Педагогический проект « Путешествие в мир писателя»
проект

Величко Наталия Ивановна

Представлен опыт работы над педагогическим проектом  « Путешествие в мир писателя», направленный на развития читательского интереса младших школьников через использования разнообразных форм внеклассной деятельности. Внеклассная  деятельность рассматривается как составная  часть учебно-воспитательного процесса, как одна из форм организации досуга, способствующая развитию читательского интереса и, как следствие, углубляющая полученные знания, раскрывающая индивидуальные особенности каждого ученика, развивающая  самостоятельность  и творческую активность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_v_mir_pisateley.docx826.22 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Представлен опыт работы над педагогическим проектом  « Путешествие в мир писателя», направленный на развития читательского интереса младших школьников через использования разнообразных форм внеклассной деятельности. Внеклассная  деятельность рассматривается как составная  часть учебно-воспитательного процесса, как одна из форм организации досуга, способствующая развитию читательского интереса и, как следствие, углубляющая полученные знания, раскрывающая индивидуальные особенности каждого ученика, развивающая  самостоятельность  и творческую активность детей.

Авторы материала: Величко Наталия Ивановна,

 Грунина Светлана Анатольевна

учителя начальных классов

1 квалификационной категории

МАОУ «Средняя школа №8»

г.Когалым Тюменская область

«РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.

Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

 Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?

Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Все вышесказанное обуславливает  необходимость целенаправленной работы по привитию интереса к книге.  Это объясняет актуальность  предлагаемого нами  проекта  «Путешествие в мир писателя».

Цель проекта: создание условий для развития читательского интереса у младших школьников.

Объект исследования: мотивация младших школьников к чтению.

Предмет исследования: процесс развития позитивной мотивации к чтению  младших школьников через использование  разнообразных форм внеклассной деятельности.

Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к чтению младших школьников  будет эффективным, если:

  • выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к чтению учащихся;
  • обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к чтению младших школьников  через использование разнообразных форм внеклассной деятельности;
  • процесс развития позитивной мотивации к чтению учащихся через использование разнообразных форм внеклассной деятельности является направлением и конечной целью специально организованной работы.

Задачи проекта:

  • Выявить причины недостаточной потребности учащихся в чтении с помощью анкетирования.
  • Спроектировать среду приобщения учащихся к чтению с учётом возрастных особенностей, в урочной и внеурочной деятельности учащихся.
  • Организовать  мероприятия, направленные на развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности; на развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации (с привлечением родителей).

Под читательской компетентностью мы понимаем необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

В качестве критериев интереса мы рассматриваем:

  • активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);
  • положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;
  • творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.

Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются:

  • положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");
  • заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");
  • увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");
  • стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

Основное содержание проекта

Подготовительный  этап - теоретическое осмысление проблемы, анкетирование родителей, опрос детей, подведение итогов и результатов анкетирование, выявление основных проблем, разработка и определение задач исследования.

Приведем основные результаты анкетирования:

Выявлены следующие проблемы:

  1.  Возникновение трудностей при подборе детской литературы для учащихся, не соответствующей  сензетивным периодам развития.
  2. Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : «Ты теперь большой, читай сам.»).
  3. Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания.
  4. Отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Основной этап - практическая организация работы по анализу мотивации к чтению учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к чтению младших школьников  через использование разнообразных форм внеклассной деятельности.

В основе  работы над проектом лежат основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания, изложенные в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой:

  • принцип учета сензитивных периодов развития;
  • принцип определения "зоны ближайшего развития" и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
  • принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
  • принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
  • принцип сотрудничества при организации управления различными формами деятельности;
  • диалогический принцип.

Внеклассную деятельность мы рассматриваем как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Мы выделяем следующие ее компоненты:

  • внеклассные занятия;
  • работа с учреждениями культуры;
  • работа с родителями.

Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным.

Под формами внеклассной деятельности мы подразумеваем выражение содержания этой деятельности через определенную структуру отношений педагогов, библиотекарей, учеников и родителей.

С учетом возрастных особенностей детей, с учетом рекомендации ведущих методистов начальной школы  составлен круг детского чтения для реализации проекта.

