Рабочие программы
рабочая программа

Кузнецова Людмила Николаевна

Проектная деятельность " Учимся создвать проект"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_proektnoy_deyatelnosti.docx77.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  Сосьвинская СОШ

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

  1. 4 классы

Составитель :Кузнецова Людмила Николаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:

  • предметные;
  • метапредметные;
  • личностные.

В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». 

Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». 

Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам.

 Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами обучающихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся класса в познавательной деятельности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех обучающихся во внеурочной деятельности, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. 

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования), 

Метод проектов - организация обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.

Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. 

Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так как собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА ПРОЕКТОВ

-Ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.

-Обучающиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.

-Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности обучающихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.

-Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта обучающиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?

-При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности обучающихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.

-Возрастная логика обучения, основанная на принципе «Великой дидактики» идти от простого к сложному, предполагает следующие формы самостоятельной работы обучающихся: творческую работу (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т.д.), сообщение, доклад, реферат, исследование, проект.

-Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.

Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Форма организации: занятия проводятся на классных часах, в период каникул в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах  поселения (лес, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Сроки реализации программы: 4 года

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1 класс) Второй уровень результатов (2-3 класс) Третий уровень результатов (4 класс)

Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе требований к результатам освоения ООПНОО, на основе авторской программы Р.И.Сизова и Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект» (Методическое пособие. М: Издательство РОСТ книга , 2011г.).

Курс реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в начальной школе.

Актуальность программы обосновывается необходимостью подготовки эрудированных учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооруженных проектными технологиями в такой степени, в какой это им будет необходимо для активной творческой производственной и общественной деятельности, для дальнейшего самостоятельного изучения компьтерных технологий после окончания школы. Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет. Цель курса: создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность; развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.

3. Обучить основам оформления работ.

4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

6. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

7. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения.

8. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости; — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

 9. Формирование умения решать творческие задачи.

10. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Общая характеристика курса

 Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию. Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.

Содержание курса

 «Узнаём» (19 ч)

 Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д.

«Исследуем» (19ч)

 Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п.

«Творим» (20ч)

Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты.

«Представляем» (10ч)

Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.

 Место курса в учебном плане:

 Курс включает 135 часов по 1 занятию в неделю. 33 занятия в 1-м классе и 34 занятия–во 2- 4 классах и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина».

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Главная идея проектной деятельности–направленность учебно- познвательной деятельности школьников на результат.

Работа над даёт учащимся:

-опыт поиска информации,

-практического применения самообучения,

- саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности,

-развивает следующие общеучебные навыки:

 - мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.

- исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.

- коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.  

- социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя.

 Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками

– с людьми, которые его окружают;

 Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе.

Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы. Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир.

Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе.

Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе. Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.

Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения. Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и на развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на IIступени обучения.

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностные универсальные учебные действия.

 У обучающегося будут сформированы:

 -положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

 - ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

 -внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектноисследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

 -устойчивого интереса к новым способам познания;

 -адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу; -

учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

 -планировать свои действия;

 -осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

 -адекватно воспринимать оценку своей работы;

 -различать способ и результат действия;

 -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

 -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах;

 -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

 -осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

 -видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться:

 -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

 -фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

 -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

 -договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

 -задавать вопросы по существу;

 -использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

 -владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

 - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

 -допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

 ∙ видеть проблемы;

 ∙ ставить вопросы;

∙ выдвигать гипотезы;

∙ давать определение понятиям;

∙ классифицировать;

∙ наблюдать;

∙ проводить эксперименты;

∙ делать умозаключения и выводы;

∙ структурировать материал;

∙ готовить тексты собственных докладов;

 ∙ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Ожидаемый результат:

1.Интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.

 2.Умение работать с информацией.

3.Опыт целеполагания.

 4.Ребёнок приобрёл опыт планирования.

 5.Расширение кругозора.

6.Развитие мышления.

7.Развитие эмоциональной сферы.

8.Опыт публичного выступления.

1. Общеучебные организационные умения

- Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»);

- определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

-Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

2. Общеучебные умения поиска сведений

 -Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;

поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

¬ Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией);

-устное описание объекта наблюдения.

-Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).

3. Творческие общеучебные умения

-Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

4. Менеджерские умения и навыки

- Умение проектировать процесс (изделие).

-Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

- Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

- Навыки анализа собственной деятельности.

5. Коммуникативные умения

- Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми

 - вступать в диалог, задавать вопросы.

- Умение вести дискуссию.

- Умение отстаивать свою точку зрения.

 - Умение находить компромисс.

 -Навыки интервьюирования, устного опроса, презентационные умения и навыки.

- Навыки монологической речи.

- Умение уверенно держать себя во время выступления.

-Артистические умения.

 - Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

¬ Умение отвечать на незапланированные вопросы.

 ¬ Применение полученных знаний.

Деятельностная компетентность.

-  Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе. -Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.

6. Привлечение родителей

¬ Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.

¬ Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.

 ¬ Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

∙ Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

∙ Целеполагать (ставить и удерживать цели);

∙ Планировать (составлять план своей деятельности);

∙ Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

 ∙ Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

 ∙ Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).            

                                     Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в

участии школьников в реализации социальных проектов по

самостоятельно выбранному

направлению.

Итоги реализации программы

могут быть представлены через

презентации проектов, участие в

конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки,

конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса

 Обучающийся будет знать:

 • основы проведения исследовательской работы;

• что такое мини – проект и творческий проект;

• методы исследования: наблюдение, опыт;

• способы поиска необходимой для исследования информации;

 • правила сотрудничества в процессе исследования;

• основные логические операции, их отличительные особенности;

 • правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

• определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

• подбирать материал, необходимый для исследования; • оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;

 • сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе

Способы проверки результатов освоения программы.

 В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

 • выставки творческих работ учащихся;

 • мини – конференции по защите исследовательских проектов;

Ожидаемые результаты освоения программы 2-3 класса

Обучающийся будет знать:

 • основные особенности проведения исследовательской работы;

 • что такое информационный проект и практико– ориентированный проект;

• методы исследования: эксперимент, интервьюирование;

 • правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;

• правила осуществления самоконтроля;

• правила успешной презентации работы. Обучающийся будет уметь:

• выбирать пути решения задачи исследования ;

 • классифицировать предметы, явления и события;

• самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;

• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;

 • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;

 • осуществлять сотрудничество со взрослыми;

 • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

 Способы проверки результатов освоения программы.

 В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

 • выставки творческих работ учащихся;

• мини – конференции по защите исследовательских проектов;

Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса

Обучающийся будет знать:

 • основные особенности проведения исследовательской работы;

• метод исследования: анкетирование, моделирование;

 • основы работы с компьютером;

• что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;

• способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;

Обучающийся будет уметь:

 • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;

• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;

• собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;

• пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;

 • осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;

• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

Способы проверки результатов освоения программы

. В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

• выставки творческих работ учащихся;

• мини – конференции по защите исследовательских проектов.

 Контроль и оценка планируемых результатов.

 Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно- исследовательского обучения (мини- курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и других)

ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, умения аргументировать собственное суждение.

Описание материально – технического обеспечения курса

Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»:

 Методическое пособие для 1, 2, 3, 4класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/2011

Дополнительная литература для учителя:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]:
  2.  Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с. 2. Зиновьева Е.Е.
  3. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с. 3. Савенков А.И.
  4. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: /Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
  5.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
  6. 5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7.

Для обучающихся:

 Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»:

Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с.

/Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем,проектируем, создаём/ Дополнительная литература для обучающихся:

  1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с
  2. . 2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  3. Электронные ресурсы:
  4. 1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс]
  5. 2. Почему и потому. Детская энциклопедия.
  6. 3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником?
  7. 4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова

Тематическое планирование для 1 класса

№ задания

Тема

Количество часов

Примечание

1

Кто я? Моя семья.

1

2

Чем я люблю заниматься. Хобби.

1

3

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.

1

4

Как собирать материал? Твои помощники. Этап.

1

5

Повторение. Давай вспомним.

1

6

Проблема.

1

7

Проблема. Решение проблемы.

