Проект на тему "Растения нашего края"
проект
Проект на тему : "Растения нашего края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rasteniya_nashego_kraya.docx | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему: «Растения нашего края»
Срок реализации проекта: с 02.12.2019г. по 28.02.2019г.
Актуальность.
Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению.
И исследовательская деятельность, бесспорно, это один из самых эффективных путей формирования экологических знаний и умений у дошкольников. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни человеку необходимо не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.
Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
Цель проекта: совершенствовать и систематизировать знания детей о растениях родного края.
Задачи проекта:
-Развивать наблюдательность, любознательность, способность устанавливать причинно-следственные связи.
-Способствовать совершенствованию мыслительных процессов.
-Способствовать расширению словарного запаса, практическому овладению навыками словообразования, овладения сложноподчинёнными предложениями.
-Воспитывать нравственные, эстетические, творческие навыки, патриотические чувства, заботливое, бережное отношение к природе.
-Вовлекать родителей в активный процесс по накоплению материала по данной теме.
Целевая группа:
- воспитатели группы
- дети от 2 до 5лет;
- родители воспитанников.
Планируемые этапы достижения цели в рамках проекта :
а) подготовительный этап
- беседа: «Что мы знаем? «Что хотим узнать? «Что надо сделать, чтобы это узнать?»;
- подбор материала;
- составление плана реализации проекта.
б) основной этап:
План проведения мероприятий
по реализации проекта
«Растения нашего края»
Срок | Тема и цель | Название мероприятий (деятельность детей и педагогов) | Деятельность родителей |
декабрь |
Цель: познакомить детей с особенностями строения растений: деревьев, кустарников, трав, их роста и развития. 2.Растения нашего края. Цель: дать общие сведения о растениях нашего округа, местах их произрастания. | -Беседа «Что такое растение?» -Дидактическая игра «Строение растения» -Беседа «Комнатные растения» -Дидактическая игра «Угадай растение по описанию» -Дидактическая игра «Что сначала, что потом» - Просмотр презентации «Растения нашего края» -Дидактическая игра «Растения тайги» -Рассматривание иллюстраций «Растения нашего города» -Дидактическая игра «С какого дерева листок» -Наблюдения за деревьями на территории нашего сада. -Подбор стихов, пословиц, поговорок. Из данного материала будет составлена папка-передвижка «О растениях в стихах». | -Подготовка альбомов: «Растения нашего края», «Ягоды нашего края». -Консультации для родителей: «Научите ребенка беречь и охранять родную природу», «Ребенок открывает мир природы». -Презентация «Природа ХМАО-Югры». - Родители подбирают и засушивают листья, травы, произрастающие в нашей местности для составления гербария. |
январь | 3. «Роль растений в нашей жизни». Цель: познакомить детей с охранной деятельностью. Дать представления об их необходимости в жизни человека. | -Беседа «Правила поведения на природе» - «Знакомство с Красной книгой» -Дидактическая игра «Человек и природа» -Беседа «Лекарственные растения ХМАО - Югры» -Дидактическая игра «Лекарственные растения нашего округа» | Изготовление: -Книжки –малышки «Ягоды нашего края» -Фотоматериалов для альбомов «Богатство тайги», -Фотогазеты «Чем богат наш край Югорский», «Природа Югры». |
февраль | 4. «Живые растения». Цель: закрепить знания о растениях и растениях ХМАО-Югры. | -Рисование на тему «Растения нашего округа»; -Оформление выставки рисунков «Ягоды нашего округа»; -Оформление альбома «Растения ХМАО-Югры»; -Рисование на тему «Лекарственные растения нашего округа»; -Оформление альбома «Лекарственные растения ХМАО-Югры». |
|
в) итоговый этап:
- составление презентации проекта совместно с детьми и родителями;
- проведение итогового НОД «Растения нашего края глазами детей»;
Ресурсное обеспечение проекта:
-Книги о растениях, наборы открыток и фотографий.
-Уголок природы в группе;
-Дидактические экологические игры;
-Уголок экспериментирования группы;
-Современная, эргономичная, безопасная, развивающая среда, включающая мультимедийные и технические средства, соответствующие современным гигиеническим требованиям для обеспечения образовательного процесса.
