Доброта против буллинга
консультация (2, 3, 4 класс)
Распространение буллинга в начальной школе набирает обороты.
Для снижения случаев возникновения буллинга в НШДС №13 была проведена беседа среди 2-4 классов на тему "Доброта и милосердие".
Задействовано: 148 учеников, 7 педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bulling.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.
Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:
- словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
- распространении слухов и сплетен;
- бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Что делать с буллингом в школе?
Поэтому важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам.
- Беспричинные боли в животе и груди
- Нежелание идти в школу и плохая успеваемость
- Нервный тик, энурез
- Печальный вид, беспокойство, тревожность
- Нарушенный сон, кошмары
- Длительное подавленное состояние
- Участившиеся простуды и другие заболевания
- Склонность к уединению, нежелание общаться
- Проблемы с аппетитом
- Излишняя уступчивость и осторожность.
Понятие «травля» известно давно, как и само явление, когда один или несколько человек издеваются над другим человеком. Ни для кого не секрет, что нашему обществу остро не хватает доброты и милосердия. В последнее время появились новые понятия: «буллинг», «моббинг», «кибербуллинг». Вы знаете эти термины? Кто сможет объяснить, что они обозначают? (дети высказывают свои предположения)
Давайте разберемся в этом подробнее. О понятиях «буллинг», «моббинг», «кибербуллинг» заговорили в начале прошлого века за рубежом. Первая публикация на эту тему появилась в 1905 году в Англии, и с тех пор изучение и обсуждение проблемы не затихает. Явление характерно не только для школы, но даже и для детей дошкольного возраста.
Травля встречается и среди детей, и среди взрослых. Особенно безжалостной она бывает в подростковых группах. По данным ЮНЕСКО, в России 32% подростков совершают насильственные действия против своих сверстников и около 27% школьников становятся жертвами буллинга. Однако с этим явлением можно встретиться на любом этапе нашей жизни.
Согласно зарубежной статистике, в разных учебных заведениях от 4 до 50% учеников сталкивается с буллингом. Для одних это единичные случаи, для других - постоянная травля.
Российские исследования буллинга в школе, проведенные в 2010 году, показывают, что 22% мальчиков и 21% девочек становятся жертвами травли уже в одиннадцатилетнем возрасте. Для подростков 15 лет эти показатели составляют соответственно 13 и 12%.
Активное участие в буллинге всегда принимают три группы людей:
- жертва
- агрессор
- наблюдатели.
Травля начинается одним человеком, обычно он лидер или неформальный лидер. Наблюдатели, как правило, не испытывают удовольствия от буллинга, но вынуждены или включаться, или молчать из страха, что сами окажутся в роли жертвы. Более смелые из них встают на защиту жертвы.
Жертва оказывается один на один со своими мучителями или мучителем.
Жертвой буллинга или моббинга, его более легкой формы, может стать любой человек или ребенок. Достаточно просто оказаться в более слабой позиции или перейти кому-то дорогу. Но наиболее часто в разряд жертв попадают люди, чем-то отличающиеся от других: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможностями, даже просто характером.
Ребята, как вы можете охарактеризовать жертву буллинга?
Охарактеризовать жертву буллинга.
Выводы
Беззащитность. Если малышей избивают в туалете старшие ребята, и никто не реагирует, издевательства будут продолжаться и дальше. Буллеры поступают мудро: они или выбирают беззащитную жертву, или последовательно уничтожают к ней симпатии окружающих.
Неготовность защищаться. Буллеры в большинстве своем - трусы. Именно поэтому они выбирают для нападок более слабых, тех, кто гарантированно не сможет ответить. Жертва не дает отпор агрессору по нескольким причинам: явному перевесу сил, страху получить в ответ еще большую агрессию или потому, что не хочет быть «плохой».
Низкая самооценка. В голове жертвы прочно сидит недовольство собой или вина. Особенно ярко это проявляется с людьми, у которых действительно имеются те или иные особенности развития: гиперактивность, синдром дефицита внимания, заикание. В зоне риска и ребята, которых не поддерживает семья, где нет доверительных отношений с родными.
Высокая агрессивность. Иногда жертвами становятся дети задиристые, эмоционально и болезненно реагирующие на любое замечание или просьбу. Здесь агрессивность носит реактивный характер и идет от высокой возбудимости и беззащитности.
Как вы думаете, ребята, какими качествами обладают буллеры?
Буллеры обладают следующими качествами:
- неуравновешенность;
- самовлюбленность;
- вспыльчивость;
- импульсивность;
- невыдержанный характер с чрезмерно завышенной самооценкой.
Авторитет у таких людей поднимается не за счет личных достижений, а путем унижения других. Девочки чаще действуют исподтишка, науськивая окружающих. Они нечувствительны к страданиям других и таким образом просто развлекаются. Иногда буллинг для них — это инструмент для борьбы с соперницами. При этом жертва необязательно должна бросать вызов явно. Достаточно быть красивее и успешнее.
Ребята, какие вы можете назвать последствия травли? (Ответы детей)
Последствия буллинга печальны: человек получает огромное количество психических травм, которые неизбежно сказываются на его дальнейшей жизни.
Расстройства. Даже единичный случай буллинга оставляет глубокий эмоциональный шрам. Человек становится агрессивным и тревожным. Они чаще других подвержены депрессиям.
Сложности во взаимоотношениях.
Болезни. Близким результатом буллинга очень часто бывают физические недомогания. Известны случаи, когда у мальчиков от стресса и бессилия начинались серьезные проблемы с сердцем.
Педагог-психолог. А теперь мы с вами поговорим о типах буллинга.
Степень насилия может быть разной. От легкой, словесной до тяжелой, с нанесением физических увечий и доведением до самоубийства.
Типы буллинга (Слайд 6)
Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством.
Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
Кибербуллинг.
Ребята, вам знакомо такое понятие как «кибербуллинг»? (Ответы детей) Обсуждение с детьми.
Кибербуллинг – это вид травли с применением интернет-технологий, включающий оскорбления, угрозы, клевету, компромат и шантаж, с использованием личных сообщений или общественного канала.
Самым большим минусом виртуального пространства является то, что мы общаемся при отсутствии межличностного контакта как такового. То есть не видим человека, соответственно, не можем со 100% уверенностью утверждать, кем он является в действительности. Получается, каждый человек может придумать себе новую жизнь, новое «амплуа», новое поведение. Ведь крайне маловероятно, что правда рано или поздно выяснится. Таким образом, человек не боится, что когда-то ему придется отвечать за поступки, высказывания, действия, поэтому он ведет себя как угодно, как правило, совсем плохо, некорректно.
Цель виртуального террора – нанесение психологического вреда. Невидимым, но очень страшным является кибербуллинг. Чем он опасен, какими грозит последствиями, к сожалению, знают уже многие родители и подростки.
Вот несколько советов, что делать, если ты столкнулся с феноменом кибербуллинга в своей виртуальной практике общения.
1. Не спеши выбрасывать свой негатив в киберпространство. Посоветуйся с взрослыми, прежде чем отвечать на агрессивные сообщения. Постарайся выработать для себя правила: прежде чем писать и отправлять сообщения, следует успокоиться. Помни, кибербуллинг хорошо документируется. Особенностью, позволяющей эффективно бороться с этим явлением, является тот факт, что все действия кибербуллинга оставляют следы в сети, которые могут быть задокументированы и использованы как доказательства.
2. Создавай собственную онлайн-репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности. Хотя киберпространство и предоставляет дополнительные возможности почувствовать свободу и раскованность благодаря анонимности, ты должен знать, что существуют способы узнать, кто стоит за определенным никнеймом. И если некорректные действия в виртуальном пространстве приведут к реальному вреду, все тайное станет рано или поздно явным. Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого — накопленный образ личности в глазах других участников. Запятнать эту репутацию легко, исправить — трудно.
3. Храни подтверждения фактов нападений. Если тебя очень расстроило сообщение, картинка, видео и т.д., следует немедленно обратиться к родителям или другим взрослым, которым ты доверяешь, за советом. Или сохранить и распечатать страницу самостоятельно, чтобы посоветоваться со взрослыми в удобное время.
4. Игнорируй единичный негатив. Единичные оскорбительные сообщения лучше игнорировать, часто кибербуллинг вследствие такого поведения останавливается на начальной стадии.
5. Блокируй агрессоров.
В программах обмена мгновенными сообщениями есть возможность блокировки сообщений с определенных адресов. Пауза в общении часто отбивает у агрессора желание продолжать травлю.
6. Если ты стал очевидцем кибербуллинга, правильным поведением будет:
а) выступить против агрессора, дать ему понять, что его действия оцениваются негативно;
б) поддержать жертву: лично или в публичном виртуальном пространстве предоставить ей эмоциональную поддержку;
в) сообщить взрослым о факте некорректного поведения в киберпространстве.
Не стоит игнорировать агрессивные сообщения. Если письма отправителя систематически содержат угрозы, следует скопировать эти сообщения и обратиться в правоохранительные органы. Если оскорбительная информация размещена на сайте, следует сделать запрос к администратору для ее удаления.
Если ты столкнулся с проявлениями кибербуллинга, направленными на тебя, обязательно расскажи взрослым, которым ты доверяешь.
И в конце рассказ притчи:
Притча «Два друга»
Однажды два друга поспорили, и один из них ударил другого. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой лучший друг дал мне пощёчину». Они продолжали идти, и нашли озеро, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и друг его спас. Когда тонувший пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу, спросил его: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?» Друг ответил: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выбить это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Буллинг или школьная травля.
При формировании коллектива в школе дети сталкиваются с проблемами в общении со сверстниками, старшеклассниками и порой не могут расказать о них взрослым. Как по поведению ребёнка понять, ч...
«Профилактика жестокости в школьной среде. Работа педагога по выявлению школьного буллинга».
Презентация для учителей...
БУЛЛИНГ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.
Буллинг (от английскoгo слoва byllyng, от billy – булли, хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) трактуется как запугивание, физический или психoлогический террoр. И этoт террoр направлен, как пр...
Презентация "Буллинг и агрессия в классе"
Как помочь ученикам и учителю?...
ПРОБЛЕМА БУЛЛИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место принуждение, применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам. Явные проявления насилия могут быть направлены не тол...
Буллинг: справимся вместе
Разработка классного часа ,проведенного в 3 классе...