Роль семьи и школы в духовно-нравственном развитии школьников.
статья по теме

Жирикова Наталья Викторовна

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жирикова Наталья Викторовна

Роль семьи и школы в духовно-нравственном развитии школьников.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.  

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.      Поэтому школа  изначально  стремится к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. При этом очень часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должны решать родители. По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Именно семья, а не школа должна  выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты. Несмотря на большую работу школы по педагогическому образованию родителей, в большинстве случаев отсутствует  единство требований к детям со стороны семьи и школы, что воспитательные возможности семьи, её помощь школе используются недостаточно. В сотворчестве семьи и школы скрыты огромные и очень действенные резервы.  Добиться, чтобы школа и семья стали единым педагогическим коллективом и сообща решали вопросы воспитания, школе необходимо привлекать родителей к проведению праздников и различных  школьных мероприятий.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

        Кризисные явления в современном обществе  не могут не сказаться на состоянии духовного. Физического, нравственного и психологического здоровья подрастающего поколения.

        Пытаясь сегодня найти пути решения этих проблем школа ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учитель и родители станут союзниками. Их союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии и ответственности, на действиях, интересах развития личности ребенка.

        Сегодня в общем  образовании наиболее активно используются четыре группы форм работы с семьей:

  1. Интерактивные: анкетирование, диагностика, дискуссии, «круглые столы», конференции, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов.
  2.  Традиционные : тематические классные часы, родительские собрания, вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы.
  3. Просветительские: использование СМИ, для освящения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, стенды и уголки для родителей.
  4. Государственно-общественные:  создание попечительских советов, советов школ, советов отцов.

Первые три группы  форм достаточно широко используются в процессе работы, апробированы  в течение десятков лет и дают хорошие результаты в области взаимодействия семьи и школы.

Сегодня же наиболее важной, требующей распространения представляется 4 группа форм, получающая все большее развитие в регионах.

   В школе ежегодно  проводиться паспортизация школы, в которой выявляется статус семей, образовательный уровень родителей, жизненные условия. Это помогает нам выявить  детей «группы риска» и правильно  скорректировать воспитательную работу.   Также нами проводятся анкетирование среди родителей  начальной школы на тему «Знаете ли Вы своего ребенка».  Благодаря вопросам анкеты часто помогаем родителям по- новому  посмотреть на своего ребенка и самого  себя по отношению к нему. По результатам  анкетирования мы  видим, что большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

И если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.  Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей  решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.

Эрих Фромм говорил: «Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение».

     В заключение хочется предложить несколько законов, которые могут стать как законами семьи, так и нашими общими законами в деле духовно- нравственного  воспитания наших детей:

Законы семьи:

  • каждый ребёнок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.
  • Каждый ребёнок должен жить в атмосфере искренности и доброты.
  • Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
  • Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приёмов наказания ребёнка.
  • Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
  • Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.
  • Закон культивирования в семье положительных привычек.
  • Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника

Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностейНе устоят ни село, ни город, ни Земля наша…А. И. Солженицын        Как известно, воспитание духовно-нравственных...

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.

О взаимодействии семьи и школы  в приобщении к чтению младшего школьника....

Системно-целевой проект " Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"

Цель работы:Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....

Роль семьи и школы в духовно – нравственном развитии личности ребенка

Освещение принципов взаимодействия родителей и педагогов при формированпии личности ребенка....