Рабочая программа по воспитанию и социализации учащихся
рабочая программа (3 класс)

Чемусова Вероника Александровна

Программа воспитательной работы «Мы вместе» рассчитана на четыре года для коллектива учащихся 1  - 4 классов, разработана с учётом физиологических и психологических особенностей учащихся данной возрастной группы, характеристики класса в целом, на основе нормативно – правовой базы, регулирующей деятельность классного руководителя, анализа предыдущей деятельности и традиций школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №65 г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева»

(МАОУ «СОШ №65 г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева»)

_______________________________________________________________________________________

670010,  Республика Бурятия,  г.Улан-Удэ, ул. Гагарина, 26 «а»;  тел./факс:8(3012) 49-82-16; 49-82-15;

          e-mail:school65uu@yandex.ru; сайт: http://maou-6.buryatschool.ru; ИНН/КПП 0323015653/032601001; ОГРН 1020300985968

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

МАОУ «СОШ № 65 г.Улан-Удэ имени Г.С. Асеева»

_________/Л.А. Савельева/

«28» августа 2018г.

          «Утверждено»

          Директор МАОУ «СОШ  № 65»

           __________/ Н.А. Якушевич /

           Приказ № 173

           от «31» августа 2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
воспитанию и социализации учащихся
в 3А классе

Чемусовой Вероники Александровны,

учителя начальных классов (I кв.категории)

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №65 г.Улан-Удэ имени Г.С. Асеева»        

Продолжительность программы: 4 года.

Возраст обучающихся: 7 -10 лет.

г. Улан-Удэ

2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Научить человека быть счастливым — нельзя,

 но воспитать его так,

 чтобы он был счастливым, можно.

Макаренко А.С.

Программа воспитательной работы «Мы вместе» рассчитана на два года для коллектива учащихся 1 - 4 класса, разработана с учётом физиологических и психических особенностей учащихся данной возрастной группы, характеристики класса в целом, на основе нормативно – правовой базы, регулирующей деятельность классного руководителя, анализа предыдущей деятельности и традиций школы.

Детей не нужно воспитывать. Им нужно простое человеческое общение.

Школа остаётся основным социальным институтом, где обеспечивается воспитательный процесс. Дабы  этот процесс сделать целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным, мною разработана данная воспитательная программа.

Данная программа позволит мне максимально развить способности детей, предоставляя им проиграть разные «роли», основанные на опыте предыдущих поколений. И, самое важное, усвоить этот опыт и применять в своей жизни. Так как  младший школьный возраст является  стадией активного накопления социального опыта. Маленький человек к этому периоду уже многого достиг в понимании своего места среди людей. Он ориентируется в семейно-родственных отношениях, познает мир через взаимодействие со сверстниками, изучение природной среды, проявляет себя в этом мире, способен сделать нечто доброе, полезное. Я разделяю точки зрения ученых, психологов, педагогов,  которые считают основой творческого потенциала личности именно младший школьный возраст.

Опыт прошлых лет показывает, что ни одна программа не приносит желаемых результатов, если не используется системный подход в воспитательной деятельности. Именно система позволяет создать условия для проявления, реализации и развития самостоятельности её участников. Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни.  В программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию индивидуальности, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.

Актуальность программы в том, что она формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Программа организует сотрудничество не только обучающихся внутри коллектива, но и с семьёй. Система работы предусматривает участие семьи, как в общих, так и в индивидуальных мероприятиях для родителей.  

Особенностью программы является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов.

Принципы построения воспитательной работы.

1. Принцип открытости.

2. Принцип привлекательности будущего дела.

3. Принцип деятельности.

4. Принцип свободы участия.

5. Принцип обратной связи.

6. Принцип сотворчества.

7. Принцип успешности.

Программа реализуется в четыре этапа:

1 этап (1 класс) – «Познай себя – это интересно!»;

           2 этап (2 класс) – «Сотвори себя – это необходимо!»;

           3 этап (3 класс) – «Утверди себя – это возможно!»;

           4 этап (4 класс) – «Прояви себя – это реально!».

ЦЕЛЕВЫЕ  УСТАНОВКИ

Цели:  

  •       Создание  условий для развития способностей каждого учащегося,        

           формирования духовно богатой, свободной,  физически здоровой, творчески

           мыслящей личности,  способной адаптироваться в новых условиях жизни.

  • Воспитание личности, имеющей активную гражданскую позицию.
  • Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждого ребёнка.

Задачи:

  • Формирование в младшем школьнике чувство коллективизма.
  • Воспитание морально - этических норм поведения.
  • Привитие чувства добра и сострадания.

3 этап (3 класс) – «Утверди себя – это возможно!»

Девиз: Каждый ребенок талантлив, нужно помочь ему проявить свои способности

Цель 1 этапа: Раскрытие и развития индивидуальности каждого ребёнка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. Создание условий для сотрудничества и солидарности между детьми, родителями и классным руководителем.

