Этапы | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент словесный: слово учителя | 1 мин | - Здравствуйте ребята......... Сейчас сядут те ребята, у кого хорошее настроение, кто готов активно работать и внимательно слушать. | Приветствие учителя Положительный эмоциональный настрой на работу | Л: самоопределение к учебной деятельности Р: самоорганизация
|
Мотивационный
Словесный: слово учителя; Наглядный: учебная презентация; Практический: отгадывание загадок
| 5 мин
| Целевая установка и определение темы. - Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа, мы познакомим вас со сказкой Сказку «Как Волчонок и Бельчонок поссорились» (И.В. Самойлова). Это случилось а один из морозных дней. Волчонок Тема по-прежнему ходил в школу, он больше не вспоминал про то, как расстроился из-за своей первой четверки. Внешне, конечно, он подрос: он стал выше росточком, размер его лап также увеличился, а шерсть стала густой и черной. Он любил ходить в школу, и больше всего на свете любил играть в волчьи салочки: когда надо было одновременно осалить соперника правой ногой и левой рукой. Больше всего он играл со своим любимым другом: Бельчонком Скином. Они дружили еще со времени посещения лесного детского сада. Там они вместе играли, спали рядом в дуплах, да и вообще куда один, туда и другой. Все звери не могли нарадоваться на них. Какие замечательные друзья, их водой не разольешь, — говорили лесные звери. Наверняка они ценят дружбу и уважают друг друга, — вторили им птицы. Когда Волчонок узнал, что Скин идет в ту же школу, в тот же класс, его радости не было предела.Но наступила зима, и Волчонок Тема стал замечать, что с ним и его другом творится что-то неладное. Во-первых, Тема стал чаще злиться на Скина, если тот не играл с ним, а разговаривал с Барсучонком Федей и Мартышкой Лукой. Во-вторых, все чаще и чаще он обижался на своего друга и что-то бурчал себе под нос. В-третьих, ему казалось, что Скин не хочет с ним больше дружить и специально его избегает. Тема специально придумывал различные способы, чтобы привлечь внимание Бельчонка: закручивал хвост кренделем, рассказывал веселые анекдоты, а иногда, бывало, от радости и любви к своему другу ударял его по спине своей могучей лапой (как ты наверняка знаешь, это «фирменный жест» семьи волчонка, означающий искреннюю радость и дружбу). Но со временем они стали все меньше и меньше общаться. А Бельчонок Скин тоже стал задумываться, что происходит с ним? Во-первых, он устал оттого, что Волчонок вечно к нему пристает, таскается за ним, ни с кем не хочет дружить, кроме него. Во-вторых, он тоже стал ловить себя на мысли, что злится на Волчонка. Очень часто на его рыжей спинке оставались следы от волчьей лапы, хотя он понимал, что Тема не хотел причинить ему боли, но, тем не менее, чувство горечи оставалось. В-третьих, думал Скин, «я же не его собственность, я хочу общаться со всеми!». Так и случилось, что все чаще и чаще они ссорились, ругались, обвиняя друг друга в предательстве. Конечно же, они хотели дружить, но каждый из них вкладывал свое значение в понятие «ДРУЖБА». И, в конце концов, однажды они так поругались, что прекратили дружить совсем. Каждый дулся от обиды и обвинял другого. Помириться им помог только случай. В один прекрасный день в классе кончилась краска для рисования, и учительница послала друзей за ней на другой конец Леса. Шли они долго и всю дорогу молчали. У каждого на душе «скребли кошки». Проходя по мосту, Волчонок оступился и повис на нем. Как страшно! — закричал он. Не бойся, я тебе помогу, — крикнул встревоженный Бельчонок. Он бросил плетеную корзинку и своей небольшой лапкой схватил лапку Темы. Бельчонок напряг все силы и вытащил Волчонка, который чуть не упал в воду. Уставшие, они доползли до берега и решили отдохнуть. Спасибо, что не бросил в беде, — сказал Тема. Не за что, ты ведь мой друг, — ответил Скин. Друг... — не веря, прошептал Волчонок, — а я думал, я тебе не нужен, ты вообще перестал меня замечать, не обращал на меня внимания, я решил, что ты не хочешь дружить, даже мои шутки перестали радовать тебя. Ты не прав. Я по-прежнему дружу с тобой, и очень хорошо отношусь к тебе. Просто я не могу быть всегда вместе с тобой, мне хочется узнавать что-то новое, искать разных друзей, общаться с разными