Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению (2 класс).
методическая разработка (2 класс)
Внеклассное мероприятие по литературному чтению (2класс).
«Праздник пословиц и поговорок»
Цель: развивать познавательную активность детей; воспитывать интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц и поговорок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по литературному чтению (2класс).
«Праздник пословиц и поговорок»
Цель: развивать познавательную активность детей; воспитывать интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц и поговорок.
Подготовительная работа: участники праздника учат пословицы .
- Вступление «Это интересно»
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас удивительный праздник- «Праздник пословиц и поговорок». В природе все меняется под влиянием времени. Неизменным остаются мысль и память человеческая. Благодаря памяти мысли переходят от одного поколения к другому. Т ак передаются сказки, песни, загадки, легенды, пословицы и поговорки. Еще в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность т.е. лаконизм.
- О пословицах.
Учитель:
Своей краткостью, удивительным лаконизмом, выразительностью, меткостью поражают русские народные пословицы. Что же такое «пословица»?
(Это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.)
(Это самый мудрый фольклорный жанр.)
(Мудрость - высказанная в короткой лаконичной форме.)
Народные пословицы – это не что иное, как сжатые небольшие поэтические произведения ( басня, сказка, комедия). В самом деле - чем не басня?
- Пожалел волк кобылу: оставил хвост и гриву.
- Звал волк овцу в кумы – не пошла.
А разве пословицы не похожи на сказку?
- Жил – был молодец: дома не видал веселья, ушел на чужбину – заплакал.
Пословица любопытна, ее интересует все, что связано с человеком, его деятельностью, с природой. Она все знает и обо всем имеет свое собственное мнение.
- Думал. Думал – жить нельзя, пораздумал – можно.
Иногда пословица превращается в маленькую инсценировку
Выходят два ученика - отнимают книгу друг у друга. Третий подходит и спрашивает:
- Кто из вас грамотный?
- никто, оба безграмотные.
К этой сценке подойдет пословица «Два плешивых за гребень дерутся».
Как на крыльях перелетают пословицы из века в век, от одного поколения к другому. В пословицах русский народ передает детям и внукам свои заветные правила жизни, учит их уму - разуму. Пословицы живут и сегодня в разговорах, в книгах. Они украшают нашу жизнь, делают ее живой и остроумной.
- Конкурс красноречия.
Послушайте, как состязаются команды в красноречии с помощью пословиц. Одна команда говорит свою пословицу – другая команда отвечает пословицей. Кто называет пословицу последним, тот и победил. Готовы? Начали!
- Бейся и на победу надейся.
- Не копьем побеждают, а умом.
- Опасение- половина спасения.
- Берегись бед, пока их нет.
- Осторожность- мать безопасности.
- Больше верь своим очам, нежели чужим речам.
- Хвастать – не косить, спина не болит.
- Глаза боятся – руки делают.
(дальше дети называют пословицы)
- Конкурс «Расскажи пословицу жестами»
Ну, а теперь попытайтесь рассказать пословицу без слов – одними жестами. Каждый ряд получает пословицу. На подготовку вам дается 3 мин. В этом конкурсе нужна сообразительность, смекалка, артистизм.
Вы готовы? Одна команда показывает пословицу, другая отгадывает и называет эту пословицу.
(Семь раз отмерь, один раз отрежь.) (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.)
Замечательно справились с заданием все участники.
- Игра – кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»
Праздник продолжается . Следующую игру начинает команда, которая победила в предыдущем конкурсе. Команда говорит часть пословицы или поговорки, а другая команда ее продолжает. Если команда не ответила, то право ответа переходит другой команде.
Не спеши языком… спеши делом.
Что посеешь … то и пожнешь.
Сам пропадай… а товарища выручай.
С кем поведешься… от того и наберешься.
В гостях хорошо… а дома лучше.
Готовь сани летом… а телегу зимой.
Сколько волка не корми… он все равно в лес смотрит.
Чем дальше в лес… тем больше дров.
А теперь ответьте на мои вопросы.