Задачи:

1. Установление контакта и доверия между классным руководителем и каждым учеником класса через совместные дела, школьные и классные мероприятия;

2. Создание атмосферы товарищества и дружбы в коллективе, через совместные поездки, праздники, дела и мероприятия;

3.Развитие коммуникативных навыков через совместные экскурсии, тематические классные часы, совместно с родителями походы, поездки и мероприятия;

4. Содействовать развитию желания у ребят вносить свой вклад в общее дело.

5. Помочь каждому ребёнку обрести свой образ посредством творческой активности в разрабатываемых и реализуемых проектах и делах классного коллектива.

6. Формирование здорового образа жизни через участие всего класса в школьных кроссах, школьных соревнованиях, днях здоровья и т.д.;

7. Изучение и диагностика личности каждого учащегося, составление социального и психологического портрета класса. Знакомство и установление контакта с родителями учащихся.

8. Повышение собственного уровня профессиональной компетентности (психолого-педагогический аспект), а

так же педагогической компетентности родителей.

4 этап (4 класс) – «Прояви себя – это реально!»

  Девиз: Мы такие разные, но мы вместе!

Цель 2 этапа: формирование детского коллектива с активной жизненной позицией, обладающего общей культурой поведения и общения, сохраняющего индивидуальность и способствующего успешности каждой личности.

Задачи:

1.Формировать эмоционально-ценностного отношение к миру, познанию, окружающим, себе.

2. Создать атмосферу взаимной заинтересованности в работе друг друга.

3. Учить с вниманием относиться друг к другу.

4. Развивать навыки коллективного общения.

5. Формировать потребность к самовыражению через подготовку, участие в коллективных делах;

6.Утверждать позитивное отношение к активной деятельности.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Концептуальные основы программы опираются на идеи, принципы и подходы гуманистической педагогики и психологии.

Принцип личностного подхода - признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребенка;

Принцип деятельного подхода - находясь в классном коллективе, ребенок живет реальной жизнью, отвечающий общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям, наполненной разнообразной деятельностью - общественно- полезной, самодеятельно - творческой. Участие в жизни класса, в различных конкурсах формирует способность к творческому преобразованию окружающего мира, позволяют каждому ребенку найти своё дело по интересам, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.

Принцип вариативности - разнообразие направлений содержания, форм работы. Возможность моделирования программы (её содержания, направлений, временных рамок);

Принцип средового подхода - включает различные варианты взаимодействия ребёнка со средой (семьей, школой, учреждением дополнительного образования и т.д).

Принцип индивидуальной системы роста каждого учащегося;

Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации роботы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития его подопечных.
Программа «Мы вместе» осуществляется через:

-  ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение);                                                                            -  систему дополнительного образования;
-  тесный контакт с родительским коллективом (собрания, индивидуальные беседы, лекции, совместные мероприятия – дети и родители);
-  систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения  (посещение библиотек, посещение музеев города, взаимодействие с социумом;

- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия с социальным педагогом, педагогом- библиотекарем, библиотекарями поселковой библиотеки, учителями – предметниками, членами ДОО, членами школьного самоуправления);

ФОРМЫ РАБОТЫ

  1. Комплексные мероприятия, объединённые единой целью.
  2. Викторины, конкурсы.
  3. КТД.
  4. Анкетирование, диагностики.
  5. Родительские собрания.
  6. Концерты, выставки рисунков. 
  7. Совместные  экскурсии.
  8. Походы.
  9. Классные часы.
  10. Совместные мероприятия с родителями и детьми.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Именно в начальных классах учитель- классный руководитель закладывает азы познания добра и зла, милосердия и сострадания, понятия чувства  долга и правил поведения в классе, школе, на улице и в общественных местах. Здесь ребёнок приобретает первых товарищей, сталкивается с доселе незнакомым понятием – одноклассники. Как воспитать в ребёнке верность дружбе и товариществу, умение жить среди ровесников, ценить дружбу и понимать чувство локтя своих друзей? Для этого необходимо продумать жизнедеятельность классного коллектива. По каким законам будут жить и учиться дети.

Жизнедеятельность нашего классного  коллектива регулируется следующими законами:

  • Будь общителен и доброжелателен с одноклассниками.
  • Не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для учащихся в школе.
  • Помни, что учитель – твой старший наставник, прислушивайся к его просьбам, советам и рекомендациям.
  • Не проявляй грубости, жестокости и несправедливости к своим товарищам или ровесникам.
  • Не совершай сам и постарайся предостеречь ровесников от противоправных действий (мелких краж, хулиганских поступков).
  • Помни – твой одноклассник в любых ситуациях, твой одноклассник и друг.
  • Помогай учителю в организации досуга.
  • Принимай участие в ежедневной уборке класса.
  • Не будь в стороне от интересных дел.
  • Будь ответственным: пообещал – сдержи слово.
  • Ежедневно оказывай посильную помощь одноклассникам в учёбе.
  • Не забывай, что именно в твоём классе учатся самые замечательные ребята! Они хотят дружить с тобой и нуждаются в твоей помощи.

