Методические рекомендации по организации работы над осмыслением темы сочинения младшими школьниками
статья по русскому языку по теме

Гарусова Нина Алексеевна

 

На мой взгляд, необходима система специальных упражнений по формированию у младших школьников умений определять, формулировать, раскрывать тему сочинения. Система всегда основана на принципе постепенного наращивания трудностей. Работу над «темой» надо начинать уже с 1 класса и продолжать все годы обучения в начальной школе, по принципу от простого к сложному. Начать с того, чтобы дети понимали значение слова «тема». Необходимо сформировать у детей понятие о том, что тема объединяет различные предметы, явления по главному схожему признаку, понимание темы помогает быстрее найти нужный предмет. Далее формировать у детей умения выделять различные признаки «темы»: широкая и узкая тема, границы темы, отбор материала по теме, различать главные и второстепенные факты, сведения для написания сочинения.

Предлагаю некоторые упражнения по организации работы над осмыслением темы сочинения по разным годам обучения, с 1 по 4 класс. Также предлагаю презентацию к вуступлению на конференции по данной теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации работы

над осмыслением темы сочинения младшими школьниками

Гарусова Нина Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №16» г. Северодвинска

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой является развитие речи учащихся. Успешное изучение всех предметов школьного курса зависит в первую очередь от того, как ученики владеют речью. Особое место в работе учителя по развитию речи занимает обучение сочинению. Научить детей писать сочинения правильно и красиво -кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка на всех уроках дает положительные результаты. «Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами её языка. В раннем детстве у него возникают потребности общения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Вот почему так важно заниматься развитием речи учащихся постоянно и целенаправленно».1

Обязательный минимум содержания образовательных программ «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» предъявляет следующие требования к одному из видов речевой деятельности выпускника начальной школы:

 «В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Выпускник научится:

……сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

 Выпускник получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку;

……анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов)»2

Сочинения и являются как раз тем средством, которое показывает учащимся богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради подлинного общения, ради выражения своих мыслей и чувств, ради художественного творчества. Воспитательный эффект сочинений зависит от выбора темы, от степени самостоятельности пишущего, от того, насколько его сочинение пишется сердцем. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает к строгому и последовательному мышлению. У методиста Ефремовой Т. Ф. читаем следующее определение: «Сочинение - cамостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему»3 

Действительно, осмысление ребёнком темы будущего сочинения - первый важнейший шаг в работе над сочинением. Дети должны прийти к выводу, что создаваемый ими текст должен соответствовать теме. Говоря о школьном сочинении, можно ограничиться определением  темы как предметом сочинения: тема – это то, о чём говорится в сочинении, вопрос, который раскрывается в нём.

На мой взгляд, необходима система специальных упражнений по формированию у младших школьников умений определять, формулировать, раскрывать тему сочинения. Система всегда основана на принципе постепенного наращивания трудностей. На каждом этапе ученик получает новые знания, ставит перед собой задачи: сначала получить знания, затем перевести их в умения и выработать навык. Работу над «темой» надо начинать уже с 1 класса и продолжать все годы обучения в начальной школе, по принципу от простого к сложному. Начать с того, чтобы дети понимали значение слова «тема». Необходимо сформировать у детей понятие о том, что тема объединяет различные предметы, явления по главному схожему признаку, понимание темы помогает быстрее найти нужный предмет. Далее формировать у детей умения выделять различные признаки «темы»: широкая и узкая тема, границы темы, отбор материала по теме, различать главные и второстепенные факты, сведения для написания сочинения.

Предлагаю фрагмент урока в конце 1 класса по введению понятия «тема».

 На доске рассыпанное слово (ЕМТА) – Учитель: С этого слова я каждый раз начинаю урок. Соберите слово (ответ  детей – ТЕМА)

- Как вы думаете, почему я так говорю в начале урока? (Вы называете, чем мы будем заниматься на уроке)

- Я долго перечисляю все виды заданий, которые мы будем выполнять? (Нет, Вы сообщаете самое главное, важное, чему мы будем учиться)

- А вы где-нибудь ещё слышали, чтобы  употребляли это слово? (Да, «это другая тема», «не по теме» от старших)

 (Введение понятия тема)

- Давайте попробуем сформулировать, что обозначает слово тема.

(Выслушиваются все предложения детей)  

- «На какую тему вы любите читать», «тема не раскрыта», «говори по теме» и т.д.

