Методические рекомендации по организации работы с детьми по ознакомлению детей с событиями, связанными с Победой ВОВ
учебно-методический материал (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации связанные с ВОВ | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по организации и проведению мероприятий, посвященных 75-летию
Победы в Великой Отечественной войне.
Цель методических рекомендаций:
показать учителям всё многообразие форм и методов работы школ к 75-летию Великой Победе; оказание методической помощи педагогам, организаторам воспитательной работы с детьми; составление алгоритма подготовки и проведения школьных мероприятий с использованием современных нетрадиционных форм и методов работы.
Данные методические рекомендации помогут в работе по патриотическому воспитанию детей, показать события Великой отечественной войны.
От использования данных методических рекомендаций педагоги овладеют опытом организации мероприятий, осваивают нетрадиционные формы и методы работы в воспитательном пространстве, повышается мотивация школьников к изучению конкретных произведений литературы и искусства.
В этом году рекомендуем школам провести 9 общешкольных массовых мероприятий (9 мая), 75 добрых дел (юбилейная дата) ко Дню Победы. В их число могут войти концерты, исторические конференции, круглые столы, благотворительные акции помощи ветеранам Вов, уроки мужества, выставки, торжественные линейки. Особое внимание необходимо уделить информационно- воспитательной работе с привлечением местного материала, включая дебаты на тему Великой Отечественной войны, патриотические часы, поэтические конкурсы и посещение военно- исторических памятников и т.д. Отправной точкой мероприятий, посвященных победе над фашизмом должен стать День защитника отечества. Мероприятия и добрые дела ко Дню Победы предлагаем провести под общим лозунгом, например: «За Родину!», «Спасибо за Победу!», «Салют Победе!», «Пусть всегда будет МИР!»,
Комплекс мер патриотического воспитания подрастающего поколения, предлагаемые Министерством образования.
Интеграция видеоматериалов, собранных в рамках реализации проекта «Наша общая Победа», в школьную образовательную программу в дополнение к изучению истории. Проект представляет собой самый масштабный в мире видеоархив, насчитывающий 21100 интервью с ветеранами, более чем из 25 стран мира. Данные интервью содержат уникальные факты из истории страны и судеб людей, непосредственных участников Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
- Изменение традиционных звонков «С урока на урок» на мелодии из наиболее известных патриотических песен военных лет
- Введение обязательного изучения Гимна России для учащихся первых классов школ, а также исполнение Гимна России всеми учащимися на официальных школьных мероприятиях, линейках.
Приемлемые формы работы по патриотическому воспитанию детей:
- Вечера-встречи «Сражаюсь, верую, люблю»
- уроки мужества
- часы истории «Не помнить о прошлом нельзя»
- Неделя, День памяти;
- Час- размышления по фильму
- Тематический суд «Антифасистский процесс»
- Виртуальные экскурсии по Музеям воинской Славы
- Музыкальный конкурс «Угадай мелодию военных лет»
- Громкие чтения книг фронтовиков
- Урок памяти «Война глазами художников»
- Поэтическая эстафета «Далёкому мужеству верность храня»
- викторины «Слава тебе, победитель солдат!», «Есть такая профессия – Родину защищать»; ”Солдатскому долгу остались верны... “;
- Конкурс рисунков «Я помню! Я горжусь!» «Война глазами детей»
- Литературно- музыкальная композиция
Также предлагаем вам такие интересные формы, которые можно использовать в работе с детьми:
- Вечер разгаданных и неразгаданных тайн. Цель такого мероприятия – привлечения внимания к тайнам великой отечественной войны, раскрытие неизвестных фактов.
- Военный «огонек» под названием «Герои живут рядом», «От сердца к сердцу» (встреча с ветеранами и участниками войны, которые делятся своими воспоминаниями за чашкой чая, живое общение, концертные номера.)
- Флешбук - презентация или знакомство с интересными книгами с помощью цитат, иллюстраций, личных переживаний и другой информации о книге.
