«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАУЧНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
статья (2 класс) на тему
В рамках реализации целей и задач ФГОС второго поколения внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_reymkhem.v.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАУЧНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Реймхе М.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8,город Новый Уренгой
В рамках реализации целей и задач ФГОС второго поколения внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществляется воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.
Л.В.Занков придавал огромное значение внеурочной деятельности детей, указывая, что «внеклассная работа в самой школе, в данном детском коллективе очень существенна. Она способствует еще большему сближению детей между собой, детей с учительницей. Создаются еще более благоприятные условия к тому, чтобы школа стала вторым домом для учащихся, чтобы у них росла любовь и привязанность к школе.»[3]
В сентябре мой класс начал работать по программе внеурочной деятельности «Зеленая планета».
Данный курс вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы. Программа соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Формирование образа Земли как уникального природного дома человека, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом - важнейшая задача курса. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой» и познание детьми окружающего мира не должно ограничиваться рамками урока. Вот почему важно, чтобы работа с детьми начатая на уроках, продолжалась и после их окончания, во внеурочной деятельности. Очень важно, чтобы работа поддерживалась родителями.
Данная программа позволяет оптимизировать процесс воспитания и социализации младших школьников, создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время, формирования познавательных интересов.
Реализация данной программы предполагает разнообразие методов и форм совместной деятельности детей и взрослых:
Организация экскурсий;
Выставка рисунков, поделок;
Беседы, викторины;
Проектная деятельность;
Групповая форма;
Социальная практика.
Эти формы способствуют формированию общеучебных компетентностей: коммуникативной, социальной, информационной.
В результате освоения содержания курса у детей формируются универсальные учебные действия: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные.
Кроме теоретических занятий, была организована и практическая деятельность.
Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является социо-культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения, совместной социально- значимой деятельности, способствует развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, со взрослыми, в процессе которых ребенок усваивает социальный опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Появление в условиях Крайнего Севера в школе огорода – настоящее маленькое чудо. За окнами трескучий мороз, а у нас на столе свежие овощи! Большую помощь в его создании приняли родители учащихся: они завезли почву, семена растений, приобрели инструментарий, форму.
Воспитанники посадили семена редиса, укропа, петрушки, салата, лука. Каково же было их удивление, когда через неделю семена дали всходы. Маленькие огородники завели «Дневники наблюдений», в которые вносили изменения, происходящие с растениями; фотографировали всходы, готовили устные сообщения. Особенно мальчикам и девочкам понравилось создавать презентации, которые знакомили нас с происхождением, ростом, вкусовыми качествами растений. Оказывается, как много тайн еще не открыто ими в, казалось бы, самых обыкновенных растениях!
Ребятишки начали уже строить планы дальнейшей деятельности: посадка, моркови, картофеля, помидоров. Они стали мечтать о том дне, когда снимут первый урожай, приготовят своими руками замечательные салаты, которые с удовольствием отведают друзья, одноклассники, родители. Ведь ничего нет дороже, сделанного собственными руками!
Прошёл месяц. И вот, наконец, настал день сбора первого урожая. Перед нами открылась чудесная картина: зеленый лук располагался стройными рядами. Дети не могли сразу и разглядеть ту луковицу, которую каждый из них посадил. Осторожно, не касаясь земли, ребятишки срывали луковые перья, с гордостью мне их демонстрировали.
Сняв первый урожай, мы отправились в столовую. Ребята поделились своими успехами с поварами, которые помогли им ощутить вкус первых побед: в каждое блюдо они добавили мелко порезанный лучок. Именно сегодня для каждого ребенка блюдо оказалось просто необыкновенно вкусным, многие попросили добавку. А заведующая столовой поблагодарила всех: ведь сегодня второклассники угостили еще и своих сверстников.
Все материальные и духовные богатства, накопленные человечеством на длительном пути исторического развития, созданы в процессе труда - единственного средства развития человеческого общества. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. В труде происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности[1], что соответствует «современному национальному воспитательному идеалу - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»[2]
Литература
1. Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном этапе. Программно-методическое пособие. - Славянск- н/К: ИЦ СФАГПИ,2000.-32с.
2.Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.,Москва «Просвещение»,2009г.
3.Занков Л.В. Избранные педагогические труды.3-е изд.,доп. М.:Дом педагогики,1999.С.122.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Технология тьюторского сопровождения в начальной школе как средство развития познавательного интереса младших школьников"
Основной формой тьюторского сопровождения познавательных интересов младших школьников в учебном процессе можно считать личностную ситуацию....
Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...
Кабинет начальных классов как среда развития интеллектуально - творческих способностей младшего школьника
В данной статье рассказывается о кабинете начальных классов, как среде развивающего обучения....
Внеурочная деятельность в начальных классах как фактор развития обучающихся
Создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора - цель внеурочной деятельности. Подобная деятельность способствует гармоничному развитию школьников, даё...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Развитие проектных навыков у младших школьников»
Актуальность умения учиться для современного человека подчёркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образо...
ВКР "Обучающие компьютерные игры как средство развития учебно-познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка"
Использование информационно-коммуникационных технологий дает неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления. Повышается...
Дипломная работа «Использование информационно-коммуникационных техно-логий на занятиях во внеурочной деятельности как средство формирование познавательного интереса младших школьников»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Дипломная работа...