- Попробуйте картинки, которые лежат у вас на партах разложить по темам (например «Игры», «Труд»)

-Как вы их раскладывали? Почему одни картинки оказались рядом?

-Так что же такое тема? (опять выслушиваю детей)

 - А теперь посмотрите на доску (открываю запись) Прочитайте определение. Тема – это выделение главного существенного признака, объединяющего несколько предметов или явлений.

Умение группировать предметы по темам -  поможет быстро найти нужный предмет, а позднее информацию. Важно, чтобы ученики осознали понятие «темы», как признака, основы работы с информацией, в том числе и языковой. Дети отбирают, группируют предметы, явления по темам. Причём очень важно учить детей определять тему сначала у предметов, затем слов, предложений и, наконец, текстов. Работая  с группой слов (корова, собака, кошка, гусь, волк), первоклассники называют тему «Домашние животные» - лишнее слово (волк). Определив тему «Звери» - дети называют лишнее слово (гусь). Поскольку первоклассники ещё не овладели навыком письма, работаю с разрезными предложениями (индивидуальными). В конверте лежат полоски с такими предложениями: «Идёт урок», «Тает снег», «Ученики решают задачу», «Звенит капель», «Появились подснежники». Дети распределяют предложения на две темы «Весна» и «Школа», объясняют свой выбор, составляют рассказы, придумывают свои предложения по темам.

Постепенно на уроках подвожу детей к тому, что они сами формулируют мысль – тема очень важна, придаёт всему смысл. Умение определить тему помогает в жизни сориентироваться, найти нужную вещь очень быстро, располагая предметы по темам -  первоклассники  выбирают самый важный, существенный признак, который эти предметы объединяет, учатся составлять текст (3-4 предложения) так, чтобы он был понятен окружающим, для этого отбирают предложения на одну тему.

Предлагаю фрагмент урока в 1 классе по формированию умений  группировать предметы, явления по темам, понимания того, зачем нужно уметь определять тему.

- Давайте поиграем в игру «Найди друзей» - вызываю 8 человек, каждому даю по картинке на тему «Овощи» и «Ягоды». Определите тему, встаньте вместе (о чём картинка).

- Возьмите конверт (там разложены силуэты электроприборов, транспортных средств и инструментов), разложите картинки по темам (электроприборы, инструменты, транспорт).

Постановка учебных задач урока.

- Ребята, сегодня на уроке о чём мы говорим? (о теме)

- И так тема нашего урока (тема)

- Что такое тема? (дают определение темы)

- Сегодня  наши учебные задачи:1) Зачем нужно уметь определять тему

                                                               2) Как правильно определить тему

(На доске появляются ключевые слова – ЗАЧЕМ    КАК

Решение учебных задач.

-  Что нужно сделать, чтобы определить тему? (выделить общий признак)

- А для чего нужно уметь определять тему? (Быстро найти вещь, предмет)

- Поиграем в «Покупки» (на доске вывешены карточки с названиями магазинов: «Продукты», «Книги», «Автомобилист», «Аптека», «Одежда», «Хлеб», «Спорттовары», «Овощи-фрукты», «Обувь», «Хозтовары»)

Дети получают задания купить: батон, сыр, тетрадь, платье, яблоки, колбасу, таблетки. Выходят к доске и берут карточку с названием того магазина, где этот предмет продают.

- Что поможет быстро купить необходимое? (Умение определить тему)

- А у нас в классе, как нам помогает умение определять тему? (Помогает быстро найти альбом и краски, спортивную одежду, папку для урока технологии и т. д. (полочки с подписями «ИЗО», «Технология», «Физкультура»)

- В школе вам тоже поможет умение определять тему, если вы придёте в библиотеку.

- Давайте поиграем в «Библиотеку»

Дети расставляют книги разными способами: по жанрам, по писателям, по содержанию

Вывод (составляем схему урока) Чтобы определить тему надо выделить главный, объединяюший признак. Умение определять тему помогает быстро найти нужный предмет. (КАК - объединяет. ЗАЧЕМ - помогает)

После того как у детей будет сформировано понятие «тема», можно приступить к рассмотрению различных сторон темы: широкая и узкая, границы темы, главные и второстепенные факты, сведения. При работе над сочинением во 2-м классе много внимания уделяю отработке понятий широкая и узкая тема. Если учащимся предлагается слишком широкая тема, они теряются перед нею, не могут раскрыть её достаточно глубоко: пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой. В начальной школе широкие темы непосильны. Тема «Зима» настолько широка, что школьник не может даже приблизиться к её раскрытию, хотя бы потому, что объём его сочинения мал. Отбор материала не может пройти целенаправленно, так как цель сочинения не ясна из формулировки темы.

