Викторина "Блистательный Санкт - Петербург" (обобщающее занятие по курсу «Чудесный город» 3 класс).
методическая разработка (3 класс)

Викторина поможет закрепить понятия термины, даты, персоналии за учебный курс "Чудесный город" 3 класс

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по курсу «Чудесный город». 3 класс.

Учитель: Гаврилова И.Н.

Занятие №33. Итоговое обобщение. Викторина: «Блистательный Санкт — Петербург».


Цель:

Закрепить понятия и термины, даты, персоналии за весь учебный курс.

Задачи:

Развитие творческих способностей, памяти, концентрации внимания, воображения, применяя игровые технологии, приемы мнемотехники, этюдный метод.

Научить детей творчески подходить к решению данной задачи.

Закрепление навыков культуры поведения и общения.

Учить навыкам коллективного решения проблемы.

Форма организации:

Викторина.

Творческие задания, подготовленные учителем

Оборудование:

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Жетоны для деления на команды.

Призы и грамоты.

Видеофильм о городе.

Презентация: слайды с видами города, карточки с заданиями, контурная карта.

Организаторы:

В качестве ведущего и жюри можно пригласить учеников старших классов или родителей.

Список литературы:

Дмитриев Е.В. Санкт-Петербург (пособие по истории города).

СПб.: КОРОНА принт, 2006.

2.Ефимовский Е.Петербург в загадках. СПб.: «Норинт», 2004

3. Материалы с сайта www. kostyor.ru

Ход занятия

Учитель: Ребята, сегодня у нас игра-викторина «БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ».

Как вы думаете, почему так называют наш город? (ответы детей)

О дивный град! О чудо света!

Тебя волшебник созидал...

И силой творческой, в мгновенье,

Болотный кряж окаменел,

Воздвигся град, - и, в удивленье,

Свет чудо новое узрел. (В. Романовский)

     Первый конкурс. Разминка.

Каждая команда по очереди называет имена известных архитекторов, построивших наш город, и их проекты. За правильный ответ – 1 балл.

Например, какие могут быть ответы детей...

Петропавловский собор – Доменико Трезини

Исаакиевский собор – Огюст Монферран

Зимний дворец –Франческо Бартоломео Растрелли

Александринский театр –К.И. Росси

Второй конкурс. Отгадайте загадки.

Каждая команда по очереди отгадывает загадки. За правильный ответ – 1 балл.

Более 300 лет тому назад
Был заложен этот град.
В Невской дельте, средь болот.
Здесь рождался русский флот.     (Санкт-Петербург.)

Средь петербургских берегов
В гранит она зажата,
Меж разводных течёт мостов.
Что за река, ребята?   (Нева)

Зимний дворец у Невы, посмотри!                                      
Жили когда-то в нём наши цари.                                          
Ну а сейчас в нём огромный музей,                                      
Города гордость и Родины всей.         (Эрмитаж.)  

На площадке смотровой
Продувает ветер.
Небо вровень с головой,
Видно – все на свете:
Медный всадник, Летний сад,
Площади, проспекты,
Эрмитаж и зоосад,
Скверы, монументы!
Если встать на колоннаде,
Город видно, как на карте!  (Исаакиевский собор)

Царь диковинки любил,
Собирал их и копил.
Из причуды царской сей
Первый создан был музей.(Кунсткамера)

Ветра вой и волн свирепость,
Всё видала, всё снесла
Эта неприступная крепость,
Тучи рвущая игла.....
Как хитро придумал кто-то
В недалёкой старине:
В синем небе позолота,
Казематы в глубине.  (Петропавловская крепость)

На свете много есть чудес.
Но вот прекрасный сад:
С деревьями в одном ряду
Скульптуры там стоят.
А вдалеке, по глади вод,
Вокруг пруда большого,
Два белых лебедя плывут,
Приветствуя любого.
Дорожки чинно нас ведут
Вдоль мраморных богов.
В тенистом чудном уголке
Сидит поэт Крылов.  (Летний сад)

В начале Невского стоит
Прекрасное здание на вид.
Колонны, статуи и шпиль,
И только в вышине
Горит кораблик золотой
Весь в солнечном огне.   (Адмиралтейство)

Века несчетные прошли,
Но не сомкнули свои веки
На северном краю Земли
Те львы с глазами человека.
На гордых берегах Невы
Они останутся навечно –
Те полулюди, полульвы,
Пленённые бесчеловечно.
Им наводненья не страшны,
Ничто волненья и страданья.
И дремлют на брегах Невы
Египта мудрого созданья. (Сфинксы)

Маленький кораблик
В городе огромном,
В небе над Невою
Синем и просторном.
Маленький кораблик
Высоко плывёт –
Это символ города,
Здесь рождался флот. (Кораблик Адмиралтейства)

Вот памятник царю Петру
И царскому коню,
Фотографируют его
По двести раз на дню.
Царь много славных дел свершил,
А конь неоднократно
Его на подвиги возил
И привозил обратно. (Медный всадник)

      Третий конкурс.  Продолжи, что это?

Каждая команда по очереди отвечает на задание. За правильный ответ – 1 балл.

Заячий, Медвежий, Лосиный, Березовый, Каменный, Крестовский, Аптекарский...острова. 

Эрмитаж, Кунсткамера, Этнографический, Зоологический, ... музеи.

Фонтанка, Мойка, Карповка, Охта, Нева...реки.

Клод, Росси, Монферан, Захаров ... архитекторы.

Казанский, Исаакиевский, Петропавловский ... соборы.

Литейный, Дворцовый, Банковский, Аничков,..мосты.

Четвёртый  конкурс. Узнай, что это за  достропримечательности ?

Каждой команде даны карточки с изображением достопримечательности нашего города. Команда должна узнать и дать ответ. За правильный ответ – 1 балл. Время=5минут.

Пятый  конкурс. «Путешествие по рекам и каналам».

Каждой команде выдана схема «Реки и острова». Команда должна красным карандашом провести по схеме водный путь, по которому можно доплыть до Петропавловской крепости. За правильный ответ – 2 балла. Время=5минут.

Шестой конкурс. Дополни текст.

Каждой команде выданы карточки с текстом. Команда должна дополнить текст нужными словами. Наибольший балл – 15 (за каждое правильное вставленное слово). Время=5минут.

       Первое строительное сооружение города …  …  . Она построена на … острове. Её начали строить с … года по приказу царя … . С мощных стен крепости … смотрели …, охраняя Петербург. До наших дней сохранилась традиция ровно в … они стреляют. До сегодняшего дня в крепости находится крупное предприятие …  … . Раньше в крепости была … . Никто не мог туда проникнуть или сбежать.

        С1712 по 1733 год строили … . Главное место в нём является … . Колокольню венчает остроконечный … . А на самом верху укреплён … - хранитель нашего города. Колокольню украшают часы с играющим механизмом … .

Построил этот храм … … .

Проверка:

       Первое строительное сооружение города Петропавловская крепость. Она построена на Заячьем острове. Её начали строить с 1703 года по приказу царя Петра 1. С мощных стен крепости куртин смотрели пушки, охраняя Петербург. До наших дней сохранилась традиция ровно в полдень они стреляют. До сегодняшего дня в крепости находится крупное предприятие Монетный двор. Раньше в крепости была тюрьма. Никто не мог туда проникнуть или сбежать. С1712 по 1733 год строили собор. Главное место в нём является иконостас. Колокольню венчает остроконечный шпиль. А на самом верху укреплён ангел - хранитель нашего города. Колокольню украшают часы с играющим механизмом куранты. Построили  этот храм по проекту Доменико Трезини.

Седьмой конкурс «Блиц — ответы» (вопросы в форме теста).

Каждая команда за 1 минуту должна как можно больше дать правильных ответов. За каждый правильный ответ – 1 балла.

Ответы появляются на слайдах презентации.

►Что, согласно Указа Петра I от 1714 года, должны были привозить люди, приезжающие в Санкт-Петербург?

а) Золото;

б) Гвозди;
в) Зерно;

г)Камни.

(На строительство города.)
►Назовите самую высокую точку Санкт-Петербурга петровской эпохи?
а) Крыша Зимнего дворца;
б) Адмиралтейская игла;
в) Купол Исаакиевского собора;
г) Шпиль Петропавловского собора.

(Его высота более 100 метров.)
►На каком острове расположена Петропавловская крепость Санкт-Петербурга?
а) Заячий;

б) Крестовский;
в) Елагин;

г) Васильевский.
(Петропавловская крепость – первое каменное здание Санкт-Петербурга.)

►Невский проспект начинается от Адмиралтейства. А куда он ведёт и с чем соединяет Адмиралтейство?

а) С Невой;
б) С Зимним дворцом;
в
) С монастырём Александра Невского;
г) С Царским селом.
(По названию монастыря проспект и назван. Ранее это была Большая Першпективная дорога.)

►Назовите архитектора здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге?

а) Баженов;

б) Росси;
в) Растрелли;

г) Захаров.
(Захаров Андреян Дмитриевич.)
►Что украшает шпиль Петербургского Адмиралтейства?

а) Крест;
б) Звезда;
в) Кораблик;
г) Двуглавый орёл.
►Чем является кораблик, помещённый на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге?

а) Компасом;

б) Флюгером;
в) Маяком;

г) Антенной.

►Выстрел из пушки Петропавловской крепости сейчас означает, что наступил полдень. А во времена Екатерины Второй он возвещал о пришествии беды. Какой?

а) Пожар;

б) Нашествие врагов;
в) Наводнение;

г) Эпидемия.
(Свыше 7 футов. Это самое опасное бедствие для Санкт-Петербурга.)

►Памятником кому является петербургский «Медный всадник»?

а) Петру Великому;

б) Юрию Долгорукому;
в) Александру Суворову;

г) Семёну Буденному.

►Из чего отлита фигура Медного всадника?

а) Бронза;
б) Чугун;
в) Латунь;
г) Медь.
►На постаменте «Медного всадника» два имени. Первое – «Петру I». Какое второе имя написано на постаменте?

а) Елизавета I;

б) Екатерина I;
в) Екатерина II;

г) Архитектор Фальконе.
(Памятник создан по приказу Екатерины II, написано: «Петру I Екатерина II».)
►В честь победы в какой войне сооружена Александровская колонна в Петербурге?

а) В Северной;
б) В Крымской;
в) В Отечественной войне 1812 года;
г) В русско-турецкой 1787-91гг.
►Какая площадь находится в центре Санкт-Петербурга?

а) Сенатская;
б) Красная;
в) Ивановская;
г) Манежная площадь.
►Какую реку пересекает в Санкт-Петербурге Дворцовый мост?

а) Нева;

б) Ладога;
в) Волга;

г) Яуза.

►Какой петербургский мост не разводят?

а) Дворцовый;

б) Троицкий;

в) Литейный;

г) Аничков.(Этот постоянный каменный мост переброшен не через Неву, а через Фонтанку.)

►Чьему имени или фамилии Аничков мост обязан своим названием?

а) Архитектора моста;

б) Скульптора конных фигур моста;

в) Девушки, бросившейся с этого моста;

г) Инженера-подполковника, строившего мост. (Строился мост силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков.)
►Какая река не протекает в Санкт-Петербурге?

а) Мойка;
б) Нева;
в) Фонтанка;
г) Яуза.
►Выше какого здания Николай I запретил строить дома в Санкт-Петербурге?
а) Исаакиевский собор;

б) Смольный институт;
в
) Зимний дворец;

г) Адмиралтейство.
►В какой петербургский архитектурный ансамбль входит Эрмитаж?
а) Зимний дворец;

б) Павловск;
в) Царское село;

г) Петродворец.

►Сколько колонн насчитывается в грандиозной колоннаде перед северным фасадом Казанского собора?

а) 36;

б) 56;

в) 76;

г) 96.
►Какой из этих музеев находится в Санкт-Петербурге?
а) Русский;

б) Народов Востока;
в) Третьяковская галерея;

г) Имени А.С. Пушкина.

►Скульптуры каких существ, привезённые из Египта в 1832 году, украшают Университетскую набережную в Санкт-Петербурге?

а) Сфинксов;
б) Грифонов;
в) Сирен;
г) Кентавров.
►В каком месяце жители Петербурга наблюдают белые ночи?
а) Март;

б) Июнь;
в) Май;

г) Апрель.

►Кому из этих персонажей установлен монумент на Фонтанке в Санкт-Петербурге?

а) Чижик-Пыжик;
б) Конёк-Горбунок;
в) Мышка-Норушка;
г) Муха-Цокотуха.

Рефлексия

Упражнение «Картина»

Суть упражнения – создать общую картину. Например, кто-то начинает, говорит слово (название достопримечательности), выходит в центр круга и «застывает» в образе.  Следующий участник импро-игры выходит, дополняет картину, произнеся ассоциацию к предыдущему слову и также занимает место. И так далее. Будет понятно, когда можно остановить цепь ассоциаций – это когда картина будет создана. Например, Я – Дворцовая площадь, Я – мост на этой площади, Я- набережная, Я- Александрийский столб, Я- Эрмитаж и т.д. Понятно, что участники из цепи ассоциаций «создают» картину архитектурного ансамбля.

Можно изменить задачу и по аналогии «рисовать» какое-то место действия.

Подведение итогов.

Жюри подводит итоги. Вручение медали «Знатоки города» команде победительнице.

После награждения можно показать видовой видеофильм о городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по курсу "Интеллектика",3 класс

Разработка урока по курсу "Интеллектика" в 3 классе по теме "Развитие способности планировать"...

Внеурочная деятельность в 1 классе. Направление: общекультурное курс: Чудесный город. Тема: «Нева – главная река Петербурга».

Внеурочная деятельность в 1 классе. Направление: общекультурное.  Курс: Чудесный город. Тема: «Нева – главная река Петербурга».Цели занятия: - расширять и углублять первоначал...

Рабочая программа внеурочных занятий по курсу риторики. 1 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "В гостях у Риторика" составлена на основе авторской программы Т.А.Ладыженской и в соответствии с ФГОС. Направлена на достижение личностных, предметных и мета...

Вводное занятие в рамках курса внеурочной деятельности "Чудесный город" на тему "Как появился Санкт-Петербург"

Пояснительная записка Санкт-Петербург – чудесный город с множеством интересных и удивительных мест, обладающих своей особой историей и уникальным обликом. Знание родного города необходимо каждом...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по курсу «Мой дружный класс»

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих  речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов...

Конспект внеурочного занятия по курсу "Арктиковедение" 1 класс

Конспект внеурочного занятия по курсу "Арктиковедение". Тема урока: Хозяин Арктики. 1 класс...

Внеурочное занятие "Путешествие в историю чудесного города Санкт-Петербурга"

На занятии у детей будет возможность познакомиться с главными достопримечательностями города с целью пробуждения деятельностной любви к городу- родному месту жительства. Ведь жить в Петербурге - это н...