Занятие. ОБИДА
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ.
ОБИДА
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы подростка.
Задачи:
- дать понятие обиды;
- развитие умения подростка справляться с жизненными трудностями, управлять своими эмоциями;
- знакомство со способами того, как справиться с обидой;
- гармонизация личности ребенка, повышение его уверенности в себе, своих возможностях.
Ход занятия
Педагог. - Отгадайте, о какой эмоции идёт речь?
Как грустно мне что-то сегодня
На улице дождик идет
Мелодия песни далеко о чем-то печальном поет…
Грущу в наслажденье привольно.
Меня вам никак не понять.
Нет настроенья сегодня,
И капает дождик опять.
- Это грусть.
От злости не видишь неба,
Злость застилает глаза,
Не надо воды и хлеба,
Найти б побольней слова…
И сон убежал твой напрочь,
Злость не даёт уснуть
И думаешь думу на ночь,
Ну как бы больней кольнуть.
- Это злость.
Я ушёл в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!
И в обиде я не видел
Ни цветочка, ни куста...
И в обиде я обидел
И щеночка, и кота...
- Это обида.
Попробуйте сформулировать понятие «обида» (подростки высказывают своё понимание).
Обида - несправедливо причиненное огорчение, оскорбление (толковый словарь русского языка Ушакова)
Обида - чувство, вызванное всем, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток. Обидчивый — человек, склонный к обидам, нередко обижающий других (толковый словарь живого великорусского языка В. Даля)
Обида – сигнал о нарушении социального контакта со значимыми людьми.
С одной стороны, она может способствовать восстановлению и исправлению отношений; с другой – частые обиды могут способствовать нарастанию отчужденности, «уходу в себя», разрыву связей с другими людьми. Обидчивость может даже стать устойчивой чертой личности, определяющей поведение человека и отражающей его отношение к себе и окружающим.
Научная справка.
Глагол «обидеть» произошел из сочетания об-видеть, где предлог об - имеет значение «вокруг, огибая, минуя» (для сравнения: обделить, обвесить). Таким образом, слово «обидеть» означает «обделить взглядом, не посмотреть» (Этимологический словарь русского языка М. Фасмера.)
Итак, обида - это жалость к себе, соединенная с претензией к другому. Эта претензия, как правило, связана с ощущаемым недостатком внимания, уважения, доверия, с невозможностью получить от другого человека подтверждение собственной ценности и значимости. В чувстве обиды содержится не только жалость к себе, но и упрек в несправедливом отношении, адресованный другому человеку.
Можно ли разделить обиды на справедливые и несправедливые? Как мы реагируем на обиды?
Педагог раздает листочки с описанием поведения обиженного человека (уверенное, неуверенное, грубое, безразличное, трусливое, справедливое). Учащиеся изображают такое поведение, а остальные угадывают, какой была реакция обиженного.
Педагог задает вопросы для обсуждения:
- Что чувствует обидчик?
- Какая реакция обиженного была убедительна?
- Как нужно реагировать на обиду?
- Нужно ли копить обиды?
Делается вывод о бесполезности накопления обид.
Рисуем обиду
Педагог. Чем похожи рисунки? Почему? Что делать с обидами? (Рвем листочки и выбрасываем.) Как быть с нашими обидами в жизни? (Прощать.) Как относиться к обидчику? Как вы считаете, нужно ли копить обиды?
- Мы можем сделать вывод о бесполезности накопления обид.
Совместное составление памятки “Уходи, обида, прочь!” (Дети формулируют свои предложения. Лучшие варианты можно записать в памятку.)
- Отойти от обидчиков и быстро походить, пробежаться, попрыгать на одной ноге, размяться на спортивных снарядах.
- Умыть лицо, руки, шею холодной водой.
- Не обращать внимания на глупого дразнилку, ведь умный ребенок такого бы не сказал.
- Зимой выйти на улицу и побросать снежки.
- Если рядом есть деревья, - прислониться к дереву позвоночником, лицом или ладонями. Какое дерево для этого лучше? Определить “свое” дерево можно в прохладное время года. Поздней осенью, ранней весной поднесите раскрытые ладони к дереву на расстоянии 3-5 см. Если почувствуете тепло, это дерево – ваш друг. Чаще всего это береза, дуб, каштан, тополь.
- Если есть талисман, можно пошептаться с ним.
Итог занятия.
- Человек, не умеющий прощать, разрушает себя изнутри. Обиды копить бессмысленно. Их можно мысленно пускать на ветер, по воде и представлять, как она исчезает.
Надуйте воздушный шарик и напишите маркером на нем свою обиду. А теперь лопните шар!
- Нет шарика – нет обиды!
- Вот таким “салютом” в честь нашей победы над обидой мы заканчиваем наше занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проводы детских обид. Материал для классного часа.
Сценарий "Проводы детских обид" можно использовать в работе с 4- 6 классами. Это своего рода психологический тренинг, который помогает детям избавиться от негативных переживаний. Главное, чтобы ...
Психологическое занятие для учащихся 4 класса. Тема: "Обида"
Цель: развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения; формирование конструктивных навыков эмоционального реагирования в конфликтных...
Тема: В. Берестов "Гляжу с высоты на обиду", Э. Мошковская "Я ушёл в свою обиду". 2 класс. Программа: Школа России.
Предмет: литературное чтениеКласс: 2еТема урока: В. Берестов «Гляжу с высоты на обиду», Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду».Цели урока: ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о дружбе.Планир...
Внеурочное занятие 1 кл. «Учусь прощать обиду»
Цели: выявление содержания переживаний младших школьников; закрепление понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх).Планируемые результаты: создать поделку ...
Внеурочное занятие Тема «Учусь прощать обиду»
Класс 2-1 ...
Воспитательное занятие:«Умеем ли мы прощать обиды?»
- формировать убеждение, что человек несет персональную ответственность за свое поведение;- помочь понять происходящее возбудимым детям, которых легко спровоцировать на агрессивные поступки....
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога. Тема: "Обида"
Технологическая карта коррекционного занятия педагога-психолога с учащимися с ОВЗ. Тема "Обида"...