статья "Отчет по теме самообразования"
статья
Методы поощрения и порицания, которые описаны в статье по теме самообразования: "Создание условий для формирования положительных эмоций у обучающихся к учебной деятельности", помогут педагогу в организвции учебно-воспитательного процесса. Эффективность этих методов может быть достигнута при определённых условиях. Игра - как один их эффективных методов развития интереса учащихся к учебному процессу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
отчет по теме самообразования | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение школа-интернат № 67
Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
Отчет по теме самообразования:
«Создание условий для формирования
положительных эмоций у обучающихся
к учебной деятельности»
Подготовила:
учитель начальных классов: Турцева Т. В.
1 квалификационная категория
март 2020 год
Детство – важнейший период человеческой жизни. Детство начинается с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, мама, а школа – учитель. В стенах школы сменяется одно поколение другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди. Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель.
В последние годы учителя и родители обеспокоены тем, что школьники не проявляют ни интереса, ни ответственности к учению. Одна из причин этого явления заключается в том, что школа в обучении и воспитании недостаточно опирается на потребности и интересы самих детей. Интерес - это важнейший побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса. Ребенок приходит в школу, преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу?
На эти вопросы искали ответы не только наши современники, но и лучшие педагоги прошлых лет. Эти вопросы не однажды возникли в моей жизни, я и сегодня ищу на них ответ….
О том, как лучше организовать обучение детей, рассуждал К.Д. Ушинский. Он пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание учиться.
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение - стать школой радости, радости познания, радости творчества, радости общения.
А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям педагогики и способствовали формированию творческой, целеустремленной личности.
Я считаю, что современный учитель должен брать истины из опыта этих великих педагогов. Думаю, что каждый, если хочет быть учителем, он, прежде всего, должен чувствовать и понимать детей, и тогда дети полюбят своего учителя и школу. А для этого необходимо создать все возможные условия для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
Систе́ма — это целое, составленное из частей; соединение — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом.
Системный подход в педагогике является одним из способов построения педагогической деятельности как целостного процесса, обеспечивающего эффективное взаимодействие всех его составляющих.
Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочности и чувства патриотизма, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Теперь в начальной школе ребенка должны научить навыкам решения творческих задач, навыкам поиска, анализа и интерпретации информации. Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.
Интерес - важнейший побудитель любой деятельности. Положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому я с первых дней пребывания в школе стараюсь заинтересовать ребёнка. Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения:
1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней, являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка;
2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива;
3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач;
4) положительные эмоции от изучения нового учебного материала;
5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний.
Стараюсь начинать учебный день всегда с приветствия. Говорю ребятам, что очень рада их снова видеть. Мне доставляют радость детская улыбка, детский успех! Победа ребенка становится моей победой, его радость - моей радостью.
При создании ситуации успеха учитываю следующее:
– нет единых для всех школьников предпосылок успеха;
– важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности;
– нельзя требовать от ученика невозможного;
– раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде;
– определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности каждого ученика, беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.
Я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому. Дети эмоциональны и чувствительны и, чтобы школа была им в радость, нужно дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их интересами и мечтами. Только тогда ребенок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды. Я отношусь ко всем одинаково, каждому стараюсь отдать частичку своей души, любовь и внимание.
Порой бывает очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но каждый раз, анализируя ситуацию, ищу пути ее решения и продолжаю двигаться вперед с новыми силами. Я учу детей доброте, заботе о тех, кто рядом, уважению к другим людям. Я стараюсь формировать у учеников такие черты характера, которые помогут им стать личностью и достойными гражданами своей страны. Стараюсь воспитывать любовь и уважение к родному краю, родной улице, чувства радости за достижения своей страны.
На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. За время моей работы в школе я поняла одно – детей нельзя обманывать ни в коем случае, нельзя притворяться. Нужно с ними быть тоже искренними и открытыми. И тогда завоюешь их сердца. Они распознают фальшь, остро реагируют на невнимание, поэтому учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, педагог должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать каждый свой урок интересным, результативным, а главное запоминающимся. Я одинаково люблю каждого: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, хорошенького и не очень. На том простом основании, что они, ученики, – дети.
Учу своих учеников не боятся высказывать своё мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь ошибка – путь к творчеству.
Я не боюсь говорить школьнику, что у него сегодня на уроке всё получается, и часто произношу «молодец», «умница» даже тогда, когда успехи ученика более чем скромны. Ведь это воспитывает уверенность в своих силах, вызывает желание сделать следующий шаг более твёрдым, испытывать чувство похвалы за свой труд, ведь это пробуждает интерес к знаниям. Мои одобряющие слова вселяют в него веру в свои силы, помогают ему твёрдым и крепкими шагами идти по тропинке новых знаний.
Бывает так, что я делаю ребёнку замечание, могу быть строгой и требовательной, но если он чувствует, что я интересуюсь его делами, хочу понять его, искренне помочь, остаться хранителем его тайн, которые он мне доверил, то он примет мои замечания, поверит и сохранит уважение и признательность.
Методы поощрения и порицания давно использую в учебно-воспитательной практике. К ним прибегаю в тех случаях, когда надо усилить положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные.
Однако, эффективность поощрений и порицаний детей может быть достигнута при определённых условиях: необходимо быть твёрдым и последовательным в своих требованиях, главное их предъявлять разумно и считаться с интересами школьников. Главное, – не наказать, а заставить действовать. Достаточно, иногда, проходя вдоль ряда парт, назвать ученика по имени или коснутся его плеча, тем более что при вашем приближении они затихают и перестают отвлекаться. Поощрение является способом выражения положительной оценки поведения ребенка, выполняя стимулирующую функцию в воспитании. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств, таких как: чувства собственного достоинства, доброжелательности, дисциплинированности, чуткости, ответственности и многих других.
Формы поощрения могут быть самыми разнообразными: приветливая улыбка, одобрительный взгляд, похвала, благодарность. Главное, чтобы поощрение было адекватным поступку ребенка, его возрасту, интересам, склонностям, учитель делал его искренно, не ожидая ответной благодарности и обязательного безупречного поведения ребенка в будущем.
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью с 1 класса на каждого ребенка было заведено индивидуальное портфолио, которое позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам.
Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование ИКТ в учебном процессе. Сегодня к уроку готовиться и проводить урок ещё интереснее. Столько появилось возможностей у учителя заинтересовать детей, увлечь их с помощью различных презентаций, учебных проектов и т.д. Современный урок проходит живо, активно и очень интересно. Современный урок невозможно представить без применения информационно-коммуникативных технологий. Использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению;
-повышению эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности;
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся;
-развитию наглядно—образного, информационного мышления;
-совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
-повышению активности и инициативности обучающихся на уроке.
При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делает урок интересным. Презентации применяю на различных этапах урока: при изучении и закреплении учебного материала, для проверки правильности выполнения домашнего задания. Использование презентации на уроках позволяет сформировать учебно—познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становится привычными для обучающихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы. Это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов. Благодаря хорошему техническому оснащению кабинетов, мы можем не просто дополнительно узнавать что-то новое, но и успешно использовать при изучении материала.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний, это самостоятельная творческая работа обучающихся, выполняемая под руководством учителя.
Я применяю метод проектного обучения, так как он стимулирует самостоятельность обучающихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, способствует сопереживанию и причастности к нему.
Одним из эффективных средств развития интереса первоклассников к учебному предмету является игра. Поддерживаю интерес ребёнка к учёбе через учебно-познавательные игры. Игра выступает как мотив радости в учении. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности. Она стимулирует воображение и фантазию детей.
Большое внимание в своей работе уделяю индивидуальной форме организации учебной деятельности учащихся как сильных, так и слабых, предлагая коррекционные занятия. И тогда каждый ребенок чувствует свою значимость. Реализуя принцип индивидуального подхода к обучению, использую различные формы организации учебной деятельности на уроке и вне урока: коллективные; групповые; индивидуальные; работу в парах.
Активно использую в своей работе здоровьесберегающие технологии: физминутки, гимнастику для глаз, музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику, минутный «сон».
Большую помощь и поддержку в работе мне оказывает руководство и педагогический коллектив школы, помогает в создании условий для повышения качества труда. Представители администрации периодически посещают уроки, дают полезные рекомендации, что помогает в решении учебно–воспитательных задач. В школе проводятся педсоветы, методобъединения по знакомству с новыми технологиями и внедрению их в практику работы, по эффективности и совершенствованию урока, по технологиям здоровьесбережения, проходят открытые уроки и открытые внеклассные мероприятия, на которых каждый педагог старается поделиться своим ценным опытом и творчеством. Регулярно посещаю заседания МО учителей начальных классов.
Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится его школьная жизнь. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану их хорошим другом на всю жизнь.
Я знаю, к чему мне надо стремиться в своей работе, в своей жизни….
Родители не должны быть в стороне от школы. Необходимо иметь связь родителя и классного руководителя, чтобы совместно способствовать развитию личности ребенка. Такая совместная работа будет больше способствовать взаимопониманию между взрослыми и детьми. Для этого провожу регулярно родительские собрания и личные беседы.
Я работаю в союзе с воспитателем. Для реализации внеурочной деятельности в послеобеденное время созданы все условия. Занимаются дети на этих занятиях с большим интересом. Дети ходят на кружок «Тетатральный», занимаются в хоре, футболом, «Здоровейка».
Дружба и доброжелательное отношение детей друг к другу, дисциплина в классе - это также показатель правильного направления работы классного руководителя. Для этого приходится прилагать немало усилий! Постоянный контакт с родителями, доброжелательное отношение к детям и родителям, внимательное выслушивание различных проблем и нахождение путей их решения, открытые внеклассные мероприятия, уроки, совместное проведение собраний – все это помогает мне найти общий язык с учениками и их родителями. Уже неоднократно замечала, что дети пытаются копировать мое поведение, мои слова.
Если подвести итог своей педагогической деятельности, можно сформулировать несколько важных выводов.
Считаю значимым результатом своей работы и правильным ее направлением - формирование положительных эмоций обучающихся по отношению к учебной деятельности.
Результативностью своей работы считаю не плохие показатели выполненных проверочных и тестовых работ, а также результаты техники чтения.
И в заключении могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении.
Наша жизнь продолжает стремительно меняться, а значит, будут изменения и в образовании. Как учитель, я должна реагировать на все изменения.
Используемая литература
1. Бардин К. В. Чтобы ребёнок успешно учился. -М. : Педагогика, 1988. -176 с.
2. Беляев М. Ф. Психология интереса. Докторская дис. Рукопись, 1944. -С. 63.
3. Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства, как формы отражения действительности М. :Наука, 1971. -300с.
4. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. \Под ред. Г. С. Костюка и П. Р. Чаматы\. Киев, -1961. -150 с.
5. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьников. М. : Просвещение, 1966. -54 с.
6. Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание. -М. : Знание, 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспекты уроков, доклады на темы самообразования
Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...
Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»
Отчет о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...
ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»
Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...
Презентация для работы Школьного методического объединения по теме: "Система работы педагога над темой самообразования"
Презентация начинается с высказывания Дисверга: "Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развиты...
Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Обобщение опыта по теме самообразования «Трудности в обучении чтению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь учителя и логопеда»
Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности обусловливают недостаточную готовность обучающихся школы VII...
Отчет по теме самообразования Тема: Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся и исследовательской культуры на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Отчет по теме самообразования...
ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»
Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...