Роль семьи и школы в духовно-нравственном развитии школьников.
статья по теме
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_i_shkoly_v_dukhovno-nravstvennom_razvitii_shkolnika.docx | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Жирикова Наталья Викторовна
Роль семьи и школы в духовно-нравственном развитии школьников.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Поэтому школа изначально стремится к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. При этом очень часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должны решать родители. По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Именно семья, а не школа должна выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты. Несмотря на большую работу школы по педагогическому образованию родителей, в большинстве случаев отсутствует единство требований к детям со стороны семьи и школы, что воспитательные возможности семьи, её помощь школе используются недостаточно. В сотворчестве семьи и школы скрыты огромные и очень действенные резервы. Добиться, чтобы школа и семья стали единым педагогическим коллективом и сообща решали вопросы воспитания, школе необходимо привлекать родителей к проведению праздников и различных школьных мероприятий.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Кризисные явления в современном обществе не могут не сказаться на состоянии духовного. Физического, нравственного и психологического здоровья подрастающего поколения.
Пытаясь сегодня найти пути решения этих проблем школа ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учитель и родители станут союзниками. Их союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии и ответственности, на действиях, интересах развития личности ребенка.
Сегодня в общем образовании наиболее активно используются четыре группы форм работы с семьей:
- Интерактивные: анкетирование, диагностика, дискуссии, «круглые столы», конференции, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов.
- Традиционные : тематические классные часы, родительские собрания, вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы.
- Просветительские: использование СМИ, для освящения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, стенды и уголки для родителей.
- Государственно-общественные: создание попечительских советов, советов школ, советов отцов.
Первые три группы форм достаточно широко используются в процессе работы, апробированы в течение десятков лет и дают хорошие результаты в области взаимодействия семьи и школы.
Сегодня же наиболее важной, требующей распространения представляется 4 группа форм, получающая все большее развитие в регионах.
В школе ежегодно проводиться паспортизация школы, в которой выявляется статус семей, образовательный уровень родителей, жизненные условия. Это помогает нам выявить детей «группы риска» и правильно скорректировать воспитательную работу. Также нами проводятся анкетирование среди родителей начальной школы на тему «Знаете ли Вы своего ребенка». Благодаря вопросам анкеты часто помогаем родителям по- новому посмотреть на своего ребенка и самого себя по отношению к нему. По результатам анкетирования мы видим, что большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
И если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.
Эрих Фромм говорил: «Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение».
В заключение хочется предложить несколько законов, которые могут стать как законами семьи, так и нашими общими законами в деле духовно- нравственного воспитания наших детей:
Законы семьи:
- каждый ребёнок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.
- Каждый ребёнок должен жить в атмосфере искренности и доброты.
- Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
- Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приёмов наказания ребёнка.
- Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
- Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.
- Закон культивирования в семье положительных привычек.
- Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника
Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностейНе устоят ни село, ни город, ни Земля наша…А. И. Солженицын Как известно, воспитание духовно-нравственных...
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.
О взаимодействии семьи и школы в приобщении к чтению младшего школьника....
Системно-целевой проект " Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"
Цель работы:Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Статья о взаимодействии семьи и школы...
Роль семьи и школы в духовно – нравственном развитии личности ребенка
Освещение принципов взаимодействия родителей и педагогов при формированпии личности ребенка....
Доклад на тему: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
О взаимодействии семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников...