Викторина "Блистательный Санкт - Петербург" (обобщающее занятие по курсу «Чудесный город» 3 класс).
методическая разработка (3 класс)
Викторина поможет закрепить понятия термины, даты, персоналии за учебный курс "Чудесный город" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_obobshchenie_blistatelnyy_sankt_-_peterburg_3_kl.doc | 699 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по курсу «Чудесный город». 3 класс.
Учитель: Гаврилова И.Н.
Занятие №33. Итоговое обобщение. Викторина: «Блистательный Санкт — Петербург».
Цель:
Закрепить понятия и термины, даты, персоналии за весь учебный курс.
Задачи:
Развитие творческих способностей, памяти, концентрации внимания, воображения, применяя игровые технологии, приемы мнемотехники, этюдный метод.
Научить детей творчески подходить к решению данной задачи.
Закрепление навыков культуры поведения и общения.
Учить навыкам коллективного решения проблемы.
Форма организации:
Викторина.
Творческие задания, подготовленные учителем
Оборудование:
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Жетоны для деления на команды.
Призы и грамоты.
Видеофильм о городе.
Презентация: слайды с видами города, карточки с заданиями, контурная карта.
Организаторы:
В качестве ведущего и жюри можно пригласить учеников старших классов или родителей.
Список литературы:
Дмитриев Е.В. Санкт-Петербург (пособие по истории города).
СПб.: КОРОНА принт, 2006.
2.Ефимовский Е.Петербург в загадках. СПб.: «Норинт», 2004
3. Материалы с сайта www. kostyor.ru
Ход занятия
Учитель: Ребята, сегодня у нас игра-викторина «БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ».
Как вы думаете, почему так называют наш город? (ответы детей)
О дивный град! О чудо света!
Тебя волшебник созидал...
И силой творческой, в мгновенье,
Болотный кряж окаменел,
Воздвигся град, - и, в удивленье,
Свет чудо новое узрел. (В. Романовский)
Первый конкурс. Разминка.
Каждая команда по очереди называет имена известных архитекторов, построивших наш город, и их проекты. За правильный ответ – 1 балл.
Например, какие могут быть ответы детей...
Петропавловский собор – Доменико Трезини
Исаакиевский собор – Огюст Монферран
Зимний дворец –Франческо Бартоломео Растрелли
Александринский театр –К.И. Росси
Второй конкурс. Отгадайте загадки.
Каждая команда по очереди отгадывает загадки. За правильный ответ – 1 балл.
Более 300 лет тому назад
Был заложен этот град.
В Невской дельте, средь болот.
Здесь рождался русский флот. (Санкт-Петербург.)
Средь петербургских берегов
В гранит она зажата,
Меж разводных течёт мостов.
Что за река, ребята? (Нева)
Зимний дворец у Невы, посмотри!
Жили когда-то в нём наши цари.
Ну а сейчас в нём огромный музей,
Города гордость и Родины всей. (Эрмитаж.)
На площадке смотровой
Продувает ветер.
Небо вровень с головой,
Видно – все на свете:
Медный всадник, Летний сад,
Площади, проспекты,
Эрмитаж и зоосад,
Скверы, монументы!
Если встать на колоннаде,
Город видно, как на карте! (Исаакиевский собор)
Царь диковинки любил,
Собирал их и копил.
Из причуды царской сей
Первый создан был музей.(Кунсткамера)
Ветра вой и волн свирепость,
Всё видала, всё снесла
Эта неприступная крепость,
Тучи рвущая игла.....
Как хитро придумал кто-то
В недалёкой старине:
В синем небе позолота,
Казематы в глубине. (Петропавловская крепость)
На свете много есть чудес.
Но вот прекрасный сад:
С деревьями в одном ряду
Скульптуры там стоят.
А вдалеке, по глади вод,
Вокруг пруда большого,
Два белых лебедя плывут,
Приветствуя любого.
Дорожки чинно нас ведут
Вдоль мраморных богов.
В тенистом чудном уголке
Сидит поэт Крылов. (Летний сад)
В начале Невского стоит
Прекрасное здание на вид.
Колонны, статуи и шпиль,
И только в вышине
Горит кораблик золотой
Весь в солнечном огне. (Адмиралтейство)
Века несчетные прошли,
Но не сомкнули свои веки
На северном краю Земли
Те львы с глазами человека.
На гордых берегах Невы
Они останутся навечно –
Те полулюди, полульвы,
Пленённые бесчеловечно.
Им наводненья не страшны,
Ничто волненья и страданья.
И дремлют на брегах Невы
Египта мудрого созданья. (Сфинксы)
Маленький кораблик
В городе огромном,
В небе над Невою
Синем и просторном.
Маленький кораблик
Высоко плывёт –
Это символ города,
Здесь рождался флот. (Кораблик Адмиралтейства)
Вот памятник царю Петру
И царскому коню,
Фотографируют его
По двести раз на дню.
Царь много славных дел свершил,
А конь неоднократно
Его на подвиги возил
И привозил обратно. (Медный всадник)
Третий конкурс. Продолжи, что это?
Каждая команда по очереди отвечает на задание. За правильный ответ – 1 балл.
Заячий, Медвежий, Лосиный, Березовый, Каменный, Крестовский, Аптекарский...острова.
Эрмитаж, Кунсткамера, Этнографический, Зоологический, ... музеи.
Фонтанка, Мойка, Карповка, Охта, Нева...реки.
Клод, Росси, Монферан, Захаров ... архитекторы.
Казанский, Исаакиевский, Петропавловский ... соборы.
Литейный, Дворцовый, Банковский, Аничков,..мосты.
Четвёртый конкурс. Узнай, что это за достропримечательности ?
Каждой команде даны карточки с изображением достопримечательности нашего города. Команда должна узнать и дать ответ. За правильный ответ – 1 балл. Время=5минут.
Пятый конкурс. «Путешествие по рекам и каналам».
Каждой команде выдана схема «Реки и острова». Команда должна красным карандашом провести по схеме водный путь, по которому можно доплыть до Петропавловской крепости. За правильный ответ – 2 балла. Время=5минут.
Шестой конкурс. Дополни текст.
Каждой команде выданы карточки с текстом. Команда должна дополнить текст нужными словами. Наибольший балл – 15 (за каждое правильное вставленное слово). Время=5минут.
Первое строительное сооружение города … … . Она построена на … острове. Её начали строить с … года по приказу царя … . С мощных стен крепости … смотрели …, охраняя Петербург. До наших дней сохранилась традиция ровно в … они стреляют. До сегодняшего дня в крепости находится крупное предприятие … … . Раньше в крепости была … . Никто не мог туда проникнуть или сбежать.
С1712 по 1733 год строили … . Главное место в нём является … . Колокольню венчает остроконечный … . А на самом верху укреплён … - хранитель нашего города. Колокольню украшают часы с играющим механизмом … .
Построил этот храм … … .
Проверка:
Первое строительное сооружение города Петропавловская крепость. Она построена на Заячьем острове. Её начали строить с 1703 года по приказу царя Петра 1. С мощных стен крепости куртин смотрели пушки, охраняя Петербург. До наших дней сохранилась традиция ровно в полдень они стреляют. До сегодняшего дня в крепости находится крупное предприятие Монетный двор. Раньше в крепости была тюрьма. Никто не мог туда проникнуть или сбежать. С1712 по 1733 год строили собор. Главное место в нём является иконостас. Колокольню венчает остроконечный шпиль. А на самом верху укреплён ангел - хранитель нашего города. Колокольню украшают часы с играющим механизмом куранты. Построили этот храм по проекту Доменико Трезини.
Седьмой конкурс «Блиц — ответы» (вопросы в форме теста).
Каждая команда за 1 минуту должна как можно больше дать правильных ответов. За каждый правильный ответ – 1 балла.
Ответы появляются на слайдах презентации.
►Что, согласно Указа Петра I от 1714 года, должны были привозить люди, приезжающие в Санкт-Петербург?
а) Золото;
б) Гвозди;
в) Зерно;
г)Камни.
(На строительство города.)
►Назовите самую высокую точку Санкт-Петербурга петровской эпохи?
а) Крыша Зимнего дворца;
б) Адмиралтейская игла;
в) Купол Исаакиевского собора;
г) Шпиль Петропавловского собора.
(Его высота более 100 метров.)
►На каком острове расположена Петропавловская крепость Санкт-Петербурга?
а) Заячий;
б) Крестовский;
в) Елагин;
г) Васильевский.
(Петропавловская крепость – первое каменное здание Санкт-Петербурга.)
►Невский проспект начинается от Адмиралтейства. А куда он ведёт и с чем соединяет Адмиралтейство?
а) С Невой;
б) С Зимним дворцом;
в) С монастырём Александра Невского;
г) С Царским селом.
(По названию монастыря проспект и назван. Ранее это была Большая Першпективная дорога.)
►Назовите архитектора здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге?
а) Баженов;
б) Росси;
в) Растрелли;
г) Захаров.
(Захаров Андреян Дмитриевич.)
►Что украшает шпиль Петербургского Адмиралтейства?
а) Крест;
б) Звезда;
в) Кораблик;
г) Двуглавый орёл.
►Чем является кораблик, помещённый на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге?
а) Компасом;
б) Флюгером;
в) Маяком;
г) Антенной.
►Выстрел из пушки Петропавловской крепости сейчас означает, что наступил полдень. А во времена Екатерины Второй он возвещал о пришествии беды. Какой?
а) Пожар;
б) Нашествие врагов;
в) Наводнение;
г) Эпидемия.
(Свыше 7 футов. Это самое опасное бедствие для Санкт-Петербурга.)
►Памятником кому является петербургский «Медный всадник»?
а) Петру Великому;
б) Юрию Долгорукому;
в) Александру Суворову;
г) Семёну Буденному.
►Из чего отлита фигура Медного всадника?
а) Бронза;
б) Чугун;
в) Латунь;
г) Медь.
►На постаменте «Медного всадника» два имени. Первое – «Петру I». Какое второе имя написано на постаменте?
а) Елизавета I;
б) Екатерина I;
в) Екатерина II;
г) Архитектор Фальконе.
(Памятник создан по приказу Екатерины II, написано: «Петру I Екатерина II».)
►В честь победы в какой войне сооружена Александровская колонна в Петербурге?
а) В Северной;
б) В Крымской;
в) В Отечественной войне 1812 года;
г) В русско-турецкой 1787-91гг.
►Какая площадь находится в центре Санкт-Петербурга?
а) Сенатская;
б) Красная;
в) Ивановская;
г) Манежная площадь.
►Какую реку пересекает в Санкт-Петербурге Дворцовый мост?
а) Нева;
б) Ладога;
в) Волга;
г) Яуза.
►Какой петербургский мост не разводят?
а) Дворцовый;
б) Троицкий;
в) Литейный;
г) Аничков.(Этот постоянный каменный мост переброшен не через Неву, а через Фонтанку.)
►Чьему имени или фамилии Аничков мост обязан своим названием?
а) Архитектора моста;
б) Скульптора конных фигур моста;
в) Девушки, бросившейся с этого моста;
г) Инженера-подполковника, строившего мост. (Строился мост силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков.)
►Какая река не протекает в Санкт-Петербурге?
а) Мойка;
б) Нева;
в) Фонтанка;
г) Яуза.
►Выше какого здания Николай I запретил строить дома в Санкт-Петербурге?
а) Исаакиевский собор;
б) Смольный институт;
в) Зимний дворец;
г) Адмиралтейство.
►В какой петербургский архитектурный ансамбль входит Эрмитаж?
а) Зимний дворец;
б) Павловск;
в) Царское село;
г) Петродворец.
►Сколько колонн насчитывается в грандиозной колоннаде перед северным фасадом Казанского собора?
а) 36;
б) 56;
в) 76;
г) 96.
►Какой из этих музеев находится в Санкт-Петербурге?
а) Русский;
б) Народов Востока;
в) Третьяковская галерея;
г) Имени А.С. Пушкина.
►Скульптуры каких существ, привезённые из Египта в 1832 году, украшают Университетскую набережную в Санкт-Петербурге?
а) Сфинксов;
б) Грифонов;
в) Сирен;
г) Кентавров.
►В каком месяце жители Петербурга наблюдают белые ночи?
а) Март;
б) Июнь;
в) Май;
г) Апрель.
►Кому из этих персонажей установлен монумент на Фонтанке в Санкт-Петербурге?
а) Чижик-Пыжик;
б) Конёк-Горбунок;
в) Мышка-Норушка;
г) Муха-Цокотуха.
Рефлексия
Упражнение «Картина»
Суть упражнения – создать общую картину. Например, кто-то начинает, говорит слово (название достопримечательности), выходит в центр круга и «застывает» в образе. Следующий участник импро-игры выходит, дополняет картину, произнеся ассоциацию к предыдущему слову и также занимает место. И так далее. Будет понятно, когда можно остановить цепь ассоциаций – это когда картина будет создана. Например, Я – Дворцовая площадь, Я – мост на этой площади, Я- набережная, Я- Александрийский столб, Я- Эрмитаж и т.д. Понятно, что участники из цепи ассоциаций «создают» картину архитектурного ансамбля.
Можно изменить задачу и по аналогии «рисовать» какое-то место действия.
Подведение итогов.
Жюри подводит итоги. Вручение медали «Знатоки города» команде победительнице.
После награждения можно показать видовой видеофильм о городе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по курсу "Интеллектика",3 класс
Разработка урока по курсу "Интеллектика" в 3 классе по теме "Развитие способности планировать"...
Внеурочная деятельность в 1 классе. Направление: общекультурное курс: Чудесный город. Тема: «Нева – главная река Петербурга».
Внеурочная деятельность в 1 классе. Направление: общекультурное. Курс: Чудесный город. Тема: «Нева – главная река Петербурга».Цели занятия: - расширять и углублять первоначал...
Рабочая программа внеурочных занятий по курсу риторики. 1 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "В гостях у Риторика" составлена на основе авторской программы Т.А.Ладыженской и в соответствии с ФГОС. Направлена на достижение личностных, предметных и мета...
Вводное занятие в рамках курса внеурочной деятельности "Чудесный город" на тему "Как появился Санкт-Петербург"
Пояснительная записка Санкт-Петербург – чудесный город с множеством интересных и удивительных мест, обладающих своей особой историей и уникальным обликом. Знание родного города необходимо каждом...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по курсу «Мой дружный класс»
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов...
Конспект внеурочного занятия по курсу "Арктиковедение" 1 класс
Конспект внеурочного занятия по курсу "Арктиковедение". Тема урока: Хозяин Арктики. 1 класс...
Внеурочное занятие "Путешествие в историю чудесного города Санкт-Петербурга"
На занятии у детей будет возможность познакомиться с главными достопримечательностями города с целью пробуждения деятельностной любви к городу- родному месту жительства. Ведь жить в Петербурге - это н...