Уроки добра
учебно-методический материал

Ярцева Людмила Николаевна

Задача образовательной организации – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. «Уроки добра» – занятие с элементами игры, имеющее социальное и творческое направление. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, являются оптимальной для достижения этих задач. Обучающихся волнуют нравственные проблемы, но им бывает трудно принять верное решение. «Уроки добра» дают возможность попытаться сохранить лучшее и обеспечить преемственность традиционных, на базе которых можно воспитывать образованного и нравственного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_dobra.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Ярцева Л.Н., воспитатель

Задача образовательной организации – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. «Уроки добра» – занятие с элементами игры, имеющее социальное и творческое направление. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, являются оптимальной для достижения этих задач. Обучающихся волнуют нравственные проблемы, но им бывает трудно принять верное решение. «Уроки добра» дают возможность попытаться сохранить лучшее и обеспечить преемственность традиционных, на базе которых можно воспитывать образованного и нравственного человека.

"Уроки добра"  

Цель: формирование  духовно – нравственных качеств у учащихся.

Задачи:

 - формировать у учащихся понимания понятий  « добра», «зла»; «милосердия»

- воспитывать доброе отношение к окружающим людям;

- развитие готовности учащихся открыто выражать и отстаивать свою позицию.

- развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Ход занятия

Все поют песню «Доброта» (сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученка)

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Припев:

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Припев

Воспитатель:

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по белу свету отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом
Иди, мой друг, всегда иди дорогою Добра.

Просматривая словарь Ожегова, я прочитала: «Добро – все положительное, хорошее, полезное. Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро».

- Что значит быть добрым? Какого человека называют добрым?

- Быть добрым – это значит приносить себя в жертву другим.

- Быть добрым – значит жертвовать своими интересами ради благополучия другого. Ведь недаром Л.Толстой изрек: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»

- Быть добрым – это делиться последним, что у тебя есть.

- Быть добрым – улыбаться людям, хотя в душе тебе очень плохо.

- Быть добрым – любить окружающий мир, приносить пользу людям.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

– Мы сегодня будем говорить о добре, о добрых поступках и делах. Назовите все места на земле, где прячется доброта. (Ответы детей.)

- Ребята, какого человека, по вашему мнению, можно назвать добрым? (Того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).

- Молодцы. Неслучайно говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете смысл этого выражения? (Солнышко всех озаряет своими лучами).

- И что же мы от этих лучей мы ощущаем? (Теплоту).

Сказочное путешествие

– Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие. А помогут нам волшебные бусинки. Я подойду к каждому, и вы выберите ту бусинку, которая вам понравиться. Берите эту бусинку, чтобы вернуться назад (звучит спокойная мелодия).

- А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о том, что доброго, хорошего вы делали в своей жизни. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп, мы терпеливо подождем всех. Спасибо.

1. Станция «Гуси-лебеди».

– Итак, мы с вами очутились в добром мире сказок. Вспомните, что за сказка.

(Дети по иллюстрации узнают сказку “Гуси-лебеди”.)

– Что там происходит? Почему Печка, Яблонька, Речка не ответили Маше на ее вопрос, когда она обратилась к ним в первый раз? А почему потом они помогли ей? (Она была ласкова и приветлива, оценила их труд. Им стало приятно, что девочка так себя повела, и они тоже ответили на ее просьбу).

2. Станция «Плакатная».

– Посмотрите на плакат, на слова М. Пришвина “Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека”.

– Как вы понимаете эти слова?

3.Станция «Белка и волк».

– Добро начинается с любви к живому. Любовь и доброта согревают, как солнце.

– Послушайте отрывок из сказки Л.Толстого “Белка и волк“, в которой автор очень хорошо и убедительно рассказал о добре и зле. Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

 Пусти меня.

Волк сказал:

 Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы?

Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там наверху, все играете и прыгаете.

Белка сказала:

 Пусти меня прежде на дерево, а оттуда я тебе скажу, а то я боюсь тебя.

– Как вы думаете, чем закончилась сказка? Отпустил ли Волк Белку? Что Белка ответила Волку? (работа в группах).

– Поделитесь с классом, какие мнения прозвучали в группе. (Ответы детей.) 

– Сравните свои варианты продолжения сказки с авторским.

Волк пустил, а Белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Воспитатель. Чем похожи и чем отличаются ваши ответы и ответ белки? Что общего во всех ответах? (Фиксируются ключевые слова.)

радость

помощь

улыбки

счастье

терпимость…

– В чем главная причина хорошей жизни белок? (Хорошо тому, у кого доброе сердце).

4. Станция «Мудрая».

Воспитатель: Мы знаем, как от добрых слов, поступков возникает прекрасное человеческое чувство – доброта. Что такое доброта? Что скрыто за этим словом?

(Высказывания детей.)

Воспитатель: - Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавали из уст в уста.

- Каждой команде выдаются рассыпные пословицы. Из словосочетаний соберите пословицу и, обсудив в группе, расскажете,  в чем заключается смысл этой пословицы.

Доброта – лекарство от многого, и, прежде всего, от всего дурного.

Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и радостной.

Доброта – все хорошее, полезное, нужное.

Доброта – стремление делать добро другим.

Воспитатель: А сейчас, я попросила бы вас вспомнить, какие высказывания о добре, милосердии вы знаете?

Ученик 1: Доброе дело – не забудется.

Ученик 2: Делая добро другим – себе помогаешь.

Ученик 3: Красота на один день – милосердие на век.

Ученик 4: Милосердие всегда кстати.

Сейчас мы с вами говорили о пословицах, которые сочиняет народ.

Оказывается, существуют и авторские высказывание о доброте.

Л.Н. Толстой писал: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».

А У. Эмерсон писал: «Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни».

- Как вы думаете, почему они так говорят о доброте?

5. Станция «Театральная».

Инсценировка стихотворения З. Бядюли «Петрусь»

- Добрые слова – волшебные. А как вы думаете, от чего зависит сила этих слов?

- Сейчас мы посмотрим сценку, а потом попробуем ответить на этот вопрос.

Обещал отцу Петрусь:

Я за вежливость возьмусь,

Буду всех благодарить,

Первым “здравствуй” говорить

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке:

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:

- С добрым утром, дед Федот! –

Дед ругнул его спросонок:

- Убирайся, постреленок!

Вот  Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку:

- Ты куда, Яринка, стой!

Я здороваюсь с тобой! –

Та отпрянула в сторонку –

Как невежлива девчонка!

Нес знакомый стопку книг,

А Петрусь с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи!

- Извините, добрый вечер!

- Ты, – знакомый закричал, –

- И невежа, и нахал!-

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

- Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь? Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?

- Так отчего же зависит сила волшебных слов?

- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.

- Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще.

- Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

6. Станция «Художественная»

– О добрых делах мы можем рассказать не только словами, но и рисунками. (Комментарии к рисункам у выставки).

– Какие чувства ты испытал, когда делал добро?

– Как ты себя чувствовал, когда тебя обижали?

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

Ученик 1:

Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде:
В улыбке доброй и в рассвете,
В мечте и в ласковом привете.

Ученик 2:

По всей земле добра частицы,
Их надо замечать, учиться
И в сердце собирать своем,
Тогда не будет злобы в нем.

Воспитатель: Каждый человек может стать теплым, светлым лучиком для того, кого он согревает своей любовью, добротой, вниманием, терпением. Посоветуйтесь в группах и продолжите фразу: “Добрый человек – это тот, который…”запишите фразу на лучиках (лучики солнца лежат на столах у каждой группы). Защита по 1 человеку от группы. Прикрепляются к солнцу лучики после защиты

В нашем классе стало тепло, хотя за окном -15С°. По классу пробежал теплый, ласковый ветерок, и доброе, согревающее, душу настроение. Давайте улыбнемся и подарим друг другу “Улыбку”. (Звучит песня “Улыбка”.) 

7. Станция «Конечная».

Воспитатель: Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были солнышками для своих родных людей, которые вас окружают, чтобы как можно чаще вы дарили им свет и тепло, как делает это большое солнце.

Воспитатель: - Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Она очень нужна вам, вашим друзьям, близким вам людям и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревают как.

В конце  каждый рисует “Дерево доброты”. На дереве должно быть столько плодов, сколько добрых дел вы уже сделали в своей жизни.

 Воспитатель:

Мы с вами сегодня поговорили о добре, о доброте. Спасибо всем за активное участие. участие. Закончим его песней о доброте, с которой и начался наш разговор.

Я хочу, чтоб все смеялись,

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились радостные сны,

Чтобы утро добрым было,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире больше не было войны.

Мир! Мир! Свет!

Мир – это радость, это дружеский привет

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Воспитатель: В память о нашем мероприятии примите  памятку доброты:

« Жизнь дана на добрые дела»

«Пока человек творит добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью» (Франсуа де Ларошфуко)

«Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый час. Чтобы своим существованием облегчать людям жизнь» (А.Лиханов)

«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» (Платон)

«Хочешь жить для себя, живи для других» (Сенека)

«Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив себялюбец, эгоист - несчастлив» (И. С. Тургенев)

«Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы быть хорошими людьми» (Аристотель)

«Добродетель есть особый строй души, позволяющий сохранить достоинства в отношении себя и других» (М. Финичи)

«Любовь к родителям – основа добродетели» (Н. Радищев)

«Вежливость – первая и самая приятная добродетель» (Г. Гейне)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок №5 Тема урока: Добро и зло (урок первый).

Конспект урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...

Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Добро и зло». 4 класс

Цели и задачи:1.     познакомить с понятиями «добро и зло»;2.     воспитывать нравственные чувства и этическое сознание....

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»

Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

«УРОК ДОБРА» (урок для обучающихся 2 класса)

Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре ...

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. Уроки добра Э. Э Мошковская «Дедушка Дерево»

Методическая разработка урока литературного чтения  во 2 классе в виде технологической карты...