Ожидаемый результат:
- Дети проявляют познавательную активность
- Получают знания и представления о растениях ХМАО.
- Родители активно участвуют в обогащении знаний детей о растениях.
- У большинства родителей сформировалась активная позиция в воспитании и образовании своих детей.
Выход на перспективу
Определение задач для нового проекта с использованием материала данного проекта.
Цель: как можно украсить землю растениями.
Задачи:
- Собрать дополнительную информацию.
- Продолжать поддерживать интерес к данной теме.
- Совершенствовать речевые навыки детей при оформлении своих высказываний.
ПРИЛОЖЕНИЯ 1.
Конспект беседы «Что такое растение?»
Растения – это живые существа. Они бывают самыми разными: от крошечных водорослей до огромных деревьев.
Помимо прочего, растения отличаются от животных тем, что сами «делают» себе пищу из воздуха и солнечного света. Животные этого не умеют, поэтому они едят растения или других животных.
Без растений не было бы ни мяса, ни сыра, ни молока – ведь растения основная пища коров.
Для жизни и роста растениям нужны воздух, вода и пища, и они размножаются – то есть воспроизводят себе подобных. Это доказывает, что растения живые, как и мы. Скажем, камни не питаются, не растут и не размножаются, потому что они неживые.
Листья – это «живые заводы» по производству еды. В них содержится клейкое зеленое вещество – хлорофилл. С его помощью растения вырабатывают себе пищу. Она похожа на сладковатый сок и называется живицей. Поступая во все части растения, живица питает его и дает силы для роста.
Весной и летом, когда много света, листья вырабатывают питательные вещества, необходимые растениям для жизни. Осенью растениям уже не хватает света, чтобы сделать достаточно пищи, и они питаются за счет своих «кормовых запасов». А чтобы не тратить их еще и на питание листьев, деревья сбрасывают их осенью – тогда им точно хватит еды на всю зиму.
Образование питательных соков в листьях растений называется фотосинтезом. В это время растение впитывает углекислый газ, содержащийся в воздухе, и отдает кислород.
Хлорофилл, содержащийся в листьях, окрашивает их в зеленый цвет. Но осенью, с наступлением холодов, хлорофилл разрушается, и поэтому листья меняют цвет – желтеют или краснеют.
Деревья, у которых осенью опадают листья, называются лиственными, или листопадными. Иголки у вечнозеленых хвойных растений – это тоже листья, но они небольшие и жесткие и спокойно переживают зиму. Вечнозеленые растения тоже теряют листья, но не все сразу, а постепенно.
А сейчас вам расскажу для чего нужны и что выполняют разные части растения. Корень удерживает растение в земле, всасывает из земли воду и питательные вещества, дышит. Стебель удерживает растение как опора, проводит воду и другие питательные вещества другим частям растения, дышит. Лист улавливает солнечный свет, испаряет влагу, дышит, поглощает азот и выделяет кислород. Цветок - из него появляются семена, из семян вырастает новое растение, дышит. Ребят теперь вы знаете, что растение Живое.
В природе очень много разных растений, и все они по своему приспосабливаются к разным условиям жизни.
Ребята сегодня мы с вами много говорили о растениях их строении, том какие они разные, как по-разному приспосабливаются к разным условиям. Но самое главное, что растения приносят нам огромную пользу, они очищают нам воздух от вредных газов, и там где много растений людям легче дышать. Когда мы сморим нарастания, мы любуемся их красотой, и получать от этого хорошее настроение.
Конспект беседы «Правила поведения на природе»
Каждый раз, выезжая из города на природу, мы надеемся отвлечься от серых будней, увидеть что-нибудь необычное, получить порцию новых приятных впечатлений. Но в реальности отвлечься на сто процентов не удается, так как куда бы мы ни поехали, мы гарантированно встретим следы пребывания своих предшественников: пластиковые бутылки, вытоптанные полянки, обгоревший лес...
Некоторые приспособились не замечать негативных моментов, игнорировать нежелательные элементы в пейзаже. Однако для большинства истинных любителей природы дисгармония, внесенная человеком, не останется незамеченной. Чтобы помочь сохранить существующие ценности мы призываем вас соблюдать и пропагандировать следующие правила поведения на природе.
