Роль семьи и школы в духовно – нравственном развитии личности ребенка
материал (4 класс)

Освещение принципов взаимодействия родителей и педагогов при формированпии личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

Роль семьи и школы в духовно – нравственном развитии личности ребенка

    Важнейшей проблемой нашего времени является духовно- нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. В настоящее время необходимо поднимать общий уровень культуры граждан, уровень нравственных и духовных понятий и представлений.

    Так уж исторически сложилось, что в России на протяжении последнего почти целого века попирались тысячелетние духовные традиции, породившие одну из высочайших культур, признанную всем миром, размывались нормы нравственности, душа человеческая ставилась ни во что. Целые поколения людей оказались духовно и душевно обделенными и искалеченными. И особенно больно эта разрушительная система ударила по самому дорогому в жизни - нашим детям. Быть личностью, пожалуй, это наиболее важный вопрос всей системы воспитания. Нравственно - эстетическая и художественная культура являются важнейшими составляющими духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Для успешного развития российского общества в настоящее время необходимо поднимать общий уровень культуры граждан, уровень эстетических понятий, представлений, нравственно-эстетических потребностей и интересов. Вот поэтому все аспекты этой темы в данный момент для современной цивилизации имеют огромную актуальность.

   С чего же начинается духовно- нравственное воспитание? Наверное, с самого главного - с воспитания любви к своей Родине, к своему краю, к своей земле, к своим корням.

   Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем насыщено сегодня это самое детство? Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что свято для души человеческой.

Воспитание вообще и духовно-нравственное воспитание в частности – эти два понятия неотделимы друг от друга. Потому что воспитание предусматривает прежде всего привитие детям тех моральных качеств, ценностей, привычек, которые принято называть духовно-нравственными. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

   Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности?

-Это Россия,  наш  многонациональный народ  и  гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

–      Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

–      гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

–      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

–      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

–      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

–      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

–      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

–      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

–      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

–      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.  Школа сегодня – средоточие многих проблем, которые переживает государство. Тем не менее она остается своеобразным островком, где несмотря ни на что, бурлит напряженная жизнь с ее проблемами и радостями, неудачами и успехами. Школу часто сравнивают с кораблем, где есть свой капитан, команда, матросы. Плывет этот корабль вопреки штормам к намеченной цели. Успех плавания зависит от многих причин и прежде всего от того, есть ли в этой команде взаимопонимание, доверие, доброта, радость, поддержка, честность, справедливость и т.д. А все эти духовно-нравственные критерии, ценности обязаны прививать детям мы взрослые – воспитатели, учителя , родители.

   Наверное, нет темы более важной, чем нравственность и духовность. Порой трудно определить, где заканчивается культура и начинается нравственность. Значительная часть содержания культуры и цели ее освоения состоят в том, чтобы обеспечить включение индивида в культурно-специфичные процессы и постижение им норм морали, справедливости и честности. Само это освоение совершается в семье. С давних пор известно, что формирование моральных качеств происходит в раннем детстве, когда человек еще не готов к встрече с большим, враждебным миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за этот процесс самые близкие люди.

   Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Конец второго тысячелетия ознаменован катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия, физического и нравственного здоровья людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются увеличившаяся детская преступность, цветущая пышным цветом и трудноискоренимая наркомания. Причиной этого выступают   бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

   Нравственное воспитание представляет собой одну из самых сложных и важных областей педагогических исследований. Мораль универсальна, поскольку любая культурная группа оценивает определенный тип поведения как нравственное, используя критерии его восприятия как надлежащего/недостойного. Однако конкретные нравственные принципы и поведение, соответствующее им, отличаются заметным разнообразием, как в исторической перспективе, так и в разных культурных сообществах, в разных семьях.

   Слово "Семья" восходит к корню "сем", имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово "фамилия", которое в русском языке в первую очередь обозначает "общее имя для членов семьи"

   Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

   Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья.

   Подражание - генетически заданный механизм, позволяющий получать необходимый для выживания опыт не генетическим путем, а в процессе общения.

   Педагогическая задача состоит в том, чтобы предложить ребенку качественный образец действия и поведения, создать условия для его собственных действий, помочь перевести оценку окружающих людей в самооценку ребенка, вызвать у него желание повторных аналогичных действий.

