Программа кружка "Разноцветный клубочек"
рабочая программа
Данная программа может использована во время кружковой деятельности. Программа расчитана на 2 года обучения и состоит из 2-х блоков: вышивание и вязание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznotsvetnyy_klubok.docx | 88.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
кружковой работы
Разноцветный клубочек
срок реализации: 2 года
возраст воспитанников: 9-10 лет
разработал: Максимова Светлана Михайловна
первая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рукоделие как вид декоративно – прикладного искусства содержит в себе огромный потенциал для приобщения воспитанников к культурным, нравственным и духовным ценностям народа.
Нормативно-правовая база
Программа кружковой работы «Разноцветный клубочек» разработана на основе нормативно-правовой базы:
- Закон РФ «Об образовании» (Статья 9. Образовательные программы);
- Письмо Минобрнауки РФот 11.12.2006 № 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Рекомендации министерства образования от 20.09.2010 г. № 01/15-4324 (По организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального общего образования в СПб);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Направленность программы
Программа «Разноцветный клубочек» художественно-эстетической направленности способствует развитию личности ребёнка, его мотивации к познанию, творчеству посредством занятия рукоделием.
Новизна программы
Новизной программы «Разноцветный клубочек» является ее комплексность, обусловленная освоением разных видов деятельности: вышивка,вязание крючком, вязание спицами.
Актуальность программы
Современная жизнь диктует свои правила. Умелое распределение времени помогает регулировать свой режим дня. От того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Актуальность данной программы продиктована ростом интереса детей к разнообразным видам декоративно-прикладного искусства, способствующие подготовке воспитанников к жизни, развитию их творческих возможностей.
Отличительные особенности программы
Программа «Разноцветный клубочек» разработана на основе программы и методических рекомендаций к курсу «Вязание крючком. Волшебные узоры» педагога Шишкиной И. А., «Программы кружка вязания крючком "Рукодельница" педагога Баранцевой Е.Л., «Вышивка шёлковыми лентами».
Отличительной особенностью программы «Разноцветный клубочек» является расширение разнообразия видов работ с материалами (нитями и пряжей разной толщины), начиная с простых изделий и заканчивая сложными полноценными предметами быта.
Принципы реализации программы
Программа построена в соответствии с основными дидактическими принципами:
- принцип последовательности: определенная последовательность усложнения учебного материала на основе ранее полученных знаний;
- принцип научности: подбор теоретического и практического материала на основе изучения педагогики, психологии, эстетики;
- принцип систематичности;
- принцип индивидуализации личностно-ориентированного развития: учет индивидуальности ребенка, его темперамента, интересов, запросов и способностей;
- принцип доступности;
- принцип триединства цели обучения;
- принцип наглядности: объяснение всех приемов на крупном демонстрационном материале, использование пособий со схемами, технологических карт выполнения изделий, готовых образцов работ;
- принцип межпредметности:
- история - сведения из истории возникновения вязания, вышивки;
- окружающий мир, природоведение - знания при изготовлении цветов, животных, растений, картин, панно;
- литература - знания сказок для изготовления панно, картин;
- изо: знания колорита, композиционных средств выражения.
Организация образовательного процесса
Программа «Разноцветный клубочек» рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей от 9 до 10 лет. В объединение дети принимаются по желанию при наличии справки о состоянии здоровья, выданной педиатром, о возможности ребенка заниматься рукоделием.
На момент приема детей и на конец каждого учебного года уровень знаний, умений и навыков детей определяется в соответствии с уровнями и критериями знаний, умений навыков детей, разработанными педагогом (Приложение 1).
Программа построена в соответствие с возрастными и психофизиологическими особенностями детей 9-10 лет.
Формы организации деятельности воспитанников
При организации деятельности воспитанников на занятиях предусмотрены следующие формы занятий: коллективная, групповая, работа в парах, самостоятельная.
