Проект на тему: " Животные нашего края"
проект

Проект на тему: "Животные нашего края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhivotnye_nashego_kraya.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Животные нашего края»

Срок реализации проекта: с 02.09.2019г. по 29.11.2019г.

2. Актуальность. Дети дошкольного возраста по своей природе - пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Академик К.Е. Тимирязев сказал: «Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». В этом заключается актуальность темы детского экспериментирования.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача - удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Именно поэтому экологическое  воспитание, в основе которого лежит оказание помощи ребенку в осознании себя как части природы, пробуждении у него стремления к пониманию, преобразованию, сохранению окружающей природы в дошкольном образовательном учреждении наиболее актуальны.

Работа по экологическому образованию направлена на накопление у детей знаний в процессе общения с природой в непринужденной атмосфере творчества, игре, радостных открытиях, способствующих ознакомлению детей с животным миром, со взаимосвязями в природе, формированию представлений об экологически сообразном поведении в природе.

Таким образом, актуальность обусловлена выбором экспериментальной деятельности как эффективным средством формирования познавательной активности дошкольника при ознакомлении детей с животным миром.

Новизна данного проекта заключается в реализации задач воспитания гуманного взаимодействия с природой на примере гармоничного существования человека в природе, местной Югорской культуры, развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность с объектами живой природы.

Проблема.

Характеризуя особенности представлений дошкольников о животном мире, следует сказать, что их знания не всегда бывают конкретны, зачастую они носят общий или неопределенный характер: дети недостаточно понимают или имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а так же о приспособлении животных к условиям жизни и среде обитания; не знают о пользе многих животных.

В связи с этим представляют особый интерес изучение детского экспериментирования - истинно детской деятельности - и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения с учетом следующих факторов:

- тенденция модернизации дошкольного образования;

- недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельностного подхода к детскому экспериментированию и, как следствие, затруднения в практической деятельности воспитателей;

- противоречие между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников.

3.Цель проекта:

-формирование знаний об объектах живой природы ХМАО-Югры через экспериментальную деятельность дошкольников.

4.Задачи проекта:

- Обогащать представления детей о мире природы, способствовать дальнейшему его познанию через исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

- Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

- Вовлекать родителей в совместную работу по экологическому воспитанию детей.

5.Целевая группа:

  • воспитатели группы;
  • дети от 3 до 5лет;
  • родители воспитанников.

6.Планируемые этапы достижения цели в рамках проекта :

  а) подготовительный этап

  • беседа: «Что мы знаем? «Что хотим узнать? «Что надо сделать, чтобы это узнать?»;
  • подбор материала;
  • составление плана реализации проекта.

  б) основной этап:

                                       План проведения мероприятий

по реализации проекта

«Животный мир ХМАО-Югры»

Срок

Тема

Название мероприятий на весь период реализации проекта

(деятельность детей и педагогов)

Деятельность родителей

сентябрь

  1.Бобр.

Объем сведений и представлений объединяются в три группы:

а)внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела,
издаваемые звуки, характер движения, питания, размножения).

б)Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни.

в)Приносимая польза.

г)Красная книга ХМАО-Югры.

  • НОД: «Обобщение понятия «лес», «Кто живет в таежном лесу?».
  • Познавательные беседы: «Правила поведения в лесу», «Куда улетают птицы?».
  • Экспериментальная деятельность. «Как звери меняют шубку?» (проект); «Зачем утке и лягушке такие лапки?» (исследование); «Как устроены перья у птиц?»(с использованием моделей).
  • Наблюдения:за насекомыми, за паутиной, за птицами.
  • Знакомство с художественной литературой. Е. Чарушин «Про зайчат», «Воробей», русская народная сказка  «Лисичка со скалочкой», В. Золотов «Лесная мозайка» (рассказы о диких зверях).
  • Рассматривание иллюстраций о животных и птицах ХМАО-Югры.
  • Дидактические игры: «Заселим таежный лес», «Зайка беленький сидит», «Кто в домике живет?».
  • Подвижные игры:  «Лиса и цыплята»,  «Медведь и добрые зайчата»,  «Воробышки и кот», «У медведя во бору».
  • Подготовка альбомов: «Животные ХМАО-Югры», «Птицы ХМАО-Югры».
  • Консультации для родителей: «Научите ребенка беречь и охранять родную природу», «Ребенок открывает мир природы».
  • Презентации «Сезонные изменения в природе Югры».

октябрь

2.Медведь.

Объем сведений и представлений объединяются в три группы:

а)внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела,
издаваемые звуки, характер движения, питания, размножения).

б)Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни.

в)Приносимая польза.

г)Красная книга ХМАО-Югры.

  • НОД: «Как звери в тайге к зиме готовятся», «Как помочь птицам зимой?».
  • Познавательные беседы: «Изменения в жизни животных Югры», «Птицы на кормушке».
  • Экспериментальная деятельность: «Почему птицы могут летать?» (обследование), «Зачем зайчику другая шубка?», «Кто улетит, кто останется?».
  • Наблюдения: за поведением и повадками птиц; за отлетом птиц; за погодой.
  • Знакомство с художественной литературой: русская народная сказка «Лиса и журавль», Е. Чарушин «Страшный рассказ», Е. Благинина «Улетают, улетают..». Загадывание загадок про животных и птиц ХМАО-Югры.
  • Дидактические игры:  «Кто позвал?», «Четвертый лишний», «Кто прилетел на кормушку», «Угадай, чей хвост».
  • Подвижные игры: «Совушка»,  «Полярная сова и евражки», «Птички и кошка».