1

8

Гипотеза. Предположение.

1

9

Гипотеза. Играем в предположения.

1

10

Цель проекта

1

11

Задача проекта.

1

12

Выбор нужной информации.

1

13

Интересные люди - твои помощники.

1

14

Продукт проекта.

1

15

Виды продукта. Макет.

1

16

Повторение пройденных проектных понятий.

1

17

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту

1

18

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту

1

19

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

1

20

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

1

21

Выступление перед знакомой аудиторией.

1

22

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.

1

23

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.

1

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала»

по теме проекта

1

25

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

1

26

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

1

27

Повторение. Давай вспомним

1

28

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно

1

29

Играем в ученых. Поилка для цветов

1

30

Играем в ученых. Получение электричества с помощью

волос. Это интересно

1

31

Тест «Чему я научился?»

1

32-33

Памятка для учащегося-проектанта

2

34

Советы на лето от Мудрого Дельфина.

1

Итого

34 часа

Тематическое планирование для 2 класса

№ задания

Тема

Количество часов

Примечание

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

1

2

Выбор темы твоего проекта.

Ты – проектант.

1

3

Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями.

1

4

Выбор помощников в работе над текстом.

1

5

Этапы работы над проектом

1

6

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность».

1

7

Проблема. Решение проблемы.

1

8

Выработка гипотезы-предположения

1

9

Цель проекта. Задачи проекта

1

10

Сбор информации для проекта

1

11

Знакомство с интересными людьми. Интервью.

1

12

Обработка информации. Отбор значимой информации

1

13

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «Макет», «поделка»

1

14

Играем в ученых. Это интересно

1

15

Тест «Чему ты научился?»

1

16

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

1

17

Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием

«презентация»

1

18

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.

1

19

Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point

1

20

Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР

1

21

Совмещение текста выступления с показом презентации

1

22

Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»

1

23

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

1

24

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

1

25

Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ»

1

26

Играем в ученых. Это интересно

1

27

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

1

28

Памятка жюри конкурсов

1

29

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

1

30

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

1

31

Играем в ученых. Это интересно

1

32-33

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание будущим проектантам

2

34

Советы на лето от Мудрого Дельфина

1

Итого

34 часа

Тематическое планирование для 3 класса.

№ задания

Тема

Количество часов

Примечание

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

1

2

Выбор темы твоего проекта.

Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы.

1

3

Выбор темы твоего исследования. Предположения. Гипотеза. Решение задачи.

1

4

Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации

1

5

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

1

6

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

1

7

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

1

8

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

1

9

Памятки. Составление памяток по теме проекта

1

10

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

1

11

Практическая работа. Создание мини-постера

1

12

Практическая работа. Создание мини-постера

1

13

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

1

14

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

1

15

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

1

16

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

1

17

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

1

18

Программа МРР. Дизайн

1

19

Программа МРР. Дизайн

1

20

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

1

21

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

1

22

Требования к компьютерной презентации. Power Point

1

23

Требования к компьютерной презентации. Power Point

1

24

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

1

25

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

1

26

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

1

27

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

1

28

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

1

29

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

1

30

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

1

31

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1

32

Твои впечатления от работы над проектом. Пожеланиям будущим проектантам

1

33

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья; Мудрый Дельфин)

1

34

Советы на лето от Мудрого Дельфина

1

Итого

34 часа

Календарно - тематическое планирование для 4 класса

Тема

теория

практика

1

Твои новые интересы

1

2

Твои новые увлечения

1

3

Виды проектов

1

4

Виды проектов

1

5

Исследовательско-творческий проект

1

6

Исследовательско-творческий проект

1

7

Творческий проект

1

8

Творческий проект

1

9

Ролево-игровой проект

1

10

Ролево-игровой проект

1

11

Ролево-игровой проект

1

12

Ролево-игровой проект

1

13

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой

1

14

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой

1

15

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой

1

16

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой

1

17

Информационно – исследовательский проект

1

18

Информационно – исследовательский проект

1

19

Информационно – исследовательский проект

1

20

Информационно – исследовательский проект

1

21

Практико – ориентированный проект

1

22

Практико – ориентированный проект

1

23

Практико – ориентированный проект

1

24

Практико – ориентированный проект

1

25

Монопредметный проект

1

26

Монопредметный проект

1

27

Монопредметный проект

1

28

Монопредметный проект

1

29

Межпредметный проект

1

30

Межпредметный проект

1

31

Виды презентационных проектов

1

32

Виды презентационных проектов

1

33

Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции

1

34

Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции

1

35

Вид презентации проекта в рамках научной конференции

1

36

Вид презентации проекта в рамках научной конференции

1

37

Правильная подготовка презентации к проекту

1

38

Правильная подготовка презентации к проекту

1

39

Работа с памяткой при подготовке публичного выступления

1

40

Работа с памяткой при подготовке публичного выступления

1

41

Работа с памяткой при подготовке публичного выступления

1

42

Работа с памяткой при подготовке публичного выступления

1

43

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

1

44

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

1

45

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

1

46

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

1

47

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

1

48

Типичные ошибки проектантов

1

49

Типичные ошибки проектантов

1

50

Критерий итогового оценивания проектной деятельности учащихся

1

51

Критерий итогового оценивания проектной деятельности учащихся

1

52

Программа МРР

1

53

Формирование умений в работе с диаграммой

1

54

Формирование умений в работе с таблицей

1

55

Формирование умений в работе с таблицей

1

56

Формирование умений в работе с диаграммой. Формирование умений в работе с таблицей

1

57

Формирование умений в работе с диаграммой. Формирование умений в работе с таблицей

1

58

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

1

59

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

1

60

Использование ресурсов интернета при подготовке презентации 1

1

61

Использование ресурсов интернета при подготовке презентации 1

1

62

Программа MICROSOFT OFFICE WORD.

1

63

Формирование навыков работы с текстом.

1

64

Настройка полей и абзацев.

1

65

Твои впечатления от работы над проектом

1

66

Твои впечатления от работы над проектом

1

67

Пожелания будущим проектантам

1

68

Итоговое занятие

1

итого

28

40


Календарно- тематическое планирование 1 класс

Внеурочное занятие № (тема, название)

Формы организации внеурочной деятельности

Деятельность учителя (осуществляемые действия)

Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

Формируемые умения

Дата

1 четверть (9 часов)

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения

Вводная беседа. Беседа – размышление. Просмотр видеофрагмента об увлечениях.

Знакомство класса с темой. Дать понятие «хобби». Подготовить материал для беседы о хобби

Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби»

Умение работать с информацией и вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

2

Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема»

Игры

Подготовить материал для и игр. Дать понятия «словарь», «проект», «тема»

Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «словарь», «проект», «тема». Правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.

Формирование умения находить информацию в словарях и справочниках; формирование умения понимать шутливо – жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче. Умение планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

3

Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями

Беседа - размышление

Подготовить материал для беседы. Объяснить понятие «формулировка»

Понимать значение

слова «формулировка».

Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии»

Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главнуюмысль текста Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

4

Выбор помощников работе над проектом

Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир»

Дать понятие слова «помощник». Учить задавать правильные вопросы проектанту.

Объяснять: с какой целью был задан вопрос, для чего проектанту знать ответ на данный вопрос.

Формирование навыка коллективного планирования и умения работать в команде. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Учиться согласованным действиям с помощниками.

5

Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап»

Ролевые игры

Работать над понятием слова «этап». Запоминание обоснования. Знакомство детей с этапами работы над учебным проектом на примере образца подобранного учителем

Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность»

Беседа рассуждение

Познакомить с понятием «актуальность»

Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе.

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Проблема. Решение проблемы.

Познакомить с понятием «проблема», « лидер». Научить будущих проектантов видеть проблему, определять цель, составлять план действий и решать вопрос. Показать, как на проблему можно смотреть с разных сторон. Работать над сплочением коллектива и формированием команды

Запомнить толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы

Формировать компетентность взаимодействия. Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновении интересов. Открывать в знакомом предмете новое, быть наблюдательным

Выработка гипотезы предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение»

Беседа рассуждение

Знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение». Руководить деятельностью детей по выдвижению гипотез детьми.

