Исследовательская работа: «Герои-земляки» (семейные истории)/
проект (4 класс)

Филимон Ирина Петровна

Основной задачей патриотического воспитания нового поколения является развитие национального и патриотического самосознания нового поколения граждан великой страны.  На сегодняшний день социальная политика государства уделяет немалое внимание проблеме воспитания чувства долга и уважения среди современных детей. Ведь от того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра. Получим ли мы здоровое, целостное общество с богатой историей и опытом прошлого, или попадем в реальность, где нет ни уважения, ни благодарности, ни осознания – а значит, нет будущего. Огромную роль в нравственном воспитании играет кинематограф. Нельзя не  умолять его достоинства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota._geroi-zemlyaki.docx253.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов»

Исследовательская работа
«Герои-земляки»

(семейные истории)

 Авторы работы:

ученики 4 А ккласса  

МАОУ СОШ № 27.

                                     Руководитель:

Филимон Ирина Петровна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 27.

г. Балаково

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        …….3

1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ        5

1.1 Любимый фильм бабушки        5

1.2 Главный исполнитель роли Чапаева – Б. Бабочкин…..…………………………………… ..5

1.3. Вывод……………………………………………………………………………………………….8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        9

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Сочинение - эссе  "Письмо из будущего"……………... .………………..10

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Рисунки учеников  «О Чапаеве».……………………………………………11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        ………12

Введение

1. Цель проекта: укрепление семейных ценностей; развитие в учениках чувства уважения и благодарности за великий подвиг, совершенный героем Гражданской войны; гордости за свой край родной, прославленный  Василием Ивановичем Чапаевым и Борисом Бабочкиным; благодарности отечественному кинематографу, которые помогают изучить историю страны.

        Задачи проекта:

- исследовать историю своей семьи в поисках информации о любимом фильме бабушки;

- собрать информацию о герое фильма;

- пробудить интерес подрастающего поколения к истории страны;

- работа по укреплению семейных ценностей и связи  поколений;

- посетить памятные места, музеи В. И. Чапаева;

- организовать работу по изучению истории кинематографа;

 - организовать творческую работу.

2. Период и этапы реализации:

I этап – исследование в семье на тему «Любимый фильм моей бабушки».

II этап – подготовка бесед с учениками «Путешествие в героическое прошлое», «Путешествие в историю кинематографа».

III этап – посещение музея В. И. Чапаева, экскурсия к памятнику героям гражданской войны, проведение бесед и презентаций.

IV этап – творческая работа учащихся: сочинение – эссе «Письмо из будущего».

3. Обоснование социальной значимости и актуальности идеи

Основной задачей патриотического воспитания нового поколения является развитие национального и патриотического самосознания нового поколения граждан великой страны.  На сегодняшний день социальная политика государства уделяет немалое внимание проблеме воспитания чувства долга и уважения среди современных детей. Ведь от того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра. Получим ли мы здоровое, целостное общество с богатой историей и опытом прошлого, или попадем в реальность, где нет ни уважения, ни благодарности, ни осознания – а значит, нет будущего. Огромную роль в нравственном воспитании играет кинематограф. Нельзя не  умолять его достоинства.

4. Предполагаемые конечные результаты.

В ходе реализации проекта планируется достичь следующих результатов:

1. Достижение цели - пробудить интерес подрастающего поколения к героям и событиям в исторической жизни страны.

2. Развитие и становление  патриотического самосознания учащихся станут главной целью патриотического воспитания современных детей.

3. Закрепление сведений о героях в памяти учащихся, с помощью сочинений-писем.

4. Повышение уровня грамотности среди учащихся.

5. Приобретение учащимися навыков самостоятельного сбора информации из разных источников.

6. Развитие личности учащихся путем прививания чувств пиетета, благодарности и сопереживания героическим сверстникам.

7. Будет создан новый банк информации о героях и их подвигах, сделаны новые презентации, которые также можно будет использовать в последующем для распространения информации о достойных людях.

Таким образом, основным результатом проекта будет являться достижение поставленной заранее цели, которая заключалась в том, чтобы помочь новому поколению получить и сохранить бесценное наследие своего героического народа.

1. Основная часть

1.1. Любимый фильм бабушки «Чапаев»

           В отечественном кинематографе много замечательных фильмов с участием великих русских актеров. Одним из таких является фильм «Чапаев», который очень любит моя бабушка. Я заметила, что во время просмотра этого фильма бабушка очень переживает за судьбу главного героя. Мне стало интересно, кто такой Чапаев, и расспросила об этом свою бабушку. Оказалось, что Василий Иванович Чапаев – герой Гражданской войны. Он боролся за справедливость и добро, был очень смелым, мужественным, отважным человеком. Я испытала гордость, узнав, что он оказался нашим земляком. Бабушка рассказала, что в нашем городе есть музей имени В.И.Чапаева. Мы с мамой побывали в этом музее, а затем я решила узнать имя актера, сыгравшего главную роль в фильме «Чапаев». Оказалось, что ее исполнил актер Борис Бабочкин. Но самым интересным стал тот факт, что он тоже является нашим земляком.

1.2. Главный исполнитель роли Чапаева Борис Бабочкин родился 5  января 1904 года в Саратове, в семье железнодорожника.  В 1912—1919 годах учился в Саратовском  училище.

Ему шел тринадцатый год, когда свершилась Октябрьская революция. Тогда взрослели рано, и в пятнадцать лет комсомолец Борис Бабочкин уже служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта, той самой армии, в состав которой входила 25-я Чапаевская дивизия. Он навсегда запомнил  своего командира и рядовых бойцов. Вернувшись к мирной жизни, поступил в драматическую студию при Саратовском драматическом театре.

          Мировую известность принесло актёру создание образа Чапаева в одноимённом фильме (1934). Роль Чапаева оказалась ролью всей жизни Бориса Бабочкина, хотя сам он так не считал. Однополчане Чапаева и его родной сын говорили о сходстве актера и сыгранного им героя. Это сходство было создано талантом, мастерством и трудом актера. Экранный образ знаменитого красного командира Гражданской войны вытеснил реального исторического Чапаева благодаря исключительной яркости и блеску актерского исполнения. 

           Кто же такой Чапаев?  Чапаев родился 28 января 1887 года в деревне Будайка, Чебоксарского уезда Казанской губернии, в семье небогатых крестьян. Отец Иван Степанович по национальности — эрзя, мать Екатерина Семёновна — русско-чувашского происхождения. Василий стал шестым ребёнком в семье. Некоторое время спустя, в поисках лучшей доли, семья Чапаевых переселилась в село Балаково Николаевского уезда Самарской губернии. Иван Степанович определил сына в местную церковноприходскую школу, меценатом которой был его зажиточный двоюрный брат. В семье Чапаевых уже были священники, и родители хотели, чтобы и Василий стал священнослужителем, но жизнь распорядилась иначе. Февральскую революцию встретил в госпитале в Саратове; 28 сентября 1917 года вступил в РСДРП(б). Был избран командиром 138 пехотного запасного полка, стоявшего в Николаевске. 18 декабря уездным съездом Советов избран военным комиссаром Николаевского уезда. В этой должности руководил разгоном Николаевского уездного земства. Организует уездную Красную гвардию из 14 отрядов. Участвует в походе против генерала Каледина (под Царицыном), затем (весной 1918 года) в походе Особой армии на Уральск. По его инициативе 25 мая принято решение о реорганизации отрядов Красной гвардии в два полка Красной Армии: им. Степана Разина и им. Пугачева, объединенных в Пугачевскую бригаду под командованием Чапаева. В холодных водах Урала закончилась земная жизнь Чапаева, но родилась легенда о великом воителе из народа. В Белоруссии этим славным именем называли партизанские отряды и боевые группы во время Великой Отечественной войны. Миллионы мальчишек были воспитаны в боевом духе именем славного героя Гражданской войны. 

         Чапаев у Бабочкина - и уникальная индивидуальность, и тип человека революционной эпохи и русского национального характера; он одновременно и талантливый военачальник, и атаман ватаги, мудрец и невежда, сильный и беззащитный, и вместе с тем - деспот, фанфарон, поражающий причудливым сплавом различных качеств. Живость и обаяние образа, воплощенного Бабочкиным, сделало Чапаева истинно народным героем, персонажем поистине фольклорным, героем притч и анекдотов.

       Чапаев - роль всей жизни талантливого русского актера Бориса Бабочкина, его профессиональное счастье, его профессиональный подвиг. Фотографии, хроника свидетельствуют: герой и исполнитель мало похожи. Однополчане, даже родной сын утверждали: "похож". Это было сходство внутреннее, сущностное, не внешнее и не дарованное природой, а завоеванное талантом, мастерством, трудом актера.

         Поздним вечером 4 ноября 1934 года первыми зрителями фильма «Чапаев» стали Сталин, Ворошилов, Молотов, Енукидзе и Шумяцкий, возглавлявший тогда отечественный кинематограф. Когда зажегся свет, Сталин сказал Шумяцкому: «Вас можно поздравить с удачей. Здорово, умно и тактично сделано. Хороши и Чапаев, и Фурманов, и Петька. Фильм будет иметь большое воспитательное значение». Вскоре у кинотеатров начали выстраиваться огромные очереди - так началось триумфальное шествие ленты «Чапаев», позже включенной в сотню лучших фильмов мира.

         В 1935 году Борису Бабочкину было присвоено звание народного артиста республики, и он стал самым молодым народным артистом страны. А в 1941 году ему была присуждена за роль Чапаева Государственная премия. В 1930-е и 1940-е годы Бабочкин продолжил сниматься в кино. Самой заметной довоенной работой Бориса Бабочкина в кино, помимо роли Чапаева, стала роль большевика Андрея в фильме «Подруги», снятом в 1935 году.

