Информационная безопасность обучающихся как одна из первостепенных задач просветительской работы воспитателя школе - интернате.
статья

Лукашева Елена Пантелеймоновна

 Информационная безопасность детей  – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и/или физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Особенностью нашей действительности является избыточность информации, еѐ нелинейность. Поэтому необходимо научить обучающегося правильно отбирать информацию, анализировать еѐ, систематизировать, переформулировать, чтобы использовать в собственных целях, т.е. объяснить основы информационной культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminar_-_kopiya.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная безопасность обучающихся как одна из первостепенных задач просветительской работы воспитателя  школе - интернате. 

Выполнили: Лукашева Е.П.

Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и/или физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Особенностью нашей действительности является избыточность информации, еѐ нелинейность. Поэтому необходимо научить обучающегося правильно отбирать информацию, анализировать еѐ, систематизировать, переформулировать, чтобы использовать в собственных целях, т.е. объяснить основы информационной культуры.

Современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, расширил возможности общения между людьми, ускорил принятие решений. Все это привело к появлению нового типа культуры – информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня. Владение всем перечисленным составляет основу информационной компетентности обучающегося. Это еще раз доказывает, что все большее количество детей получает возможность работать в сети Интернет.

В наше время всѐ больше и больше мы отдаѐм предпочтение поиску информации в сети Интернет. На вопрос: «Где мы сможем про это узнать?», ученики дружно отвечают – в интернете! На сегодняшний день интернет и образование неразрывно связаны друг с другом. Прекрасно известно, что интернет – это не только полезная и нужная информация. Это еще и верный инструмент повреждения детского сознания. Действует он практически безотказно, причем на многих уровнях: начиная с весьма своеобразных картинок, всплывающих на полях сайтов, заканчивая совершенно не адаптированной для детей новостной информацией, расположенной на стартовых страницах известнейших информационных сайтов. На передовые позиции за несколько последних лет в плане передачи информации вышли социальные сети. Помимо общения, новых знакомств, игр данные ресурсы могут нести в себе негативную информацию, информацию экстремистского, порнографического характера, о наркотических и других опасных веществах, о работе сектантских организаций. Там же может осуществляться и вербовка молодых людей в различного вида криминальные группы, опасные игры, секты, организация и деятельность которых незаконна. Таким образом, в современной системе образования появилась идея организации и сохранения информационной безопасности обучающихся, их психического, а в некоторых случаях и физического здоровья. Первоочередными задачами, которые ставятся перед общеобразовательными учреждениями являются: − обучение восприятию и переработке информации, получаемой ребенком; − развитие критического мышления, умение понимать смысл сообщения, анализировать его; − включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений; − формирование умений находить, принимать, перерабатывать необходимую информацию с использованием различных инструментов. Учитывая роль компьютерной мировой сети, педагог должен научить обучающихся правильно искать и пользоваться услугами интернета. Чтобы приступить к работе с информацией, нужно выяснить, в первую очередь, какая именно информация нужна. Затем определить, где эту информацию 27 можно взять. Вначале собирается вся информация из разных источников, а затем уже она фильтруется, проверяется и анализируется. В настоящее время создана система образовательных порталов - удобная для обучающихся и преподавателей информационная и обучающая среда, которая дает возможность пользователю удовлетворять индивидуальные информационные и образовательные потребности, получать необходимые знания для научной и практической деятельности, а также предоставляет средства для информационного поиска и профессионального общения. Минобрнауки совместно с Государственным научно-исследовательским институтом информационных технологий и телекоммуникаций подготовило сайт «Каталог образовательных ресурсов сети Интернет» (http://katalog.iot.ru/). Имеющиеся на сайте каталоги помогут пользователю сети Интернет разобраться в том массиве информации, которая предлагается для него, ее структурировать. Образовательных порталов существует великое множество. Каждый учитель, педагог может открыть для себя прекрасную возможность: использовать ресурсы сети Интернет для организации образовательного процесса, процесса познавательного, интересного, заинтересовать обучающихся. А любой обучающийся может найти для себя ту необходимую информацию, которая поможет ему развить свои способности, получить необходимые знания, умения, навыки, сформировать компетенции, которые будут составлять определенную систему научных знаний и компетенций человека, необходимых для его жизнедеятельности.

А как обеспечить информационную безопасность вне школы? Так как изначально Интернет развивался вне какого-либо контроля, то теперь он представляет собой огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной. В связи с этим и с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернетом, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. А кто им может в этом помочь, если не учителя, не родители учащихся? Следует понимать, что подключаясь к Интернету, учащийся встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему это обязаны учителя, и особенно, конечно, же, родители перед тем, как разрешить ему выход в Интернет. Какие угрозы встречаются наиболее часто? Прежде всего: 1. Угроза заражения вредоносным ПО. Ведь для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или скачанные из Интернета файлы. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Дети, неискушенные в вопросах социальной инженерии, могут легко попасться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется для распространения троянских вирусов. 2. Доступ к нежелательному содержимому. Сегодня любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернете без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются «всплывающие окна» содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера; 3. Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи. Интернет это прекрасное место для обучения, общения. Но стоит всегда понимать, что всемирная паутина может быть весьма опасна для наших детей.

Важно рассказать своим детям о возможных угрозах, как технических, так и психологических. Советы родителям по интернет-безопасности детей младшего школьного возраста: 1. Доступ в Интернет должен осуществляться с общего компьютера; 2. Необходимо проводить дружеские беседы со своими детьми, интересоваться с кем общаются, какие сайты посещают, в какие игры играют и т.д.; 3. Использование специальных фильтров позволит вам не беспокоиться о нецензурной информации, которая может быть доступна вашему ребенку; 4. Объясните детям, для чего необходимы пароли; 5. Не разрешайте детям размещать личную информацию в социальных сетях, объясните, что обнародовать свой домашний адрес, материальное положение семьи и тому подобную информацию нельзя, так как данные, находящиеся в сети, доступны всем, и ими могут воспользоваться злоумышленники. 6. Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение; 7. Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом; 8. Сами старайтесь знакомиться с сайтами, которые посещают ваши дети; 9. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям; 10.Ребенку необходимо объяснить, что виртуальных друзей, с которыми он не встречался в реальной жизни, ни в коем случае нельзя приглашать к себе домой или ходить к ним в гости без ведома взрослых. Он должен понимать, что за красивым фото и впечатляющей анкетой могут скрываться кибермошенники или асоциальные личности. 11. Старайтесь следить за временем проведения ребенка в Интернете. Только совместные действия со стороны семьи и школы по вопросам информационной безопасности позволят значительно уменьшить риски причинения психологического и физического вреда здоровью ребенка. Именно поэтому обеспечение информационной безопасности школьников должно стать одним из первоочередных направлений работы социального педагога в общеобразовательной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-просветительская работа с родителями

Одна из важнейших задач образовательного учреждения, в рамках стандарта второго поколения –это  достижение высоких результатов в вопросе личностного роста и развития детей, подготовке их к школе ...

Здоровьесбережение- одна из приоритетных задач в работе воспитателя ГПД.

Здоровье-один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав гражданина, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Здоровье...

Учебно-воспитательная, диагностическая, профилактическая, коррекционная, информационно-просветительская работа ПО ПРОГРАММЕ «ЗДОРОВЬЕ»

В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Развитие школы идет по пути интенсификации, ...

Здоровьесбережение обучающихся как одно из направлений организации внеклассной работы в рамках реализации ФГОС нового поколения

В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы остро встал вопрос об организации здоровье- сберегающего обучения....

Обеспечение информационной безопасности обучающихся при реализации межпредметных технологий в образовательной деятельности

Актуальность безопасности школьника в информационной сфере определяется, с одной стороны, действием объективно возникающих в современном обществе и образовании ситуаций цивилизованных изменений, влияю...

Статья "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

В статье идёт речь о патриотизме как нравственной ценности. Идея патриотического воспитания во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его ...