1 класс

К. И. Чуковский

Г. Х. Андерсен

2 класс

Э. Успенский

Н. Носов

Алексей Толстой

3 класс

В. Бианки

Р. Киплинг

В. Драгунский

4 класс

В. Волков

Е. Шварц

А. Линдгрен

Антуан де Сент Экзюпе

Организация разнообразных форм внеклассных занятий (из личного опыта работы)

Рабочее название проекта для детей звучит как «Путешествие в мир писателя». В определенный срок (месяц или больше — в зависимости от объема читаемого материала) предлагаем детям самостоятельно прочесть произведения предложенного писателя. В 1 классе на группе продленного дня или на внеурочной деятельности во 2 классе  дети могут вместе с учителем посетить как школьную, так и городскую  библиотеки, где им будут предложены книги писателя, проведены библиотечные уроки. В 3-4 классе планируем, что они смогут делать это уже самостоятельно. В течение этого времени детьми изучается биография писателя, интересные факты его жизни, история создания того или иного произведения. С огромным желанием пробуют дети свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций). Очень серьезная работа ведется в классе по изучению произведения. По окончании этого срока проводим  мероприятие. Мы заметили, что ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги. Итоги подводятся в виде различных форм внеклассных занятий.

Мы практикуем следующие формы внеклассных занятий:

  • состязание чтецов;
  • реклама книги;
  • литературный праздник;
  • литературная игра;
  • литературная гостиная;
  • театральный фестиваль;
  • защита проекта.

Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников в 1-2 классах является организация литературных игр и литературных праздников. Так, мы провели в  1 классе литературную  игру «Самый умный» по творчеству К. Чуковского. В основе литературной игры лежит все вам знакомая игра «Самый умный»

 C:\Users\user\Desktop\ПИСАТЕЛЬ\SANY0932.JPG

Также в 1 классе мы провели  Литературный праздник «Сказки Андерсена». Литературный праздник включал  в себя:
занимательные викторины по сказкам «Андерсена», соревнование знатоков сказок, конкурс рисунков. Вообще весь праздник прошел  в форме костюмированного бала с танцами и конкурсными заданиями, по инсценировке   любимых  сказок Андерсена, вместе  нашими детьми мы окунулись  во времена прекрасных дам  и благородных рыцарей.

C:\Users\user\Desktop\фото\SAM_1338.JPG C:\Users\user\Desktop\фото\SAM_1341.JPG

Во втором классе состоялся Литературный праздник «В гостях у Незнайки» по творчеству Николая Носова. Детям были предложены конкурсы   - музыкальное представление героя произведения, конкурс стихов о героях, викторина.

C:\Documents and Settings\111\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\SANY1075.jpg C:\Documents and Settings\111\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\SANY1067.jpg

Каждый раз готовясь к итоговому мероприятию, стараемся придумать что-то новое. Так и возникла мысль провести Театральный фестиваль «Дни рождения жителей Простоквашино» по произведения Эдуарда Успенского.

IMG_1945.JPG IMG_1942.JPG

Праздник  получился у нас очень яркий, веселый. Каждый класс выбрал себе героя, чей  день рождение они будут представлять,  и опираясь на произведения автора, сами попытались смоделировать ситуацию с любимыми героями. Кроме того, с целью привлечь как можно больше детей, был предложен конкурс на лучший подарок – поделку для любимого героя. Дети вместе с родителями сконструировали очень интересные и «важные» по их мнению подарки – это и фотосипаратор  (подарок один на двоих – Матроскину и Шарику) и мини-Кузя – подарок дяди Федору, фотоаппарат с встроенной птичкой –Шарику, картина с Муркой и Кешой –для Матроскина и т/д

В 3-4 классах центральным звеном становится организация по защите проектов.

№ п/п

Мероприятие

Рекомендуемый срок проведения

1

Защита проекта

 «Сказки-несказки Виталия Бианки»

2 четверть

3 класс

2.

Литературно-театральная мастерская по произведениям  Р. Киплинга

3 четверть

3 класс

3.

Творческий проект «Былины. Не перевелись богатыри на земле Русской»

4 четверть

3 класс

4

Литературный праздник

«Путешествие в Изумрудный город»

1 четверть

4 класс

5.

Защита проекта «Мы с тобой одной крови – ты и я» по сказке Р. Киплинга

2 четверть

4 класс

6.

Литературный праздник «Фантазеры и затейники Николая Носова»

3 четверть

4 класс

7.

Защита проекта по сказке Антуана де Сент-Экзюпери  Маленький принц»

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

4 четверть

4 класс

Хочется  добавить, что работа над проектом внесла в нашу обычную школьную жизнь какое – то особое праздничное настроение. Всегда с интересом даже сами ждем – что интересного придумают ребята, чем удивят учителя. Хотя проекту нашему всего чуть больше года –но и у нас есть свои традиции. Всегда победители , призеры и активные участники награждаются ценными подарками –книгами. Говорят, что наши дети не любят книги – готова поспорить, – глядя на счастливые глаза ребят.

