Формы воспитания
учебно-методический материал

Ярцева Людмила Николаевна

Формы воспитания - это варианты организации конкретного
воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются
цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_vospitaniya.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Ярцева Л.Н., воспитатель

Формы воспитания - это варианты организации конкретного
воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются
цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы
воспитания.

Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять
этим процессом, строить его на основе уважения личности,
признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен
опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя
их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе
научных принципов в зависимости от следующих признаков:

  1. от цели воспитания;
  2. от содержания и направленности воспитательных задач;
  3. от возраста учащихся;
  4. от уровня их воспитанности и личного социального опыта;
  5. от особенностей детского коллектива и его традиций;
  6. от особенностей и традиций региона;
  7. от технических и материальных возможностей школы;
  8. от уровня профессионализма учителя.

Форм воспитательной работы существует огромное множество.
Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда
будет неполным. Поэтому возникает вопрос, как ориентироваться
во всем этом многообразии.

Есть лишь один эффективный путь - это классификация.
Классификация форм.

Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов,
которые различаются между собой по определенным признакам.
Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из
которых имеет бесконечное множество различных вариаций
конкретных форм.

Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они
различаются по следующим признакам: по целевой
направленности, по позиции участников воспитательного процесса,
по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе,
организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью
непосредственного воспитательного воздействия на них.

Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция
детей и организаторская роль взрослых или старших
воспитанников.

Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии,
культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Как определенный тип формы работы мероприятие можно
выбирать:

когда нужно решить просветительские задачи;

когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной
работы, требующей высокой компетентности;

когда организаторские функции слишком сложны для детей;

когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;

когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их
физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию
дисциплины и порядка.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и
организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в
том числе и самим себе.

Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей;
их участие в организаторской деятельности; общественно значимая
направленность содержания; самодеятельный характер и
опосредованное педагогическое руководство.

Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки,
фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады,
вечера, а также другие формы коллеетивных творческих дел.

По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:

• дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-

либо орган или даже кто-то персонально;
- творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским
творчеством какой-либо части коллектива, которая

задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;

• коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:

предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;

обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлекгивных связей и отношений;

эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.

Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как "перерождение форм" из одного типа в другой при их реализации.

Переход форм из одного вида в другой "по лесенке"
МЕРОПРИЯТИЯ -
ИГРЫ -
ДЕЛА

наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных
возможностей форм. Переход в обратном направлении
неблагоприятен и нежелателен.

Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно
каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по
каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые из них.

По времени подготовки и проведения:

  1. экспромт;
  2. относительно длительная предварительная подготовка.
    По способу организации:
  1. организуемые одним человеком;
  2. организуемые группой участников;
  3. организуемые коллективно.

По характеру включения в деятельность:

1. обязательное участие;
2.добровольное участие.

По взаимодеиствию коллектива с другими коллективами и

людьми:

 1.открытые (для других, совместно с другими),

2.        закрытые (для своего коллектива).

По методам воспитания:

1. словесные (конференции);
2. практические (походы);

3.        наглядные (выставки).

По  направлению воспитательной работы или видам

деятельности:

  1. организация познавательно-развивающей деятельности;
  2. нравственное воспитание;
  3. эстетическое воспитание;
  4. физическое воспитание.

Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы
позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно
выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их
достоинства и недостатки.

В заключение можно сделать следующий вывод.

всe типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и
каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания, каждому
типу
 форм присущи свои специфические воспитательные
возможности, и они должны быть полностью реализованы,
воспитательный процесс - это объективно сложное и
разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная
деятельность может быть организована только путем комплексного
использования различных
 форм организации педагогического
процесса.

Методы воспитания.

  1. Определение.
  2. Классификация.
  3. Функции.
  4. Выбор методов.
  1. Содержание и условие эффективности.
  2. Комплексный подход

метооы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями.

Путь достижения цели, способ действия на воспитанника:

1. воздействие
2. противодействие
3. содействие

4        взаимодеиствие.

метод также может быть определен как способ управления

деятельностью в процессе которого осуществляется

самореализация и развитие личности, методы надо отличать от

средств ото предметы материальной и духовной культуры, которые

Категория Методы воспитания - это конкретные пути

воздействия на сознание, чувства, поведение детей
для решения педагогических задач и достижения
цели воспитания в процессе взаимодействия детей
с педагогом и миром.

Назначение Формирование социально - ценностных отношений субъекта, его образа жизни.

Функции метода

используются при решении педагогических задач) и приемов (это
индивидуальное, педагогически оформленное действие педагога,
направленное на сознание, чувства, поведение для решения
педагогических задач). Метод реализуется через деятельность,
средством - вне ее (газета, кино).

Классификация методов:

Щукина - по направленности;

Ильина - по характеру и результату;

Караковский - шесть групп методов:

1. воспитание словом

  1. воспитание делом
  2. воспитание ситуацией
  3. воспитание игрой
  4. воспитание общением
  5. воспитание отношениями

Функционально - сущностный подход к методам воспитания.