зверями. Ты попробуй делать то же самое, это очень интересно — иметь много друзей, никогда не бывает скучно. А по поводу шуток, ну смотри... И размахнувшись, он легко ударил Волчонка. Больно! Ты чего, ты чего дерешься? - удивленно вскрикнул Тема. А как ты думаешь, что я чувствовал, когда ты регулярно «так шутил»? Честно говоря, было не очень-то смешно. Все-таки я Белка, а ты Волк, и силы у нас разные. Прости, я думал, это будет смешно и весело, я не знал, что тебе было плохо. Да ладно, что уж там, главное мы помирились и честно все рассказали друг другу. И ребята весело зашагали за красками по солнечной тропинке. И еще долго потом удивленные букашки шептались о необычном разговоре Волчонка и Бельчонка. Вопросы для обсуждения:
Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа? (Ответы детей) (На сайт тема:« Дружить не ссорясь!»). - А как вы думаете, что обозначает слово «ссора»? - А вы когда-нибудь ссоритесь с друзьями? - А что чувствуют те, кто ссорится? - А можно ли обойтись без ссор? | Принимают установку учителя
Слушать сказку
Высказывают свое мнение Беседуют с учителем |
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач |
Постановка темы и учебной задачи Словесный: слово учителя; Наглядный: учебная презентация | 2 мин | - "Дружить не ссорясь" Давайте поставим цели:
1.Познакомиться с понятием «Ссора» Узнать способы разрешения ссоры - Научиться вести себя правильно при возникновении ссоры.
| Определение темы классного часа
Постановка учебных задач | Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности
|
Актуализация опорных знаний
Словесный: слово учителя; Наглядный: учебная презентация;
| 7 мин | -Поработаем с понятием "ссора", обратимся к словарю Словарь С,И,Ожигова.........
- Ссора – это состояние людей. Когда они не могут согласиться друг с другом. Выражают они свое несогласие в грубой форме, иногда дело доходит до драки.
-Предлагаем вам принять участие в тестировании. Просмотрите, это бланк ответов под названием «Нет ссоре!». На доске (в увеличенном виде): бланк ответов “Нет ссоре!” 1. | | 2. | | 3. | | 4. | | 5. | | 6. | | 7. | | 8. | | 9. | |
| См приложение |
Я буду зачитывать вариант, а вы поднимайте руку, если согласны с данным утверждением. Я сразу буду заносить данные в наш бланк. А после мы сделаем вывод, умеете ли вы вести себя достойно в ссоре (прил.1). - Посмотрите на бланк и попробуйте самостоятельно сделать вывод . Как вы думаете, как можно разрешить ссору? - Что нужно делать, чтобы не ссориться? (Ответы детей)
| Беседуют с учителем
Участвуют в тестировании
Анализируют бланк ответов Формулируют вывод |
П: осознанное построение речевого высказывания
К: учет различных точек зрений; построение речевого высказывания.
П: анализ, синтез |
Решение частных задач
Словесный: слово учителя; учебный диалог. Наглядный: учебная презентация;
Практич.: анализ ситуаций.
Практич.: творческая работа. Словесн.: слово учителя, беседа.
Наглячдн.: плакат.
Словесн.: беседа. | 10 мин | Работа в группах
Задание 1. Анализ ситуации: . На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой». «Нет, это мой стул!» - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника. Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.
- Что же произошло между мальчиками? (Спор, ссора, драка) - Причина ссоры ? ответим на вопросы: А) Какую цель преследовал каждый из мальчиков? Б) Из-за чего возникла ссора? В) Что не смогли понять мальчики? (надо договориться). .Работа с таблицей (На слайд выставляется Таблица«Причины возникновения ссоры: а) неумение договориться). Анализ ситуации 2: - На уроке физкультуры во время игры Юра нечаянно толкнул Мишу, Миша упал, но не заплакал, после игры, когда шло построение, Миша вновь принял удар в спину. Завязалась драка. Только после уроков выяснилось, что Юра был в концешеренги, кто - то споткнулся и многие почувствовали удар в спину.
договориться). .Работа с таблицей (На слайд выставляется Таблица«Причины возникновения ссоры: - - Не отвечать на грубость силой, не вступать в драку
Анализ ситуации 3: - . Андрей нарисовал на листке портрет Славика и передал ему. Славик обиделся, порвал портрет на мелкие кусочки и бросил их на парту Андрея.
- Продолжаем заполнять Таблицу «Причины ссоры»:
- Извиниться, если действительно не прав.
- Работа с пословицами в парах
Задание - Давайте узнаем, что же говориться в пословицах о ссоре? Для этого объединитесь в пары Сейчас вам даны карточки, нужно собрать пословицы. 1. Ссора до добра не доводит. 2.Лучше один раз разобраться, чем весь век ссориться. 3. От одного слова — да навек ссора. 4. Не будет добра коль меж своими вражда. 5.Бранное слово приводит к ссоре. 6. От одного слова - навек ссора. - Вы отлично поработали, ребята!
Соотнести с таблицей - ТОЛКОВАНИЕ прописать в приложении!!!!
- Послушайте рассказ Н.Чабаевского “Одинаковые”
- и вы должны будите ответить на вопрос хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе?
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятеркиМы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые… Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:Да ты стала хуже…Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
ВОПРОСЫ: За что мама осудила Соню? - Какой смысл заключается в последней фразе мамы: «А ты обрадовалась - и это значительно хуже»?
- Что бы вы сказали Соне? Как ей надо было поступить?
Соотнести с таблицей Говорить как можно больше добрых, хороших - Слов, помогать, верить в другого человека
Задание 2 - К ссоре может привести любой пустяк. Когда вы готовы поссориться с другом, вспомните о том, что у него есть много положительных качеств, ведь именно поэтому вы стали с ним дружить. – Ребята, на столиках у вас заготовки – кирпичики для дома. Каждый кирпичик - это черта характера, которой должен обладать настоящий друг. – Мы – одна семья и должны работать вместе, помогая, друг другу. Бригадирами нашей стройки будут У1 и У2, они заложат фундамент нашему дому «Дружба». - Остальные по одному подходите к своему бригадиру, держите перед собой кирпичик и называете качество настоящего друга. – Молодцы! Вы отлично потрудились! Дом получился на славу! Какого цвета кирпичики нашего дома? - Да, в нём все цвета, кроме черного, – А почему не использовали чёрные заготовки? (На них качества и черты людей, которые разрушают дружбу). - Ну, вот, мы выяснили качества друга. А можем ли мы быть настоящими друзьями. Подумайте, что вы можете сделать для своего друга. - Вам нравится наш общий дом? - А почему в этом домике будет всем комфортно?
|
Анализируют ситуации
Высказывают свое мнение
Выполняют общеклассное задание – построение домика
Беседуют с учителем
|
К: допускать возможность различных точек зрения
П: осознанное построение речевого высказывания; анализ.
Р: обоснования своего суждения
Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров
Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания
К: построение речевого высказывания
|
Первичное закрепление материала
Словесный: слово учителя; беседа Наглядный: учебная презентация; | 10 мин |
Задание 5 - Конечно, в жизни любого человека бывают ссоры. Они возникают или из-за равнодушия, или из-за непонимания друг друга. Но нужно научиться мириться. Давайте подумаем, как можно помириться. (Варианты ответов детей: извиниться, улыбнуться, сказать что-то доброе и т.д.). - Когда, вы были помладше, вы мирились, используя эту прибаутку. «Мирись, мирись, мирись, И больше не дерись…» - Шутка очень часто помогает выйти из трудной ситуации. Умение вовремя улыбнуться и пошутить порой очень помогает.
Задание 4 Диагностика Психологический тест. Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (разработанаЛ.Г.Жедуновой, ЯГПУ) См Приложение |
Работают в группах
Собирают посоловицы
Объясняют смысл пословиц
Называют законы дружбы
Беседуют с учителем
|
К: учет различных точек зрений; построение речевого высказывания
Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров
Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров П: осознанное построение речевого высказывания; |
Вторичное закрепление
Словесный: слово учителя, беседа;
Наглядный: учебная презентация
| 7 мин | Проведём игру «Это Я! Это все мои друзья!..». Сигнал один хлопок Учитель произносит фразу: у кого много друзей. - кто не любит ссориться.
- кто не грубит старшим.
- кто часто делится с товарищами тем, что имеет.
- кто умеет говорить комплименты.
- кто никогда не обзывается.
- кто не участвует в потасовках.
- кто не ябедничает.
- кто не стесняется извиняться.
- кто умеет быстро забывать обиду.
- кто умеет дружить.
- кто умеет прощать
|
Беседуют с учителем
Слушают учителя |
К: учет различных точек зрений; построение речевого высказывания.
Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания
|
Заключение
Словесн.: слово учителя.