Режим занятий:
Программа «Разноцветный клубочек» реализуется в объёме 68 часов, из которых
1 год обучения - 34ч; 1 раз в неделю по 1ч (9 лет)
2 год обучения - 34ч; 1 раз в неделю по 1ч (10 лет)
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Предметные результаты – уровень освоения воспитанниками базовых понятий в области декоративно-прикладного творчества, его преобразование и применение, а также системы основополагающих элементов декоративно-прикладного творчества, лежащей в основе современных направлений: дизайн, стилизация и т.д.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- тестирования.
Метапредметные результаты – овладение воспитанниками умениями, которые создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, необходимые для дальнейшего совершенствования декоративно-творческой деятельности при работе с нитками.
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- отчетные выставки объединения,
- участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность воспитанника,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Личностные результаты – готовность и способность воспитанников к саморазвитию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества, Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, положение воспитанника в объединении, деловые качества воспитанника) используется
- простое наблюдение,
- проведение ролевых игр,
- опросники,
- психолого-диагностические методики.
Цель программы: создать условия для развития творческих способностей и личностных качеств воспитанников посредством занятия рукоделием.
Задачи:
В воспитании:
- воспитание чувства патриотизма, интереса к культурному наследию своей Родины;
- воспитание культуры труда, культуры общения в коллективе;
- воспитание волевых качеств у детей.
В развитии:
- развитие у детей познавательного интереса, фантазии;
- развитие эстетического и художественного вкуса;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- развитие у детей моторных навыков.
В обучении:
- ознакомление детей с историей возникновения и развития искусства вышивания своего народа и народов РФ, с историей возникновения и развития вязания.
- ознакомление с современными технологиями вышивания, вязания, , основами композиции и цветоведения.
Формы реализации программы:
- Беседа
- Встреча с вышивальщицами села, республики
- Экскурсии, выставки
- Знакомство с новинками литературы
- Практические занятия
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Название разделов | Количество часов |
1-й год обучения | ||
1 | Вводное занятие, вопросы техники безопасности | 1 |
2 | История вышивки. Орнамент вышивки. О цвете | 3 |
3 | Простейшие швы | 7 |
4 | Тамбурный шов | 6 |
5 | Счётные швы | 12 |
6 | Гладевые швы | 5 |
34ч | ||
2-й год обучения | ||
7 | Вводное занятие, вопросы техники безопасности | 1 |
8 | История вязания спицами, крючком | 2 |
9 | Вязание спицами | 15 |
10 | Вязание крючком | 15 |
11 | Итоговое занятие | 1 |
Итого: | 34 |
С О Д Е Р Ж А Н И Е П Р О Г Р А М М Ы
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. План и задачи кружка.
Беседа по ознакомлению детей с особенностями работы кружка.
Оборудование.
Правила по технике безопасности.
Требования к поведению учащихся во время занятий.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Практика. Запись правил по технике безопасности в тетради.
Тема 2. История вышивки. Орнамент вышивки. О цвете
Теория. История возникновения и развития шитья. Знакомство с современными направлениями шитья и вышивания, орнаментом вышивки, о цвете. Инструменты и материалы Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Входная диагностика. Охрана труда. Учимся работать с ножницами. Беседа по ТБ.
Практика. Вырезывание основы для игольницы по шаблону.
Тема 3. Простейшие швы.
Теория. Знакомство детей с простейшими швами «шов вперёд иголку», «за иголку», «стебельчатый шов», «косая стёжка», «петельный шов» и назначением швов.
Практика.
- Изготовление игольницы, разных видов аппликации и способов её крепления, изготовление сувениров и их отделка.
- Изготовление марийского орнамента швом «косая стёжка»
Тема 4. Тамбурный шов
Теория. Знакомство с «тамбурным швом». Использование шва в народных вышивках нашей страны.
Практика. Изготовление салфетки
Тема 5. Счётные швы
Теория. Знакомство с видами счётных швов: «роспись», «полукрест», «крест». Назначение швов. Использование канвы в вышивке.
Практика. Салфетка с марийским орнаментом на канве.
Тема 6. Гладевые швы
Теория. Знакомство с «гладевым швом». Различение александрийской от владимирской глади и белой глади. Использование шва в народных вышивках нашей страны.