Какую дружбу топором не вырубишь? (крепкую)
Какая книга лучший друг? (умная)
Какой зверь далеко бежит? (трусливый)
Какое слово, что весенний день? (ласковое)
За какую спину не спрячешься? (чужую?)
- Назови пословицу по предмету (можно использовать картинки с предметами).
Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы звать пословицу по предмету? Будьте внимательны!
ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду.) (Один с сошкой, семеро с ложкой.)
КНИГА (С книгой жить – век не тужить.)
ИГОЛКА (Куда иголка – туда и нитка.)
ШИЛО (Шило в мешке не утаишь.)
ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает.)
КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течет.)
ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором.)
Молодцы! И с этим заданием вы справились!
Теперь я читаю текст, вы называете пословицу, которая к нему подходит. «Мальчик сделал скворечник самый первый и стал приделывать его к дереву. Но пока приделывал, крыша отвалилась, а сам скворечник завалился на бок. Птицы полетали, полетали и прочь улетели.»
Какая пословица могла бы подойти к этому рассказу. (Поспешишь - людей насмешишь)
- Конкурс «Замени пословицу»
У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица. Предлагаю вам к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.
- Не ищи колбасу в собачьей конуре. (Немецкая пословица)
Ищи ветра в поле.
- У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица)
Язык мой - враг мой.
- Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица)
Кто обжегся на молоке, дует на воду.
- Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец. (Вьетнамская пословица)
Тише едешь - дальше будешь.
- Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица)
- Язык до Киева доведет.
- Вспомни пословицы, в которых упоминаются числа.
(2) - Ум хорошо, а два лучше.
Старый друг, лучше новых двух.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
(7) - У семи нянек, дитя без глазу.
Семь раз отмерь- один отрежь.
Семеро, одного не ждут.
(100) - Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
(1) - Один за всех и все за одного.
За одного битого, двух не битых дают.
- Подведение итогов.
Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь. Мы не знаем, как возникла та или иная пословица, но знаем, что возникли они давно, острое слово прочно вошло в нашу речь. И сегодня существуют пословицы и поговорки на все случаи жизни. Они помогают нам стать лучше, учат нас ценить время, труд, мир, дружбу, любовь. Они метко дают оценку поступкам человека.
- Рождает зверь зверя, рождает птица птицу. От доброго - добро, от злого - зло родиться.
- Когда нам ясно: человек – подлец, не все ль равно, кто у него отец.
- Хоть и открыты двери в дом, но погоди. Сначала постучи, а лишь потом входи.
- Слишком хитроумная лиса попадет в ловушку – дохитрится.
- Не делай зло, а то на зло нарвешься. Не рой другому яму – сам попадешься.
Прекрасны пословицы и поговорки! Наш долг - беречь этот мудрый и чистый родник. Читайте жанры устного народного творчества! Уважайте мудрость отцов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературному чтению 4 класс "История рождения книги"
На внеклассном мероприятии в увлекательной форме рассказывается об истории рождения книги. В конце помещён кроссворд, позволяющий закрепить знания....
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Тема: знакомство с творчеством Дж.Р.Р.Толкина.
В материале дана разработка урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления. Урок направлен на получение новых знаний и формирование УУД...
Внеклассное мероприятие по литературному чтению 4 класс "Суд над Бабой Ягой"
мероприятие правового и правозащитного характерадля обучающихся 1-4 классов...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».
Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».Цель: Продолжить знакомство с произведениями раздела «Как хорошо у...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Писатели России 19 века"
Урок -обощения по поризведениям и биографии Жуковского, Крылова, Лермонтова и Пушкина, метапредметные связи с уроком ИЗО, Работа в группах, получен реальный продукт....
Внеклассное мероприятие по литературному чтению 2 класс. В ГОСТЯХ У РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
ЦЕЛИ: познакомить с понятием - устное народное творчество, расширить знания о русских народных сказках, вспомнить известные детям сказки и познакомить с неизвестными;Формировать и р...