Практич.: работа с карточками.
| 5 мин | - Наш классный час подходит к концу. Я попрошу вас, выполнить 2 маленьких задания. На партах лежат листочки. Посмотрите, какое слово на нем написано? (ссора) (слово написано и на доске). -Какое другое слово в нем спряталось? (Сор). – Что такое сор? Это мусор. А что мы делаем с мусором? – Значит, и ссора – это то, что человеку не нужно, что нужно выбрасывать из своей жизни. (ребята комкают листочки со словом ссора и выбрасывают). - Поэтому, давайте стараться, никогда не ссорится. - Очень хочется, чтобы вы выполнили ещё 1 задание: на листочке попросите прощения у своих одноклассников и поместите их в коробочку. После занятия «почтальон» разнесёт их адресату. На этом занятие наше окончено. Будьте терпимы друг к другу. - Закончить хочется словами Леопольда «Ребята, давайте жить дружно». - Спасибо! |
Беседуют с учителем
Выполняют самостоятельное задание |
Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров П: осознанное построение речевого высказывания; |
Приложение 1.
Ссора – это состояние людей. Когда они не могут согласиться друг с другом. Выражают они свое несогласие в грубой форме, иногда дело доходит до драки.
- Как вы думаете, а как можно разрешить ссору?
Что нужно делать, чтобы не ссориться? (Ответы детей)
Я предлагаю вам принять участие в тестировании.
Вам дается 2-3 минуты, чтобы подумать и выбрать нужный ответ. Ответов может быть несколько, но они должны отвечать на вопрос “Что нужно делать, чтобы не ссориться?”.
Каждый ребенок зачитывает свои ответы, и на доске напротив каждого варианта ставится количество человек, выбравших этот вариант ответа.
Подвести итог получившейся таблицы.
Не отвечать на грубость силой, не вступать в драку. |
В любой ситуации стоять на своем. |
Говорить спокойно, не употреблять грубых слов. |
Извиниться, если действительно не прав. |
Ответить силой на грубость. |
Слушать спокойно другого. |
Использовать в своей речи грубые слова, которые бы “задавили” соперника. |
Говорить как можно больше добрых, ласковых, хороших слов. |
Не бояться признавать свою вину. |
Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
(разработанаЛ.Г.Жедуновой, ЯГПУ)
Методика направлена на изучение психологического климата в детском коллективе.
Каждому предлагается оценить по 9-балльной системе полярные качества, характеризующие психологическую атмосферу в коллективе.
1. | Дружелюбие | Враждебность |
2. | Согласие | Несогласие, несогласованность |
3. | Удовлетворенность | Неудовлетворенность (деятельностью, отношениями) |
4. | Увлеченность делом | Равнодушие |
5. | Результативность работы | Не результативность |
6. | Теплота отношений, дружеские связи | Холодность, отсутствие дружеских связей |
7. | Сотрудничество | Отсутствие сотрудничества |
8. | Взаимопомощь | Недоброжелательность |
9. | Занимательность, «интересность» | Скука |
2. Во время ссоры мы ведем себя по-разному.
Выделяют 5 типов поведения в ситуациях ссоры
Учитель обращается к иллюстрациям с животными и подписями к ним.
(Слова, написанные красным –не показываем)
Черепаха | Акула | Медведь | Лиса | Сова |
Не общаться | Быть сильным | Уступить | Ты – мне, я – тебе | Сотрудничество |
Учитель: Как вы думаете, какую позицию занимаете вы во время ссоры чаще всего?
Проверим вашу позицию, выполнив тест. Перед вами бланк ответов.
Ч | А | М | Л | С |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Вс. | Вс. | Вс. | Вс. | Вс. |
– Я зачитываю вам пословицу, а вы отвечаете. Около цифры вы должны поставить:
+ если поступаете так,
– если так не поступаете,
(варианты ответов написаны на доске заранее, но скрыты).
Пословицы надо комментировать
- Худой мир лучше доброй ссоры.
- Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
- Мягко стелет, да тяжело спать.
- Рука руку моет.
- Ум хорошо, а два лучше.
- Кто спорит – ничего не стоит.
- Кто сильнее, тот и прав.
- Ласковое дитя двух маток сосет. а упрямое – ни одной.
- Ты – мне, я – тебе.
- Копай и копай без устали – докопаешься до истины.
- Лучший способ решать конфликты – избегать их.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Убивай врагов своих добротой.
- Кто дарит – наживает друзей.
- Ни у кого нет полного ответа, но у всех ест, что добавить.
Учитель: Подсчитайте все плюсы по столбикам. Где больше всего? Значит, вы чаще поступаете как …(черепаха, акула, медведь, лиса, сова).
– В разных ситуациях мы ведем себя по-разному.
Черепаха Не общаться Акула Быть сильным Медведь Лучше уступить |
|
| Лиса: Обхитрить, тем выиграть спор; Ты – мне, я – тебе Сова: Проявить осмотрительность, |
|
|
|
| договориться |
|
Сказку «Как Волчонок и Бельчонок поссорились» (И.В. Самойлова).
Волчонок Тема любил ходить в школу, и больше всего на свете любил играть в волчьи салочки: когда надо было одновременно осалить соперника правой ногой и левой рукой. Больше всего он играл со своим любимым другом: Бельчонком Скином. Они дружили еще со времени посещения лесного детского сада. Там они вместе играли, спали рядом в дуплах, да и вообще куда один, туда и другой. Все звери не могли нарадоваться на них. Какие замечательные друзья, их водой не разольешь, — говорили лесные звери.
Наверняка они ценят дружбу и уважают друг друга, — вторили им птицы.
Когда Волчонок узнал, что Скин идет в ту же школу, в тот же класс, его радости не было предела.Но наступила зима, и Волчонок Тема стал замечать, что с ним и его другом творится что-то неладное. Во-первых, Тема стал чаще злиться на Скина, если тот не играл с ним, а разговаривал с Барсучонком Федей и Мартышкой Лукой. Во-вторых, все чаще и чаще он обижался на своего друга и что-то бурчал себе под нос. В-третьих, ему казалось, что Скин не хочет с ним больше дружить и специально его избегает. Тема специально придумывал различные способы, чтобы привлечь внимание Бельчонка: закручивал хвост кренделем, рассказывал веселые истории, а иногда, бывало, от радости и любви к своему другу ударял его по спине своей могучей лапой (как ты наверняка знаешь, это «фирменный жест» семьи волчонка, означающий искреннюю радость и дружбу). Но со временем они стали все меньше и меньше общаться. А Бельчонок Скин тоже стал задумываться, что происходит с ним? Во-первых, он устал оттого, что Волчонок вечно к нему пристает, таскается за ним, ни с кем не хочет дружить, кроме него. Во-вторых, он тоже стал ловить себя на мысли, что злится на Волчонка. Очень часто на его рыжей спинке оставались следы от волчьей лапы, хотя он понимал, что Тема не хотел причинить ему боли, но, тем не менее, чувство горечи оставалось. В-третьих, думал Скин, «я же не его собственность, я хочу общаться со всеми!». Так и случилось, что все чаще и чаще они ссорились, ругались, обвиняя друг друга в предательстве. Конечно же, они хотели дружить, но каждый из них вкладывал свое значение в понятие «ДРУЖБА».
И, в конце концов, однажды они так поругались, что прекратили дружить совсем. Каждый дулся от обиды и обвинял другого. Помириться им помог только случай. В один прекрасный день в классе кончилась краска для рисования, и учительница послала друзей за ней на другой конец Леса. Шли они долго и всю дорогу молчали. У каждого на душе «скребли кошки». Проходя по мосту, Волчонок оступился и повис на нем.
Как страшно! — закричал он.
Не бойся, я тебе помогу, — крикнул встревоженный Бельчонок.
Он бросил плетеную корзинку и своей небольшой лапкой схватил лапку Темы. Бельчонок напряг все силы и вытащил Волчонка, который чуть не упал в воду. Уставшие, они доползли до берега и решили отдохнуть.
Спасибо, что не бросил в беде, — сказал Тема.
Не за что, ты ведь мой друг, — ответил Скин.
Друг... — не веря, прошептал Волчонок, — а я думал, я тебе не нужен, ты вообще перестал меня замечать, не обращал на меня внимания, я решил, что ты не хочешь дружить, даже мои шутки перестали радовать тебя.
Ты не прав. Я по-прежнему дружу с тобой, и очень хорошо отношусь к тебе. Просто я не могу быть всегда вместе с тобой, мне хочется узнавать что-то новое, искать разных друзей, общаться с разными зверями. Ты попробуй делать то же самое, это очень интересно — иметь много друзей, никогда не бывает скучно. А по поводу шуток, ну смотри... И размахнувшись, он легко ударил Волчонка.
Больно! Ты чего, ты чего дерешься? - удивленно вскрикнул Тема.
А как ты думаешь, что я чувствовал, когда ты регулярно «так шутил»? Честно говоря, было не очень-то смешно. Все-таки я Белка, а ты Волк, и силы у нас разные.
Прости, я думал, это будет смешно и весело, я не знал, что тебе было плохо.
Да ладно, что уж там, главное мы помирились и честно все рассказали друг другу.
И ребята весело зашагали за красками по солнечной тропинке. И еще долго потом удивленные букашки шептались о необычном разговоре Волчонка и Бельчонка.
Вопросы для обсуждения: