Конспект внеурочного занятия по курсу "Арктиковедение" 1 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

Конспект внеурочного занятия по курсу "Арктиковедение". Тема урока: Хозяин Арктики. 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arktika.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Белобородова Любовь Александровна,

учитель начальных классов,

МОУ «СОШ №7» г.Котлас, Архангельская область.

        Конспект внеурочного занятия по программе «Арктиковедение»        

1 класс

Тема: Хозяин Арктики.

Цель: познакомить обучающихся с белым медведем, его отличительными признаками, особенностями приспособления к окружающей среде, местами обитания и образом жизни.

Планируемые результаты:

 Предметные: познакомить обучающихся с животным Арктики – белым медведем, его отличительными признаками, местом обитания и образом жизни.

Метапредметные:

 регулятивные УУД: определять и формулировать цель познавательной деятельности с помощью учителя;

 познавательные УУД: понимать информацию, представленную в виде текста и карты, строить сообщения в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать ответы и вопросы одноклассников, извлекать необходимую информацию из различных источников;

коммуникативныеУУД: учиться сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности.

ЛичностныеУУД: воспитывать интерес к получению новых знаний, учиться сотрудничеству в процессе выполнения коллективных работ.

Тип занятия: открытие нового знания.

Технология занятия: познавательно-практическая, проблемно-диалогическая, продуктивного чтения, игровая.

Методы работы: частично-поисковый, иллюстративный, практический метод.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Оборудование: учебник «Арктическая азбука», физическая карта России, мультимедийный проектор с экраном, раздаточный материал для работы в группе, рисунки, восковые мелки

Межпредметные связи: окружающий мир, обучение грамоте, изобразительное искусство.

Ход внеурочного мероприятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Мотивационно-

ориентировочный.

Задача:

 актуализировать знания детей по теме,

 подвести к постановке учебной задачи

-Добрый день, ребята!

Мы сегодня отправимся далеко-далеко путешествовать. На пути нам может повстречаться очень интересный зверь. А кто это? Попробуйте отгадать его по описанию.

Люблю плавать и плескаться.

Где холодная вода,

В снежных кучах кувыркаться,

Где зима всегда-всегда.

Белый мех и жира слой

Выручат в беде любой(белый медведь).

-Да, это белый медведь. Кто из вас знает, где живёт это интересное животное?

-У нас в классе есть карта. Мы уже знаем место нахождения холодных территорий. Покажите место обитания этого животного.

(Учитель добавляет сведения о  месте обитания белого медведя, дополняет высказывание ученика. Ещё раз обращается к карте).

-А чтобы внимательно рассмотреть их внешний вид,  вам придётся собрать из разрезной картинки целую. Вы получите изображение белого красавца.

-Вы все справились с заданием и тогда можете мне назвать тему нашего занятия.

_-Да,  мы сегодня будем знакомиться с жизнью белых медведей.   А чтобы узнать, как ещё его называют, вы переставите буквы и получите ответ.

            И   Н  О Х  Я З

-Как вы понимаете слово «хозяин»?( Тот, кому принадлежит что-то, кто владеет чем-либо; владелец, собственник. глава семьи) В конце урока нам предстоит ответить на вопрос: Почему белый медведь назван хозяином Арктики?

- Сегодня мы много интересного узнаем об этом сильном, красивом и грозном звере. Но сначала посмотрите все фотографии, какие у вас получились в группах.(Учитель демонстрирует все целостные изображения медведя. Всего 8 изображений).

-А что вы знаете о белом медведе сами?

Дети слушают загадку учителя.

Дети высказывают своё мнение.

Кто-то из детей подходит к карте и показывает зону арктических пустынь.

Дети рассажены в классе по 4 человека. На стол выдаётся конверт .В конверт вложена разрезанная на несколько частей фотография этого животного. Дети должны собрать картинку ( Выданы красивые изображения фотографий белого медведя. У  каждой группы своё изображение).

Дети делятся информацией. Рассматривают фото и дают ответ на вопрос: Почему этот зверь получил такое название?

Высказывания детей.

2.Поисковый

Задача: обучать поиску решения проблемы, учить находить способы сбора информации для достижения цели, определять порядок действий.

-Но вы ещё много интересного о медведе не рассказали. Посмотрите вокруг и подумайте, где что-то интересное может быть написано о нём.

-Как называется текст? Прочитайте его.

-Все ли слова вам понятны? ( Учитель отвечает детям на заданные вопросы, если они возникли).

Давайте попробуем поиграть в игру «Любопытный». Представьте, что малыш не умеет читать, а захотел узнать о белом медведе. Используя этот текст, задайте те вопросы , на которые вы сможете дать ответ, используя содержание этого текста. Задаём вопросы одноклассникам. Пусть они вам дадут ответ, Если они внимательно прочитали, то легко справятся с вашими вопросами.

Предполагаемые вопросы:

-Назовите размеры медведя? Как выглядит?

-Где живёт?

-Где находится Арктика?

_ Почему медведя можно назвать отличным охотником?