Практика. Изготовление салфетки
Тема 7. Вязание спицами
Теория. История возникновения вязания спицами и его виды. Сведения о нитках, спицах, используемых для вязания.
Основные элементы вязания спицами. Изучение схем для выполнения изделий. Традиционные виды вязания: лицевые и изнаночные петли.
Практика. Вязание кошелька. Назначение и последовательность выполнения. Оформление.
Тема 8. Вязание крючком
Теория. История возникновения вязания крючком и его виды. Сведения о нитках, крючках, используемых для вязания.
Основные элементы вязания крючком. Знакомство с петлями: воздушная петля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом. Изучение схем для выполнения изделий. Традиционные виды вязания: простая цепочка, разные способы вязания.
Практика. Вязание салфетки. Назначение и последовательность выполнения. Оформление.
Тема 9. Итоговое занятие.
Теория. Итоги работы за год. Диагностика учащихся.
Практика. Выставка творческих работ учащихся.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: создать условия для формирования устойчивого интереса ребенка к занятиям рукоделием.
Задачи:
в воспитании:
- воспитание любви к труду, уважения к труду других людей;
- воспитание доброжелательности, взаимопонимания;
- воспитание дисциплинированности, самостоятельности, организованности.
в развитии:
- развитие творческого потенциала ребенка, выявление его способностей, развитие интереса к рукоделию;
- развитие эстетического и художественного вкуса;
- развитие фантазии, воображения;
в обучении:
- ознакомление с историей возникновения и развития искусства вязания, вышивки т.д.;
- ознакомление с правилами охраны труда;
- обучение основным приёмам и навыкам вязания и вышивки;
- обучение работе с простыми схемами и шаблонами;
- обучение основам композиции цвета.
Тематический план
№ | Раздел, тема | Количество часов | Дата | ||
По разделу | По теме | ||||
1 год обучения | |||||
1. | Вводное занятие | 1 | |||
1 | Давайте познакомимся! Вопросы техники безопасности | 1 | |||
2. | История вышивки. Орнамент вышивки. О цвете | 3 | |||
2 | Беседа «История вышивки» | 1 | |||
3 | Беседа «Орнамент вышивки» | 1 | |||
4 | Беседа «О цвете» | 1 | |||
3. | Простейшие швы | 7 | |||
5 | Шов «вперёд иголку», «шов «за иголку» | 1 | |||
6 | Шов «стебельчатый», «шов «косая стёжка» | 1 | |||
7 | Шов «петельный» | 1 | |||
8-9 | Изготовление игольницы, разных видов аппликации и способов её крепления, изготовление сувениров и их отделка. | 2 | |||
10-11 | Изготовление марийского орнамента швом «косая стёжка» | 2 | |||
4. | Тамбурный шов | 6 | |||
12 | Знакомство с «тамбурным швом». Использование шва в народных вышивках нашей страны | 1 | |||
13-17 | Изготовление салфетки | 5 | |||
5 | Счётные швы | 12 | |||
18 | Назначение швов. Использование канвы в вышивке | 1 | |||
19 | Шов «роспись», | 1 | |||
20 | Шов «полукрест» | 1 | |||
21 | Шов «крест». | 1 | |||
22-29 | Салфетка с марийским орнаментом на канве. | 8 | |||
6. | Гладевые швы | 5 | |||
30 | Знакомство с «гладевым швом». Использование шва в народных вышивках нашей страны. | 1 | |||
31 | Александрийская гладь. Владимирская гладь. | 1 | |||
32 | Белая гладь. | 1 | |||
33-34 | Изготовление салфетки | 2 | |||
34 | |||||
2-й год обучения | |||||
7 | Вязание спицами | 17 | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | |||
2 | История возникновения вязания спицами и его виды. Сведения о нитках, спицах, используемых для вязания. | 1 | |||
3 | Основные элементы вязания спицами. Изучение схем для выполнения изделий. | 1 | |||
4-7 | Традиционные виды вязания: лицевые и изнаночные петли. | 4 | |||
8-17 | Вязание кошелька. Назначение и последовательность выполнения. Оформление | 10 | |||
8 | Вязание крючком | 15 | |||
18 | История возникновения вязания крючком и его виды. Сведения о нитках, крючках, используемых для вязания | 1 | |||
19 | Основные элементы вязания крючком. Изучение схем для выполнения изделий. | 1 | |||
20 | Традиционные виды вязания: простая цепочка, разные способы вязания. | 1 | |||
21 | Нитка, крючок, воздушная петля. Столбик без накида | 1 | |||
22 | Дружок-кружок. Полустолбик. Наш генерал - столбик с накидом | ||||
23-33 | Вязание салфетки. Назначение и последовательность выполнения. Оформление. | ||||
9 | Итоговое занятие | 1 | |||
34 | Подведение итогов года. | 1 | |||
34 |
Ожидаемые результаты обучения
и способы определения их результативности
№ | Ожидаемые результаты | метод | методика |
1. | Воспитанник будет знать: - краткие сведения из истории возникновения и развития искусства рукоделия (вязания, вышивки); - правила техники безопасности и правила пользования инструментами, ПДД, ППБ; - основные приёмы вязания, вышивки; - условные обозначения предлагаемых педагогом схем; -основы композиции цвета, элементарные приёмы изменения предметного цвета при взаимодействии различных нитей | Опрос Наблюдение Анализ работ | |
2. | Воспитанник будет уметь: -выполнять основные приёмы рукоделия; - правильно пользоваться рабочими инструментами; - самостоятельно составлять сборку изделий в единую композицию; - переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять ткань в пяльцы; - подготавливать материалы для вышивки к работе, подбирать материалы по цвету, тональности, насыщенности, пользоваться инструментами и приспособлениями; - выполнять отделку изделия с вышивкой; выполнять различные швы и применять их для художественного оформления различных изделий; - подбирать цветовую гамму; - проводить раскрой; - изготавливать сувенирные изделия; - копировать орнамент | Анализ работ Наблюдение | |
У воспитанника формируются навыки: - Первоначальные навыки: вязания крючком, вышивки - работы со схемами, выполнения по ним простейших видов изделий. | Наблюдение | ||
- Старается полностью завершить каждую работу; - правильно и аккуратно организует рабочее место; - прислушивается к советам педагога и сверстников; - доброжелателен в оценках работы других; - стремится подарить свои работы другим (чтобы принести радость); - старается справедливо выполнить свою часть коллективной работы; - стремится участвовать во внеучебных мероприятиях (праздниках, экскурсиях); - выполняет правила поведения на занятиях. - Сознательно выполняет установленные в данной деятельности порядки (соблюдает требования педагога, своевременно выполняет трудовые поручения, выполняет правила); - выполняет посильную деятельность без помощи и постоянного контроля со стороны педагога; - стремится постоянно доводить начатое дело до конца. - Внимателен к другим людям. | Наблюдение Наблюдение Опрос | Диагностика воспитанности учащегося детского объединения (см. Приложение7) Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств (Методика разработана А. И. Высоцким)(см. Приложение7) Опросник «Личностный рост» Кулешов И.В. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа кружковой работы "Разноцветный клубочек" составлена с учетом требований современной педагогики. Усвоение материала осуществляется по принципу «от простого к сложному». Материал скомплектован по следующим разделам:
- Вводное занятие
- История вышивки. Орнамент вышивки. О цвете
- Простейшие швы
- Тамбурный шов
- Счётные швы
- Гладевые швы
- Вязание спицами
- Вязание крючком
- Итоговое занятие
Изучая раздел, дети одновременно знакомятся с материалами, инструментами, приобретают навыки работы с материалами, учатся пользоваться различными схемами (вязания, вышивки). При появлении у детей затруднений в усвоении какой-либо темы, в организацию обучения вносятся соответствующие коррективы, дополнения, разрабатываются творчески ориентированные методы для более эффективного восприятия данной темы детьми.
Основные задачи обучения: формирование таких человеческих качеств, как усидчивость, аккуратность, терпение, трудолюбие, ознакомление детей с историей возникновения и развития искусства вязания, вышивки. Знакомство с современными технологиями и основами композиции и цветоведения.