          Борис Андреевич много лет жизни отдал воспитанию творческой молодежи. С конца 1930-х годов он преподавал в Ленинграде, в студии при Большом драматическом театре имени Горького, и начиная с 1944 года, преподавая во ВГИКе. Однажды перед встречей с новым курсом будущих киноактеров он записал в дневнике: «Искусство берет всего человека, целиком... Ему нужно отдать всю жизнь». Бабочкин всегда был по-рыцарски предан своему делу и не прощал какого-либо неуважения к своей профессии. Он не переносил несерьезного отношения к делу, не прощал актерам небрежности речи и непродуманности в создании роли. Студенты обожали своего педагога.

Борис Бабочкин был похоронен на Новодевичьем кладбище в 1975 году..

1.3. Вывод

            Фильм «Чапаев» можно назвать не только лучшей отечественной кинокартиной, но и неким символом советского кино, а может быть, и всей советской довоенной эпохи. Полагаю, что именно с этого фильма началась эра Большого советского кино. Говоря плакатно, это - фильм-шедевр, фильм-легенда, фильм-памятник. Он интересен как своими яркими художественными достоинствами, так и исторической ценностью, отражая достаточно точно особенности характеров и миропонимания самых разных участников тех роковых героических событий, их быта и межличностных и социальных отношений.

             Мы решили вместе с мамой посмотреть этот фильм, чтобы понять, о чем так переживала бабушка. Посмотрев, мы поняли, что кинолента  полна захватывающих сцен, драматических сюжетных поворотов, народного юмора и хороших старинных песен. Конечно, и любимые народом Чапаев и его ординарец Петьки стали героями фольклора, благодаря прежде всего этому фильму. Блистательно в этом фильме сыграли не только актеры, занятые в главных ролях - Б. Бабочкин и Л. Кмит, но и Б. Чирков, Н. Симонов, С Шкурат, которые смогли украсить фильм, исполняя совсем небольшие роли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          В ходе исследования «Любимый фильм моей бабушки» мы были приятно удивлены результатами наших исследований. Оказывается, в нашем городе есть исторические памятные места – музей В. И. Чапаева, памятник героям гражданской войны, которые мы посетили с родителями.

      Кино действительно является искусством нашего времени. Сегодня это самая большая эстетическая и образовательная сила в мире. Открытие фотографии в 1828 году сыграло огромную роль в развитии кино. 1895 стал годом, когда появилось кино. После изобретения кинематографа братьями Люмьер кино широко распространилось во всем мире. Первые кинотеатры появились в 1904 году. А в 1907 году для написания сценариев стали использовать литературные произведения. До сих пор различные телевизионные версии романов и рассказов известных писателей очень популярны. Кино — очень влиятельная сила в современной жизни. Оно также используется в образовательных целях. С их помощью можно также лучше познать окружающий мир. С помощью документальных и научных фильмов можно получить много информации об истории страны. Телевизионные новости помогают узнать, что происходит в мире каждый день. Они также привлекают внимание людей к различным важным проблемам, таким как голод, землетрясения, загрязнение воды и другие. В наши дни люди просто не могут представить свою жизнь без такого искусства, как кино.

          Горжусь тобой, мой край родной, прославленный героями В.И. Чапаевым,  Борисом Бабочкиным,  Олегом Табаковым,  Олегом Янковским,  Борисом Андреевым,  Евгением Мироновым и мн. др.   Верю, что благодаря таким удивительным людям будет жить Россия, процветать народ, а среди нас не вырастут «Иваны, не помнящие родства».

Приложение 1.

Сочинение – эссе «Письмо из будущего»

Приложение 2.

Рисунки детей

Список литературы

1. Залесский В. Искусство актёра. — М. 1959.

2. По боевому пути Чапаева. Кратк. путеводитель. — Куйбышев: Изд. газ. «Красноармеец», 1936.

3. Кононов Александр. Рассказы о Чапаеве. — М.: Детская лит-ра, 1965. — 62 с.

       4. Александр Васильевич Беляков. В полет сквозь годы. — М.: Воениздат, 1988. — 335 с.

5. Евгения Чапаева. Мой неизвестный Чапаев. — М.: Корвет, 2005. — 478 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая исследовательская работа "В тех именах истории шаги"

Всегда ли мы знаем, в честь кого или какого события названа та или иная улица?...

Исследовательская работа "Интересные факты из истории денег"

Учащиеся узнают некоторые интересные факты из истории появления и развития денег....

Исследовательская работа по окружающему миру "История города Набережные Челны"

Исследовательская работа по окружающему миру "История Набережных Челнов" .Работа ученицы 3 класса Жуйковой Алины....

исследовательская работа по основам буддизма "История буддизма в Калмыкии"

Работа включает в себя конспект и презентацию об истории буддизма в Калмыкии....

Презентация к исследовательской работе: Шарлотка.Виды и история происхождения.

Презентация к исследовательской работе: Шарлотка.Виды и история происхождения....

Исследовательская работа "ЗАГЛЯНИТЕ В СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ"

За свою историю наша страна пережила немало войн. Они были беспощадны, кровопролитны. Но самой жестокой является Великая Отечественная война. Долгих четыре года советский народ боролся с фашистскими з...