- Литературный десант, например по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…», С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Рассматривая конкретные примеры из этих произведений, провести опрос ребят по следующим вопросам: «Согласны ли вы с мнением некоторых военных историков, что у Великой Отечественной войны «женское лицо»?»; «Как проявили себя девушки в боевых условиях?»; «Можно ли назвать героической гибель этих девушек?» и другие.
- Вечер воспоминаний «Я расскажу вам о войне», основанный на семейных рассказах ребят и взрослых о своих родственниках- участниках войны и тружениках тыла. Проведению этого мероприятия должна способствовать поисковая работа в семейных архивах- сбор информации, сведений, фотоматериалов о своих прадедах – участниках Вов. Необходимо предоставить возможность самим ребятам рассказать о военных судьбах родных, показать слайд- презентацию, продемонстрировать письма и награды фронтовиков, прочитать стихи собственного сочинения.
- акции: «Солдатские письма» (сбор треугольных писем), «Спасибо деду за Победу!» (конкурс листовок, открыток), благотворительные акция «Ветеран живет рядом», «Забота», акция «Георгиевская ленточка», акция «Письмо в 45-й», «Послание потомкам», акция «Сирень Победы», акция «Бессмертный полк», акция реконструкторов «Солдатская каша», акция «Стена памяти», акция «Свеча памяти», флешмоб «День Победы»
- Проект-голосование «Лучшая книга о войне» - это голосование учащихся конкретной школы за лучшие произведения, рассказывающие о тяжелых судьбах людей военного времени, о битвах за жизнь и свободу, о героизме людей, о великой победе нашего народа. Участники голосования сами решают, что понимать под словом «лучшие». Можно проголосовать как за наиболее значимое с художественной точки зрения литературное произведение, так и просто за любимое произведение, которое запечатлелось в вашей памяти, оказало влияние на становление характера и жизненных принципов. Детям можно предложить выставку лучших книг о Великой Отечественной войне в фое или в библиотеке школы. Около каждой книги повесить бумагу или кармашек для голосования. Если дети сочтут какую-либо книгу лучшей, пусть отметят ее. Единовременно разрешается проголосовать за 3-5 наименований изданий.
- открытый микрофон - изящная и красивая форма публицистической деятельности детей в школе. Суть ее состоит в выступлении учащихся перед школьным коллективом с каким-либо вопросом, имеющим отношение к Великой Победе, к страницам истории Великой страны. «Микрофон «открыт» для всех. Общая тема может быть сформулирована так: «Что я хочу сказать», «О чем у меня болит душа», «Прошу слова». Тексты выступлений должны готовить заранее. «Открытый микрофон» ограничен во времени. В такой работе непременно должны принимать участие учителя.
- «Уроки замечательных людей»:
Такие мероприятия можно проводить, используя художественное наследие, биографию великих людей.
- «Пять минут с искусством»:
Такая форма воспитательной работы родилась как насущная необходимость сегодняшнего дня. Нетрудно организовать это мероприятие, но требует эта форма тонкой педагогической инструментовки. Эта форма дает ознакомиться с конкретными произведениями искусства военных лет. Наглядно это: а) слушание музыкальных произведений военных лет (символически гася поочередно свечи), б) инсценировка стихотворений фронтовиков или песен военных лет
- День гения:
Данная форма родилась в поисках способов расширения жизненных представлений о человеке, достигшем maxc уровня развития. Ученики знакомятся с широкой палитрой персонажей великих полководцев, поэтов, писателей. День гения – это серия красивых содержательных актов, проводимых в течение всего дня и посвященных одной личности великого человека чаще всего связанных со страницами Великой Отечественной войны.
День совмещает несколько форм:
Например: утром – публичная лекция, затем – «5 минут с Великим» (его стихи, письма, фото, статьи), позже – гостиная..
День гения – это акт памяти.
- «Сюрпризы дружбы»:
Укрепление межличностных отношений между учащимися, развитие дружбы детей. Индивидуальное исполнение песен, танца, стихотворений, вручение подарков, угощения.
- «Пироговое чаепитие» - организация неформального общения. Чтобы сведать пироги, каждый должен принять участие в одном из 3 конкурсов.
- Интересные факты Великой Отечественной войны
- Исполнение понравившихся стихов о войне;
- Убедительный рассказ о прочитанной книге, которую рекомендую всем;;
- «Фотокамера смотрит в мир»:
Под руководством ведущего все учащиеся поочередно демонстрируют приготовленные фотографии из периодики и доказательно комментируют их, после чего прикрепляют в соответствующей раздел на доску, таким образом, смонтированы обзор событий остается на 3-4 для всеобщего обозрения.
- Суд над равнодушием:
Предполагает наличие ролей, игровое действие, как средство реализации этих ролей; реальное отношение между играющими; наличие определенных установленных норм и правил поведения.
- «Школьный патриотический Арбат»:
Московский Арбат стал для ребят символом вольной, творческой территории. По стране пошла практика, проводить свои школьные «Арбаты». Это может быть школьный двор, коридоры, просто улица, примыкающая к школе. На «Арбате» действуют: патриотический салон (дети рисуют или георгиевскую ленту, или медаль героя Советского союза., или солнце из песни «Пусть всегда будет солнце»), «Лавка военных песен», «Прокат военной формы», «Бар вопросов и ответов», «Комната ветерана», «Трибуна лучших чтецов», и т.д.
- Конкурсе на лучшую книжку- самоделку о ветеранах Вов «Победы родное лицо» В конкурсе могут участвовать работы с рассказами о дедушках, прадедушках, бабушках, прабабушках- ветеранах Великой Отечественной войны, о жизни и деятельности, о военных годах с указанием боевого пути (маршрут от начала войны до конца войны). Работы могут быть представлены в любой форме: рассказ, поэзия, эссе и др
Рекомендации по проведению урока мужества
Урок мужества проводится накануне или в дни праздников, а также накануне важных военно-исторических дат - Дня Победы, Дня защитника Отечества, Дня воинской славы России и др.
Целью проведения урока мужества является историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны, способных встать на защиту Отечества.
Задачи проведения урока мужества:
- воспитание у подрастающего поколения чувства любви к Родине, гордости
за свою страну, уважительного отношения к государственным и общественным ценностям;
- формирование у учащихся личностных качеств и свойств патриотов,
защитников Отечества на основе национальных, культурно-исторических и воинских традиций;
- формирование глубокого осознания учащимися гражданского и воинского
долга перед своим Отечеством, воспитание готовности к службе в Вооруженных силах Российской Федерации;
- сохранение памяти о воинской славе России, ее героях, содействие
проявлению учащимися заинтересованности в изучении исторического наследия своей Родины;
- побуждение учащихся к использованию в качестве примера для
подражания в своей жизни дел и поступков героев былых времен;
- популяризация интеллектуального, духовно-нравственного и физического
развития, необходимого для службы в рядах Вооруженных сил.
Подготовительный этап
Для успешного проведения урока мужества прежде всего необходимо собрать как можно больше информации о событии или герое, которым посвящено данное мероприятие. По возможности целесообразно сделать выставку по теме урока мужества в классе, музее или комнате Боевой славы. Неплохо разместить анонс о проведении урока мужества в общедоступном месте. Это может быть короткое радиосообщение по школьному радио, новостная строка на школьном телевидении, информация на школьном сайте или доске объявлений.
Для того чтобы в уроке мужества обучающиеся приняли активное участие, целесообразно дать им задание на подготовку рефератов (сочинений) по тематике проводимого урока, а также коротких сообщений по отдельным вопросам. Кроме написания рефератов и подготовки сообщений желательно предложить обучающимся изготовить разнообразные поделки изобразительного творчества (рисунок, графика, чеканка, мозаик лепка, резьба по дереву и др.) и компьютерные проекты (презентация, сайт и т. п.).
Для проведения урока мужества можно также подготовить кинофильм, аудиозапись.
Если урок мужества посвящен живому герою или событию участниками которого являются живые люди, то целесообразно связаться с ними и. по возможности, обеспечить их прибытие на проводимое мероприятие, организовать аудио-, видеозапись или просто запись воспоминаний о памятном дне, с тем чтобы потом использовать этот материал во время урока.
Организованное и содержательное проведение урока мужества невозможно без тщательного и продуманного плана. Необходимо тщательно распределить роли для каждого обучающегося, поминутно рассчитать время на все акты и мероприятия (построение, сообщения, выступления, просмотр фильма, прослушивание аудиозаписи т. п.), предусмотреть и проверить все необходимое оборудование и оснащение проводимого мероприятия.
Методика проведения
Урок мужества целесообразно начинать с прослушивания государственного гимна. Затем в кратком вступлении зачитать обращение к участникам от имени представителей государственных организаций или общественных объединений и дать краткую историческую справку о той дате или героях, которым посвящен урок.
Во вступительном слове можно напомнить обучающимся о том, что теме мужества и героизма посвятили свои мысли и размышления выдающиеся политические и государственные деятели, писатели и поэты нашего Отечества (привести примеры и несколько высказываний).
После вступительного слова необходимо представить обучающимся приглашенных на урок героев, представителей государственных организаций, общественных объединений, предложить им рассказать о примерах проявления мужества и героизма. Затем дают возможность обучающимся задать вопросы участникам встречи и самим выступить по тематике проводимого урока, используя при этом домашние заготовки.
Целесообразно организовать просмотр кинофильмов (видеофильмов) или прослушивание аудиозаписей по теме проводимого урока. Для закрепления информации возможно проведение викторин. Опросов с использованием интерактивной доски.
Подводя итоги проведения урока мужества, следует обратить внимание обучающихся на то, что признаком культуры и образованности человека является знание истории своего Отечества, его героев, стремление следовать историческим и воинским традициям, уважительное отношение к государственным и общественным ценностям.
В заключение необходимо поблагодарить всех участников урока, особенно отметить приглашенных и по возможности вручить им памятные знаки, посвященные проводимому мероприятию.
Заканчивать урок мужества целесообразно государственным гимном или гимном республики, города, образовательного учреждения.
Урок мужества только тогда достигнет своей цели, если в ходе его проведения каждый обучающийся почувствует себя наследником и продолжателями культурно-исторических и воинских традиций своего Отечества, своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы над осмыслением темы сочинения младшими школьниками
На мой взгляд, необходима система специальных упражнений по формированию у младших школьников умений определять, формулировать, раскрывать тему сочинения. Система всегда основана на принципе пос...
Методические рекомендации по организации работы с интерактивными тетрадями на уроках в начальной школе.
Методические рекомендации по организации работы с интерактивными тетрадями на уроках английского языка в начальной школе....
«УЧИМСЯ ИНТЕРЕСНО» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ.
Интерактивная доска - это решение многих проблем современного учителя. Интерактивные электронные доски - это некое подобие привычных всем классных досок, с той разницей, что с ними можно взаимодейство...
Методические рекомендации по организации работы с детьми по ознакомлению с событиями, связанными с Победой в Великой Отечественной войне
Методические рекомендации по организации работы с детьми по ознакомлению с событиями, связанными с Победой в Великой Отечественной войне...
Методические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ
Инклюзивное образование создает условия для включения ребенка с ОВЗ в систему классического образования, воспринимая ребенка таким, какой он есть, изменяет под его потребности образовательную систему,...
Методические рекомендации по организации работы группы продленного дня в 1 классе (из опыта работы)
Практические советы для воспитателя ГПД...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ...