Конспект: «В гостях у своего «Я»»
план-конспект занятия (3, 4 класс)
Данный урок посвящен анализу личности, характера и их влиянию на повседневную жизнь ребёнка. На этом занятии мы изучаем различные стереотипы поведения ребёнка, учим анализировать свои поступки, примирить свои желания и мечты с личными и социальными обязанностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
32.konspekt_vospitatelya.docx (21.54 КБ) | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект: «В гостях у своего «Я»»
- Автор: Джураева Шаходат Шадмановна кандидат психологических наук, учитель, воспитатель ГПД ГБОУ школа № 561 Калининского района Санкт- Петербурга
- Цель урока: создать благоприятные условия для личностного развития детей, с учетом их запросов, потребностей семьи и общества в разносторонне развитой личности, острой необходимости социальной защиты детей, способствовать формированию положительной мотивации личности к творчеству, развитию.
- И ещё: чтобы процесс познания окружающего мира с его неизбежными трудностями, успехами и неудачами стал радостным для ребят, у каждого из них сформировался чувство ответственности за свои поступки, каждый ребёнок ответственно относился к своим словам, ценил данные обещания.
- Научить ребенка «заглянуть в самые тайные уголки своей души», научить детей строить свои отношения с окружающими на основе доброжелательности, уважения, умения сопереживать с другим человеком, взаимопомощи, научить сознательно относится к учёбе
- Ожидаемые результаты: приобретение детьми навыков:1) общения2) уважительного отношения друг к другу 3) анализировать свои действия, самоконтроля, самоуправления 4) самооценки и творческого мышления 5) идентифицировать свои и чужие поступки, действия; анализировав ситуацию делать соответствующие, объективные выводы.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Повторение изученного материала
Проверка домашнего задания
3. Этап постановки целей и задач урока.
Воспитатель раскрывает тему, цели и задачи урока. Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня нам предстоит виртуальное путешествие в чудесную страну, которая называется: «Мой любимый, «разумный», «неразумный», «расчудесный» – Я». В этой стране чудес вы сможете по- новому заглянуть в самые тайные уголки своей души, анализировать все ваши «разумные», «неразумные», «расчудесные» поступки, желания: «хочу», «не хочу», «всё равно» и узнаете почему так бывает, как быть организованным, дисциплинированным, собранным, аккуратным, доброжелательным, быть гордостью своих родителей, своего класса, своей школы, своей Родины. В путь, дорогу!
4. Изучение нового материала
- Физические возможности человека ограничены, поэтому с древних времён человек часто использовал знания, которые способны преобразовать силу человека в значительно большую силу. По мнению профессора Эрика Леннарда Берна: «каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность».
- А ещё, Эрик Берн считал, что у каждого человека существуют 3- ЭГО состояния: ЭГО Ребенка, ЭГО Родителя, ЭГО Взрослого.
- Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человека.
- ЭГО Ребенок – это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений.
- Благодаря ЭГО Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии.
- ЭГО Взрослый перерабатывает информацию и учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром.
- ЭГО Взрослый контролирует действия ЭГО Родителя и ЭГО Ребенка, является посредником между ними.
Характеристика | Родитель | Взрослый | Ребенок |
Типичные слова и выражения | Все знают, что… Ты не должен никогда… Ты всегда должен… Я не понимаю, как это допускают… | Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно… Вероятно… | Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно! |
Интонация | Обвиняющая, снисходительная, критическая | Связанная с реальностью | Очень эмоциональная |
Состояние | Надменное, сверхправильное, очень приличное | Внимательность, поиск информации | Неуклюжее, подавленное, угнетенное, игривое |
Выражение лица | Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное | Спокойное, максимум внимания | Угнетенное, удивленное |
Поза | Руки на бедрах, указывающий перст. Руки сложены на груди | Наклон к собеседнику и ориентация на него | Спонтанная подвижность (ходьба, сжатие кулаков) |
ЭГО Родитель может быть контролирующим и помогающим. Анализируем, примеры:
Контролирующий ЭГО Родитель: Помогающий ЭГО Родитель:
ругается, когда дети опаздывают счастлив, что дети пришли на занятия
Любимые фразы, выражения:
“правильно” – “неправильно” “не бойся, сейчас я тебе помогу”,
“хорошо” – “плохо” “будь осторожен”,
“разумно” – “неразумно” “выполняй, это совсем не сложно”.
“ты никогда не должен!” “вспомни, это мы проходили”
По мнению ученых: своего рода антиподом Родителя является Ребенок, следующее эго-состояние Я. Он тоже может выступать в разном качестве. Иногда ведет себя “естественно” (как ему в данный момент заблагорассудится), иногда же делает все для того, чтобы порадовать Родителя.
- Спонтанный Ребенок внутри нас наравне с радостью способен чувствовать бессилие и гнев.
- В противоположность сухому Родителю с вечными приказаниями и запретами, Ребенок бывает хоть и безответственным и даже неуправляемым, но в тоже время чувствительным, творческим, неспособным на лицемерие и интриганство; иногда, правда, несколько грубоватым, зато открытым для окружающего мира.
- Когда в нас одерживает верх Ребенок, мы ведем себя, как маленькие.
- Практическая работа: выбери любое из нижеприведенных заданий:
- Задание № 1: опиши своё поведение с 13-30 до 14-00, письменный анализ, выводы, пожелания, обещания.
- Задание № 2: опиши свой самый радостный день, письменный анализ: твоё восприятие, выводы, пожелания, обещания.
- Практическая работа: ролевые игры по желанию. Роли: «Я – хороший Ребёнок», «Я – контролирующий Родитель», «Я – помогающий Родитель», «Я – Взрослый».
- Анализируем, делаем выводы.
- 5.Закрепление изученного материала, подведение итогов:
- Для чего же нужны знания? (знания способны преобразовать силу человека в значительно большую силу.
- Когда «каждый человек будет «в порядке»? (когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность»)
- Как устроен наш внутренний мир? (ЭГО Ребёнка, ЭГО Родителя, ЭГО Взрослого)
- Какие признаки нашего ЭГО состояния?
- Почему я-«такой хороший?» («хорошая»)
- Почему у меня много друзей?
- Каков я-на самом деле?
- Мои самые лучшие черты характера?
- Как примирить свои желания и обязанности?
- 6.Рефлексия.
- Что вам больше всего понравилась?
- Что вам не понравилась?
- Использованные ресурсы: https://www.labirint.ru/books/500231/
- Эрик Леннард Берн."Трансакционный анализ в психотерапии"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cценарий мероприятия "Воспитатели в гостях у своих бывших воапитанников"
Ведущий 1. Кажется, совсем недавно эти мальчики и девочки пришли в детский сад, учились рисовать, лепить, выступали на утренниках. Дети с радостью шли в детский сад, потому что там их встр...
Конспект классного часа "Развиваем свои таланты" 4 класс
Развиваем свои таланты...
Конспект классного часа «Развиваем свои таланты» 4 класс
Конспект классного часа «Развиваем свои таланты» 4 класс...
Конспект урока "Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм" ("Перспектива",3 класс)
Цели деятельности учителя:знакомство обучающихся с искусством русских головных уборов.Планируемые результатыПредметные: - приобретение новых знаний об искусстве Па...
Конспект внеурочного занятия 4 класс "В гостях у своего "Я"
Курс внеурочной деятельности "Профессии моих родителей"...