахаленок" и видео https://www.youtube.com/watch?v=f1kUnMmoDbQ "Станица Вешенская"...