Ситуативное планирование в работе с дошкольниками.
презентация к уроку
План — это целеполагание.
Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение рабочего дня, учебного года, избежать перегрузок.
Благодаря наличию плана, воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и дидактические материалы будет использовать.
Ситуативное планирование наполнит жизнь ребенка интересным содержанием, обеспечит постоянную смену действий и впечатлений, позволит "прожить" дошкольный период не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать каждый новый день.
А главное – повысит качество образовательной деятельности в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorodskoy_seminar_situativnoe_planirovanie.pptx | 947.86 КБ |
situativnoe_planirovanie_v_rabote_s_doshkolnikami.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План — это целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение рабочего дня, учебного года, избежать перегрузок. Благодаря наличию плана, воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и дидактические материалы будет использовать.
Виды планирования: 1. Перспективное. 2. Календарно-тематическое. 3. Календарное.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра деятельности дошкольной образовательной организации в области планирования, в формах организации образовательного процесса и обновления его структуры, а также изменения позиции воспитателя по отношению к детям.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка , при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования ).
Сегодня важно соблюдение некоторых у словий : объективная оценка уровня своей работы в момент планирования; выделение целей и задач планирования на определенный период работы; соотнесение целей и задач с образовательной программой дошкольной образовательной организацией; учет приоритетных направлений ДОО; четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода ;
выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат; учет специфических особенностей возрастной группы; учет возможностей педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; уровень профессиональной компетентности педагогов.
Соучастниками и главными заказчиками событийных проживаний в детском саду становятся дети. Вот что сегодня является основой планирования .
Воспитатель начинает непринужденный разговор с детьми и, определив их интересы, ненавязчиво, подводит к обозначению темы. Когда обсуждение темы достигает своего эмоционального пика, дети совместно с воспитателем начинают составлять план совместных действий. И в каждом возрастном периоде он свой: схематичный, рисованный или моделируемый.
В младшем дошкольном возрасте активная роль принадлежит взрослому. Постепенно активность взрослого снижается и воспитатель не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских
Ситуативное планирование наполнит жизнь ребенка интересным содержанием, обеспечит постоянную смену действий и впечатлений, позволит "прожить" дошкольный период не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать каждый новый день. А главное – повысит качество образовательной деятельности в детском саду.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Ситуативное планирование в работе с дошкольниками.
Мы хотели бы начать с того, что же такое планирование в ДОУ. Планирование является основой образовательного процесса.
Прежде всего, план — это целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение рабочего дня, учебного года, избежать перегрузок. Благодаря наличию плана, воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и дидактические материалы будет использовать. (слайд 1)
Мы хорошо понимаем, что план воспитательно-образовательной работы с детьми является обязательной педагогической документацией воспитателя.
Нам хорошо известны и привычны такие виды планирования как, перспективное планирование, календарно-тематическое и календарное планирование.(слайд 2)
Однако, в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра деятельности дошкольной образовательной организации в области планирования, в формах организации образовательного процесса и обновления его структуры, а также изменения позиции воспитателя по отношению к детям. (слайд 3)
Давайте конкретно посмотрим, что в нем написано по поводу индивидуализации.
п.1.4. Основные принципы ФГОС
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования). (СЛАЙД 4)
Практически на каждой странице стандарта речь снова и снова идет об индивидуализации, об индивидуальном подходе.
Понятно, что ФГОС – это документ, обязательный к исполнению. Но уверена, что у каждого педагога-практика сразу возникает вопрос: какие же есть механизмы реализации этого фгосовского принципа, какие технологии мы можем для этого использовать?
Какой, все-таки, план нужен сегодня дошкольной образовательной организации?
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования нет жестко заданных требований к формам планирования образовательной деятельности, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Но она должна быть гибкая, эффективная и целостная. У каждого педагога сложилась своя система планирования, у каждого имеются собственные разработки планов и отдельных организационных моментов. Но сегодня важно соблюдение некоторых условий:
• объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
• выделение целей и задач планирования на определенный период работы;
• соотнесение целей и задач с образовательной программой дошкольной образовательной организацией;
• учет приоритетных направлений ДОО;
• четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
• выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат;
• учет специфических особенностей возрастной группы;
• учет возможностей педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• уровень профессиональной компетентности педагогов.(слайд 5)
Важно, чтобы планирование не вступило в противоречие с образовательной программой дошкольной образовательной организации, смогло бы учесть приоритетные направления деятельности и определить перспективу развития ДОО.
Часто педагог сталкивается со стихийно складывающейся ситуацией взаимодействия с детьми. В этот момент становится важным насколько педагог может быть гибким, умеет ли он слушать и слышать своих воспитанников, идти не от «педагогических привычек», а от живой ситуациии. Соучастниками и главными заказчиками событийных проживаний в детском саду становятся дети. Вот что сегодня является основой планирования. (слайд 6)
Воспитатель начинает непринужденный разговор с детьми и, определив их интересы, ненавязчиво, подводит к обозначению темы. Когда обсуждение темы достигает своего эмоционального пика, дети совместно с воспитателем начинают составлять план совместных действий. И в каждом возрастном периоде он свой: схематичный, рисованный или моделируемый. ( слайд 7)
Согласно плану совместных действий педагог вместе с детьми выбирает формы работы. Взрослый помогает детям найти необходимые средства и способы. В младшем дошкольном возрасте активная роль принадлежит взрослому. Постепенно активность взрослого снижается, воспитатель не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. (СЛАЙД 7)
Такой подход к организации целостного образовательного процесса придаст воспитателю системность и последовательность в работе, позволит творчески подходить к отбору содержания планирования, исключить формализм и шаблонность.
Сейчас мы с вами попробуем спланировать неделю в предложенных обстоятельствах. Мы разделимся на группы и попробуем смоделировать ситуацию. К примеру, воспитатель принес в группу картину с изображением осеннего леса. Первая команда подумает какие вопросы могут возникнуть у детей в связи с этим, что воспитатель может запланировать в разных образовательных областях на эту неделю, как можно привлечь родителей к реализации задач?
Второй команде предлагается следующая ситуация. Ребенок по дороге в детский сад вместе с мамой нашел жука-солдатика и принес показать детям. У детей возникли вопросы и, исходя из этих вопросов воспитатель спланировал неделю.
Ситуативное планирование наполнит жизнь ребенка интересным содержанием, обеспечит постоянную смену действий и впечатлений, позволит "прожить" дошкольный период не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать каждый новый день.
А главное - повысит качество образовательной деятельности в детском саду.
(слайд 8)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по русскому языку для работы с дошкольниками.
В данной программе представлена характеристика опыта работы с дошкольниками. Программа обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять предложения, опис...
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...
Педагогическое эссе "Просто я работаю с дошкольником!"
Педагогическое эссе "Просто я работаю с дошкольником!"...
Работа с дошкольниками
Дети предшкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности н...
Статья: "Здоровье сберегающие технологии и пути их реализации в работе с дошкольниками"
В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления детей и подростков, т. к. именно в этом возрасте формируется осанка, идет активный рост и ...
Пальчиковая гимнастика по лексическим темам в логопедической работе с дошкольниками и младшими школьниками по временам года . "Зима"
По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре головного мозгаРазвитие движений пальцев рук, их координированность находится в прямой связи с развитием речи....
Комплект материалов для логопедической работы с дошкольниками "Учимся, играя!"
Использование интерактивных игр на логопедических занятиях....