Запоминать толкование новых понятий. Выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники.

Формировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

Цель проекта

Мини выступления

Объяснить, что такое цель проекта. Обучение нахождению способа решения проблемы (цели проекта)

Учится работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения

Развивать умения видеть и формулировать проблему и придумывать способ решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

2 триместр

Задачи проекта

Мини выступление

Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. «Зажечь» детей идеей, обеспечить пусковой механизм творческой активности и возбудить желание разрешить проблемы проекта

Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры»

Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста

Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы».

Работа в группах

Дать понятия: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». Учить собирать информацию для проекта и выделять в ней главное.

Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, учится работать с реальными объектами как с источниками информации

Развивать умение интерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации. Структурирование информации, выделение главного. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

Знакомство с интересными людьми. Интервью

Ролевые игры

Дать понятия: «интервью», «интервьюер»

Запоминать толкование новых понятий. Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. Самостоятельно выполнять задания по сбору информации к проекту. Играть в игру» интересное интервью»

Формировать умение брать интервью, умения вести и участвовать в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор».

Мини-проекты

Дать понятия: «обработка информации», «отбор». Руководство деятельностью учащихся по отбору значимой информации о лошадях из текстов.

Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельный поиск необходимой информации. Поиск недостаю щей информации у взрослых (учитель, родители). Анализировать и обобщать собранные сведения о лошадях

Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачей.

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка»

Исследовательская работа: составление сообщений

Познакомить с понятиями: «продукт проекта» ( «макет», поделка»). Учить создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.

Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, данную в рабочей тетради.. Подготовить сообщения о своих коллекциях.

Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом.

Играем в учёных. Это интересно

Ролевые игры

Проведение опыта по превращению белого мелка в цветной

Ответы по домашнему заданию: дети рассказывают о достопримечательности городов, в которых побывали. Анализ результата опыта

Применять знания на практике

Тест. «Чему ты научился?»

Решение теста

Организация беседы о результатах опыта, проведённого дома. Организация проверки заданий теста

Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой

Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини сообщение)

Мини- сообщения

Ознакомление с понятием «выступление». Руководство деятельностью детей по подготовке мини- сообщений и анализу стихотворения .

Самостоятельное раскрытие смысла нового понятия «выступление». Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану. Анализ стихотворения А. Барто

Формирование умения презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других)

3 четверть (10 часов)

Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация»

Творческая мастерска

Знакомство с понятием «презентация проекта» . Оказание индивидуальной помощи детям по созданию презентации на бумаге

Мини-сообщения детей подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация»

Формирование умения в составлении презентации на бумаге. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация

Исследовательская работа: мини-доклад. Выставка детских работ

Познакомить с компьютерной презентацией

Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради

Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия со сверстниками по созданию презентаций

Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft Power Point

Работа с компьютером

Познакомить с программой МРР-Microsoft Power Point. Обучение первым шагам составления презентации на компьютере

Практическая работа на компьютере

Развитие умения работать в программе МРРMicrosoft Power Point Умение организовать свою деятельность

Первые шаги составления презентации на компьютере.

Работа с компьютером

Руководство деятельностью обучающихся по ознакомлению с кнопками клавиатуры компьютера. Репетиция шагов на компьютере

Практическая работа на компьютере

Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности

Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией

Ролевые игры

Пошаговая инструкция учителя к подготовке выступления перед аудиторией

Активно участвовать в диалоге. Репетиция выступления перед аудиторией

Формирование и развитие коммуникативной компетентности, а именно умения уверенно «держать» себя во время выступления и владеть аудиторией («держать» в поле зрения) Артистические умения. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

Работа в малых группах

Организовывает процесс обучения в режиме речевого творческого развития, решает задачи интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания и развития младших школьников.

Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Рассказы о своих впечатлениях от пробного выступления. Оценка своего выступления по пятибалльной шкале

Формирование умения отстаивать свою точку зрения, развитие находчивости, уверенности в себе. Развивать навыки монологической речи. Обучение рефлексии. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»

Решение теста

Выявление объёма накопленных знаний во время проектной деятельности, поверка на сохранность знаний

Самостоятельное выполнение теста

Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

Творческая работа. Составление визитки

Познакомить с понятиями «визитка» и «визитная карточка». Учить составлять визитку. Подготовить раздаточный материал с названием школы фамилией, именем и отчеством учителяруководителя проекта

Участвует в коллективной работе по составлению титульного листа визитки. Составляет титульный лист визитки своего проекта на отдельном листе используя подсказки рабочей тетради

Формирование умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

Самостоятельная работа по оценке умений и навыков приобретённых в процессе проектной деятельности

Дать понятие самоанализа (рефлексии). Учить универсальным учебным действиям (УУД).

Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составление примерного текста самоанализа

Формирование умений контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах (рефлексия)

Играем в учёных. Это интересно

Практическая работа (опыты)

Подготовить рисунок с изображением дома, прозрачную стеклянную банку с водой. Провести опыт по использованию воды вместо линзы

Активно участвовать в диалоге. Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует

Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности.

Различные конкурсы проектно - исследовательской деятельности

Конкурсы проектно - исследовательской работы

Познакомить с различными конкурсами проектов («Открытие», «Я - исследователь», «Горизонты открытий»)

Учится работать с реальными объектами как с источниками информации. Заучивает понравившиеся стихи наизусть

Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества

4 четверть ( 8 часов)

Памятка жюри конкурса

Творческая работа. Составление памятки

Руководить деятельностью обучающихся по ознакомлению с памяткой жюри. Разъяснить новые понятия и слова

Обсуждать каждый пункт требований жюри к выступлению на конкурсах проектов. Познакомиться с новыми советами мудрого Дельфин

Формирование умения оценивать свою работу по выработанным критериям

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

Пробное выступление

Повторить правила, которые помогут выступить перед незнакомой аудиторией

Выступать перед незнакомой аудиторией

Формирование умения публичного выступления представления результатов работы

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

Ролевые игры

Обучать рефлексии. Учит универсальным учебным действиям (УУД).

Сочинять советы выступающим перед незнакомой аудиторией

Формирование умения оценивать свою работу и видеть ошибко- опасные места: осмысливать задачу, объективно оценивать свои действия, признавать свои ошибки, анализировать результат своей работы

Играем в учёных. Это интересно

Практическая работа

Провести опыт по наблюдению за тем, как в такт биению сердца колышется спичка, поставленная на запястье. Подготовить для опыта пластилин, спичку, стол, часы с секундной стрелкой

Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует

Формирование умения делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов

Благодарственные рисункиотклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам

Творческая работа

Оказывать индивидуальную помощь в подготовке благодарностей

Рисовать открытки своим помощникам

Формирование умения высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам

Советы на лето от Мудрого Дельфина

Интеллектуальные игры

Подбирает и адаптирует материал с учётом типа школы и уровня подготовленности учащихся. Учит универсальным учебным действиям (УУД).

Активно участвовать в играх

Участие в диалоге: высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников

Календарно- тематическое планирование 2 класс

Внеурочное занятие № (тема, название)

Формы организации внеурочной деятельности

Деятельность учителя (осуществляемые действия)

Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

Формируемые умения

Дата

1 четверть (9 часов)

1-2

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения

Вводная беседа. Беседа – размышление. Просмотр видеофрагмента об увлечениях.

Знакомство класса с темой. Дать понятие «хобби». Подготовить материал для беседы о хобби

Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби»

Умение работать с информацией и вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

3-4

Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема»

Игры

Подготовить материал для и игр. Дать понятия «словарь», «проект», «тема»

Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «словарь», «проект», «тема». Правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.

Формирование умения находить информацию в словарях и справочниках; формирование умения понимать шутливо – жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче. Умение планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

9-10

Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями

Беседа - размышление

Подготовить материал для беседы. Объяснить понятие «формулировка»

Понимать значение

слова «формулировка».

Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии»

Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главнуюмысль текста Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

4

Выбор помощников работе над проектом

Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир»

Дать понятие слова «помощник». Учить задавать правильные вопросы проектанту.

Объяснять: с какой целью был задан вопрос, для чего проектанту знать ответ на данный вопрос.

Формирование навыка коллективного планирования и умения работать в команде. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Учиться согласованным действиям с помощниками.

9-10

Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап»

Ролевые игры

Работать над понятием слова «этап». Запоминание обоснования. Знакомство детей с этапами работы над учебным проектом на примере образца подобранного учителем

Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность»

Беседа рассуждение

Познакомить с понятием «актуальность»

Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе.

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

13-14

Проблема. Решение проблемы.

Познакомить с понятием «проблема», « лидер». Научить будущих проектантов видеть проблему, определять цель, составлять план действий и решать вопрос. Показать, как на проблему можно смотреть с разных сторон. Работать над сплочением коллектива и формированием команды

Запомнить толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы

Формировать компетентность взаимодействия. Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновении интересов. Открывать в знакомом предмете новое, быть наблюдательным

Выработка гипотезы предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение»

Беседа рассуждение

Знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение». Руководить деятельностью детей по выдвижению гипотез детьми.

Запоминать толкование новых понятий. Выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники.

Формировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

Цель проекта

Мини выступления

Объяснить, что такое цель проекта. Обучение нахождению способа решения проблемы (цели проекта)

Учится работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения

Развивать умения видеть и формулировать проблему и придумывать способ решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

2 триместр

Задачи проекта

Мини выступление

Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. «Зажечь» детей идеей, обеспечить пусковой механизм творческой активности и возбудить желание разрешить проблемы проекта

Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры»

Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста

Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы».

Работа в группах

Дать понятия: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». Учить собирать информацию для проекта и выделять в ней главное.

Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, учится работать с реальными объектами как с источниками информации

Развивать умение интерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации. Структурирование информации, выделение главного. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

Знакомство с интересными людьми. Интервью

Ролевые игры

Дать понятия: «интервью», «интервьюер»

Запоминать толкование новых понятий. Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. Самостоятельно выполнять задания по сбору информации к проекту. Играть в игру» интересное интервью»

Формировать умение брать интервью, умения вести и участвовать в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор».

Мини-проекты

Дать понятия: «обработка информации», «отбор». Руководство деятельностью учащихся по отбору значимой информации о лошадях из текстов.

Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельный поиск необходимой информации. Поиск недостаю щей информации у взрослых (учитель, родители). Анализировать и обобщать собранные сведения о лошадях

Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачей.

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка»

Исследовательская работа: составление сообщений

Познакомить с понятиями: «продукт проекта» ( «макет», поделка»). Учить создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.

Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, данную в рабочей тетради.. Подготовить сообщения о своих коллекциях.

Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом.

Играем в учёных. Это интересно

Ролевые игры

Проведение опыта по превращению белого мелка в цветной

Ответы по домашнему заданию: дети рассказывают о достопримечательности городов, в которых побывали. Анализ результата опыта

Применять знания на практике

Тест. «Чему ты научился?»

Решение теста

Организация беседы о результатах опыта, проведённого дома. Организация проверки заданий теста

Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой

Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини сообщение)

Мини- сообщения

Ознакомление с понятием «выступление». Руководство деятельностью детей по подготовке мини- сообщений и анализу стихотворения .

Самостоятельное раскрытие смысла нового понятия «выступление». Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану. Анализ стихотворения А. Барто

Формирование умения презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других)

3 четверть (10 часов)

Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация»

Творческая мастерска

Знакомство с понятием «презентация проекта» . Оказание индивидуальной помощи детям по созданию презентации на бумаге

Мини-сообщения детей подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация»

Формирование умения в составлении презентации на бумаге. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация

Исследовательская работа: мини-доклад. Выставка детских работ

Познакомить с компьютерной презентацией

Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради

Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия со сверстниками по созданию презентаций

Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft Power Point

Работа с компьютером

Познакомить с программой МРР-Microsoft Power Point. Обучение первым шагам составления презентации на компьютере

Практическая работа на компьютере

Развитие умения работать в программе МРРMicrosoft Power Point Умение организовать свою деятельность

Первые шаги составления презентации на компьютере.

Работа с компьютером

Руководство деятельностью обучающихся по ознакомлению с кнопками клавиатуры компьютера. Репетиция шагов на компьютере

Практическая работа на компьютере

Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности

Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией

Ролевые игры

Пошаговая инструкция учителя к подготовке выступления перед аудиторией

Активно участвовать в диалоге. Репетиция выступления перед аудиторией

Формирование и развитие коммуникативной компетентности, а именно умения уверенно «держать» себя во время выступления и владеть аудиторией («держать» в поле зрения) Артистические умения. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

Работа в малых группах

Организовывает процесс обучения в режиме речевого творческого развития, решает задачи интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания и развития младших школьников.

Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Рассказы о своих впечатлениях от пробного выступления. Оценка своего выступления по пятибалльной шкале

Формирование умения отстаивать свою точку зрения, развитие находчивости, уверенности в себе. Развивать навыки монологической речи. Обучение рефлексии. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»

Решение теста

Выявление объёма накопленных знаний во время проектной деятельности, поверка на сохранность знаний

Самостоятельное выполнение теста

Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

Творческая работа. Составление визитки

Познакомить с понятиями «визитка» и «визитная карточка». Учить составлять визитку. Подготовить раздаточный материал с названием школы фамилией, именем и отчеством учителяруководителя проекта

Участвует в коллективной работе по составлению титульного листа визитки. Составляет титульный лист визитки своего проекта на отдельном листе используя подсказки рабочей тетради

Формирование умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

Самостоятельная работа по оценке умений и навыков приобретённых в процессе проектной деятельности

Дать понятие самоанализа (рефлексии). Учить универсальным учебным действиям (УУД).

Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составление примерного текста самоанализа

Формирование умений контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах (рефлексия)

Играем в учёных. Это интересно

Практическая работа (опыты)

Подготовить рисунок с изображением дома, прозрачную стеклянную банку с водой. Провести опыт по использованию воды вместо линзы

Активно участвовать в диалоге. Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует

Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности.

Различные конкурсы проектно - исследовательской деятельности

Конкурсы проектно - исследовательской работы

Познакомить с различными конкурсами проектов («Открытие», «Я - исследователь», «Горизонты открытий»)

Учится работать с реальными объектами как с источниками информации. Заучивает понравившиеся стихи наизусть

Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества

4 четверть ( 8 часов)

Памятка жюри конкурса

Творческая работа. Составление памятки

Руководить деятельностью обучающихся по ознакомлению с памяткой жюри. Разъяснить новые понятия и слова

Обсуждать каждый пункт требований жюри к выступлению на конкурсах проектов. Познакомиться с новыми советами мудрого Дельфин

Формирование умения оценивать свою работу по выработанным критериям

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

Пробное выступление

Повторить правила, которые помогут выступить перед незнакомой аудиторией

Выступать перед незнакомой аудиторией

Формирование умения публичного выступления представления результатов работы

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

Ролевые игры

Обучать рефлексии. Учит универсальным учебным действиям (УУД).

Сочинять советы выступающим перед незнакомой аудиторией

Формирование умения оценивать свою работу и видеть ошибко- опасные места: осмысливать задачу, объективно оценивать свои действия, признавать свои ошибки, анализировать результат своей работы

Играем в учёных. Это интересно

Практическая работа

Провести опыт по наблюдению за тем, как в такт биению сердца колышется спичка, поставленная на запястье. Подготовить для опыта пластилин, спичку, стол, часы с секундной стрелкой

Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует

Формирование умения делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов

Благодарственные рисункиотклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам

Творческая работа

Оказывать индивидуальную помощь в подготовке благодарностей

Рисовать открытки своим помощникам

Формирование умения высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам

Советы на лето от Мудрого Дельфина

Интеллектуальные игры

Подбирает и адаптирует материал с учётом типа школы и уровня подготовленности учащихся. Учит универсальным учебным действиям (УУД).

Активно участвовать в играх

Участие в диалоге: высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...