Воспитательная работа программы «Мы вместе» строится по                               шести  направлениям:

1. Доброта спасёт мир;

2. С чего начинается Родина;

3. Труд есть жизнь человека;

4. В здоровом теле – здоровый дух;

5. Земля – наш общий дом;

6. Мир прекрасного.

В каждом направлении определены основные цели и задачи, на решение которых направлены оптимальные формы и методы проведения воспитательных мероприятий.

Цель:                                                                                                                       Способствовать формированию духовно-нравственной культуры личности
Задачи:
1. Развитие детской  инициативы по оказанию помощи людям.

2. Воспитание духовной личности.

3. Создание условий для формирования и развития свободной и ответственной,  гуманной личности.

Содержание деятельности:
1. Участие в акции «День пожилого человека»;

2. Беседы,  классные часы о Любви  и верности, почитание родителей;

3. Семейные классные часы, мероприятия с родителями;

4. Проведение совместно с родителями походов, конкурсов, праздников.

Направление 

 

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Родина – мать,

умей за неё постоять.

Цели:

1.Создание условий для патриотического и  гражданского воспитания учащихся.                                                                                                                          2. Формирование чувства гордости за свою Родину, свой край, свою школу.

Задачи:

1. Изучение истории Родины, своего края.                                                                      2. Воспитание преданности и любви к своему народу, к своему Отечеству, своей Родине.                                                                                                                                   3. Формирование нравственной, правовой культуры.                                

   4. Развитие чувства единения, школьного братства.

Содержание деятельности:                                                                                                          1. Классные часы о Российской истории, о Нижегородском крае, об истории школы.                                                                                                                                  2. Беседы, классные часы о Победе в Великой Отечественной войне.                          3. Поездки с целью знакомства с историей края.                                                              4. Уроки мужества, уроки нравственности, уроки доброты, турниры  вежливости.                                                                                                                     5. Конкурсы стихов, рисунков, сочинений, поделок.

Направление 

 «ТРУД ЕСТЬ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА»

«Без труда не вытащишь

и рыбку из пруда».

Цели:

1.  Сформировать соответствующее отношение к труду.                                               2. Вооружить детей необходимыми знаниями, умениями, навыками, развивать способности

Задачи:                                                                                                                                1. Воспитывать ответственность за порученное дело.                                                       2. Прививать навыки самообслуживания, чувство хозяина своего класса, школы.                                                                                                                  

Содержание деятельности:                                                                                             1. Беседы, классные часы о труде, профессиях родителей.                                           2. Дежурство по школе, классу.                                                                                       3. Субботники.                                                                                                                   4. Генеральные уборки школы.

Направление

 «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»

Береги платье снову,

а здоровье смолоду.

Цели:                                                                                                                                     1. Прививать детям  понятия здорового образа жизни.                                                       2. Защищать, сохранять и укреплять физическое и психологическое состояние учеников.                                                                                                                  Задачи:                                                                                                                               1. Пропагандировать здоровый образ жизни.                                                                   2. Создать условия для свободного развития его духовных и физических сил.              3. Организация просвещения учащегося по сохранению, развитию и коррекции здоровья.                                                                                                                             4. Проводить профилактику асоциального поведения ребят.                                       5. Формирование культуры безопасности на дорогах, изучение ПДД.                     Содержание деятельности:                                                                                             1. Дни здоровья, спортивные праздники, подвижные игры.                                         2. Конкурсы «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья»                                                                                                     3. Походы, экскурсии.      

4. Беседы, классные часы о здоровом образе жизни.                                                       5. Изучение правил дорожного движения и основ безопасности жизнедеятельности.                                                                                                        6. Конкурсы рисунков, сочинений о здоровом образе жизни.                                         7. Проведение различных спортивных игр и соревнований в классе.

Направление 

 «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»

Тронь цветок и закачается земля.

Цель:
Формирование у детей навыков бережного взаимодействия с окружающей средой, основанного на уважении законов совместного сосуществования всего живого на планете Земля.
Задачи:                                                                                                                                1. Актуализация необходимости защиты окружающей среды;
2. Формирование и развитие  знаний  и способов  ответственного отношения к родной природе;                                                                                                                 3. Воспитание экологического сознания.                                                            
Содержание деятельности:
1. Участие в   акциях по озеленению и благоустройству школы;                                 2. Поддерживание традиции празднования  Всемирного Дня Земли;
3. Проведение мероприятий о проблемах окружающей среды;
4. Проведение акций в защиту окружающей природы, субботников и трудовых десантов.
5. Сотрудничество с экологическим кружком.

        Направление 

«МИР ПРЕКРАСНОГО»

Цель:                                                                                                                      Развивать творческий потенциал личности, расширять и повышать культурный уровень ребёнка.                                                                                                                 Задачи:                                                                                                                                     1. Содействие развитию познавательных интересов личности.                                              2. Помочь раскрыть свою собственную индивидуальность, свои скрытые таланты.                                                                                                                          3. Создание условий для развития творческих способностей учащихся, в том числе через дополнительное образование.                                                                                        4. Приобщение к общечеловеческим, духовным и материальным ценностям и сокровищам  культуры.                                                                                                      5. Обогащение  эмоционального  мира детей.                                                                        6. Создавать творческие коллективы при подготовке мероприятия в классе.

Содержание деятельности:                                                                                                 1. Участие в школьных, районных и областных конкурсах.                                                    2. Цикл бесед на этическую тему.                                                                                        3. Экскурсии  на выставки и концерты.                                                               

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

          Главным целевым ориентиром, ожидаемым результатом в реализации воспитательной системы является модель выпускника начальной школы:

  • Я учусь видеть и ценить красивое.
  • Я учусь ценить семью, учителя, школу, природу, Родину.
  • Я стараюсь быть наблюдательным, активным, прилежным, дисциплинированным.
  • Я  учусь ценить  дружбу, уважаю старших.
  • Я учусь говорить и слушать, сочувствовать и сопереживать.
  • Я учусь быть добрым, стремлюсь  быть заботливым.
  • Я стараюсь  быть смелым и решительным.

Результативность  программы развития классного коллектива заключается в том, что воспитанники  будут:

  • порядочными и своими поступками не запятнают право называться человеком;
  • сильными и преодолевающими все невзгоды и трудности;
  • мудрыми и не допускающими ошибок, о которых придется пожалеть в будущем;
  • образованными, интеллектуально и культурно развитыми, политически грамотными и активными;
  • людьми, гордящимися своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих детей;
  • чувствующими прекрасное, здоровыми духовно и физически.
  • добрыми, гуманными, милосердными, что поможет  никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту;

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ

Мониторинг

Изменение уровня нравственных ценностных ориентаций, качества знаний, умений и навыков, а также результаты социально-значимой деятельности позволят оценить следующие мероприятия:

  1. Анкетирование, проведение диагностик [Приложение №1- 6];
  2. Социологический опрос и беседы [Приложение №7-8];
  3. Включение родителей в анализ и проектирование хода мероприятий;
  4. Анализ общей атмосферы в процессе участия в мероприятиях;
  5. Метод творческих сочинений и репортажей по вопросам реализации программы;
  6. Проведение итоговых мероприятий, фестивалей, конкурсов.

 Критерии и показатели  реализации  программы

Воспитательно-образовательные:

1. Охват программой детей (количество, возрастные и социальные группы)

2. Количество детей, прекративших участие в реализации программы по различным причинам.

Косвенные:

Количество различных продуктов творческой деятельности детей и взрослых (мероприятия,  конкурсы, учёба и т.д.)

Социальные:

1.  Показатели социальной адаптации (правонарушения, успеваемость, активность)

2. Психологический комфорт участников

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

В результате реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).

эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому является последовательным, постепенным.

Результат - это принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти

– на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции;

– на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках.

Только при наличии второго уровня – дела – можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности.

ДОБРОТА СПАСЕТ МИР

– знание главных нравственных правил, норм;

– представления о базовых российских ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»;

– умение отделять оценку поступка от оценки человека;

– различение хороших и плохих поступков;

– умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения

– отрицательная оценка  плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.).

– избегание плохих поступков, капризов;

– признание собственных плохих поступков;

– осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе – отказ ради них от каких-то собственных желаний;

– защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;

– препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности;

– уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей;

– добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА 

– элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе);  

– знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;

– знание о свободе совести,  (вера, мировоззрение)

– знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;

– отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, убеждений, расы, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой национальности;  

– отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами.

 – осуществление чего-то полезного для «своих» – друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям);

– участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление);

– умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»);

– препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия;

– избегание насилия, препятствование его проявлениям;

– недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;

– умение вести корректный, доброжелательный  разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности;

– проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира;

– добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы;

– самостоятельное  и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам.  

ТРУД  ЕСТЬ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

– знание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний и образования;

– понимание особой роли творчества в жизни людей;

– отрицательная оценка лени и небрежности.

–  уважение в действии к результатам труда других людей;

– стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками;

– умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами;

– стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач;

– стремление к творческому, нестандартному выполнению работы;

– выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности;

– проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий);

– соблюдение порядка на рабочем месте.

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ

– знание о  ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и  о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

– знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

– знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

–  знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;

– знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;

– отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

– понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.

– соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;

– подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).

ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

– начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции);

– начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики;

– знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;

– отрицательная оценка действий,  разрушающих природу;

– умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе.  

– самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека;

– бережное, заботливое отношение к растениям и животным;

– добровольные природоохранные действия (экологические десанты)

– добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, очистка территории и т.п.).

МИР ПРЕКРАСНОГО

– представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;

– умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей;

– начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;

– проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.;

– различение «красивого», «гармоничного» и «безобразного», «пошлого»;

– самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);

– реализация себя в художественном творчестве;

– украшение пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы;

–   поддержание опрятного внешнего вида.

РАБОТА  С РОДИТЕЛЯМИ

Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи.

Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.

Для приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров классного руководителя на первом родительском собрании 1 класса в игровой форме все родители делятся  на 4 сектора и выбирают руководителя, который  автоматически становится членом Совет родителей класса

                1 группа                                                        2 группа

«Культурно-массовый сектор»                   «Художественно-оформительский сектор»

3 группа                                                        4 группа

«Спортивный сектор»                                «Трудовой сектор»

Для приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров классного руководителя успешно зарекомендовали себя следующие

 ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

  1. Различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);

  1. Совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, турпоходы, соревнования, поездки в театр);

  1. Семейные праздники и традиции, конкурсы.

ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1 класс

  1. Организация учебно-воспитательного процесса в 2016-2017 учебном году в первом классе  – сентябрь
  2. В семье ребенок-первоклассник. Что меняется? Портфолио ученика начальной школы – октябрь
  3. Совместный праздник «Я люблю свою маму» - ноябрь
  4. Трудности и возможности 7-8-летнего ребенка (адаптация первоклассников) – декабрь
  5. Пути формирования сознательного интереса к обучению у обучающихся 1 класса – февраль
  6. Формирование адекватной оценки качества знаний с позиции педагога, родителей, первоклассника – апрель
  7. Итоговое родительское собрание - май

2 класс

2017-2018 уч.год

  1. «Как здорово,  что все мы здесь сегодня собрались!» - сентябрь
  2. « Встречая ребенка из школы … Учение – шаг за шагом»- октябрь
  3. «Чтобы учение было в радость» - декабрь
  4. «Ошибки семейного воспитания» - март
  5. «Моя семья- моя радость» (семейный вечер-окончание учебного года) - май

3 класс

2018-2019 уч.год

  1. Организационное собрание – сентябрь
  2. Друзья моего ребенка – октябрь
  3. Детская агрессивность и её причины – декабрь
  4. Введение курса ОРКСЭ в 4 классе - февраль
  5. Сотрудничество семьи и школы – залог успешного обучения ребёнка – апрель
  6. «Листая школьный календарь» - итоги года, май

4 класс

2019-2020 уч.год

  1. Организационное собрание – сентябрь
  2. Необходимость дополнительного образования – октябрь
  3. Почему ребёнок не любит читать? – декабрь
  4. Роль самооценки в формировании личности – март
  5. Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления – апрель
  6. КТД «Прощание с начальной школой» - май

САМОУПРАВЛЕНИЕ

«ЧТО ОДНОМУ НЕ ПОД СИЛУ, ЛЕГКО КОЛЛЕКТИВУ»

Задачи:                                                                                                                                            1. Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя.                                                                       2. Формирование классного актива, анализ результативности работы актива.                                                                                                                 3. Воспитание ответственности за порученное дело.                                                      4. Формирование здорового общественного мнения ребят.                                      5. Сплочение классного коллектива.

Список литературы

  1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1 -4 классы – М. «Вако», 2005г.
  2. Инсценированные классные часы в начальной школе. Издательство «Учитель» 2006г.
  3. Еделева Е.Г., Еременко Н.А., Шилова О.В. Изучение универсальных учебных действий младших школьников.- Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2012г.
  4. Классные часы. Издательство «Учитель» 2008г.
  5. Маханова М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями - целый мир (социально-эмоциональное развитие детей)- М.:ТЦ Сфера, 2007.-96с.
  6. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.,1993.
  7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. Творческий центр «Сфера», М. 1998 г.
  8. Рожков Н.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М. ГИЦ Владос. 2001.
  9. Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. - М.: Глобус, 2007. (классное руководство).
  10. Степанов Н.Е, Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
  11. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Праздники в начальной школе. 1-4 классы. – М АСТ, 2003г.
  12. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье младших школьников.-М.:Генезис, 2013.
  13. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М.,2004.
  14. Щуркова Н.Е. "Программа воспитания школьника". М.: Педагогическое общество России, 2008.
  15. ЩурковаН.Е., В.Ю.Питюков, А.П.Савченко, Е.А.Осипова "Новые технологии воспитательгого процесса". Москва, 1993.
  16. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Сценарии школьных праздников: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Уровень культуры учащихся 1-4 классов

Показатели

воспитанности

Признаки проявления разных уровней воспитанности.

