Внеурочная деятельность в начальных классах как фактор развития обучающихся
статья
Создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора - цель внеурочной деятельности. Подобная деятельность способствует гармоничному развитию школьников, даёт возможность применить им свои знания в реальной жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Аннинская средняя общеобразовательная школа №6
Зуева Екатерина Анатольевна, учитель начальных классов
Внеурочная деятельность в начальных классах как фактор развития обучающихся.
Поступление в школу ребенка знаменует не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень, но и возникновение новых условий для личностного роста. Основой формирования личности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствии со своей шкалой ценностей.
Содержание деятельности уч-ся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора.
Если предметные результаты достигаются в основном при изучении предметных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, т.к. ученик выбирает ее исходя из интересов, мотивов.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями и родителями, представителями различных организаций, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
В моём классе сформировалась следующая модель внеурочной деятельности.
Общеинтеллектуальное направление:
- Проведение внеклассных мероприятий по предметам
- Конкурсы чтецов
- Предметные олимпиады
- Международные конкурсы («Русский медвежонок»)
- Познавательные игры, конкурсы,
- Объединение дополнительного образования «Умники и умницы», «Познавашки», «Занимательная грамматика», «Зелёный мир».
Творческое направление:
- проведения праздников,
- разнообразных викторин и конкурсов,
- акций,
- творческих мастерских – «Бумагопластика»,
- организация проектной деятельности
- совместная творческая деятельность (родители + дети).
Центры внешкольной работы: спортивная школа, ДДТ, СЮТ.
Организация взаимодействия в творческом направлении способствует формированию социальной компетентности школьников, развивая её коммуникативную, эмоциональную, поведенческую и мотивационную сферы, способствует становлению нравственных качеств личности.
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:
– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
Спортивно-оздоровительное направление:
- проведение спортивных соревнований и игр, Веселые старты,
- тренировки в спортивных секциях
- объединение «Светофорик».
Туристско- краеведческая деятельность:
- экскурсии
- туристические поездки
- краеведческий кружок
В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов, почетных кубков по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания: «За лучшую успеваемость», «За примерное поведение», «Ученик года», «Супердежурный». Активные родители отмечаются грамотами и благодарностями. Все достижения детей в различных областях деятельности накапливаются в портфолио.
Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни, а значит, развивает предметные и метапредметные результаты. Такая организация внеурочной деятельности школьников позволяет решить одну из главных педагогических задач - воспитание социально адаптированной личности, действующей в интересах общества, создать среду для реализации интересов и потребностей учащихся, активизировать их социокультурный опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАУЧНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
В рамках реализации целей и задач ФГОС второго поколения внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...
Методические рекомендации "Развитие познавательного интереса и творческой активности на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах с применением информационно-коммуникационных технологий".
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позв...
Проектная внеурочная деятельность учащихся начальной школы как условие развития их творческих способностей.
ПРОГРАММА по самообразованию...
Методический проект: «Развитие саморегуляции через внеурочную деятельность в начальных классах»
Методический проект:«Развитие саморегуляции через внеурочную деятельность в начальных классах»...
Проектная внеурочная деятельность учащихся начальной школы как условие развития их творческих способностей.
Основными задачами своей работы считаю формирование у младших школьников системы опорных знаний и универсальных учебных действий, необходимых для продолжения образования на следующем уровне обучения ч...