Проект "Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
методическая разработка (3 класс) на тему
Цель программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи программы:
- формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
-воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, родине , семье;
-воспитывать нравственные качества личности ребёнка4
- способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
-приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_vospit_raboty.docx | 27.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Вопрос духовно – нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно- досуговой деятельности с детьми и молодёжью, отсутствие патриотического воспитания, а также занятость родителей добыванием денег. Перед семьёй и школой стоит одна общая задача- воспитание ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно- нравственных свойств и качеств личности школьника.
Цель программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи программы:
- формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
-воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, родине , семье;
-воспитывать нравственные качества личности ребёнка4
- способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
-приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Ценностные установки духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся
Ценность мира- 1) как общего дома для всех жителей Земли;
2) как мирового сообщества, представленного разными
национальностями;
3) как принцип жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.
Дар слова – как возможность получать знания, общаться.
Ценность природы – осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии , её совершенства.
Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа , осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.
Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – « красота спасёт мир»
Ценность труда и творчества – как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора – как Возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Ценностные ориентиры духовно- нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
Планирование воспитательной работы
Воспитательные задачи, содержание и формы работы определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями школы, социума. При составлении плана воспитательной программы учитывались требования ФГОС начальной школы, Основная образовательная программа для начальной школы , программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, а также основные положения проектов ФГОС основной и средней школы.
Целью воспитательной работы школы в учебном году является формирование первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях (начальная школа) и их сознательного принятия (основная, средняя школа), а также стремления к творческому и инициативному воплощению их в социальной практике.
Задачи воспитательной работы:
- Организовать воспитательные мероприятия, направленные на формирование представлений о базовых национальных ценностях российского общества:
- патриотизме;
- социальной солидарности;
- гражданственности;
- семье;
- здоровье;
- труде и творчестве;
- науке;
- традиционных религиях России;
- искусстве и литературе;
- природе;
- человечестве.
- Организовать коллективную творческую деятельность ученического самоуправления, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности.
- Внедрить элементы воспитательной системы В. А. Караковского, предполагающей погружение в «тематические периоды», каждый из которых завершается итоговым мероприятием. При этом тематика каждого периода направлена на формирование конкретных ценностей.
- Развивать мотивации личности к познанию и творчеству через дополнительное образование.
- Систематизировать работу ШМО классных руководителей по повышению профессионального мастерства для большей эффективности воспитательной работы в классах.
- Разработать и реализовать систему мониторинга эффективности воспитательного процесса.
- Разработать и реализовать систему работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей).
Основные направления воспитания и социализации:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.
- Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Приоритетным направлением в учебном году является «Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания».
Планируемые результаты:
- У учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества;
- Учащиеся активно включены в коллективную творческую деятельность ученического самоуправления, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности;
- Система воспитательной работы стала более прозрачной, логичной благодаря организации через погружение в «тематические периоды»; такая система ориентирована на реализацию каждого направления воспитательной работы;
- Максимальное количество учащихся включено в систему дополнительного образования. Организация занятий в кружках и секциях направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- Повышено профессиональное мастерство классных руководителей и мотивация к самообразованию, благодаря чему увеличилась эффективность воспитательной работы в классах.
- Система мониторинга эффективности воспитательного процесса позволяет своевременное выявление и анализ изменений, происходящих в воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их
- Разработана и реализована система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей).
- Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует раскрытию творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.
План работы класса
Месяц | Текущая работа |
сентябрь | Индивидуальная работа Оформление классного уголка и уголка безопасности, организация горячего питания, сбор сведений о дополнительном образовании. Общешкольное КТД «День Знаний» Родительское собрание по ПДД « Школа пешеходных наук» Классное КТД Праздник « Сызрань - мой город родной» |
октябрь | Индивидуальная работа Посещение на дому учащихся , с целью выявления жилищно – бытовых условий семей. Общешкольное КТД « День пожилого человека» Классный час « России важен каждый»Перепись населиния Классное КТД Праздник «Осенины» Экскурсия в городской музей Беседа « Если знаешь ПДД, нет проблем с ГИБДД» |
ноябрь | Индивидуальная работа Посещение на дому с целью выявления санитарно- гигиенических условий Общешкольное КТД « День Матери» Беседа «Осторожно! Тонкий лёд» Классный час « Пожарным можешь ты не быть» Экскурсия в 95 пожарную часть |
декабрь | Индивидуальная работа Беседа о рассеянности ребенка Общешкольное КТД « Новый год у ёлки» Классный час « Новый год шагает по стране» (ознакомление с традициями разных народов) Классное КТД Конкурс новогодних игрушек. Беседа по ПДД, по ПББ, во время новогодних ёлок. |
январь | Индивидуальная работа Родительское собрание «Как заинтересовать ребёнка читать дополнительную литературу» Общешкольное КТД «День науки» (защита проектов) Классный час «Права и обязанности ребёнка» Классное КТД «Богатырские потешки». Катание с горки на санках. |
февраль | Общешкольное КТД « День Защитника Отечества» Конкурс стихов и рисунков, посвящённых Дню Защитника Отечества Классный час Урок мужества « Ими гордится Россия» Классное КТД « Мой друг надёжный – знак дорожный» |
март | Индивидуальная работа Беседа о дружбе между девочками и мальчиками Общешкольное КТД 8 марта – праздник мам. Классный час « Все работы хороши» Экскурсия на обувную фабрику « Топ- топ» Классное КТД « Широкая Масленица» |
апрель | Индивидуальная работа Беседа о правильном и здоровом питании школьников. Родительское собрание: « Влияние вредных привычек» Общешкольное КТД Юморина 2014 Классный час « Море смеха в капле грусти» Развлекательная программа. Классное КТД Конкурс по ПДД « Безопасное колесо» |
май | Индивидуальная работа Анкетирование ребят « Где я проведу лето?» Запись ребят в летний пришкольный лагерь. Общешкольное КТД « День Победы» « Последний звонок» « День защиты детей» Классный час по ППБ, ПДД. Классное КТД Выпускной бал !Прощание с начальной школой. |
июнь | Зачисление в пришкольный лагерь( июнь- июль) |
Портрет выпускника начальной школы
Выпускник начальной школы- это человек:
-любознательный, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
-любящий свой край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказать своё мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"
Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ и ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ №6
Выступление на РМО...
Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...
Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях введения ФГОС ...
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни. Включает в себя пять направлений: край родной, общение и нравственность, учение, эк...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель программы: Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, ...