-Хорошо ли плавает?

-Когда отмечают день белого медведя?

-А белый медведь самый крупный хищник на Земле?

У детей на партах есть «Арктический словарь».

Дети открывают книгу на с.31.

Кто-то из учеников читает текст вслух( содержание статьи смотреть после конспекта урока).

Дети задают вопросы.

Дети задают вопросы по тексту. Отвечают на вопросы.( Если дети не смогут составить вопрос, то учитель подсказывает им. Сам задаёт первый вопрос).

3.Обобщающе-практический.

Задача: познакомить детей с белым медведем,

его внешним видом,

 отличительными особенностями,

 обеспечить осмысление значимости и уникальности белого медведя.

Обобщить полученные знания.

- А сейчас я вам задам вопрос. Кто такой «умка»?

Оказывается, на чукотском языке «умка»- это взрослый белый медведь-самец.

- Герой книги Юрия Яковлева «Умка» и персонаж мультфильма.(Учитель демонстрирует книгу для детей)

( Детям предлагается посмотреть маленький отрывок из этого мультфильма).

После просмотра учитель задаёт вопрос:

- А приходилось ли учиться Умке? Почему?

-Можно ли прожить медвежонку без обучения?

 Он очень общительный, любознательный Ему было интересно рассматривать человека и сравнивать с собой.

Вот  Умка  захотел детям рассказать о своёй медвежьей жизни в холодных северных пустынях. Он прислал вам письмо и предлагает почитать . Но ещё не всё изучил. Все предложения перепутал. Рассказ не получился. Я выдаю вам в каждую группу предложения. Вам нужно составить из предложений маленький рассказ и прочитать всем детям в классе. Что же интересного он нам пишет?

Содержание письма.

1 группа.

1.Зовут меня Белый Медведь. С бурыми медведями прошу не путать.

2.Я - самый высокий и длинный медведь на Земле. Самый крупный хищник на планете.

3.Я очень редкий! Всего нас 20-25 тысяч, из них в России 4-6 тысяч.

4.Мы обитаем только там, где холодно. Минус 50 зимой.

2 группа.

1..Мех – красоты необыкновенной, тёплый, двойной.

2. А теперь открою тайну: я на самом-то деле не белый! Кожа у меня чёрная!.Подшёрсток – бесцветный. А шерсть вообще прозрачная.

3.Лапы у меня роскошные. Шерсть растёт между пальцами. Поэтому я не скольжу и  не мёрзну.

4. 4. Нет, всё-таки: как я хорош! Особенно мне нравятся мои когти. Они такие цепкие, что я спокойно удержу тюленя. Когти –широкие, лапы – могучие, зубы крепче металла.

3 группа.

1.Нюх у меня превосходный. Почую запах и иду километр, пять, десять! Добираюсь до цели – еда! Ну и слух, конечно, у меня отличный.

2.Есть у меня один недостаток. Даже в самый жестокий мороз мне может становиться жарко. Поэтому я и стараюсь не бегать, а неспешно хожу.

3.Хотя, если нужно, я и бегаю отлично, и скорость развиваю очень даже приличную

4.Когда ныряю, то не закрываю глаза, Могу на несколько минут задержать дыхание.

4 группа.

1.Арктика чудесная, холодная, но с едой бывают проблемы. Есть приходится всё, что досталось.

2.Не только вкусненьких тюленей, свеженьких моржей, но и замёрзших китов.

3.Я невероятно терпелив. Жду часами, в неподвижной тишине. А иногда подбираюсь к добыче со спины, на цыпочках.

4.Иногда не ем неделю, две…

5 группа.

1.Папы не занимаются нашим воспитанием. Нет у нас такой традиции.

2.Мамы нежные и заботливые.

3. Я родился всего 30 сантиметров в длину, весил полкилограмма.

4. Сразу родился белый и пушистый.

6 группа.

1.Так и быть, открою ещё одну тайну. Ты думаешь, я такой спокойный и улыбчивый. Никогда не раздражаюсь.

2.Ничего подобного. Просто у меня на морде мышцы неподвижные.

3.Иногда впадаю в ярость. Расшвыриваю в гневе льдины и рычу. Это когда при охоте могу промахнуться.

4.И занимаюсь обтиранием. Умею брать снег передними лапами и растираю шкуру, как ты себя полотенцем.

7группа.

1.Впадаю в спячку ненадолго и не каждый год.

2.Медведицы, которые ждут медвежат, роют берлоги в снегу.

3.Мама-медведица после рождения медвежонка может ещё три месяца пожить в берлоге. Кормит малыша молоком. А молоко пахнет рыбой.

4.Воспитывает полтора или даже два года.

8 группа.

1.Я настоящий ледовитый царь. Поэтому в живой природе врагов у меня не бывает.

2.Я опасаюсь только северных китов, косаток, которые весят несколько тысяч кило, а в длину достигают 10 метров.

3. Иногда рискую жизнью, сражаясь с клыкастым моржом.

4.Очень боюсь нехороших людей – браконьеров. Они стреляют в нас из огромных страшных ружей. Засоряют наше море, выливая в него ядовитую нефть.