Даже брошенные банановые и апельсиновые шкурки портят окружающий вид. И будут портить его не менее года. Пластиковая бутылка или банка из-под пива вообще сама не исчезнет. Когда место пустынное и надежды на исчезновение мусора нет, не поленитесь унести с собой чужую бутылку или полиэтиленовый пакет. Не исключено, что вы придете сюда еще раз, и в этом случае будет надежда, что место встретит вас первозданной чистотой.
На часто посещаемых стоянках нынче можно увидеть гору мусора в одном месте. Не уподобляйтесь тем "любителям" природы, которые считают такой способ утилизации мусора в одном месте культурным. Никто его оттуда не уберет. Не вносите свою лепту в уничтожение природы. Забирайте свой мусор с собой и оставляйте посещенное место хотя бы в таком состоянии, в каком оно было до вашего прихода, а еще лучше - прихватите мусор, оставленный до вас. В крайнем случае, его можно сжечь. Сжигание убирает мусор из поля зрения, но надо помнить, что сгоревший пластик приводит к отравлению почвы, воздуха и воды в месте..сжигания.
Будьте осторожны с
огнем.
Если вам пришлось развести костер (обсохнуть или для шашлыка), то не оставляйте его непотушенным. Тщательно залейте его водой перед уходом, чтобы не осталось ни одного тлеющего уголька. В сухую и ветреную погоду с костром надо быть предельно осторожным. Помните - последствия лесного пожара остаются надолго. И место, которое дарило вам радость, будет выглядеть мрачным и неуютным несколько лет.
Не оставляйте следов своего пребывания.
Не надо увековечивать факт своего посещения данного места на скалах, камнях или в коре дерева. Поверьте - за такой "подвиг" добрым слово вас никто не помянет. Получите в свой адрес, хоть и анонимно, много нелестных посланий.
Не рвите цветы, не обдирайте цветущую сирень.
Этим вы наносите вред природе. Особенно в часто посещаемых людьми местах. Каждый считает, что можно взять "чуть-чуть", но результат будет очень плачевный, если это "чуть-чуть" будет проделано несколько тысяч раз. Даже в глухих местах, срывая несколько цветков с лесной полянки, вы лишаете других людей возможности насладиться истинной и полной красотой природы. Так как в природе все гармонично, а вы нарушаете эту гармонию.
Не пытайтесь близко подойти к дикому животному (особенно крупному) или, тем более, преследовать его. Это опасно! Дикие звери стараются избегать людей, но, иногда, люди застают их врасплох. Например, можно нарваться на лося или стаю кабанов, увлеченных процессом еды. Если вы первым заметили животного, то не проявляйте панику - не бегите. Спокойно, без проявления страха, отходите. У большой компании риск неожиданно встретить дикое животное намного ниже, так как большая компания издает больше шума и у зверей больше шансов услышать их заранее и ретироваться. В местах, где заведомо есть звери, надо шуметь специально: привязать колокольчик к рюкзаку, или любые бренчащие железныепредметы котелок, ложку, кружку.
Не стесняйтесь проводить поучительные беседы с детьми и подростками.
Правила поведения на природе (а особенно, правила культурного поведения на природе) сами не выработаются. Они должны быть воспитаны и доказаны личнымпримером.
Получая удовольствие от общения с дикой природой, не наносите ей вреда. Вносите в нее как можно меньше изменений фактом своего существования. Помните о будущем. Вы здесь не в последний раз и от вас зависит то, как будет выглядеть выбранное вами место в следующий раз. Берегите природу!
Конспект беседы «Лекарственные растения ХМАО-Югры»
Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали.
Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли травники.
Им давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе травники брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами. И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья. Из всех лекарств, применяемых в мире, около третьей части составляют лекарства, получаемые из растений.
Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы.
Почему врачи советуют чаще бывать в лесу, гулять по сосновому бору? (В лесу воздух чище, не слышно городского шума, можно послушать голоса леса, запах соснового бора – профилактика против заболеваний верхних дыхательных путей). Растения выделяют фитонциды (губители микробов). Недаром говорят, что в лесу чистый воздух, легче дышится.