Формы проведения занятий по рукоделию
С целью выявления степени освоения программы ребёнком, корректировки учебного процесса после изучения каждого раздела программы проводятся контрольные занятия в форме занятий-конкурсов, игр, викторин, праздников-сюрпризов, совместных занятий-мероприятий с родителями. Систематически организуются выставки работ детей, награждение лучших воспитанников творческого объединения по различным номинациям.
Программой предусмотрено подведение итогов учебно-воспитательной работы и анализ творческих достижений воспитанников по участию в фестивалях, выставках, конкурсах по декоративно-прикладному творчеству
Методы работы, используемые на занятиях по рукоделию
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с литературой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
Использование данных форм и методов работы позволяет педагогу решать воспитывающие, развивающие, обучающие задачи программы.
Реализация программы основана на методических рекомендациях по рукоделию.
ЛИТЕРАТУРА:
Для педагогов:
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: «Просвещение», 1985.
- Бабина Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000.
- Балашова М.Я., Глекель С.А. Техника ручного вязания. - Минск, 1974.
- Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
- Борисова А.В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил.-(Советы для дома).
- Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. – С-Пб., 1993.
- Диагностика воспитанности учащегося детского объединения // Внешкольник. Дополнительное образование. Социальное, трудовое и художественное воспитание детей. – 2006. – № 9. – С. 17 – 18.
- Для тех, кто вяжет. Сост. Киреева Л.Ю. - СПб., 1992.
- Еременко Т.И. “Рукоделие” Москва Легпромбытиздат 1989.
- Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. – М., 1984.
- Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 1993.
- Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
- Кришталёва В.С. “Вязание узоров крючком” Москва Легпромбытиздат 1989.
- Павлович С.С. Узоры вязания на спицах и крючком. - Минск,1990.
- Полная энциклопедия женских рукоделий. - М., 1999.
- Столярова А.М. Вязаная игрушка. – М., 2000.
- Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2008 – 250 с.
- Терешкович Т.А. “Школа вязания” Минск “Полымя” 1995.
- Терешкович Т.А. Рукоделие для дома. – М., 2001.
- Фарафошина Н.В. Художественное вязание. – М., 1994.
- Ханашевич Д.Р. Подружки-рукодельницы. – М., 1981.
- //webposidelki.ru/page_all_22.html#ixzz0z3OGdrFT
- http://klk.pp.ru/category/hook
- www.trozo.ru/tag/kozha
- http://rukodelnitsa.info/
- www.trozo.ru/tag/kozha
- http://decorsite.ru/hand_bangle/page9.html
- http://www.mogu-nado.ru/can/subsection1/page2/
- http://www.liveinternet.ru/users/lorasatin/post117338331/
- http://samodelnyepodarki.ru/?p=35
- http://www.livemaster.ru/kukusha?view=list
- http://www.katysha.com/index.php?categoryID=1
Для воспитанников и родителей:
- Еременко Т.И. “Рукоделие” Москва Легпромбытиздат 1989.
- Кришталёва В.С. “Вязание узоров крючком” Москва Легпромбытиздат 1989.
- Летягина Л.Б. «Декоративно-прикладное творчество» - Челябинск, 1996.
- Терешкович Т.А. “Школа вязания” Минск “Полымя” 1995.
- Терешкович Т.А. ООО «Хэлтон» Минск 2000.
- Фарафошина Н.В. “Художественное вязание” “Алфавит” 1993.
http://decorsite.ru/hand_bangle/page9.html
http://www.mogu-nado.ru/can/subsection1/page2/
http://www.liveinternet.ru/users/lorasatin/post117338331/
http://samodelnyepodarki.ru/?p=35
http://www.livemaster.ru/kukusha?view=list
http://www.katysha.com/index.php?categoryID=1
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ
- Аппликация (прикладывание)- один из видов декоративно-прикладного искусства. Она основывается на вырезании, выкладывании различных форм и закреплении их на другом материале, который используется как фон.
- Аранжировка – оформление, составление чего-либо.
- Ахроматический (цвет) – черно-белый, серый.
- Гармоничный – стройный, благозвучный, согласованный.
