программа дополнительного образования "Мои права"
рабочая программа

Федосеенкова Анастасия Владимировна

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ведь ребенку нужно научиться не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться, совершенствоваться.

Для этого ребенку важно понять, как люди взаимодействуют друг с другом, что ценят, что порицают, за что наказывают. В процессе этого сложного познания сам ребенок постепенно становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла,законов человеческого обществаправ и свобод, долга и обязанностей. В этом ребенку должны помочь взрослые (родители, педагоги, которые, осуществляя свою работу по данному направлению, согласуют ее по целям, задачам, содержанию, методам.

Но, как бы это не звучало печально, мы взрослые очень часто не знаем прав ребенка, в каких нормативных документах они прописаны, и куда можно и нужно обратиться при их нарушении.

От соблюдения этих прав во многом зависит здоровое развитие, и становление личности ребенка, ощущение им психологической защищенности. Так как в детстве каждая ситуация ребенком воспринимается как критическая, то чувство психологической защищенности помогает ему справиться при резких изменениях условий жизни, при адаптации (приспособлении) к изменившимся условиям (людям, обстановке).

Новое время требует от нас содержания, форм и методов правового воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

С тех пор проблема правового образования детей, родителей, педагогов является актуальной. Более эффективного образования мы решили добиться путем разработки программы дополнительного образования по правовому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования «Мои права»

Введение

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ведь ребенку нужно научиться не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться, совершенствоваться.

Для этого ребенку важно понять, как люди взаимодействуют друг с другом, что ценят, что порицают, за что наказывают. В процессе этого сложного познания сам ребенок постепенно становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла,законов человеческого обществаправ и свобод, долга и обязанностей. В этом ребенку должны помочь взрослые (родители, педагоги, которые, осуществляя свою работу по данному направлению, согласуют ее по целям, задачам, содержанию, методам.

Но, как бы это не звучало печально, мы взрослые очень часто не знаем прав ребенка, в каких нормативных документах они прописаны, и куда можно и нужно обратиться при их нарушении.

От соблюдения этих прав во многом зависит здоровое развитие, и становление личности ребенка, ощущение им психологической защищенности. Так как в детстве каждая ситуация ребенком воспринимается как критическая, то чувство психологической защищенности помогает ему справиться при резких изменениях условий жизни, при адаптации (приспособлении) к изменившимся условиям (людям, обстановке).

Новое время требует от нас содержания, форм и методов правового воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

С тех пор проблема правового образования детей, родителей, педагогов является актуальной. Более эффективного образования мы решили добиться путем разработки программы дополнительного образования по правовому воспитанию.

Цель

• Мсимально способствовать социальной адаптации ребенка через

формирование основ правовых знаний.

Задачи

• Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе

Конвенции ООН о правах ребенка;

• Сформировать модель единого культурного пространства

«Ребенок — Семья — Социум»;

Основополагающие документы

Международная Конвенция ООН" о правах ребенка, 20.11.1989 г.

Всеобщая декларация прав человека, 10.12.1948 г.

Декларация принципов толерантности, 16.11.1995г.

Конституция РФ, 12.12.1993 г.

План разработан на материале программы:

Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Я – ребёнок, и я… и я имею право М. «Скрипторий 2003» 2007 г.

М

Е

С № Тема Цель

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

«Мир, в котором мы живем»

(занятие-развлечение проходит в музыкальном зале) Сформировать у детей представление о мире, о странах мира, о России, о себе как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства.

«Городв котором мы живем»

Рисование Закреплять представление о мире и разных странах, научить выражать в рисунке

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Я - человек»

Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

«Автопортрет»

Рисование Закреплять навыки рисовать человека передавая черты, пропорции тела

«Что такое права человека»

Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.

«Твои и мои права»

Сформировать понимание взаимозависимости прав и обязанно-стей, способность строить дружеские отношения со сверстниками, не ущемляя права других.

Н

О

Я

Б

Р

Ь 7 «Мой друг»

Рисование

Закреплять навыки рисовать человека передавая черты, пропорции тела

«Право на жизнь» познакомить детей с содержанием статей

№№ 6, 7 Конвенции о правах ребенка.

довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь, никто не вправе покушаться на жизнь и здоровье человека.

формировать чувства гуманного отношения друг к другу, к родителям.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Моя семья»

дать детям первоначальное понятие о возникновении семьи;

формировать представление о семье как об «островке безопасности», гаранте прав ребенка;

воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг к другу

1

0

«Моя семья»

Рисование продолжать формировать представление о семье как о гаранте прав ребенка;

воспитывать в детях уважение к своим близким, формировать этические представления;

закрепить навыки рисования.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1

1

«Право на жизнь без насилия» формировать позитивное отношение к окружающему миру, понимание того, что все дети имеют право на жизнь без насилия

1

2

«Право на имя» довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на имя,

познакомить детей с ласковыми именами;

сформировать представление о том, кого называют тезкой;

вспомнить имена наших предков, сказочных героев, современные имена.

1

«Право на имя и гражданство»

уточнить представления детей о России как о родной стране;

воспитывать гражданско - патриотические чувства, уважение к государственным символам России;

объяснить детям понятие «гражданство»;

познакомить детей со статьей Конвенции о правах ребенка, гарантирующей право на гражданство.

1

«Право на защиту»

познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей детям право на защиту;

довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, что все люди равны в своих правах.

Я

Н

В

А

Р

Ь

1

«Право жить и воспитываться в семье»

закрепить знания детей о правах на имя, на жизнь, на воспитание в семье, на имя и гражданство, на защиту

формировать гражданско-патриотические чувства.

1

«Право на жилье и неприкосновенность»

познакомить детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища.

1

«Дом, моей мечты»

Рисование развивать творческие способности, воображение

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1

«Права ребенка- права взрослого»

закрепить знания детей о правах

1

«Право на образование»

познакомить детей с содержанием статей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующих право на образование;

довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека.

2

«Право на образование»

закрепить знания детей о статьях Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующих право на образование;

довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека.

2

«Право на медицинское обслуживание»

познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на медицинский уход;

формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым.

М

А

Р

Т 2

«Право на здоровье»

закрепить знания детей о статье Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на медицинское обслуживание,

закрепить знания детей о ведении здорового образа жизни

2

«Право на свободу»

познакомить детей со статьей Конвенции ООН о правах ребенка гарантирующей право на свободу;

объяснить, что такое рабство;

формировать понимание значимости свободы для человека.

2

«Право на свободу»

закрепить знания детей о статьях Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующих право на свободу;

объяснить детям понятие свобода вероисповедания.

2

«Право на собственное мнение»

познакомить детей со статьей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на собственное мнение;

научить детей выражать свое мнение и уважать мнение другого человека.

А

П

Р

Е

Л

Ь 2

«Кем бы я хотел стать…»

Рисование закрепить знания детей о содержании статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей детям право на собственное мнение;

закрепить умение задумывать работу и доврдить ее до конца;

воспитывать в детях толерантность.

2

«Герб семьи»

Рисование воспитывать гуманные чувства, творческие способности.

2

«Право на отдых»

закрепить знания детей о содержании статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей детям право на отдых и досуг.

МОНИТОРИНГ

МАЙ 29 «Мой отдых»

Рисование развивать творческие способности, учить задумывать содержание своего рисунка

30 «Права и обязанности детей»

формировать у детей понимание принципа равноправия;

объяснить, что все люди имеют права. Ребенок, став взрослым, имеет равные права со всеми взрослыми людьми.

31 Игровое занятие-развлечение

1 июня День защиты детей закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней;

Конспект занятия «Мои права»

Задачи:

- закрепить знания детей о своих правах, учить замечать их нарушение

- развивать умение называть свои права, творческое воображение, рассуждать, сопоставлять, делать выводы

- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Оборудование: лэпбук «Мои права», костюм Кикиморы, избушкаКикиморы, аудиозапись голос лесных птиц, клей- карандаш, клеенка, символы прав,

Ход занятия

Социальный педагог: Ребята мы с вами собирали книгу «Мои права. Давайте мы ее еще раз прочтем (Появляется Кикимора.)

Кикимора (забирает книгу). Малы вы еще права изучать. А это я почитаю.

(Кикимора убегает, прячется в своей избушки).

Социальный педагог: Ну и Кикимора! Отобрала нашу книгу и была такова. Что же нам теперь делать? Как её вернуть? Верно, отправимся за нашей книгой.

Отправляемся к Кикиморе.

Встречаем Красную Шапочку. К. Шапочка подскажи нам дорогу к Кикиморе. Я Вам подскажу если вы скажете, Какие права нарушил Волк в моей сказке? (Право на жизнь, волк её съел)

Зайчик (Заюшкина избушка).Зайка подскажи нам дорогу к Кикиморе?

Подскажу, если вы скажите какие права нарушила Лиса в моей сказке?

(Право на жилье)

Доктор Айболит Подскажи нам дорогу к Кикиморе. Подскажу, если вы скажите какое право я соблюдал на протяжении всей сказки (Право на здоровье)

Девочка Настенька из сказки Морозко. Настенька, подскажи нам дорогу к Кикиморе? Подскажу, если вы скажите какие права нарушены в моей сказке? (Право на любовь и заботуПраво на семью.)

(Пришли к избушке Кикиморе.) стучим в дверь.

Кикимора. Кто такие? Чего явились? Я гостей не жду.

Социальный педагог. Ой, Кикимора, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова неприветливые.

Кикимора. Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились?

Социальный педагог. Мы пришли забрать нашу книгу, которую ты у нас забрала.

Кикимора. Ничего я у вас не брала. Вы на эту книгу никаких прав не имеете. Да и на все права, что в документе напечатаны, могут рассчитывать только дети и внуки Царя Салтана и Соловья-Разбойника. А еще дети, верящие в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, и одного с Бабой Ягой Цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!

Социальный педагог. Как вы думаете, ребята, справедливо ли то, о чем говорит Кикимора? Конечно, нет. Ведь все мы имеем равные права. Так что, Кикимора, ты ошибаешься, верни нам книгу.

Кикимора. Ой, ой! Умные какие! Ну-ка, ну-ка, первый подойди ко мне.

Социальный педагог. Кикимора, почему ты так странно обращаешься к детям? У них есть имена, у каждого свое.

Кикимора. Имена? А зачем? Зачем детям давать имена, они ведь все одинаковые, все маленькие, обойдутся номерами.

Социальный педагог. Вы согласны, что все дети одинаковые? Какое право имеют все дети? Покажите мне это право?

Ну что, Кикимора, убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок имеет право на имя?

Кикимора. Ну хорошо, признаю за вами это право.

Социальный педагог. Кикимора, теперь верни нам, пожалуйста, Книгу нашу

Кикимора. Верну, ели у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает.

Социальный педагог. Это почему?

Кикимора. Потому что книги имеют право читать только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться – только дети врачей.

Социальный педагог. Дети, как вы думаете, справедливо то, что сказала Кикимора? Давайте расскажем ей, какие права есть у детей.

(Дети отвечают и показывают символы прав. Кикимора уходит в свою избушку потихоньку.)

Мне почему-то стало жалко Кикимору. Может она потому плохие поступки совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботится? Ведь все имеют право на любовь и заботу. Давайте мы сделаем ей подарок- плакат с картинками а назовем мы его «Права для всех».

(На поляне стоят столы, приготовлены для каждого ребенка символы прав, затонированный ватман, клей- карандаш. Дети приклеивают символы прав на лист.)

(А это что?так а это право на что? А ты что взял? Ой, какая я теперь умная буду….а ты расскажи)

Кикимора. Спасибо вам большое ребята. Я теперь буду знать свои права и права других.

Социальный педагог. Спасибо, тебе Кикимора за то, что вернула нам книгу. Но нам пора возвращаться в детский сад.

Кикимора. Я вам помогу вернуться. Закрывайте глаза. Раз, два, три ребят в д/с верни. (Уходит).

Ребята открывают глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Программа дополнительного образования «Права человека и гражданина»

Программа расчитана на учащихся 4 класса. Курс кружка включает ряд вопросов, которые близки и понятны ребенку младшего школьного возраста ....

Программа дополнительного образования "Азбука права" для младших школьников

Интегрированный курс «Азбука права» носит ознакомительный характер. Младшие школьники должны получить лишь общее представление  об основных правах и свободах....

Программа дополнительного образования по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно- транспортного травматизма

Программа дополнительного образования по  изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно- транспортного травматизма...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...