Можно в лесу, на дачах встретить и черемуху, которая имеет лекарственное значение. Сильный, несколько опьяняющий аромат цветов, листьев очищают воздух от микробов.
Ребята, назовите лесные и садовые ягоды, которые растут в нашем крае. Вспомните их целительные свойства (ребята вспоминают и рассказывают – о малине, смородине, бруснике, клюкве, чернике, морошке и т.д.)
Ребята на нашей площадке есть еще одно лекарственное растение, которое вы хорошо знаете. Послушайте, я о нем расскажу. Это растение не бывает высоким, стебель у него тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде морковных. Характерный признак этого растения – приятный запах. У него мелкие цветы – желтая серединка, белые лепестки, они как маленькие солнышки выглядывают из травы. Правильно – это ромашка.
– Кто из вас знает, какими лечебными свойствами обладает это растение? (Отвар ромашки применяют при головных болях, используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли.)
Лекарственные травы заготавливают в определенные сроки, вдали от дорог, выпаса скота. Собирая лекарственные растения нельзя забывать о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.
Сейчас я вам расскажу какие лекарственные растения растут в нашем округе.
Брусника обыкновенная
Брусника – маленький, до 25-30 см вечнозеленый кустарничек с ярко- или темно-красными сочными ягодами. Брусника - долгожитель, может жить до 100 – 300 лет. Плодоносить начинает с 10 – 15 лет. Растет в сухих сосняках, по окраинам каменистых россыпей и на гольцах, в осветленных ельниках.
Брусника, как и многие другие ягоды, содержит огромное количество витаминов. В частности, в ней содержатся витамины группы В, аскорбиновая кислота, бета-каротин, витамин Е и другие. Также немало в составе брусничных ягод минеральных веществ, которые так необходимы человеческому организму для нормальной жизнедеятельности. Калий, магний, марганец, кальций, фосфор, медь и железо – вот неполный перечень микроэлементов, которые можно найти в этих удивительных кислых ягодках.
Голубика (гонобобель)
Голубика - листопадный кустарник высотой от 30 см до 1,7 м. Ягоды черно-сизые, с синим налетом. В естественных условиях встречается ряд форм голубики, различающихся размерами кустов, величиной и вкусом ягод. Растет на сфагновых болотах, в заболоченных лесах, на гарях, в горах у краев россыпей.
Ягоды голубики обладают рядом уникальных свойств: защищают от воздействия радиоактивного излучения, укрепляют стенки кровеносных сосудов, нормализуют работу сердца, поддерживают здоровье кишечника и поджелудочной железы, замедляют старение нервных клеток, а значит - головного Листья голубики так же содержатся полезные вещества, но немного в меньшем количестве. В народной медицине отвар веток с листьями пьют при болезнях сердца, отвар листьев - как мягкое слабительное.
При регулярном употреблении ягоды снимают напряжение глаз и способствуют восстановлению зрения.
Сок голубики дают при лихорадке, болезнях желудочно-кишечного тракта, а также для усиления выделения желудочного сока. Ягоды голубики рекомендуются людям, работающим во вредных условиях, так как пектиновые вещества способны связывать и выводить из организма радиоактивные металлы.
Иван-чай (кипрей)
Многолетнее травянистое растение, с мощным ползущим корневищем. Стебель 1-1,5 м, цветы лилово-красные, розовые, собранные на верхушке стебля в длинную кисть. Иван-чай растет по гарям, вырубкам, опушкам, светлым лесам, осушенным болотам, вдоль дорог, насыпей, около поселков, на сухих песчаных местах, галечных отмелях, поднимается в горы на высоты более 2000 м. На вырубках и гарях его можно заготавливать в неограниченном количестве. Кроме того, сейчас это очень активно распространяющийся вид, быстро занимающий новые подходящие места. Запасы иван-чая практически неисчерпаемы и могут достигать нескольких десятков центнеров на гектар.