 DSC00159.JPG SANY0986.JPG

Как же происходит формирование УУД в проекте «Путешествие в мир писателя?

Ожидаемые результаты:

Личностные УУД

формируются в процессе делового сотрудничества, так как прочитанные произведения обсуждаются в группах,  защищают по ним проекты, где и применяются правила сотрудничества.

Дети учатся считаться с мнением других, проявлять терпение, доброжелательность при обсуждении произведения. Участие в проекте родителей создает условия для формирования и сохранения семейных ценностей через возрождение традиций семейного чтения. Личностные УУД выражаются также формулой «Я – читатель, я – участник проекта». Участвуя в нем, ребенок оценивает свою читательскую деятельность, свои достижения в этой области.

Регулятивные УУД

обеспечивают учащимся организацию своей читательской деятельности и участие в проекте. Ученик планирует, какие книги он прочитает в первую очередь, т.к. эта книга у него есть в домашней библиотеке, либо родители посоветовали начать читать её, либо товарищ прорекламировал и т.д.  В течение времени проводится корректировка в планах самим ребёнком. Важным действием является саморегуляция. Участнику созданы условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой доступной форме. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую

Познавательные УУД,

формирующие поисковую и исследовательскую деятельность,  тесно связаны с проектом. Прочитанные произведения из проекта  становятся благодатным материалом для учебно-поисковых работ учащихся. Образовательный процесс обогащается художественным и эмоциональным наполнением. Расширяются возможности для межпредметных связей.

Коммуникативные УУД

отражают умение работать в сотрудничестве с учителем, со сверстниками. Дети обсуждают в группах прочитанные произведения. Такой способ сближает детей, позволяет им лучше понять друг друга и выявить проблемы,  если они появляются и вместе их решать. Каждый из участников проекта может стать консультантом по любимому произведению и опрашивать учащихся других классов.

А самое главное все участники проекта  приобретают друзей, единомышленников, приобретают радость общения и самовыражения. Они учатся быть счастливыми.

Действительно, качественным можно назвать  только то  образование, которое помогает человеку становится счастливым, которое углубляет и расширяет представление человека о счастье, то есть приводит к развитию Человека в Мире и Мира в Человеке.

Список источников информации

          Галактионова Т.Г. «Формирование и развитие читательской компетентности» www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=25842

Орлова Е.А. «Рекомендации по повышению читательской компетентности в  рамках национальной программы поддержки и развития чтения» fapcom.ru/files/publications/rekomend_obr_1.pdf

Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. «Набор упражнений для оценки сформированности читательской деятельности ребенка младшего школьного возраста» (из компьютерной среды «Мир за твоим окном») /http://psychlib.ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm]

Левин В. А. «Когда маленький школьник становится большим читателем.» http://psychlib.ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm]

Е. Л. Гончарова...".Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса..." http://psychlib.ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в мир природы. Познавательная игра по творчеству писателя - натуралиста В.Бианки для учащихся 3-4 классов

данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня. Он может быть использован в рамках внеклассной работы, а также на уроках внеклассного чтения для уч...

Виртуальное путешествие по творчеству писателя: Чаплина Вера Васильевна.

Эту презентацию я использовала на уроках внеклассного чтения в з классе по программе "Планеиа знаний"....

Проект "Путешествие по книгам Бориса Владимировича Заходера"( к 95-летию со дня рождения писателя)

Изучение творчества Б. Заходера. Чтение произведений, инсценировка пьес,  проведение викторин....

Литературная игра – путешествие по сказкам зарубежных писателей.

Конспект и презентация библиотечного урока по чтению "Сказки зарубежных писателей". Данный библиотечный урок построен в соответствии с  ФГОС, по учебнику  Л.А.Ефросининой. Урок был дан с цел...

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ ВО ВРЕМЕНИ» Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Шергина».

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ ВО ВРЕМЕНИ»Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Шергина».    Открытое  игровое занятие посвящено знакомству с творчеством северного детско...

Викторина на тему : «Путешествие по творчеству детских писателей»

Цель:1.  Обобщить знания о творчестве детских писателей; популяризация детской литературы;2.  Формировать умения работать в группах;3.  Развивать речь, память, внимание....

Путешествие по биографии писателя

Биография и творческий путь писателя.Видео "Нахаленок" и видео https://www.youtube.com/watch?v=f1kUnMmoDbQ "Станица Вешенская"...