Час общения «Ежели вы вежливы»
классный час (3, 4 класс)
Цель: способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых поступков, хорошему поведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_obshcheniya.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Час общения «Ежели вы вежливы»
Цель: способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых поступков, хорошему поведению.
Задачи: - формировать навык речевого этикета;
- создание условий для развития коммуникативной компетенции и правильной социальной ориентации учащихся.
Ход мероприятия
1. Орг. момент. Приветствие.
-Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, коллеги.
-Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Правило запомни.
Знаешь, повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Говорить пора.
-Так в чём же важность слова «Здравствуйте», кто внимательно слушал стихотворение? (Пожелание здоровья).
- Забывать о приветствии нельзя, ни при каких обстоятельствах, даже если встреча случайная, даже если вы спешите.
- Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?
- Кто здоровается первым - входящий в комнату, или присутствующий?
- Вижу, вы хорошо усвоили правила приветствия. Но вдруг если что забудете или будет ситуация, где непонятно кто должен первым поздороваться следуйте совету французов. А французы говорят: "Первым здоровается тот, кто вежливее". Будете следовать этому простому правилу - никогда не ошибётесь.
2. Сообщение темы.
- Сегодня, во время нашего общения, мы повторим правила. Но не правила русского языка или математики, а правила вежливости.
В класс вбегают два невоспитанных индейца – Гор и Чу (Егор С. И Данил Ч.) и начинают шалить.
- Вы кто такие? Что происходит?
- Мы – индейцы Гор и Чу. Пришли к вам в гости.
- В гости? Да разве так себя ведут в гостях? Даша, напомни, пожалуйста, индейцам, как вести себя в гостях.
Даша: В гостях надо вежливыми быть,
Никого не обижать, не льстить,
Не сорить, ничего не пачкать
И не мучить хозяйскую собачку.
Говорить добрые слова:
«Спасибо» и «пожалуйста» – всегда!
Надо уметь извиняться,
И не надо обижаться!
Надо здороваться и прощаться,
Уметь вежливо отказаться.
Если хозяин расстроен,
Утешь его, чтоб был спокоен.
В гостях надо вежливыми быть.
Правила эти надо учить!
- Действительно, правила эти надо учить. Гор и Чу, вот садитесь за парты к моим ребятам и всё сейчас подробно узнаете.
- Для того, чтобы повторить правила вежливости, мы с вами будем листать азбуку вежливости в ходе нашей беседы.
3. Словарь вежливых слов.
- Внимание! Словарь вежливых слов!
- Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:
Растает даже ледяная глыба От слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень, Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах, Скажем маме мы (спасибо).
Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома, не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче (здравствуй)
Когда нас бранят за шалости, Говорим (прости, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании На прощанье говорят (до свидания)
4. Сценка «Волшебное слово».
- Иногда эти слова даже называют волшебными. Давайте рассмотрим, какова же сила одного из этих слов.
(Ученики показывают сценку).
Парк. Шум улицы и пение птиц. На скамейке сидит Старичок с зонтиком.
Автор: Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
Павлик: Подвиньтесь. (присаживается рядом на край)
Старичок: (двигаясь, внимательно глядя Павлику в лицо) С тобой что-то случилось?
Павлик: (косится на старичка) Ну и ладно! А вам-то что?.
Старичок: Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
Павлик: (бурчит сердито) Ещё бы! Я скоро совсем убегу из дому
Старичок: Убежишь?
Павлик: Убегу! Из-за одной Ленки убегу. (сжимает кулаки) Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!..
Старичок: Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
Павлик: Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…(обиженно сопит)
Старичок: Пустяки! Один поругает – другой пожалеет.
Павлик: (сердито кричит) Никто меня не жалеет! А почему вы всё спрашиваете?
Старичок: (разглаживая бороду) Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
(Павлик слушает с раскрытым ртом.)
Старичок: Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…
Павлик: А какое слово?
Старичок: (наклонившись, что-то неслышно шепчет на ухо) Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
Павлик: (усмехаясь) Я попробую, я сейчас же попробую.
Комната. Заставка из телепередачи. Лена сидит за столом, на котором лежат краски, рисует. Входит Павлик, Увидев его, Лена хмурится, сгребает краски в кучу и накрывает рукой. Отворачивается от Павлика.
Павлик: (в зрительный зал с досадой ) Обманул старик! Разве такая поймёт волшебное слово! (подходит к Лене боком, тянет её за рукав, Лена оглядывается)
Павлик: (негромко, глядя в глаза) Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена: (широко раскрыв глаза, разжимая пальцы и снимая руку со стола, бормочет смущённо) Какую тебе?
Павлик: (робко) Мне синюю. (берёт краску, держит её в руках, удивлённо разглядывая, ходит с ней по комнате, показывает зрителям и отдаёт Лене)
Павлик: (в зрительный зал) Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет? (Уходит)
Кухня. На столе стоит противень с пирожками. Шум шкворчащего масла на сковороде. Бабушка, согнувшись, осторожно снимает с противня «горячие» пирожки.
Павлик: (подбегая к ней, обеими руками повернув к себе красное морщинистое лицо, заглядывая в глаза громким шёпотом) Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка: (выпрямляется, вытирая лоб и улыбаясь радостно) Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! (выбирает самый лучший, румяный пирожок, даёт его Павлику)
Павлик берёт пирожок, подпрыгивает от радости и целует бабушку в обе щёки.
Павлик: (восхищённо показывая зрителям пирожок, в зал) Волшебник! Волшебник! Правда, помогло!
- В чём же заключалось волшебство? Трудно отказать человеку в просьбе, если он говорит "пожалуйста", "прошу" и т.д.
6. Разбор ситуаций.
- Ребята, а бывает так, что человек и произнёс вежливое слово, но при этом не выглядит культурным. Давайте выясним, когда так бывает. Я зачитаю различные случаи, а вы скажите, в чём же дело.
*** В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Сергей увидел свою учительницу и, проходя мимо, вежливо сказал: “Здравствуйте, Ирина Ивановна”.
Учительница ответила на приветствие Серёжи, но при этом строго посмотрела на него.
Как вы думаете, почему? Неужели и здесь надо было сказать другое слово? (Воспитанный ученик приветствует всех взрослых, поэтому надо было сказать всем учителям общее «Здравствуйте!»)
*** Петя стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери.
- Витька, привет! – изо всех сил закричал Петя. – Где ты пропадал? Как дела? – пассажиры в недоумении пожимали плечами.
В чём ошибка Пети? Разве он невежливо поприветствовал друга? Или, что – надо было со всеми пассажирами поздороваться? (Пете не следовало кричать на весь автобус. Можно было просто поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться).
7. Физминутка «Вежливый сад».
- Предлагаю сыграть в игру «Вежливый сад». Сейчас мы превратимся в деревья. Встаньте все возле парт.
Я буду читать задание, а вы, если услышите о вежливом поведении, поднимаете руки вверх (дерево высокое, красивое, оно радуется жизни, когда видит хороший поступок), а если плохой - огорчается и ветки с грустью опускаются.
* Денис встаёт в 6 часов утра, чтобы совершить утреннюю пробежку.
* Олежка при входе в школу всегда пропускает вперёд учителей, завуча, директора, но не делает этого по отношению к другим взрослым.
* Вася очень весёлый мальчишка - он придумал каждому однокласснику прозвище- дразнилку.
* Лена каждый день после уроков заходит в гости к одинокой соседской бабушке, чтобы навестить её, помочь по хозяйству.
* Максим старательно помогает родителям пропалывать грядки, но только в том случае, если они ему за это пообещали денежное вознаграждение.
8. Задача.
- Я вижу, теоретическую часть вы усвоили хорошо, а значит, пришло время решить задачу. Задача будет не на сложение, задача на уважение!
Шли по улице двое прохожих. Одному было 62 года, а другому 8 лет. У первого было в руках 5 предметов: 1 портфель, 3 книги и 1 большой сверток. Одна книга упала.
У вас упала книжка! - закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве? - удивился тот,
- Конечно, - объяснил мальчик. — У вас же было 3 книги, плюс 1 портфель, плюс 1 пакет - итого 5 вещей, а теперь осталось 4.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, — сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу. Однако есть правила, которые ты еще не усвоил.
- Какие это правила? Что должен был сделать мальчик? Как он поступил?
(Нельзя кричать на улице. Необходимо, извинившись и спросив разрешения, поднять книгу, а не считать количество предметов).
- Да, к сожалению, мы довольно часто видим людей, которые не снимают головной убор при входе в школу, во дворе бросают обёртки от конфет, корки от апельсинов и бананов ходят в мятом костюме, грязной обуви, допускают грубость, невежливо отвечают на вопросы, толкают и не считают нужным извиниться.
Как называются такие люди? (Некультурными, невежливыми, невоспитанными).
9. А ещё есть такие мальчики и девочки, что даже стесняются быть вежливыми, ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. Но это не так.
- Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут …, а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите”
Произносить он не привык,
Простого слова “извините”
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: “Добрый день!”
Казалось бы, простое слово.
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае “здорово”
Он вместо “здравствуй” говорит.
А вместо слова “до свидания”
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
“Ну, я пошел, пока, всего…”
Не скажет он друзьям по школе:
“Алеша, Петя, Ваня, Толя”.
Своих друзей зовет он только:
“Алешка, Петька, Ванька. Толька”
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы … Мы скажем вам “спасибо”.
- Не стесняйтесь быть вежливыми. В народе говорят… От вежливых слов язык не отсохнет. Про доброе дело говори смело. Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманит. Сумел провиниться, сумей и повиниться.
11. Итог урока:
- Будьте всегда с людьми добрыми, спокойными, вежливыми и с вами будут обращаться, и дружить воспитанные и культурные люди.
- А вы, товарищи Гор и Чу, какие выводы сделали вы после нашего общения?
Чу: Слова «До свиданья», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» - щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым
В троллейбусе, в парке, в школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
Гор:
Клянемся вежливыми быть!
Правила этикета учить,
Помнить вежливые слова,
Делать добрые дела!
- Наша беседа о вежливости подошла к концу, и будем надеяться, что она не пройдёт для вас бесследно: что-то вы непременно запомнили, над чем-то задумались..
Я хочу сказать вам "Спасибо" за ответственную подготовку к сегодняшнему мероприятию и активное участие в нём. Всего вам доброго! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Ежели вы вежливы..."
Предмет: Русский языкКласс: 2УМК: "Планета знаний"Учитель: Коробова Л.Д.Данный урок проводился в рамках внедрения ФГОС нового поколения, имеет личностно - ориентированную направленность. В консп...
Внеклассное мероприятие " Ежели вы вежливы.."
Внеклассное мероприятие среди 2 - х классов "Ежели вы вежливы", направленное на привитие детям потребности культурного поведения....
Презентация "Ежели вы вежливы"
Презентация к внеклассому мероприятию "Ежели вы вежливы" среди вторых классов....
Классный час "Ежели вы вежливы"
Цель мероприятия: формирование у учащихся понимания важности вежливого отношения к окружающим ....
Внеклассное мероприятие "Ежели, вы вежливы!"
Внеклассное мероприятие "Ежели, вы вежливы!" Цели: научить детей пользоваться вежливыми словами; подвести детей к мысли о том, что внимательность, доброжелательность к другим людям проявляю...
Тематическая неделя вежливости "Ежели Вы вежливы..."
Материал содержит цели и план проведения тематической недели вежливости в начальной школе "Ежели Вы вежливы..."....
Конспект занятия по РКД-1 класс " Ежели вы вежливы. Общение в домашней обстановке".
Конспект занятия затрагивает аспекты общения с близкими и друзьями, правилами вежливого сотрудничества, умения выйти из конфликтного общения в безопасное....