Изготовление:

  • Кормушек для птиц.
  • Фотоматериалов для альбомов «Богатство тайги», «Кто хозяин в тайге?».
  • Фотогазеты «Чем богат наш край Югорский», «Природа Югры».

ноябрь

3.Лось.

Объем сведений и представлений объединяются в три группы:

а)внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела,
издаваемые звуки, характер движения, питания, размножения).

б)Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни.

в) Приносимая польза.

г)Красная книга ХМАО-Югры.

  • НОД: «Для чего нужна Красная книга?»
  • Познавательные беседы: «Прогулка в зимний лес»; «Знакомство с Красной книгой ХМАО-Югры», «Стершонок Конда».
  • Экспериментальная деятельность «Почему говорят «как с гуся вода?», «Почему у водоплавающих птиц такой клюв?».
  • Наблюдения: «Следы на дорожках», за птицами (снегири), за живой природой.
  • Ознакомление с художественной литературой: С. Козлова «Зимняя сказка», Е.Чарушин «Волчишко», В. Золотов «Лесная мозайка» (рассказы о диких зверях), И. Токмакова « Как на горке снег, снег..», А. Прокофьев «Снегири».
  • Дидактические игры: «Чьи детки?», «Что за птица?», «Чьи следы?».
  • Изготовление игрушки Стершонка Конда.
  • Просмотр видеоматериалов о стерхах.
  • Подвижные игры: «Птички и кошка», «Перелет птиц», «Лиса в курятнике», «Бездомный заяц»,  «Охотники и зайцы».
  • Итоговое игровое НОД ««Животные нашего края глазами детей».

  • Оформление выставки совместных работ детей и родителей «Животные ХМАО-Югры».
  • Папки-передвижки: «Исследовательская деятельность дошкольников в природе», «Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой»; памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию».

  в) итоговый этап:

  • составление презентации проекта совместно с детьми и родителями;
  • проведение итогового НОД «Животные нашего края глазами детей»;

                                    Ресурсное обеспечение проекта:

      В группе организован центр краеведения, где располагаются: пособия по патриотическому воспитанию; материалы дидактические, демонстрационные и раздаточные по экологическому воспитанию, сюжетные  и предметные картинки, иллюстрации и картины про животных и птиц;  методическая литература по патриотическому, экологическому воспитанию и краеведению, детская художественная литература по экологическому воспитанию и краеведческого характера.

                                             

                               

                                       Ожидаемый результат:

  1. Дети проявляют познавательную активность
  2. Получают знания и представления о животных ХМАО.
  3. Родители активно участвуют в обогащении знаний детей о животных.
  4. У большинства родителей сформировалась активная позиция в воспитании и образовании своих детей.

                            Перспективы  дальнейшего развития проекта:

  • продолжать работу с детьми группы по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную и проектную деятельность;
  • усовершенствовать предметно-развивающую среду с учетом требований ФГОС ДО;
  • активизировать участие родителей в развитии познавательной активности дошкольников в рамках требований ФГОС ДО;
  • транслировать проект на городском методическом объединении воспитателей ДОУ, в сети интернет.

                                                   

                                                            Литература.

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  2. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью. Средняя группа. ЦГЛ Москва 2004г.
  3. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2012. -426 с.
  4. Горькова, Л.Г. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2007. - 204 с.
  5. Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
  6. Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 104 с.
  7. Золотова, Е.И. накомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы. / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
  8. Марудова, Е.В.  Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2013. – 128 с.
  9. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1. / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 240 с.
  10.  Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2. / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 240 с.
  11.  Развитие познавательно-исследовательских умений у дошкольников. Авторы-составитель: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева Л.М. Кларина, З.А. Серова – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.
  12.  Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образование, СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 78 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Животные нашего края"

В презентации размещены многие животные Владимирского края, краткое их описание....

Дикие животные нашего края.

Животные занесённые в красную книгу Кузбасса...

Методическая разработка работы с младшими школьниками над проектом по теме "Животные, которые нуждаются в нашей помощи! (Animals need our help!)"

В данной разработке представлена поэтапная работа с учениками 4 класса над проектом "Animals need our help!"...

Презентация проекта на тему "Деревья нашего края"

Данный проект охватывает тему «Что это за дерево» из раздела окружающего мира «Что и кто».Работа по группам создает ситуацию успеха, формирует положительное отношение к учению.Практическая работа позв...

Урок по теме: "Дикие животные нашего края. Медведь"

Урок по предмету "Мир природы и человека"  Программа: специальных (коррекционных) образовательных учреждений для умственно отсталых детей. Цель урока: закрепление знаний по те...

Проект на тему "Растения нашего края"

Проект на тему : "Растения нашего края"...

СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ГОРДОСТЬ НАШЕГО КРАЯ – ГОРДОСТЬ НАШЕЙ СТРАНЫ» (НА ПРИМЕРЕ КРАЕВЕДЧЕСКО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ)

Тема проекта была сформулирована самими обучающимися в процессе работы  и сохранена без изменения на протяжении всей деятельности.  Выполненный проект полность...