ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья (1 класс)

Юткина Мария Геннадьевна

Переход к рынку труда не только внес изменения, но и значительно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения. В условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность; уметь самореализовываться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Юткина Мария Геннадьевна, учитель начальных классов

Переход к рынку труда не только внес изменения, но и значительно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения. В условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность; уметь самореализовываться.

В профессиональную ориентацию входит профессиональное просвещение. Профессиональное просвещение — это процесс ознакомления учащихся с современными видами трудовой деятельности и особенностями различных профессий [10].

Л. Д. Столяренко дает определение: «Профориентация — это систематические мероприятия, которые направлены на выявление у личности особенностей, интересов и способностей для оказания помощи в верном выборе профессий, соответствующих его индивидуальным возможностям». [10]

В 2015 году разработан проект Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования. [6] В проекте определены основные задачи и ведущие средства сопровождения профессионального самоопределения (по ступеням образования), для начального и среднего образования в проекте концепции поставлена цель: последовательное формирование профориентационных компетенций, обеспечивающих готовность к успешному профессиональному выбору. Также в концепции определены основные средства игровая деятельность педагогическое Просвещение родителей о целях, задачах, формах и методах поддержки профессионального самоопределения.

В младшем школьном возрасте начинает формироваться новый тип отношений с окружающими людьми. Авторитет взрослого постепенно утрачивается и концу младшего школьного возраста всё большее значение для ребёнка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. [9].

Начало обучения в школе способствует: изменению социального развития ребенка, он становится субъектом и имеет социальные обязанности, за выполнение которых может получить общественную оценку. [1]

Ведущей деятельностью у детей младшего школьного возраста становится учебная деятельность, определяющая изменения, происходящие в развитии психики. В процессе учебной деятельности определяются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников являющиеся основой, способствующей развитию в следующем возрастном периоде. [6]

На начальном этапе школьного обучения ведущим становится развитие мышления. В процессе усвоения научных знаний происходит развитие словесно-логического и рассуждающий его мышления.

В младшем школьном возрасте происходят изменения в развитии внимания усиленное развитие его свойств: повышается объем, устойчивость, а также развиваются навыки переключение и перераспределения. [8]

В завершении младшего школьного возраста дети усваивают способность достаточно долго сохранять внимание и выполнять заданную программу действий. Дети младшего школьного возраста обладают такими особенностями как: импульсивность, действует быстро без промедления, не взвесив все обстоятельства. [11]

Кроме учебной деятельности, ребенку младшего школьного возраста свойственны общение, игра и труд, выполняющие своеобразные функции его развития.

В младшем школьном возрасте ребёнок начинает меньше двигается, игра занимает меньшее время, в отличие от детей дошкольного возраста. Базовой нагрузкой этого возраста становится умственная, учебная деятельность, но у ребенка по-прежнему присутствует необходимость в игровой деятельности. [5]

У младшего школьника во время общения совершенствуются коммуникативные структуры интеллекта, умение воспринимать, понимать и оценивать других детей, а также улучшается обмен информацией со сверстниками.

Игра улучшает предметную деятельность, логику и мышление, а также способствует формированию и развитию умений, навыков делового взаимодействия с окружающими. [6]

Труд совершенствует и укрепляет практическое, пространственное и образное мышление. Без участия ребенка в любом из этих видов деятельности, его психологическое развитие был бы неполным. [5]

В младшем школьном возрасте труд играет важную роль в интеллектуальном развитии ребенка. Для детей этого возраста, труд - это новый вид деятельности, он совершенствует интеллект, необходимый для различных видов будущий творческой и профессиональной деятельности. Важно, чтобы труд был достаточно разнообразным и интересным. В любое задание по дому или в школе нужно делать интересным и творческим, дав возможность размышления и принятия самостоятельного решения.[6]

Ребёнок может самостоятельно выбрать решение, как ему поступить в определенной ситуации в этом возрасте появляется важное новообразование произвольное поведение. В основе этого вида поведения формируются нравственные мотивы ребёнка, он впитывает в себя моральные ценности, старается придерживаться определенных правил и законов, зачастую это связано с желанием быть одобренным взрослым или укрепить свое личностное положение в группе сверстников. Поведение связано с мотивом достижения успеха. [9]

Полноценное проживание младшего школьного возраста, его приобретения являются обязательным основанием, благодаря которому, происходит дальнейшее развитие ребенка как субъекта познания и деятельности. Важнейшие задачи для взрослых - создание благополучных условий для раскрытия возможностей детей, относительно особенностей каждого ребенка.[4]

В начальных классах реализуется первый этап профессиональной ориентации. Происходит формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанном на пассивном практическом включении в различные её виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. Становление интереса к специальности младших школьников происходит исходя из профессий, которые их окружают: профессии родителей, родственников, учителей. Подражание взрослым - это одна из особенностей характера ребенка младшего школьного возраста. По определению К.Д. Столяренко, «Профориентация - это систематические мероприятия, которые направлены на выявление у личности особенностей, интересов и способностей для оказания помощи в верном выборе профессии, соответствующих его индивидуальным возможностям». [4]

По мнению исследователей Е.А. Климанова, Т.Н. Чистяковой, Н.С. Пряжникова и др., существует теория самоопределения школьника. На осознанное решение выбора своей будущей профессии влияет понимание, а значимости труда для общества, умение различать профессии и знать их особенности, а также собственный интерес. [7]

В результате проведенных исследований по методикам и теория профессионального просвещения педагоги и психологи (О.Ю. Елькина, Е.Н. Прошицская, С.Н. Чистякова и др.) пришли к выводу, что младший школьный возраст является подготовительным этапом к выбору профессии, так как формирование представлений о профессиях и труде происходит во время учебной деятельности. [3]

По мнению А.И. Кочетова, проявление у детей интереса к профессии и усвоения новых знаний о специальностях происходят при раннем ознакомлении с особенностями той или иной профессии. Он считал, что учителя не обладают достаточным количеством методик, по которым можно определить у школьников интересы склонности какой-либо специальности. Также А.И. Кочетов определил, что такие методики как беседы, наблюдения и сочинение лучше всего помогают выявить у школьников интерес к профессии. [3]

С.Н. Чистякова считает, что профессиональное просвещение, которое заключается в формировании у школьников знаний о профессиях и их особенностях, помогает ознакомить младших школьников с миром профессий в учебно-воспитательном процессе. [9]

Основной целью пропедевтики профессионального самоопределения, по мнению С.Н. Чистяковой определяет формирование у младших школьников интереса к профессии через решения определенных задач: формирование осознанного представления о мире труда и профессии; развитие интеллектуальной сферы; развитие рефлексии и навыков самопознания; развитие самооценки. [9]

По мнению Г.В. Резапкиной, учителю необходимо учитывать особенности самооценки младших школьников, так как чем младше дети, тем более они склонны оценивать свою работу не по реальным достижениям, а по величине приложенных усилий. Сначала формируется самооценка по отношению к другим, после по отношению к себе, так как младшему школьнику легче оценить свои результаты качество работы других, чем личные качества. [5]

Г.В. Резапкина считает, что с развитием личности школьника, устанавливается более точное знание ребенка о себе, умение понимать свои возможности в разнообразных ситуациях, отталкиваясь от собственной самооценки, а не от мнения окружающих. [8]

Работа по профориентации раскрывает такие понятия как: «труд», «профессия» и «специальность». При употреблении слова в «профессии», имеют в виду общественность людей, занимающихся определенным видом деятельности, «труд» - это целесообразная и полезная деятельность, а «специальность» является профессией. [4]

В наше время О.Ю. Елькина связывает профессиональное просвещение младших школьников с формированием его продуктивного опыта. В результате исследования О.Ю. Елькина, определила, что, используя в процессе обучения методики разно-уровневых заданий формирующих отношения школьников к образцу «Я», и трудовой деятельности; методики сочинение о профессиях и, а также игровые средства, повышается уровень сформированности представлений о профессиях и подготовки к выбору той или иной специальности. [3]

Таким образом, изучив психолого-педагогические аспекты формирование представления о мире профессий у младших школьников можно сделать вывод, что формирование представлений о мире профессии, понимание значение труда в обществе является основной целью работы с младшими школьниками. Школьный возраст требует применения определенных методов и приемов работы по профориентации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р. Битянова – М.:Генезис, 2015 – С. 127. 
  2. Елькина, О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии. [Текст] /О.Ю. Елькина – Кемерово, 2017 – С. 46.
  3. Илюхина, Н.А. Профориентационная работа вузов со школьниками: новые возможности традиционных форм. // Вестник РГГУ №4 (6) – 2016.– С. 83–89.
  4. Кочетов, А.И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников [Текст] /А.И. Кочетов. – Минск, 2015. – 160 с.
  5. Лейтес, Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей [Текст] / Лейтес, Н.С. // Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л.М.Семенюк. – 2017 – С.64-75.
  6. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1//http://zakonbase.ru.
  7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – 2015 // Электронный ресурс http://fgosreestr.ru/wp- content/uploads/2015/06/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma- nachalnogo-obshchego-obrazovanija-1.pdf (дата обращения 13.02.2020).
  8. Пряжников Н.С. Работа по профориентации в младших классах [Текст] /Н.С.Пряжников // Педагогика. – 2015 - № 5 – С. 33 – 37.
  9. Сазонова, А.Д. Профессиональная ориентация учащихся [Текст] /А.Д. Сазанова Учебное пособие для студентов пед. - М. : Просвещение, 2015 – С. 223.
  10. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016 — 544 с.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Просвещение, 2018. – С. 53.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект Формирование представлений о правильном питании у младших школьников.

Педагогический проект. "Формирование представлений о правильном питании у младших школьников посредством проектной деятельности. 2 класс...

Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников.

Формирование мотивационной сферы – это длительный, сложный процесс, состоящий в том, чтобы способствовать изменению уже имеющихся неустойчивых мотивов младшего школьника на начальных этапах его ...

Формирование образов природного мира у слабовидящих младших школьников

Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к образованию новых внутри- и меж анализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем и образованию свойственной только слепым и...

Программа психолого-педагогической деятельности по формированию познавательной активности у слабоуспевающих обучающихся младших классов.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности, познавательный интерес. Освоение основной общеоб...

Статья "Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у младших школьников с ОВЗ"

Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей с ОВЗ. Значение игры для психического развития ребёнка. Виды дидактических игр и методика их испол...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ У ГЛУХИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье отражены особенности словесной речи глухих младших школьников. Указано, что эти дети спонтанно не могут овладеть навыками общения. Предложена технология психокоррекционной работы. Она отражае...

Программа психолого-педагогической коррекции пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с ЗПР «Учусь ориентироваться наблюдая».

В данном материале представлена анотация, календарно-тематическое планирование и краткие конспекты занятий к программе психолого-педагогической коррекции пространственно-временных представлений у дете...