О нем знали еще на русичи, которые употребляли настой из Иван-чая как напиток и лекарство от различных хворей. Эта невзрачная на вид травка по лечебному воздействию и оздоравливающим свойствам, учитывая неповторимое химическое содержание, многократно превосходит даже морскую капусту.
Выпив Иван-чай после захода солнца, вы даете своему организму шанс подготовиться на оздоровление, на мягкое успокоение сердцебиения, снижение давления артериального и нормализацию общего состояния здоровья. Это состояние ночного «анабиоза» - реальная возможность продлить или увеличить периоды активной жизнедеятельности не менее четверти ее цикла в среднем. А это уж точно немало.
Кедр сибирский
Один из видов рода сосна. Дерево, достигающее 35—44 метров в высоту и 1,8 метра в диаметре ствола. Максимальная продолжительность жизни 800—850 лет.
Кедровое масло – кладезь всевозможных витаминов, микроэлементов, полиненасыщенных жирных кислот, антиоксидантов, является прекрасным средством при ожогах, обморожениях, придает силы. Прием этого масла внутрь способствовал лучшему росту волос, избавлял от ломкости ногтей, помогал при стрессовых условиях работы. Кедровое масло для детей прекрасно нормализует работу кишечника, укрепляет кости, повышает иммунную сопротивляемость организма.
Клюква
Вечнозеленый кустарник с очень тонкими плетевидными ползучими красновато-бурыми стеблями, длиной до 80 см. Если отдельные побеги живут лет до восемнадцати, то возраст всего растения может достигать нескольких сотен лет. Ягода темно-красная, с прочной кожицей, сочная, очень кислая. Ягоды созревают в августе-сентябре и могут сохраняться на растении под снегом до весны. Растет на моховых болотах, в заболоченных лесах, местами образуя зарослевые ковры.
100 г клюквы содержат в себе практически суточную норму для детского организма витаминов С, А, Е и К, около трети суточной нормы витаминов группы В, богата она витамином РР, который принимает главную роль в усваивании витамина С в организме человека. Является ценным источником микроэлементов: калия, фосфора и кальция. В клюква содержит достаточном количестве железо.
Шиповник – кустарник, высотой до 2 м, побеги которого покрыты тонкими игольчатыми шипами. Цветки розовые с тонким ароматом. Плоды красные или оранжевые, продолговатые. Цветет с мая до июля, плоды созревают в августе-сентябре. Растет одиночно или группами на прогалинах и опушках среди кустарников, на склонах и в долинах рек. Живет куст шиповника 25-30 лет, хотя известны случаи, когда в результате обрезки и омоложения растения цветут и плодоносят в течение нескольких десятков лет.
Отвар шиповника для детей способен эффективно снабдить детский организм витаминами, столь необходимыми для сильного иммунитета. Разумеется, не стоит также забывать и о закаливании малыша.
И не нужно бежать в аптеку за синтетическими витаминными препаратами (весьма, кстати, дорогими). Просто старайтесь время от времени бросать в чайник несколько ягод шиповника. Такой чуть кислый чай выпивается детками быстро. Затем ягоды можно по-новому залить кипятком дать настояться. Таким способом можно заваривать шиповник до 3 раз, и нескольких его ягод хватит для всей семьи на сутки, чтобы покрыть потребность в витамине С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект "Зимующие птицы нашего края"
Данный проект был составлен учащимися 3 класса и использовался на уроке "Окружающий мир"...
Проект "Зимующие птицы нашего края"
Проект "Зимующие птицы нашего края" учащихся 2 класса МБОУ "Екатерининская СОШ" Сивинского района Пермского края, руководитель проекта: Мальцева Валентина Семеновна...
Проект "Зимующие птицы нашего края"
Цель работы: изучение образа жизни и поведения птиц зимой...
Проект "Зимующие птицы нашего края"
Проект " Зимующие птицы нашего края"...
Проект "Плодовые деревья нашего края"
Презентация к проекту "Плодовые деревья нашего края"...
Информационно-исследовательский проект "Зимующие птицы нашего края"
Информационно-исследовательский проект для учащихся начальной школы....
ПРОЕКТ "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ"
Проек " Зимующие птицы нашего края" напрвлен на развитие экологического воспитания и образования школьников.Отвечая на воп...