   И не думайте, пожалуйста, что он будет подражать исключительно лучшим сторонам вашего собственного поведения! Сложность метода, как, впрочем, и всего семейного воспитания, в том, что ребенок усваивает не специально организованный образец (как это устроено в школе), а наиболее часто попадающий в поле его внимания, почему-то наиболее привлекающий или дающий более быстрый и явный эффект. Значит, надо позаботиться о том, чтобы следование определенному образцу было ощутимо выгоднее для вашего ребенка, чем другие варианты поведения.

   Большое значение имеют сопровождающие требования эмоции взрослых. Иногда ребенка приучают реагировать не на смысл требования, а на уровень сопутствующих эмоций или на силу звука. В результате фраза "Иди домой", сказанная спокойным голосом, может не восприниматься ребенком как реальное требование. И только гневное обращение "Я кому сказала?! Марш сейчас же домой, а то!" (далее могут следовать весьма богатые лингвистические упражнения, смысл которых в нервных эмоциях, а не в словах) вызывает желаемую для родителей реакцию заигравшегося во дворе ребенка.

   Родители любят своих детей, бояться за них, заботятся. Но редко понимают. Могут проглядеть душевную драму, отравить первую любовь. Любовь становится незаметной, повседневной, исчезают доверие и искренность. Когда такое происходит между супругами, они разводятся. Но куда податься детям? Не все готовы уйти из дома.

   Но не всегда родители бывают столь педагогически слепы. Немало таких отцов и матерей, которые "чувствуют" критическую ситуацию, обращаются за помощью к педагогам и прислушиваются к их советам.

   В связи с этим педагогические огрехи родителей могут быть вызваны следующими причинами:

1. неполная семья;

2. конфликтная атмосфера в семье;

3. наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: "Мой святой долг - одеть, обуть, накормить, а остальное - дело школы";

4. при полном внешнем благополучии семьи - авторитарные методы воспитания;

5. Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

   Основные пути и условия формирования нравственности и духовности ребёнка в семье.  Уклад семейной жизни всегда находил отражение в нравственном облике человека. Царящая в семье эмоционально-нравственная атмосфера, внимание членов семьи друг к другу, стремление разделить ответственность, уровень взаимопонимания и взаимоуважение, родительская любовь и ответные чувства детей, семейные традиции, отношение к труду, - все это закладывает фундамент нравственности.

   Опираясь на труды педагогов В.А.Сухомлинского, С.И.Варюхиной, М.Климовой-Фюгнеровой и других исследователей, выделим следующие методы и условия формирования нравственных потребностей (нравственного воспитания ребёнка в семье.

1. Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей .

2. Атмосфера искренности. "Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе. Лучше отвечать так: "Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно". Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…".

3. Разъяснение. Воздействие словом. В.А.Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Подростки требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Дошкольника убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В.А.Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

4. Крайней мерой воздействия В.А.Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него. Ребенок должен знать, за какое конкретное дело его наказывают и почему оно плохое.

1) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям.

2) Очень важным методом в воспитании В.А.Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.

3) Регулярный труд в присутствии ребёнка и вместе с ним. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

4) Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию его нравственности. Ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка. Когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, появляется воспитывающий диалог. Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном желании познавать своеобразие индивидуальности.

   Мы живём в сложное время, многие нравственные ценности утратили свой первоначальный смысл и значимость. Надо согласиться, что путь возрождения нравственного здоровья нашего общества лёгким и скорым не будет. И возрождение это зависит от каждого из нас. Будем помнить, что есть время сеять, время ухаживать за посевами и время убирать урожай, ведь народная мудрость гласит:

Посеешь Поступок - пожнёшь Привычку;

Посеешь Привычку - пожнёшь Характер;

Посеешь Характер - пожнёшь Судьбу.

"…Делайте всё, чтобы дети были патриотами своей Родины, горячо любящими родную Землю и трудовой народ, честными, правдивыми, трудолюбивыми, добрыми и сердечными, отзывчивыми и непримиримыми, к злу и неправде, мужественными и настойчивыми в преодолении трудностей, скромными и нравственно красивыми, здоровыми и физически закалёнными"

                                                                                                         В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Духовно - нравственное развитие и воспитание  младших школьников - первостепенная задача современной образовательной системы в условиях реализации ФГОС....

Роль семьи и школы в духовно-нравственном развитии школьников.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образо...

Статья "Роль родителей в воспитании духовно-нравственной культуры личности ребенка"

При проведении родительских собраний можно использовать данную статью....

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...

Статья "Взаимодействие семьи и школы, как условие всестороннего развития личности ребенка".

Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать всесторонне развитую личность....

Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребенка

Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребенка...