Статья "Роль родителей в воспитании духовно-нравственной культуры личности ребенка"
статья на тему

Гусева Людмила Григорьевна

 При проведении родительских собраний можно использовать данную статью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Роль родителей

в воспитании духовно-нравственной культуры личности ребенка

        Подготовила: Гусева Л.Г.

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №39»

        09 октября 2015 г

    Последние годы в нашей стране отмечается возросший интерес к духовно- нравственному воспитанию. Но повышенное внимание общественности к возрождению духовно-нравственных ценностей сопровождается потоком негатива, ежедневно исходящего со стороны средств массовой информации.

                     Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности.

                    Воспитание подрастающего поколения всегда было сложной задачей, которая из года в год не становится легче, а время, в течение которого человечество пытается её решить, лишь добавляет новые вопросы. Неизменным во все времена остаётся одно – любой здраво мыслящий родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос личностью, которой присущи ценности и качества, прошедшие проверку временем – нравственность, доброта, сострадание, любовь, уважение. От возможности заложить эти качества в души зависит формирование мировоззрения наших детей. А значит их будущее и будущее всей страны. 

                     Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

Семья - 50%

СМИ, телевидение  - 30%

школа - 10%

улица -10%.

             Ребёнок рождается в семье; семья, по своей сути, уже является одной из тех ценностей, к которой следует стремиться. Здесь важно не просто жить рядом с ближним, но и любить ближнего, отдавать ему душевное тепло, окружать своей заботой. Именно в семье начинается формирование личности, духовности, нравственности. И совершенно неважно носителями какой национальности будут члены этой семьи.     

                        В.А. Сухомлинский писал: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал». 

                   Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он не один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи. Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.

                Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надежное понимание нравственности как чувства, являющегося неотъемлемой частицей духовного мира.

              При условии, что в семье соблюдаются нравственные законы, ребёнок, попадая уже в более широкое общество, не будет ему противопоставлен. Конечно, на его пути встретятся разные по своей культуре люди, но именно в семье закладывается та база, которая формирует полноценную личность.

                  С рождения ребенок постепенно учится ползать, ходить, действовать, говорить иными словами – «восходит от силы в силу». Параллельно этому должно происходить и духовное возрастание, должны закладываться духовные ценности, должно происходить «воспитание сердца». Детские годы имеют чрезвычайную ценность, потому что в это время закладываются основы будущей личности. И вырисовывается проблема, как вернуть детям маму и папу. На вопрос «Каким бы вы хотели видеть ребенка, когда он станет взрослым?» большинство родителей ответили: умным, добрым, честным, успешным в жизни, любить и уважать своих родителей, быть отзывчивым, любящим, образованным. «Но только как этого достичь?» - всё чаще родители с таким вопросом обращаются к педагогам. Выясняется, что большинство родителей далеки от осмысления вопросов духовно-нравственного воспитания детей и подменяют его интеллектуальным развитием.   Родители соревнуются: чей ребенок научится раньше читать и считать, говорить и рассуждать на иностранных языках. И мало кто обращает внимание на воспитание души ребенка.

Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома.  А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

               Ценности личности, конечно же, закладываются, прежде всего, в семье.  К сожалению, в большинстве семей дети не находят не только понимания, но и той отцовской и материнской любви, которая позволит в будущем стать духовно зрелым человеком. Мы знаем, что в детском возрасте существует особая восприимчивость к эмоционально-ценностному восприятию и духовному развитию. Необходимо не только не пропустить этот период, а создать условия для правильного восприятия ребёнком мироустройства.

              К сожалению, в настоящее время мы наблюдаем, как разрушаются традиционные устои семьи. Вместо отношений почитания, уважения к старшим мы видим противостояние авторитету взрослых. Не имея навыков совместного проживания с ребёнком событий семейной жизни, родители часто «откупаются» от общения с ребёнком вещами, деньгами, какими-либо подарками, лишая детей так важного живого общения. Растут обиды и непонимание. Сегодня телевидение, компьютерные игры, комиксы часто заменяют родителей. Но, если честно признаться, то, в основном, многие из родителей часто проводят свое свободное время «отдыхая» перед телевизором, что является примером подражания для детей.

            Так, общаясь с детьми на тему «Чем ты занимался вечером дома?» часто, к сожалению, приходится слышать ответ «Посмотрел сериал, потом мультфильм, потом еще фильм, потом ещё и ещё и лёг спать». Об общении ребёнка с родителями, чтении художественной литературы, обсуждении каких-либо проблем, совместном труде можно не услышать ни слова, так как отец отдыхает после работы, а мать занята домашними хлопотами или смотрит телевизор вместе с ребёнком. Вот и получается: родителям не хватает времени на воспитание собственного ребёнка. А ведь в общении с близкими взрослыми у детей формируются нормы поведения, навыки мышления и речи, ориентация в мире человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, в семье рождается чувство преемственности поколений. Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.

Нравственные потребности начинаются

1. С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.