Дети отвечают. Скорее всего ,они назовут героя мультфильма.

Дети смотрят отрывок из мультфильма.

 Дети получают на группу из 4 человек  предложения на отдельных листочках. Читают каждый свои предложения. Затем обсуждают. Составляют текст. Выбирают представителя  от группы для чтения всему классу или по порядку каждый читает свои предложения.

В процессе чтения можно задавать вопросы по прочитанному, если что-то дети не поняли.

После прослушивания краткое обобщение полученных знаний. Дети отвечают на несколько поставленных учителем вопросов.

4Физкультминутка.

Задача: снять усталость,

 повысить работоспособность и интерес к новому  получению знаний

 Медвежата на Северном

полюсе жили,

Головой своей крутили.

 Вот так (2р)-

головой своей крутили.

Медвежата рыб ловили,

дружно в море плавали.

Вот так (2р)-

дружно в море плавали.

И вразвалочку ходили,

воду пили, воду пили.

Вот так (2р)- воду пили(2р)

 А ещё они плясали!

Дружно лапы поднимали!

 Вот так (2р)- кверху

лапы поднимали!

Вот преграда на пути!

Как её нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок!

Веселей скачи дружок!

Дети повторяют за учителем движения.

5. Практическая работа.

Задача: решение программной задачи

Если кто-то получает письма, то на письма принято всегда отвечать. Этим мы проявляем уважение к отправителю.  Такой замечательный зверь достоин уважения. Представим, что мы решили отправить Умке письмо, но с рисунками. Мы ярко раскрасим картинки. В наших рисунках мы расскажем о жизни медведей на Севере. Он поймёт, что мы много о нём узнали. Рассматривая их, будет рад, что не зря поделился своими знаниями.  Раскрасим картинки с медведицей, медвежатами, медведем восковыми мелками. Сделаем выставку наших рисунков. Представим, что наши картины он получил, посмотрел.

( Для более быстрого выполнения задания детям выдаются шаблоны медведей, медвежат, тюленей, моржа).

-Что расскажет Умка маме о наших рисунках?

Дети раскрашивают рисунки, добавляют в рисунок свои элементы.

Обсуждаем работы. Дети прикрепляют работы к доске магнитами.

В подведении итогов по рисункам дети рассказывают об особенностях жизни белых медведей, делятся полученными на уроке знаниями. Рассказывают  о том, что нарисовали и почему так рисовали.

6.Рефлексивно-оценочный.

Задача: развивать умение анализировать свою деятельность.

Сегодня на занятии я узнал(а) о…

Продолжите предложение.

Чего вы до урока не знали о медведе, а сегодня узнали? Чему удивились? Можно ли восхищаться этим зверем.

-Почему белого медведя можно назвать хозяином Арктики?

Что самое интересное можете рассказать своим друзьям из детского сада или младшим братьям и сёстрам?

Дети используют полученные знания для доказательства. Самый сильный в Арктике, перемещается свободно по просторам Арктики. Нет врагов. Добывает сам себе пищу.   Выносливый, организм хорошо приспособлен для выживания в трудных северных условиях.

Список используемых ресурсов.

1.Бызова Н.М., Гмырина И.Э., Елькина Л.В., Палеха Л.С. Арктическая азбука: интерактивный словарь для младших школьников. Архангельск.:  2018. – 80с.

2.А.Архангельский. Я- белый медведь.Москва.2020.-30с.

3. Содержание статьи на с.31 из «Арктической азбуки»:

«Самый крупный хищник на Земле. Его вес может достигать 1 тонны, а длина тела – 3м.Густая шерсть и толстый подкожный слой жира до 13см позволяет ему выжить в условиях Арктики. Белый медведь – отличный охотник, у него хорошо развиты обоняние, зрение и слух. Он хороший пловец и способен преодолевать большие расстояния. 27 февраля отмечают Международный день белого медведя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект внеурочного занятия в 1 классе. Тема: "Знаки и символы"

Тема урока: Знаки и символы     Тип урока: Урок - игра     Формы: смотр знаний, игра, работа в группах.     Цель: закрепить представления де...

Конспект внеурочного занятия во 2 классе

Целью занятия явлаяется закрепление знаний словарных слов, а также создание условий для самостоятельной работы обучающихся по созданию проекта....

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Конспект внеурочного занятия во 2 классе

Конспект внеурочного занятия "На лесной полянке"...

Конспект внеурочного занятия в 1 классе "Хлеб всему голова"

Творческое объединение  « Юный краевед» Класс - 1 «а» Тема занятия:  « Хлеб – всему голова» Технология занятия:  продуктивного чтения, проектная технология (частично)....

План-конспект внеурочного занятия в 1 классе по теме "Работа с бумагой и картоном. Аппликация "Божья коровка"

Данное занятие поможет учителю развить наблюдательность и творческое воображение у учащихся, воспитывает самостоятельность и аккуратность, совершенствует умения работать с бумагой, расширяет знания де...