- Колье – разновидность ожерелья, более короткого и прилегающего к шее.
- Интарсия. По сути, тоже, что инкрустация или мозаика: фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык». Прием очень древний.
- Композиция – материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов.
- Композиция - построение художественного произведения.
- Контрастный – совершенно противоположный.
- Кокошник – нарядный женский головной убор в народном костюме.
- Контуры – внешние очертания предмета.
- Ожерелье – простое украшение, носится на шее и свободно ни спадает.
- Органолептическийметод - это метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов чувств - зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса.
- Орнамент – совокупность равномерно повторяющихся узоров.
- Орнамент - узор, в основе которого лежат повторяющиеся геометрические, растительные или животные элементы.
- Пирография - (выжигание) представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов. Делалось это при помощи разогретых штампов из меди по коже.
- Ритм – повтор и чередование элементов изделия.
- Раппорт – ритмическое повторение узора, повторяющаяся часть рисунка (узора)
- Симметрия – соблюдение схожестей двух различных частей одного предмета.
- Схемаузора - изображение узора с помощью условных знаков.
- Термо-тиснение – выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов.
- Узор – сочетание линий, форм, красок, в целом создающих декоративный эффект.
- Холодныецвета - цвета, которые напоминают цвет голубого неба, льда, воды и вызывают у нас ощущение холода (синий, фиолетовый, голубой).
- Цветоведение - наука о цвете; совокупность наук, изучающих природу цвета и его влияние на человека.
- Элементы – отдельно значимые части предмета.
Приложение1
Уровни и критерии знаний, умений навыков детей при приёме в группы
первый год обучения
№ | Виды деятельности | Уровни | ||
высокий | средний | низкий | ||
1 | Навыки работы с материалом (нитями, пряжей) (теоретические и практические навыки) | Владеет несложными приёмами вязания и вышивки, может выполнять несложные поделки. | Имеет представление о вязании (вышивке), выполняет несложную работу под наблюдением педагога. | Не имеет навыков работы с материалами, не может выполнить несложную поделку. |
2 | Навыки работы с инструментами | Знает назначение инструментов, умеет пользоваться ими | Знает назначение инструментов, но неумело ими пользуется | Не знает назначения инструментов, не умеет ими пользоваться |
3 | Личностные качества | Имеет мотивацию к восприятию нового материала, проявляет аккуратность, внимательность, доброжелательность по отношению к товарищам | Может мобилизовать внимание, не может довести начатое до конца, имеет слабые навыки общения в коллективе | Проявляет неусидчивость, невнимательность, не умеет организовать рабочее место, некоммуникабелен |
Уровни и критерии знаний, умений, навыков на конец первого года обучения
№ | Виды деятельности | Уровни | ||
высокий | средний | низкий | ||
1. | Владение практическими и теоретическими навыками | Умело пользуется основными приёмами вязания (вышивки). Знает технологию изготовления изделия | Владеет основными приёмами рукоделия. Не достаточно владеет технологией изготовления изделия | Не достаточно владеет основными приёмами рукоделия. Изготавливает изделия под руководством педагога. |
2. | Работа со схемами | Умеет самостоятельно работать с изученными схемами. | Затрудняется при самостоятельной работе со схемами | Требует постоянного внимания со стороны педагога |
3. | Основы композиции и цветоведения | Ребёнок самостоятельно создаёт гармоничную по цвету работу с чётко продуманной композицией | Ребёнок создаёт законченную работу, но при педагогическом руководстве. Владеет основами композиции и цвета. | Ребёнок слабо ориентируется в системе цветовой гаммы, в закономерностях построения композиции |
4. | Знание специальной терминологии | Умело использует терминологию | Термины использует не часто | Терминологию использует с затруднением. |
5. | Личностные качества | Проявляет устойчивый интерес к занятиям, усидчив, аккуратен, умеет вести себя в коллективе, может грамотно объяснить и показать действия другим | Интерес к работе не постоянен. Не хватает упорства и терпеливости, готов оказать помощь другим. | Интерес к делу проявляет редко, неусидчив, ленив. |
6. | Навыки работы с инструментами | Хорошо разбирается в инструментах, знает их назначение, умеет ими пользоваться | Знает назначение инструментов, пользуется ими неуверенно. | Пользуется инструментами с затруднением. |
Приложение 2
Диагностика воспитанности учащегося детского объединения
Название детского объединения ____________________________
Педагог __________________________________
Год обучения ________________ Учебный год________________
Уважаемый коллега, оцените, пожалуйста, выраженность названных поведенческих проявлений у Ваших воспитанников по 3-балльной шкале: «0» баллов – не проявляется, «1» балл – слабо проявляется, «2» балла – проявляется на среднем уровне, «3» балла – высокий уровень проявления.
Критерии воспитанности | Параметры оценки воспитанности | |
Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов | Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимые дополнения | |
Стремится придать каждой работе гармоничность по цвету и форме | ||
Старается придать каждой работе содержательную (функциональную) направленность | ||
Культура организации своей деятельности | Правильно и аккуратно организует рабочее место | |
Аккуратен, четко выполняет каждое задание педагога | ||
Терпелив и работоспособен | ||
Уважительное отношение к профессиональной деятельности других | При высказывании критических замечаний в адрес чужой работы старается быть объективным | |
Подчеркивает положительное в чужой работе | ||
Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов | Стремится исправить указанные ошибки | |
Прислушивается к советам педагога и сверстников | ||
Знание и выполнение профессионально-этических норм | Доброжелателен в оценках работы других | |
Не дает негативных личностных оценок | ||
Стремится помочь в работе другим | ||
Стремится к сохранению и развитию национальных традиций в творческих видах деятельности | ||
Понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность) | Стремится подарить свои работы другим (чтобы принести радость) | |
Проявляет творческий подход в работе | ||
Коллективная ответственность | Проявляет активность и заинтересованность при участии в массовых мероприятиях учебного характера (выставках, конкурсах, итоговых занятиях и др.) | |
Старается справедливо выполнить свою часть коллективной работы | ||
Умение взаимодействовать с другими членами коллектива | Неконфликтен | |
Предлагает свою помощь другим детям | ||
Не требует излишнего внимания от педагога | ||
Толерантность | Не насмехается над недостатками других | |
Не подчеркивает ошибки других | ||
Доброжелателен к детям других национальностей | ||
Активность и желание участвовать в делах детского коллектива | Стремится участвовать во внеучебных мероприятиях (праздниках, экскурсиях и др.) | |
Проявляет инициативу в организации и проведении массовых форм, инициирует идеи | ||
Стремление к самореализации социально-адекватными способами | Стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений, навыков | |
Проявляет удовлетворение своей деятельностью | ||
С желанием показывает другим результаты своей работы | ||
Соблюдение нравственно-этических норм | Развита общая культура речи | |
Проявляет общую культуру в отношении своей внешности (аккуратность в одежде и прическе, наличие сменной обуви и т. д.) | ||
Выполняет правила поведения на занятиях кружка | ||
ВСЕГО БАЛЛОВ: |
Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств
(Методика разработана А. И. Высоцким)
Признаки волевых качеств воспитанникав
Признаки дисциплинированности:
- сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований педагога, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил и т. д.);
- добровольное выполнение правил, установленных коллективом (членами объединения, группой товарищей по труду и т. д.);
- недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на доп. занятия и т. п.);
- соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки.
Признаки самостоятельности:
♦ выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.);
- умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке задания, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.);
- умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;
- умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.
Признаки настойчивости:
- стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
- умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;
- умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.)
Признаки выдержки:
- проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);
- умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);
- умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.
Признаки организованности:
- соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке тетради, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);
- планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.
Признаки решительности:
- быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;
- выполнение принятого решения без колебаний, уверенно;
- отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;
- проявление решительных действий в непривычной обстановке.
Признаки инициативности:
- проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;
- участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа прикладного творчества «Волшебный клубочек»
Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и п...
Программа дополнительного образования "Волшебный клубочек"
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста....