Программа дополнительного образования по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно- транспортного травматизма
рабочая программа

САФИНА ГУЛЬНАРА МАНСУРОВНА

 Программа дополнительного образования по  изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно- транспортного травматизма  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Большерусаковская средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Согласовано:                                                                                    Утверждаю:

зам. директора по ВР                                                                    директор школы

_____________/Каримова К.Ф./                                                      ___________/ Нуреев Р.Х./

____________ 2015 г.                                                             приказ №___ от __________2015г

Программа

дополнительного образования

по  изучению правил дорожного движения и

профилактике дорожно- транспортного травматизма 

 «Я - участник дорожного движения»  

среди учащихся начальных классов.

Принята  решением педагогического совета.

Составитель:

 учитель начальных классов

Сафина Гульнара Мансуровна.

2015

ОГЛАВЛЕНИЕ:

I. Пояснительная записка______________________________________3 стр.

 1. Актуальность программы_____________________________________4 стр.

2. Новизна программы__________________________________________5 стр.

3. Педагогическая идея__________________________________________5 стр.

4. Информационное обеспечение_________________________________5 стр.

II. Содержание программы____________________________________ 6 стр.

1. Учебные занятия и тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения и профилактики ДДТТ  ______________________6 стр.

2. Организация внеклассной деятельности по правилам дорожного движения и профилактика дорожно- транспортного травматизма_______________8 стр.

3.Взаимодействие с родителями__________________________________9 стр.

4. Социальное сотрудничество с ГИБДД  Кайбицкого муниципального района  РТ и другими заинтересованными организациями___________11 стр.

III. Личностные, предметные и метапредметные результаты__________________________________________________12 стр.

IV. Ожидаемые результаты___________________________________13 стр.

V.Заключение_______________________________________________14 стр.

VI. Список использованной литературы________________________15 стр.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мы живем в мире, где из года в год растет число транспортных средств. К сожалению, иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть и дети.

Программа по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно- транспортного травматизма  среди учащихся начальных классов составлена на основе программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах», федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013- 2020 годах».

Начальная школа является первоначальной базой подготовки всех участников дорожного движения. Поэтому основной целью в сфере формирования культуры безопасности на дорогах является:

- вооружить младших школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах.

Задачи:

- создание  оптимальных условий для снижения уровня детского дорожно- транспортного травматизма;

- вовлечение всех учащихся в изучение ПДД, обучение  их знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах;

- развитие познавательных способностей учащихся, позволяющих им правильно и безопасно ориентироваться в дорожной среде;

- создание информационного, организационного и программно- методического обеспечения по вопросам профилактики детского дорожно- транспортного травматизма;

- воспитание правопослушного участника дорожного движения.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Актуальность проблемы обучения младших школьников правилам  дорожного движения и по профилактике детского дорожного травматизма очевидна. Перед школой, обществом стоит важная задача- воспитать грамотных, осторожных участников дорожного движения: пешеходов, пассажиров и будущих водителей. При переходе на федеральные государственые стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности. Работа по данному направлению в образовательных учреждениях проводится. На занятиях по окружающему миру, во внеурочных кружках  в начальной школе, затем в основной школе на уроках  ОБЖ дети обучаются правилам дорожного движения. Однако следует отметить, что часов на изучение правил дорожного движения в школе отводится мало. Также, как показывает практика, эта вся проведенная работа часто имеет формальный подход, используются устаревшие формы и методы работы, не интересные детям. Кроме того, хочется отметить, что только одному учителю в условиях образовательного учреждения, без активной связи со всем педагогическим коллективом школы, родителей и социумом, невозможно решить проблему воспитания грамотного участника дорожного движения. Проблемы, связанные с обучением правил дорожного движения и профилактикой детского дорожно- транспортного травматизма в ОУ требует продуманного комплексного решения вопросов, то предлагаемая программа  позволяет справиться с выше названными затруднениями и противоречиями, встречающимися в школе и раскрывает систему работы педагогов и заинтересованного социального окружения школьников  по формированию культуры безопасности дорожного движения. Однако, до сих пор остается актуальным поиск эффективных технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения, воспитание   личности, которая не только владеет знаниями по безопасному  поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека.

2. НОВИЗНА ПРОГРАММЫ.

Новизна программы  состоит в создании системы работы учителя по формированию культуры безопасности дорожного движения учащихся через социальное взаимодействие в условиях образовательного учреждения , которая включает :

- диагностика сформированности культуры безопасности дорожного движения;

- планирование и организацию деятельности  по изучению правил дорожного движения и профилактике детского дорожно- транспортного травматизма, включающую социальное взаимодействие с родителями учащихся, с ГИБДД Кайбицкого муниципального района и другими заинтересованными организациями;

-создание благоприятных педагогических условий, необходимых для активного изучения правил дорожного движения.

3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

данной программы заключается в грамотном соединении традиционных форм работы с современными технологиями, активными методами преподавания по формированию у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге, а также формированию культуры безопасности дорожного движения, через продуманную систему социального взаимодействия со всеми заинтересованными лицами в окружении школьников.

4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

подразумевает следующее:

- регулярно проводить инструктажи с учащимися по поведению на дорогах;

- проведение классных часов, целевых бесед, лекций, викторин, конкурсов рисунков по поведению на дорогах

- ежемесячное обновление стендов, уголков по безопасности дорожного движения;

- размещение классных уголков по профилактике ДДТТ;

- выпуск и распространение учащимися памяток и буклетов;

- уголок для родителей, где помещается информация по профилактике  ДДТТ.

-приобретенные учебные и наглядные пособия, интерактивные уроки и игры

 - контрольные срезы, тесты.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. Учебные занятия и тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения  в 1-4 классах.
  2. Проведение внеклассных мероприятий , обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице.
  3. Взаимодействие с родителями по воспитанию культуры поведения учащихся на улице, на дороге.
  4. Сотрудничество с ГИБДД  Кайбицкого муниципального района и другими учреждениями по организации помощи и проведении работы по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.

  1. Учебные занятия и тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения и профилактики ДДТТ.

Тематический план занятий по ПДД 1 класс (10 часов)

№п\п

Темы занятий

Количество часов

1.

Вводное занятие «Мы идём в школу».

1

2.

Наше село. Наша улица.

1

3.

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

4.

Общие правила перехода улиц и дорог.

1

5.

Дорожные знаки.

1

6.

Дорожные знаки.

1

7.

Где можно играть?

1

8.

Мы - пассажиры.

1

9.

А знаешь ли ты, что такое цвет-сигнал?

1

10

Обобщающее занятие.

1

Тематический план занятий по ПДД 2 класс. (10 часов)

№п\п

Темы занятий

Количество часов

1.

Вводное занятие. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. 

1

2.

Элементы улиц и дорог.

1

3.

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

4.

Правила перехода улиц.

1

5.

Регулирование дорожного движения

1

6.

Дорожные знаки.

1

7.

Обязанности пассажиров.

1

8.

Железная дорога.

1

9.

Обязанности пешеходов. Ответственность пешеходов за нарушение   ПДД.

1

10

Итоговое занятие и игры по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

1

Тематический план занятий по ПДД 3 класс. (10 часов)

№п\п

Темы занятий

Количество часов

1.

Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД?»

1

2.

Виды транспортных средств. Тормозной путь транспортных средств.

1

3.

Правила дорожного движения .

1

4.

Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

1

5.

Организация движения, технические средства регулирования движения.

1

6.

Светофорное регулирование.

1

7.

Дорожные знаки.

1

8.

Железная дорога.

1

9.

Обязанности пешеходов. Викторина «Как ты знаешь ПДД?»

1

10

Итоговое занятие.

1

Тематический план занятий по ПДД 4 класс. (10 часов)

№п\п

Темы занятий

Количество часов

1.

Вводное занятие «Что я знаю о ПДД?»

1

2.

Отряды юных инспекторов движения.

1

3.

История автомототранспорта и проблемы безопасного движения

1

4.

Сигналы светофора и регулировщика.

1

5.

Предупредительные сигналы транспортных средств.

1

6.

Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков.

1

7.

Дорожная разметка и её предназначение.

1

8.

Общие требования к водителям велосипедов.

1

9.

ГИБДД и ДПС.

1

10

Итоговое занятие. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на дорогах.

1

1. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

обучающихся 1-4 классов.

Знать:

  1. общие положения Правил дорожного движения;
  2. правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках;
  3. правила посадки и высадки из общественного транспорта;
  4. дорожные знаки;
  5. сигналы светофора;
  6. виды транспорта.

Уметь:

  1. правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;
  2. пользоваться общественным транспортом;
  3. самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.
  4. ориентироваться в дорожных ситуациях;
  5. оценивать свое поведение на дороге;
  6. объяснить товарищу правила поведения на дорогах.

  1. Организация внеклассной деятельности по правилам дорожного движения и профилактика дорожно- транспортного травматизма.

Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является внеклассная работа. Изучать ПДД можно не только на специальных уроках, но и на занятиях во внеурочное время. Кроме традиционных профилактических бесед , планируется включение в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, различные формы внеклассной деятельности.

Формы  внеклассной работы для учащихся начальной школы:

- викторины, олимпиады, соревнования .

-экскурсии по району;

-тематические классные часы;

-утренники, праздники;

- творческие конкурсы (рисунков, плакатов, поделок, стихов, песен).

-учебно- познавательные проекты;

-организация театрализованных представлений;

- участие в библиотечных часах;

-практические занятия по отработке  навыков  перехода дорог и перекрестков.

- соревнования на знания ПДД.

Таким образом, разнообразные формы внеклассной работы позволяют обучающимся приобщиться к основам культуры в дорожной среде, освоить на занятиях, играх, соревнованиях, проектах, конкурсах умение и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах и дорогах.

III.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

Родители- основные заинтересованные лица в профилактике ДДТТ и  главные помощники педагогов. Работа будет эффективной и результативной только тогда, когда они станут активными участниками работы в данном направлении. Большинство родителей не знают правил дорожного движения, а также испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах.

Организуя учебно- воспитательный процесс с учащимися, педагог начальной школы, классные руководители должны методически обеспечить и работу с родителями.

Формы работы с родителями:

Содержание деятельности

сроки

1.

Проведение родительских собраний на темы:

- «Знаете ли вы и ваш ребенок ПДД».

- «Безопасность детей- забота взрослых».

- «Жизнь без ДТП».

- «Как научить детей наблюдать за дорогой».

- «Профилактика дорожно- транспортных происшествий».

- «Безопасность на дороге».

- «Азбука дорог для родителей».

- «Предупреждение детского дорожно- транспортного травматизма среди учащихся младшего школьного возраста».

- «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют?»

В течении года.

2.

Круглые столы, всеобучи по вопросам профилактики ДДТТ.

Ежемесячно.

3.

Привлечение родителей для изучения ПДД на уроках окружающего мира в начальной школе и на занятиях во внеурочное время.

В течении года.

4.

Совместное с детьми  участие в конкурсах различного уровня.

В течении года.

5.

 Создание презентаций, разработка проектов и видеороликов по ПДД и профилактике ДДТТ.

В течении года.

Совместная работа школы и семьи может стать успешной и дать положительные результаты, если родители будут проявлять интерес к воспитанию ребенка, и находясь с детьми на улицах и дорогах, соблюдать правила дорожного  движения, показывая на личном примере. А также при участии их в широком спектре воспитательных  и профилактических мероприятий.

IV.СОЦИАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ГИБДД КАЙБИЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ДРУГИМИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.

Эффективность и результат профилактической работы зависит от взаимодействия всех заинтересованных лиц: учителей, классных руководителей, инспекторов ГИБДД, работников культуры и т.д. и соединения процесса обучения и воспитания в единую целостную систему.

Формы работы :

- проведение бесед , профилактических акций с учащимися;

- совместное с ГИБДД проведение родительских собраний;

- совместное проведение соревнований.

- участие инспекторов во внеклассных мероприятиях  ( «Посвящение в юные пешеходы», викторины по ПДД  и т.д.).

-  планируется активное взаимодействие сельской библиотекой и клубом, где будут проводиться конкурсы и другие мероприятия, направленные на профилактику детского дорожно- транспортного травматизма.

-посещение МБДОУ «Чулпан» с выступлениями, викторинами и театрализованными представлениями по ПДД и профилактике ДДТТ.

- оповещение работы на страницах районной газеты «Кайбыч таңнары».

СХЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

III.Личностные, метапредметные и предметные результаты программы

Личностные:

·  принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

·  самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

·  уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

·  положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Я- участник дорожного движения»;

·  способность к самооценке;        

·  начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные:

·  навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

·  умение ставить и формулировать проблемы;

·  навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

·  установление причинно-следственных связей;

Регулятивные:

·    адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

·  умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

·  умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные:

·  формулировать свои затруднения;

·  предлагать помощь и сотрудничество;

·  слушать собеседника;

·  формулировать собственное мнение и позицию;

·  осуществлять взаимный контроль;

·  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-система работы в школе по правилам дорожного движения и профилактики детского дорожно- транспортного травматизма способствует повышению уровня знаний обучающихся и приобретение навыка безопасного поведения на улицах и дорогах. Одним из показателей эффективности работы является отсутствие дорожно- транспортного травматизма среди обучающихся школы;

-разнообразные формы внеурочной деятельности позволяют обучающимся приобщиться к основам культуры в дорожной среде, освоить на занятиях, в играх, соревнованиях, конкурсах умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах;

-отражение деятельности средствами массовой информации повышает мотивацию учащихся;

- результат зависит от взаимодействия всех заинтересованных лиц и соединения процесса обучения и  воспитания в единую систему.

Самый главный результат по формированию культуры безопасности школьников через социальное взаимодействие в условиях образовательного учреждения- это отсутствие ДТП с учащимися нашей школы.

Благодаря  применяемым средствам , формам и методам ведения учебных занятий прогнозируется накопление качественного уровня знаний обучающихся и выходить на ожидаемый результат.

Программа рассчитана  для учащихся начальной школы  на 4 года.  

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высокий уровень детского дорожно- транспортного травматизма заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения здоровья детей. С этой целью обучение и воспитание  как формы профилактики должны быть единой системой. Только в этом случае наиболее эффективно решается главная задача профилактики – научить ребенка  безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитание сознательного отношения к выполнению правил дорожного движения.

Данная программа рекомендуется учителям начальных классов, классным  руководителям  для использования в своей работе, которые проявляют интерес к формированию культуры безопасности дорожного движения учащихся через социальное взаимодействие и имеют интерес к созданию системной работы в данном направлении. Предлагаемые материалы подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Воронова, Е.А. Красный, желтый зеленый. ПДД во внеклассной работе.-Ростов на Дону: Феникс, 2009 г.
  2. Гальцова, Е.А. Изучение правил дорожного движения. Внеклассная работа в начальной школе. –Волгоград, издательство Учитель, 2009 г.
  3.  Гарнышева, Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. СП б: Детство- Пресс, 2010 г.
  4. Дитрук В.П. «Правила дорожного движения для школьников», Ростов – на – Дону: Феникс, 2006г.
  5. Кузьмина Т.А., Шумилова П.В. Профилактика детского  дорожно- транспортного травматизма. Система работы в образовательном учреждении.Волгоград, издательство Учитель,2007.
  6. Занятия по правилам дорожного движения. М: ТУ Сфера, 2009.

 



Предварительный просмотр:

Рецензия

на программу по изучению правил дорожного  движения и

профилактике детского дорожно- транспортного травматизма

МБОУ «Большерусаковская средняя общеобразовательная школа

Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Составитель: Сафина Гульнара Мансуровна, учитель начальных классов.

Представленная на рецензирование дополнительная  образовательная программа

«Я- участник дорожного движения» определяет  организацию образовательного процесса для детей младшего школьного  возраста по правилам дорожного движения и направлена на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников начальной школы, привитию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, созданию системы непрерывного воспитания законопослушных участников дорожного движения через социальное взаимодействие в условиях образовательного учреждения .

Данная программа  дополнительного образования  отвечает требованиям по разработке образовательных программ и является актуальной в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Программа имеет четкую структуру и содержит следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) содержание работы по освоению программы;

 3) ожидаемые результаты;

В пояснительной записке содержательно обоснована актуальность создания программы: определен цель ,  конкретизированы задачи курса, выделена новизна,  проанализированы возможности реализации программы,  а также указан список используемой литературы.

Программа содержит учебно-тематический план, где прописаны темы занятий и  количество часов, основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу  обучения. В заключительной части прописаны особенности программы.

Успешному реализацию  поставленных задач способствует эффективная система взаимодействия с родителями, преемственность  с МБДОУ «Чулпан», совместная деятельность с сотрудниками ГИБДД.

Вывод: Программа составлена на высоком  уровне и  может быть использована в общеобразовательных учреждениях  и учреждениях дополнительного образования детей.

Программа заслушана на педагогическом совете .

Рецензент:

Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Большерусаковская СОШ» _______________ /Каримова К.Ф./                                               9 апреля 2015 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Юные инспектора дорожного движения»

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности...

Тематика классных часов в начальной школе по Правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

         Данная тематика классных часов позволяет учителю начальных классов вести системную работу с учащимися по Правилам дорожного движения. Особое внимание уделяется...

Программа дополнительного образования "Азбука права" для младших школьников

Интегрированный курс «Азбука права» носит ознакомительный характер. Младшие школьники должны получить лишь общее представление  об основных правах и свободах....

Программа по внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» (по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)

Разработчикучитель начальных классов                 Басс Наталья МихайловнаЦель   Профилактика детского ...

программа дополнительного образования "Мои права"

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и добро...

СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ВСЕ ВМЕСТЕ!» привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удержив

Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне ...

Благодарность учителю Себро Наталье Евгеньевне за работу по пропаганде правил дорожного движения, и профилактике дорожно-транспортного травматизма, 2022г.

Благодарность учителю Себро Наталье Евгеньевне за работу по пропаганде правил дорожного движения, и профилактике дорожно-транспортного травматизма, 2022г....