Формирование

Формирование

Формирование

убеждений,

опыта

оценки и само

понятий,

поведения,

оценки,

суждений,

организация

стимулирование

предъявление

деятельности

через:

ребенку мира

через:

1 .наглядно-

через:

1 .наглядно-

практические

1 .наглядно-

практические

формы -

прак-тические

формы -

поощрение,

формы -

упражнение,

наказание и

пример, показ;

приучение,

словесные

2.словесные

игра,

формы.

формы

воспитывающие

2.практические

сообщение,

ситуации.

формы -

Убеждение на
собственном

воспитания    опыте,

импровизация
на свободную
или заданную
тему,

товарищеский
спор,

столкновение

противоречивых      доверия.
суждений.

Результат Устройство и преобразование собственной
жизни, самореализация и развитие
личности.

лекция, беседа,

внушение,

просьба.

Сущность Духовная

2. словесные
формы -
требование,
приказ, совет,
рекомендации.

Проживание

деятельность по       социально-

осмыслению жизни,

формирование нравственной позиции субъекта.

Некоторые приемы

ценностных отношений, предметная деятельность и общение. Приобретение навыков и привычек.

Организация

групповой

деятельности,

товарищеское

поручение,

творческая

игра, косвенное

требование:

совет, просьба,

выражение

соревнование, субъективно- прагматический метод.

Развитие

мотивации,

осознанных

побуждений,

стимулирования,

анализа, оценки

и коррекции.

Творческое

соревнование,

конкурс,

напоминание,

контроль,

осуждение,

похвала,

награда,

наказание,

подражание

чему - либо

стоящему.

Методы воспитания иногда определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения цели. В структуре метода всегда есть приемы и средства (так слово - средство, а реплика, замечание, сравнение - приемы). Нет плохих и хороших методов, везде и всегда учитываются условия их применения. Рассмотрим общие факторы, определяющие выбор методов воспитания :

1.        Цели и задачи.

2.        Содержание воспитания.

3.        Возрастные особенности. Это и социальный уровень, и уровень развития психологических и нравственных качеств (пример: методы подходящие первому классу - не подходят десятому).

  1. Уровень сформированности коллектива.
  2. Индивидуальные и личностные особенности воспитанника.
    Гуманный воспитатель будет стремиться применить такие
    методы, которые дают возможность каждой личности развить
    свои способности, реализовать свое "Я".
  3. Средства воспитания - это весь мир. Педагогическая техника:
    речь, мимика, движение. Средства массовой информации,
    наглядные пособия, произведения искусства. (Например:
    отсутствие наглядных пособий заставляет учителя
    корректировать методы, обходиться, чем есть).
  4. Уровень педагогической квалификации.
  5. время воспитания. (Когда времени мало, а цели большие
    применяются сильнодействующие методы)
  6. Ожидаемые последствия.

Общий принцип выбора методов - гуманный подход к ребенку.
методы воспитания проявляют свое содержание через:

1. непосредственное влияние на воспитанника (пример,
требование, приучение)

2. Создание условии и ситуации, которые вынуждают
   воспитанника изменить свое отношение, позицию.

  1. Создание общественного мнения.
  2. Общение, деятельность организованные воспитателем

5.  Процессы передачи информации в целях образования, а

затем самообоазования.

  1. Погружение в мир искусства и творчества.

В  заключении можно сделать вывод:

на самом деле выбор методов жестко детерминирован, так как он
глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает
причины, по которым он использует те или иные методы, чем
 лучше
знает специфику самих методов и условия их применения, тем
правильнее он намечает
 пути воспитания, выбирает наиболее
эффективные методы.

Воспитателям нельзя забывать, что мы всегда имеем дело с

Цельной  системой методов, и никогда никакое вырванное из
системы отдельное средство не принесет успexa. Поэтому
 в жизнии,

на практике один методили прием всегда дополняет, развивает или

поправляет и уточняет другой, следовательно, нужен комплексный,

системный, конструктивный подход к применению методов
воспитания для эффективности воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение как одна из форм воспитания младшего школьника во внеурочное время

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных ...

Формы воспитания в начальной школе.

Формы воспитания в начальной школе....

Доклад на тему"Система традиционных и инновационных средств и форм воспитания"

Доклад на тему"Система традиционных и инновационных средств и форм воспитания"...

Формирование навыков правовой культуры через различные формы воспитания.

Выступление по обмну опытом на методическом объединении....

Активные методы и формы воспитания в начальной школе.

В данном материале изложены примеры активных методов и форм воспитания, которые могут использовать на своих занятиях как воспитатели ГПД, так и учителя начальных классов....

Классный час как одна из форм воспитания в школе

Статья содержит основные функции классного часа, его эффективность проведения....

Сопричастность как форма воспитания гражданской позиции у школьников в условиях проведения специальной военной операции.

Целью данной работы является хронологическая фиксация отношения школьников и их родителей к специальной военной операции. Необходимо отметить, что сначала все описываемые мероприятия проводились на ур...