Конспект внеклассного мероприятия + презентация "Масленица" (1 класс)
план-конспект занятия (1 класс)

Киселёва Юлия Дмитриевна

Цель: Способствовать вхождению учащихся в традиционную культуру своего народа. Возрождать познавательный интерес к русским обрядам и обычаям, формировать бережное к ним отношение. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 29.01.2018                                                                                                  Учитель школы: Черничкина Г.В.

Школа: МБОУ НОШ№  95 .                                                                       Руководитель по практике: Посадских Л.С.

Класс: 1                                                                                                         Состав группы:  Дордюк Екатерина                                                                                                                                                                                                   Время занятия:12:10                                                                                                                   Чернышева Анна        

ЧПК№1                                                                                                                                             Киселева Юлия

Кабинет:204                                                                                                                          Ларионова Наталья

                                                                                  Тема: «Масленица»

Цель: Способствовать вхождению учащихся в традиционную культуру своего народа. Возрождать познавательный интерес к русским обрядам и обычаям, формировать бережное к ним отношение. 

Планируемые результаты:

Личностные: Воспитывать чувства уважения и любви к Родине, родному краю через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям. Создавать условия для эстетического восприятия красоты народного праздника Масленица как одного из явлений праздничной культуры.

Регулятивные: Способствовать реализации индивидуальных творческих способностей каждого ученика через его собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора.

Познавательные: Познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы.

Оформление доски: тема: «Масленица»

Оборудование: презентация, картинки, видео - физ.мнутка, листы бумаги, фломастеры, карандаши, цветная бумага, клей , ножницы.

Этап занятия  (урока)

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Подготовительный этап

1мин.

Давайте, все встанем, выпрямим спинки, Посмотрите на своего товарища, улыбнитесь ему -Добрый день ребята! Присаживайтесь, пожалуйста.

Приветствуют студентов, стоя возле парт.

  1. Организационный

момент

4 мин

Для определения темы нашего классного часа я предлагаю вам разгадать загадки! Вы готовы? Начинаем.

Ярмарки, улыбки, песни, 
Отдыхает весь народ, 
Нет поры вкусней, чудесней, 
Весну каждый очень ждет! 
Самовары и баранки, 
Но главней всего блины, 
Все танцуют, веселятся, 
Ну же праздник назови! 


Они сладкие, румяные — всем на загляденье. 
Мы уже десяток съели — просто объедение. 


Масленица к нам пришла, 
И блинов в дар принесла. 
А это значит, что... 
— Зима, уходить тебе пора. 
Что приходит к нам она, 
Долгожданная...

Личностные : выделять нравственный аспект поведения

Регулятивные: организовать рабочее место, создать настрой на совместную работу

3. Мотивационный

Постановка учебной задачи:

- Определение темы

- Постановка цели

7 мин.

Какая сегодня хорошая погодка, несмотря, что Февраль за окном, но весна не может дождаться своего прихода. Как вы уже поняли, сегодня мы будем говорить о празднике масленица. С понедельника начинается масленичная неделя. Ребята, а вы знаете главное блюдо этого праздника?  

Блины - это символ масленицы. Древние люди верили, что, съедая круглый, румяный блин, похожий на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества и приближают весну.

                                                    Масленица – проводы зимы, встреча весны. Отмечается масленица в конце февраля или начале марта. Она возвещает об окончании зимы и начале весны. Народ отмечает Масленицу шутками, играми, плясками, сытными застольями, обязательно с блинами. (Видео ролик про масленицу)

Отвечают на вопросы

-Блины.

3. Основная часть.

8 мин.

Отвечают на вопросы

-Понедельник.

Коммуникативные :вступление в диалог

Познавательные: умения результативно мыслить и работать с информацией  в современном мире

4 мин.

4 мин

8 мин.

6 мин.

10 мин.

Вторник

День второй – заигрыши.
В этот день начинались игрища и потехи. На заигрыши молодцы приглашали девиц покататься на санях с горы, блинов поесть, в игры поиграть, да под гармошку поплясать.

Вот и мы с вами сейчас немного поиграем. 
Как услышите новость хорошую – 
В ладоши хлопайте,
А если услышите плохую – 
Ногами топайте.

У весны сегодня день рождения! (Хлопки)
Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)                                              За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)
Вы откроете, а там – ничего нет! (Топот)                                               Едим блины с мёдом да с вареньем! (Хлопки)
Не блины, а объеденье! (Хлопки)
Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)
А иные и с подушками! (Топот)
А другие и с ракушками! (Топот)

молодцы ребята, справились с заданием. 

Среда-лакомка. С этого дня пекли блины – желтые, круглые, горячие как солнце.. 
И на лакомую среду
Зазывай гостей к обеду!
А когда семья собиралась вместе, то они отгадывали загадки.

Все его зимой боятся – 
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос
Ведь на улице…

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла …


Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечет,
А он прыг и прямо в рот!


Всю неделю отдыхаем,
Всех блинами угощаем.
Холод зимний провожаем,
А весну с теплом встречаем.

Четверг

А на широкий четверок
Гуляй весь денек!
А четверг масляной недели назывался “широким”, “разгуляем”. В этот день шумела веселая ярмарка. С бубнами, погремушками, балалайками и гармошками разгуливали по ярмарке веселые скоморохи, потешали людей, и пели песни.

Ребята, а кто-нибудь  из вас знает легенду о Масленице? Тогда давайте послушаем

Однажды крестьянин, будучи зимой в лесу, заметил среди сугробов маленькую девочку. Когда он подошёл и спросил, кто она такая, девочка ответила, что она дочь Мороза и зовут её Масленица. Тогда крестьянин стал просить ослабить морозы. Масленица обещала помочь и велела передать всем в деревне, чтобы запасались едой и были готовы встретить дочь Мороза с хорошими вестями. Через некоторое время Масленица приехала к людям в виде  весёлой бабы-хохотуньи с румяными щеками и жгучими глазами. С её появлением морозы стали тише, а погода ясней. И решили все устроить в честь дочери Мороза шумный праздник. Всю неделю гулял народ вместе с Масленицей. Всем миром провожали лютую зиму, и готовились встречать весну-красну. А Масленица с тех пор стала самым удалым зимним праздником славянского календаря.

Ребята, а теперь давайте проведем физ. минутку. Прошу вас встать и повторять

Пятница
А на пятницу тещу
Корми блинами не тощими!
Пятница масленой недели называется “тещины вечерки”. Народная пословица гласила: “У тещи зятек-любимый сынок”. Зятья в этот день приглашали своих тещ в гости на блины и пироги и угощали их на славу. 

Из истории праздника можно сказать, что неотъемлемой частью были катания на лошадях, на которых надевали самую лучшую сбрую. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка. Блины являются основным угощением и символом Масленицы. А что символизирует блин?           Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. А кто знает с чем можно есть блины?

Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.

Вот так оно выглядит, посмотрите на слайд

Итоги урока

Ну, вот ребята и подходит к концу наше занятие, мы очень надеемся, что вам понравилось наше занятие, и вы немного узнали о празднике Масленица.

Рефлексия

Давайте  мы с вами попробуем сделать оберег - солнышко. Перед вами на столах лежат заготовки , вам нужно их склеить и нарисовать нашему солнышку лицо!

Коммуникативные: умение слышать и слушать

Регулятивные: установление причинно-следственных связей. Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

Познавательные: умение мыслить и работать с информацией

Коммуникативные: вступление в диалог

Коммуникативные: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята!

Слайд 2

Они сладкие, румяные — всем на загляденье . Мы уже десяток съели — просто объедение.

Слайд 3

Ярмарки, улыбки, песни, Отдыхает весь народ, Нет поры вкусней, чудесней, Весну каждый очень ждет! Самовары и баранки, Но главней всего блины , Все танцуют, веселятся, Ну же праздник назови!

Слайд 4

Масленица к нам пришла, И блинов в дар принесла . А это значит, что... — Зима , уходить тебе пора. Что приходит к нам она, Долгожданная…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия 4 класс «Осенняя смешинка»

Концертно-юмористическая программа носит развлекательный характер....

Конспект внеклассного мероприятия 1 класс "Путешествие к индейцам"

Внеклассное мероприятие на природе "Путешествие к индейцам" может быть проведено в любом классе. Очень весело, необычно, поучительно, где сближаются родители и дети....

Конспект внеклассного мероприятия 3 класс. «Путешествие в книжное царство - Мудрое государство»

Тема: «Путешествие в книжное царство - Мудрое государство»Цели: прививать интерес к чтению; развивать память, внимание, логическое мышлениеОборудование: презентация, картинки, фишки...

Конспект внеклассного мероприятия 4 класс «Секреты здорового питания»

Конспект внеклассного мероприятия 4 класс «Секреты здорового питания».Цель: формировать у обучающихся представления о здоровом питании, о значении питания для человека....

Конспект внеклассного мероприятия, 3 класс "Человек – природное существо и член общества" УМК "Перспектива"

Конспект внеклассного мероприятия, 3 класс "Человек – природное существо и член общества" УМК "Перспектива"...

Конспект внеклассного мероприятия, 3 класс "Неживая природа" УМК "Перспектива"

Конспект внеклассного мероприятия, 3 класс "Неживая природа" УМК "Перспектива"...