3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

                         Быть родителями сегодня трудно, труднее, чем когда- либо прежде. Думаем, нужно обратиться за помощью к предкам. Нельзя сохранить новый мир, минуя прошлое. Раньше все русские семьи были верующими, родители своей жизнью вызывали в детях такое настроение, что дети побуждались любовью к Богу, и воспитание являлось естественным развитием самой жизни. Родители жили по заповедям Божьим, которые указывали им высшую цель воспитания, служили источником света и истины. Отцовская и материнская линии поведения в русской семье всегда гармонично соединялись друг с другом в строго выстроенном семейном укладе: это и обычаи (т.е. установившиеся привычные формы поведения), и традиции, переходящие из поколения в поколение, и правила доброй и благочестивой жизни, установленный порядок в течении дел, который задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений. Сезонные изменения в быту и труде благотворно влияли на развитие и воспитание детей, на укрепление семейных связей.

                             Воспитывая духовно-нравственные качества, мы предлагаем вернуться к   источнику нравственности и духовной культуры – Евангелие. Христианские ценности должны входить в жизнь ребёнка естественно, не путём назидания, а через внутреннюю потребность. Как рассказать нашим детям о том, почему нужно прощать? Как нужно относиться к другим людям? На эти важные жизненные вопросы дают   ответы притчи. Книга говорит на языке доступном для понимания и взрослым, и детям, всем тем, кто в поступках руководствуется, прежде всего, совестью.

              Как может перемениться жизнь человека из-за его доброго отношения к людям, дети видят в притче о милосердном самарянине. Часто рядом с нами оказываются люди, которым необходима помощь. Оказанное вами добро и милосердие одному человеку, вернётся к вам добром из других рук, только помощь должна быть бескорыстной.

            В притче о двух должниках подчёркивается мысль о том, что мы получаем Божью милость и прощение за разные свои грехи, поэтому должны быть милосердны и прощать друг другу.

                    Родителям нужно быть примером для детей, ведь часто бывает так, что слова и дела у них расходятся между собой, а дети то, что замечают в их делах, поступках, разговорах, будь то доброе или худое, что видят, то сами и делают. Поэтому родителям нужно подавать пример благодетельной жизни, ведь слово, соединенное с жизнью является лучшим примером для детей.

               Вспомним русскую народную сказку «Репка», которая символизирует крепкую связь разных поколений. Сама репка – это то огромное количество важных знаний, которое накоплено в течение многих лет разными представителями одного большого семейства. Основной смысл этой сказки – преемственность поколений, предложение жить полной дружной семьей, потому что одному человеку ну никак не осилить весь огромный родовой опыт.

Рассмотрим некоторые законы семейной жизни

 -Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

-Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

- Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

-Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

-В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

                        Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети— свидетели, они учатся жить у жизни.

Если:

1.  Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

2.  Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.

3.  Ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины.

4.  Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.

5.  Ребенка хвалят, он учится быть благородным.

6.  Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

7.  Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

8.  Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

9.  Ребенка высмеивают, он учится быть замкнутым.

10. Живет в понимании и дружбе, он учится находить любовь в мире.

Правила благополучного родителя:

  1. Чем больше времени родители проведут со своим ребёнком в его в детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.
  2. Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребёнком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.
  3. Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упрёки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребёнком.
  4. Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребёнку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.
  5. Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.
  6. Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей.
  7. Родители, которые хотят иметь детей, должны задать себе вопрос не только о том, какого ребёнка они хотят вырастить, но и о том, какой они представляют свою старость.

               Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям нужно не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать задачи:

1. Современным родителям предстоит на личном опыте обретать понимание отцовства и материнства, определить цели, содержание образовательного процесса, учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии, поведении ребенка, ведь семья является хранительницей народных традиций и основной в передаче их детям.

2. Родителям необходимо стать носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, которые они стремятся привить детям, а для этого родителям необходима воспитанность и образованность, понимание нравственных идеалов - все то, что определяет человека как личность. Ведь ребенку необходим тот взрослый, который способен эмоционально и духовно обогатить его по законам добра, милосердия.

3. Необходимо также создавать и непрерывно поддерживать такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой бы формировалось и закреплялось стремление ребенка ко всему возвышенному, светлому и доброму.

               Хочется верить, что в жизнь современной семьи постепенно возвратится национальная память и родители начнут по-новому относиться к старинным праздникам, традициям, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры личности у детей младшего школьного возраста

Современное российское общество и каждый гражданин России оказались в ситуации глубокого социального кризиса. Особенно в трудной ситуации оказалась молодежь. У подрастающего поколения произошло  ...

Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств

В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....

Родительское собрание – диспут Тема: «Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка».

Методическая разработка родительского  собрания- диспута на тему "Роль семьи в воспитании духовно - нравственной личности "...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....

Воспитание духовно-нравственных качеств личности у детей с ОВЗ на основе народного творчества.

Необходимость обращения к духовному наследию русского народа. Народная культура - комфортная среда для развития детей с ОВЗ. Из опыта работы по данной теме....