4-высокий

3-средний

2-низкий

1-очень

низкий

Гуманность

Пресекает грубость, не добрые отношения к людям, заботится об окружающих

Заботится об окружающих, принимает участие в акциях добрых дел, но не пресекает грубость других

Помогает окружающим и товарищам по поручению учителя или коллектива

Недоброжелателен, груб

Любознательность

Осознает личную и общественную значимость знаний, хорошо учится, организует познавательную деятельность в школе и в классе, охотно помогает товарищам  

Осознает личную и общественную значимость знаний, учится в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, организуемой в школе и в классе

Не осознает знаний, учится не в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, но лишь по поручению и под контролем

Учится плохо. Интереса к знаниям не проявляет

Трудолюбие

Осознает личную и общественную ценность труда, проявляет творчество в труде, организует общественно полезные труд в школке и за ее пределами.

Осознает личную и общественную значимость труда, принимает участие в трудовых акциях, организуемых в школе и за ее проявляет.

Трудится при наличии побуждений и контроля со стороны взрослых и товарищей

Не любит трудиться, уклоняется от труда, несмотря на требования

Целеустремленность

Осознает, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере избранной профессии.

Осознает, кем хочет стать, но упорства в обогащении знаниями в сфере избранной профессии не проявляет.

Четко не представляет, кем хочет стать. В выборе профессии следует советам товарищей, рекомендациям семьи.

Профессиональные намерения не определились, к дальнейшему обучению не готовится.

Культурный

уровень

Много читает.

Охотно посещает культурные центры. Проявляют интерес к музыке, живописи. Понимает искусство. Охотно делится своими знаниями с товарищами. Привлекает их к  культурной жизни.  

Любит читать.

Посещает культурные центры. Проявляет интерес к музыке, живописи. Но интересуется литературой и искусством только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизни.

Читает, посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает по совету или настоянию старших, родителей.    

Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре и искусству.

Требовательность к

себе, стремление к

самосовершенствованию

Объективно

Оценивает

Свои познавательные

Возможности и

Черты характера, настойчиво работает над собой.

Объективно

Оценивает свои познавательные

Возможности и

Черты характера, работает над собой недостаточно.

Не самокритичен

Самооценка

Завышена, работа над собой не умеет и нуждается в

Постоянной стимуляции

Со стороны товарищей и

Педагогов.

Не

Самокритичен

И не требователен к себе, отрицательно воспринимает объективные оценки своих учебных возможностей и черт характера.

Приложение 2

Сводный лист данных изучения уровня культуры

учащихся_______ класса

Фамилия, имя

Любознательность

Трудолюбие

Гуманность

Целеустремленность

Требовательность к себе

Культурный уровень

Уровень воспитанности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей:

5-ярко проявляется

4-проявляется

3- слабо проявляется

2-не проявляется

Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое  

5-4,5 балла – высокий уровень

4,5-3,9 балла – хороший уровень

3,8-2,9 балла – средний уровень

2,8-2 балла – низкий уровень

В классе  ________ учеников

__________высокий уровень

__________хороший уровень

__________средний уровень

__________низкий уровень

Приложение №3

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ

(методика М. И. Рожкова)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Ход проведения. Каждый ребёнок заполняет бланк со следующими цифровыми  

                               кодами и предложениями.

4 3 2 1 0         1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего

                      класса   работал лучше.

4 3 2 1 0         2. Вношу предложения по совершенствованию работы группы.

4 3 2 1 0         3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе .

4 3 2 1 0          4. Участвую в подведении итогов работы класса , в определении

                    ближайших задач.

4 3 2 1 0         5. Считаю, что мой класс   способен к дружным самостоятельным

                    действиям.

4 3 2 1 0         6. У нас в классе  все обязанности четко и равномерно

                    распределяются между ребятами.

4 3 2 1 0         7. Выборный актив в нашем классе   пользуется авторитетом среди

                    всех членов коллектива

4 3 2 1 0         8. Считаю, что актив в нашего класса  хорошо и самостоятельно

                    справляется со своими обязанностями.

4 3 2 1 0         9. Считаю, что ребята  нашей группе добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

4 3 2 1 0         10. Своевременно и точно выполняю решения принятые собранием или активом группы.

4 3 2 1 0         11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.

4 3 2 1 0         12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4 3 2 1 0         13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.

4 3 2 1 0         14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий.

4 3 2 1 0          16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы

4 3 2 1 0         17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами

4 3 2 1 0         18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4 3 2 1 0          19. Мы стремимся помочь друг другу, в разрешении трудностей

4 3 2 1 0         20. Считаю, что ребята, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.

4 3 2 1 0         21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов школьного самоуправления всего коллектива.

4 3 2 1 0         22. Мы стремимся к тому, чтобы наш класс достиг более высоких результатов.

4 3 2 1 0          23. Готов отстаивать интересы всего коллектива в других коллективах и  общественных организациях.

4 3 2 1 0         24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего коллектива класса.

На доске дано смысловое значение цифровых кодов:

4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да»,

0 – «Нет».

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1) включенность  учеников в   самоуправленческую   деятельность (предложения 1–4);

2) организованность группового коллектива (5–8),

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9–12),

4) включенность группы в дела всего коллектива (13–16),

5) отношения класса с другими общностями(17–20),

6) ответственность учащихся класса за дела всего  коллектива школы (21–24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков.

Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 – высокий.

Приложение №4

Диагностическая программа изучения уровней воспитанности

учащихся  1 – 2 классов (методика Н.П. Капустина)

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

  • мне интересно учиться;
  • я люблю мечтать;
  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;
  • мне нравится выполнять домашние задания;
  • я стремлюсь получить хорошие отметки.

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

  • я стараюсь в учебе;
  • я внимателен;
  • я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;
  • мне нравится помогать в семье выполнять домашнюю работу;
  • мне нравится дежурство в школе.

3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

  • к земле;
  • к растениям;
  • к животным;
  • к природе.

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:

  • я выполняю правила для учащихся;
  • я добр в отношениях с людьми;
  • я участвую в делах класса и школы.

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

  • я аккуратен в делах;
  • я опрятен в одежде;
  • мне нравится все красивое вокруг меня;
  • я вежлив в отношениях с людьми.

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

  • я самоуправляю собой;
  • я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой;
  • у меня нет вредных привычек.

    Оценивание проводится в 5-балльной системе:

            5 — это есть всегда        

4 часто                          

3- редко                            

2 - никогда                      

1 - у меня другая позиция

     По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок.

     Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

           Средний балл:     5         -         4,5      - высокий уровень

                          4,4      -         4         - хороший уровень

                          3,9      -         2,9      - средний уровень

                          2,8      -         2         - низкий уровень

Диагностическая программа изучения уровней воспитанности

учащихся  3 – 4 классов (методика Н.П. Капустина)

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учит ель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

  • мне интересно учиться;
  • я всегда выполняю домашнее задание;
  • я люблю читать;
  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;
  • я стремлюсь получать хорошие отметки.

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

  • я стараюсь в учебе;
  • я внимателен;
  • я самостоятелен;
  • я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью;
  • мне нравится самообслуживание в школе и дома.

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

  • я  берегу  землю;
  • я берегу  растения;
  • я  берегу  животных;
  • я  берегу  природу

4. Я И ШКОЛА:

  • я выполняю правила для учащихся;
  • я выполняю правила внутришкольной жизни;
  • я участвую в делах класса и школы;
  • я добр в отношениях с людьми;
  • я справедлив в отношениях с людьми.

5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

  • я аккуратен и опрятен;
  • я соблюдаю культуру поведения;
  • я забочусь о здоровье;
  • я умею правильно распределять время учебы и отдыха;
  • у меня нет вредных привычек.

     

Оценивание проводится по 5-балльной системе:

5 - это есть всегда                                  

4 - часто                                                  

3-редко                                                    

2 — никогда                                            

1 - у меня другая позиция

     По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

       Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

     Средний балл:  5         -        4,5      - высокий уровень

                               4,4      -         4         - хороший уровень

                               3,9      -         2,9      - средний уровень

                               2,8      -         2         - низкий уровень

Приложение №5

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Удовлетворенность родителей воспитательным процессом

  1. Удовлетворял ли психологический климат взаимоотношений
  • с педагогами
  • со сверстниками ребенка
  1. Находите ли вы понимание в решении вопросов обучения, воспитания с педагогом?
  2. Решало ли учреждение дополнительного образования вопрос сохранения здоровья ребенка
  3. предостережение от вредных привычек
  4. Были ли ошибки педагога  в вопросах воспитания вашего ребенка?
  5. Помогали ли родительские собрания решать проблему воспитания детей?
  6. Удовлетворяли ли вас внеклассные мероприятия?
  7. Можно ли классного педагога  назвать воспитателями детей?
  8. Много ли помогали вы школе, классу в вопросах воспитания?

Анкета для родителей  в конце учебного года

Удовлетворенность работой школы

Инструкция. Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся школы, в которой учится Ваш ребенок, и ее директора. Ваши мнения и оценки помогут более правильной (объективной) оценке работы школы и деятельности ее директора.

Баллы, начисляемые за ответы:

2

1

0

1. Удовлетворены ли Вы тем, в какой школе учится Ваш ребенок?

да, вполне

удовлетворены

нет, не удов-летворены

2. Удовлетворены ли Вы тем, как учат в этой школе?

да, вполне

удовлетворены частично

нет, не удов-летворены

3. Есть ли в  школе атмосфера доброжелательного отношения к детям со стороны учителей, персонала, администрации?

да, есть

в чем-то есть, в чем-то нет

нет

4. Спокойны ли Вы за своего ребенка (его безопасность), когда он в школе?

да

не вполне и не всегда

нет

5. Как Вы считаете, есть ли в школе порядок?

да, есть

есть, но хотелось бы больше

нет порядка

6. С удовольствием ли Ваш ребенок ходит в школу?

да

когда как

нет

7. В какой степени, на Ваш взгляд, влияет директор на то, что происходит в школе?

влияет опре-деляющим образом

влияет только частично

не влияет

8. Работает ли школа и ее администрация в контакте с Вами – родителями учащихся?

да

работает, но недостаточно

нет

9. Как часто Вам приходится посещать школу (помимо родительских собраний в классе, где учится ребенок)?

довольно часто

посещаю только родительские собрания

почти никогда

10. Удовлетворяет ли Вас то, как заботится школа о здоровье вашего ребенка?

да

удовлетворяет, но только частично

нет

11. Как Вы могли бы оценить санитарное состояние школьных помещений?

как хорошее

как удовлетво-рительное

Как неудовлет-ворительное

Приложение №6

АНКЕТИРОВАНИЕ

1.Тебе нравится в школе или нет?

  • Не нравится.
  • Нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, с радостью идешь в школу или хочешь остаться дома?

  • Хочу остаться дома.
  • По-разному бывает.
  • Иду с радостью.

3.Если бы завтра учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, что бы ты сделал?

  • Не знаю.
  • Остался бы дома.
  • Пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

  • Не нравится.
  • Бывает по-разному.
  • Нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашние задания?

  • Да.
  • Не хотел бы.
  • Не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе оставались одни перемены?

  • Хотел бы.
  • Не хотел бы.
  • Не знаю.

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  • Часто.
  • Редко.
  • Не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  • Точно не знаю.
  • Не хотел бы.
  • Хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

  • Мало.
  • Много.
  • Нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

  • Нравятся.
  • Не очень.
  • Не нравятся.

Обработка результатов.

     За положительное отношение к учебе – 3 балла.

     За выбор нейтрального ответа – 1 балл.

     За отрицательный ответ – 0 баллов.

     25-30 баллов – высокая школьная мотивация. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны, ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.

     20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

     15-19 баллов – положительное отношение к школе (привлекает не учебная деятельность). Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, педагогами. Познавательные интересы у них развиты слабо.

     10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

     Менее 10 баллов – негативное отношение к школе. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя.

Приложение №8

ОПРОСНИК «МОЙ КЛАСС»

Дети отвечают на вопросы словами «да», «нет», «не знаю».

  1. Ребятам нравится учиться в нашем классе.
  2. Дети в классе всегда дерутся друг с другом.
  3. В нашем классе каждый ученик — мой друг.
  4. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы.
  5. Некоторые дети в нашем классе являются «середнячками».
  6. С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу.
  7. Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу.
  8. Многие дети в нашем классе любят драться.
  9. Все ученики в нашем классе — друзья.
  10. Некоторые ученики не любят свой класс.
  11. Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем.
  12. Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу.
  13. Наш класс веселый.
  14. Дети в нашем классе много ссорятся.
  15. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья.

                                                                       

Анкета

Цель: выявить характер отношений между учениками.

  1. Доволен ли ты своими отношениями с одноклассниками?
  • Да, доволен.
  • Скорее да, чем нет.
  • Скорее нет, чем да.
  • Нет, не доволен.
  1. Твои отношения с одноклассниками?
  • Дружеские.
  • Ровные, нормальные.
  • Равнодушные.
  • Враждебные, конфликтные.
  1. Что тебе нравится в отношениях с одноклассниками?
  2. Что не нравится?
  3. Охотно ли ты ходишь в школу?
  • Всегда.
  • Не всегда.
  • Иногда.
  • Редко.
  • Никогда.
  1. Рассказываешь ли ты о своих проблемах кому-либо из одноклассников?
  • Всегда.
  • Иногда.
  • Редко.
  • Никогда.
  1. Есть ли в классе человек, которого ты считаешь своим другом?
  • Да.
  • Нет.
  1. Есть ли в классе человек, которого ты не очень любишь?
  • Да.
  • Нет.
  1. Каким ты считаешь свой класс?
  • Дружным.
  • Не очень дружным.
  • Совсем недружным.
  1. Что ты предлагаешь для того, чтобы класс стал еще дружнее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Программу защитила на курсах, но нужно ещё дорабатывать. Может кому-то пригодится за основу. Меняем только мероприятия.  Остальное по ФГОСам остаётся без изменений. ...

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.

Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы "Планета счастья"

Программа развития воспитательной системы – это содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью. Основн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся 1 класса»

Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи...

Программа по воспитанию и социализации учащихся «Ступени совершенства»

Нормативно-правовой и документальной основой  Программы воспитания и социализации учащихся «Ступени совершенства» являются Закон «Об образовании», федеральный государ...

Программа семейного воспитания и социализации учащихся начальной школы

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Имен...