Предлагаю фрагмент урока во 2 классе на отработку понятий «широкая» и «узкая» тема.

(На партах у детей лежит коробочка с фишками. Конверт с полосками, на которых записаны названия тем. На доске то же самое, только крупнее. Учитель работает на доске, ученики -  за партами.)

-  Ребята, рассмотрите названия тем, прочтите вслух, разложите на партах в столбик.

1.Зима.  

2. Зимой в лесу.  

3. Птицы зимой.  

            4. Как зимуют звери.      

5. Зимние забавы.

- О  ком (чём) можно рассказать на тему «Зима»? (Дети отвечают: «О снеге» (кладут фишку напротив названия темы «Зима»). « О животных зимой»– фишка. «О зимних играх» – фишка. «О деревьях» – фишка,  и т. д.). Так, последовательно ребята выкладывают фишки возле каждой темы.

«Зима» - лес, животные, снег, игры, труд людей... (до 7 фишек)

«Зимой в лесу» - деревья, птицы, звери, красота леса (4-5 фишек)

«Птицы зимой» - о птицах (1 фишка)

«Как зимуют звери» - о зверях (1 фишка)

«Зимние забавы» - о зимних играх (1 фишка)

- Около какой темы больше фишек? (у темы «Зима»)

- Это широкая тема.

- Какую ещё тему можно назвать широкой? («Зимой в лесу», так как там тоже много фишек)

- Почему эти темы широкие? (Можно рассказать о большом количестве предметов и явлений)

- А какие темы узкие? (3, 4, 5)

- Почему их можно назвать узкими? (Можно рассказать об одном предмете или явлении)

Дети делают вывод: широкой темой называют такую тему, на которую можно рассказать о нескольких предметах и явлениях, на узкую – об одном.

Кроме того на уроках русского языка нужно давать детям специальные упражнения на выработку алгоритма различения детьми широкой и узкой темы.

Фрагмент урока

Учебная задача: формирование представлений о признаках широкой и узкой темы

  1. Введение алгоритма

На доске запись. Прочитайте.

Признаки широкой темы

1)Общая, неконкретная – включает в себя большое количество сторон предмета речи.

2) Объединяет в себе множество более мелких, конкретных тем.

3) Часто объём текста на широкую тему очень значителен и даже огромен.

Признаки узкой темы

1) Конкретная тема, включает в себя небольшое количество сторон предмета речи.

2) Является частью более общей, щирокой темы.

3) Часто объём текста меньший, чем на широкую тему.

На доске появляется схема в процессе знакомства с признаками

Алгоритм      

Широкая

Узкая

1.Определи количество сторон предмета речи

много

мало

2. Соотнеси с другой близкой темой

целое

часть

3. Оцени объём текста

большой

маленький

Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков детских сочинений, но не единственный. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всём, что хотя бы отдалённо связывается в их сознании с темой. Иными словами тема оказывается неточно понятой. Очень важно, чтобы дети учились писать в сочинении только главные самые важные сведения, отбрасывать лишние.

                  Предлагаю фрагмент урока в 3 классе, где отрабатываются понятия «главные и второстепенные сведения».

(У детей на партах конверты с разрезными предложениями, полоски синего и красного цвета, снежинки)

- Объясните, что значит «главные сведения, факты»? (Очень важные, без них текст неточный, непонятный)

- Что значит «второстепенные факты»? (Без них можно обойтись, в тексте они лишние)

- Сегодня мы попробуем разобрать, какие сведения в тексте главные, а какие второстепенные.

Учитель предлагает тему «Как звери зимуют»

- На какие две группы можно разделить зверей зимой? (спят, не спят)

- Что можно рассказать о звере, который спит?

1. Место спячки.

2. Особенности спячки.

3. Как кормится.                   (Дети выкладывают 3 полоски красного цвета)

- Что можно рассказать о звере, который не спит?

1. Жилище.

2. Еда.

3. Как передвигается по снегу.

4. Какая шубка.                          (Дети выкладывают полоски синего цвета)

- Сколько предложений напишем о спящем звере? Сколько о неспящем? (уберите полоски)

Далее идёт работа с разрезными предложениями.

На доске текст о медведе.

  1. В берлоге медведь спокойно спит всю зиму.
  2. В феврале у медведя меняется на лапах кожа.
  3. Сила у медведя велика.
  4. Медведь любит разорять муравейники.
  5. При шуме возле берлоги он просыпается и вылезает наружу.
  6. Зимой он живёт за счёт жира, который накопил за лето и осень.
  7. Ест он растительную пищу.

- Найдите предложения, в которых говорится о том, что происходит с медведем зимой. (1, 2, 5, 6)

-  Выложите возле этих предложений снежинки.

-  Возле каких предложений снежинок нет? (3, 4, 7)

-  Почему возле них нет снежинок? (Они не на тему «Как звери зимуют»)

- Нужны ли эти предложения нам в тексте? (Нет, они лишние, второстепенные, не главные. В них содержится  информация, к другой теме).

-  Следовательно, отложим эти предложения в сторону, потому что они второстепенные, без них можно обойтись.

- Без каких предложений нельзя обойтись в тексте? ( Возле которых лежат снежинки)

- Эти предложения главные.

- Расставьте предложения в логической последовательности. (1, 5, 6, 2)

- Прочтите текст, запишите его в тетради.

К четвёртому классу у детей уже достаточно большой опыт написания текстов на заданную тему. Следует обратить внимание учащихся на то, что и на одну тему тексты могут получиться разные. Организовать работу над созданием текстов необходимо, распределив детей по группам.

Задание: Представьте, что вы должны рассказать о лисе. Но каждая группа имеет особое поручение:

1 группа будет рассказывать знакомым, например, охотникам.

2 группа напишет статью в энциклопедию.

3 группа напишет заметку о лисе в газету.

4 группа напишет небольшое сочинение о лисе.

Потом проверяем, можно сверить со статьёй из энциклопедии, с заметкой о лисе в газете.

  Опять же тема одна, а тексты получились разные. Причина в разном назначении текстов. Где можно использовать каждый текст?  Необходимо вывести общий алгоритм обработки информации. Например, ученик прочитал огромную статью о животном, а записать нужно лишь часть:

1. Где живет?

2. Чем питается?

3. Основные особенности?

4. Поведение.

5. Кто главные враги.

Умение отбирать нужные факты, не выходить за границы темы, назначения создаваемого текста очень важный аспект работы над осмыслением темы сочинения в четвёртом классе. В целом же большого приращения знаний по работе над «темой сочинения» в четвертом классе нет, поэтому можно использовать разные виды работ для совершенствования умений, поученных в 1-3 классах.

Подведём итоги, для осмысления темы школьного сочинения младшими школьниками необходима система специальных упражнений. В первом классе работаем над понятием «тема», осознанием детьми того, что умение определить тему помогает в повседневной жизни. Дети усваивают, что тема – это главный существенный признак нескольких предметов или явлений. Во втором классе дети продолжают работать над умением группировать предметы, предложения по темам, учатся тому, как  это нужно делать. В третьем классе работают над умением различать широкую и узкую тему, выделять главные и второстепенные факты, сведения, видеть границы темы, отбирать материал по теме. К четвёртому классу совершенствуют полученные знания и учатся писать сочинения по теме в зависимости от назначения текста, а также с учётом его эмоциональной окрашенности.

Литература

1. Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути её развития» М., «Просвещение», 1975 г. – 3с.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4­е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).

3. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной.-2-е изд., стереотип. – М., 2002, с.121


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников

В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий, повышающих учебно-познавательные мотивы младших школьников. В предлагаемой нами программе игровая...

Методические рекомендации по организации работы с интерактивными тетрадями на уроках в начальной школе.

Методические рекомендации по организации работы с интерактивными тетрадями на уроках английского языка в начальной школе....

«УЧИМСЯ ИНТЕРЕСНО» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ.

Интерактивная доска - это решение многих проблем современного учителя. Интерактивные электронные доски - это некое подобие привычных всем классных досок, с той разницей, что с ними можно взаимодейство...

Методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действийу младших школьников...

Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников

Программа построена таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей неоднократно. Одним из достоинств данной программы является то, что она имеет ши...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ...