Программа по русскому языку для работы с дошкольниками.
методическая разработка по русскому языку по теме

Селезнева Валентина Арсентьевна

В данной программе представлена характеристика опыта работы с дошкольниками. Программа обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять предложения, описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_russkomu_yazyku.docx150.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Информационно-методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

В. А. Селезнева

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 «Дошкольнику – русский язык»

Г. Мамадыш 2012год.

Печатается по решению МУ «Информационно-методического центра» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Составитель: Валентина Арсентьевна Селезнева-учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Рецензенты: И.Р.Гилязова - методист МУ «Информационно-методического центра» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Р.А.Аглямова – заместитель директора по учебной работе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Программа находится в стадии апробации.

В данной программе представлена характеристика опыта работы с дошкольниками. Программа обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять предложения, описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.

Содержание:                                                 стр.

  1. Нормативно-правовая и документальная основа.-- 4
  2. Введение.--------------------------------------------------- 5
  3. Пояснительная записка.--------------------------------- 5
  4. Цели и задачи.--------------------------------------------- 6
  5. Принципы программы.---------------------------------- 8
  6. Научно-методическое обеспечение.------------------ 9
  7. Материально-техническое обеспечение.------------ 9
  8. Предполагаемые результаты.------------------------- 10
  9. Тематическое планирование.------------------------- 12
  10. Игры, используемые на занятиях.------------------- 13
  11. Используемая литература.---------------------------  23

Нормативно-правовая и документальная основа:

  1. Закон Российской Федерации « Об образовании».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  3. Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.
  4. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.
  5. Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.
  6. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в общеобразовательных учреждениях. (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
  7. Должностная инструкция классного руководителя.
  8. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

Введение.

Правовыми основами развития и функционирования дошкольного и начального образования в России явля ются документы, принятые международными организа циями (Международная Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании»). Для концеп ции непрерывного образования особенно важны следую щие положения этих документов: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальнос ти каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.

Демократические преобразования в российском об ществе привели к серьезным изменениям в системе до школьного и начального школьного образования, кото рые коснулись как организационной, так и содержатель ной стороны этих ступеней образования.

Пояснительная записка по курсу

«Дошкольнику – русский язык».

 Актуальность.

Хорошее знание русского языка является основой успешного обучения детей в школе.

  Практическое овладение русским языком невозможно без знания определенного количества слов. Следовательно, при первоначальном обучении дошкольников русской речи одно из главных мест занимает словарная работа. Задачами словарной работы является накопление запаса слов, усвоение новых значений известных слов, законов их сочетаемости, формирование навыков употребления их в речи.

Богатство словаря – признак развития человека, поэтому работе над словарем придается большое значение.

   Чтобы начать говорить на определенном языке, нужно овладеть арсеналом языковых единиц, созданным предшествующими поколениями, а также усвоить правила их использования в речи.

  Слово – основная единица языка. В речи слово живет в определенном значении и в соответствующем оформлении.

  Каждый ребенок живет в определенной культурной среде, слыша вокруг себя один или несколько языков. Для каждого языка усваиваются фонетика, словарь, правила составления предложений. Все, что выучил ребенок в период дошкольного детства, он запомнит на всю жизнь.

Курс «Дошкольнику - русский язык»  предназначен для  дошкольников  и рассчитан на 24 часа.

Режим занятий: Занятия  организованы по два часа в неделю (с марта по май).

Социальная цель — обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;

педагогическая цель — развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Программа  «Дошкольнику – русский язык»  построена  в соответствии с логикой психического развития дошкольников:  мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов.

Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов:

  1. реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
  2. учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;
  3. сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
  4. обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
  5. обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;

Раздел русский язык  обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.

Подготовка к обучению грамоте

           Дать представление о структуре речи: звуках, буквах, предложении. Дать понятие    звук и буква, гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие звуки.

          Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова.

 Обучать делению на слоги, учить составлять слова из слогов. Дать понятие ударения. Подготовка руки к письму.

                                          

   

Основные принципы организации занятий:

  1. Ведущим является субъект - субъективные отношения, т.е. полноценного межличностного отношения, основанного на доверии, без подозрений, неискренности, страха.
  2. Принципы добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.
  3. Принципы активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия. Это могут быть активные игры на запоминания, внимательность, упражнения в тетради и т.д.

Формы контроля:

  1. Степень помощи, которую оказывает взрослый обучающемуся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно выше развивающий эффект занятий;
  2. Поведение обучающихся на занятие: живость, активность, заинтересованность;
  3. Результаты выполнения диагностических заданий.

Материально-техническое обеспечение:

  1. выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
  2. материалы для оформления и творчества детей,
  3. наличие канцелярских принадлежностей,
  4. аудиоматериалы и видеотехника,
  5. компьютеры,
  6. проектор,
  7. экран и др.

Методы и приемы

  1. Диагностический метод
  2. Наблюдение;
  3. Беседа;
  4. Сказкотерапия;
  5. Психологические игры и упражнения.

 Ожидаемые результаты

Данный систематический курс должен создать условия для развития у детей познавательных интересов. Предполагается становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезновение боязни ошибочных шагов, снижение тревожности и необоснованных беспокойств.

В процессе обучения русскому языку дети должны научиться воспринимать и понимать русскую речь на слух и говорить по-русски в пределах доступной для них тематики усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи, что является одной из важных задач подготовки детей к обучению в школе.

К концу курса дошкольники должны уметь:

  1. участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы  и отвечать на них;
  2. различать понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
  3. называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах,
  4. находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  5. знать все буквы алфавита, называть их и находить в словах;
  6. пересказывать и драматизировать  небольшие литературные произведения;
  7. осознанно составлять  рассказ по серии картинок;
  8.  рассказать сказку; загадать загадку, выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение;

К концу курса дошкольники должны научиться:

  1. В  процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.
  2. Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.
  3. Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).
  4. Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова,

называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т. п.

  1. Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.

       

                     

Тематическое планирование занятий  по курсу «Дошкольнику – русский язык»

 (24  часа)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

 Знакомство. В мире звуков. Формирование представления о звуках. Игра «Угадай звук»

2

2.

Звуки и буквы.  Игра «Найди букву»

1

3.

Путешествие по Алфавиту. Игра «Я знаю пять имён (названий)…»

2

4.

Слова – признаки. «Комплименты»

1

5.

Гласные звуки. Игра «Эхо»

1

      6.

Согласные звуки. Игра «Доскажи словечко

1

      7.

 Твёрдые и мягкие звуки. Игра «Камень – вата».

1

8.

Звонкие и глухие согласные. Игра «Превращение слов»

1

9.

Буква и звук. Игра «Доскажи словечко»

2

10

Шипящие звуки.

2

11.

Слоги. Ударение.

2

12.

Чтение слогов.

2

13.

Наша речь. Игра «Что и когда происходит»

2

14.

Устная и письменная речь.

2

15.

Предложения. Слова. Игра «Закончи предложение»

2

Итого

24 часа

Используемые игры на занятиях.

«Слова-признаки». «Комплименты» (Рука, волосы, глаза) Дети стоят в кругу, держась за руки. Участник, поворачиваясь к соседу справа, говорит, какая у него рука т.е. называет слова-признаки (мягкая, теплая и т.д.)

«Детектив» Ребенку предлагается несколько слов или предметов. Его задача: найти в них отличие и      сходство. Например: кукла-человек,  телевизор- радио, самолет-птица,  курица-соловей и т.д.

    «Не ошибись!»  Один ученик называет слово, а другой -  на   последнюю букву этого слова и т.д.  Задача   каждого: быстро придумать слово и не ошибаться. Например: дом-машина – арбуз – заяц – и т.д.

«Послушай, произнеси и запомни !»Конкурс на лучшее запоминание и произнесение скороговорок.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Погода размокропогодилась.

Хвалю халву.

У нас гость унес трость.

Все бобры для своих бобрят добры.

У елки иголки колки.

У ежа-ежата, у ужа-ужата.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

От топота копыт пыль по полю летит.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

«Найди, докажи, составь!» Ребятам  предлагается ряд слов. В каждом ряду есть одно лишнее слово. Его надо найти;  доказать, что оно лишнее;  составить с ним предложение.

Роза, ромашка, лютик, малина, сирень.

Отец, бабушка, девочка, дочь, мать.

Масленок, мухомор, груздь, подосиновик и т.д.

«Что можно сделать из…»Вокруг нас встречается много разных материалов: дерево, ткань, металл, стекло, пластмасса и т.д.

Придумайте как можно больше предметов, которые можно сделать из этого материала.

 «Необычные слова» Используя три данных слова, составь из них как можно больше предложений.

Комар, ползать, тяжелый

Грустный, покрывало, жевать

Альбом, собака, кошка

Лампочка, дерево, высокий

Автомобиль, мартышка, человек  и т.д.

«Доскажи словечко» Детям  предлагаются  отрывки из знакомых сказок с пропущенными словами. Задача детей: как можно быстрее вспомнить пропущенные слова.

«Сочиняем стихи по опорным словам»

Детям  предлагается несколько слов. Задача: составить с ними стихотворение.

Картошка-кошка-ложка-Антошка

День-пень-лето-котлета

Волк-толк-лиса-краса   и  т.д.

«Сочиняем вместе» Учитель читает детям слоги. Задача детей: придумать как можно больше окончаний фразы.

Например:

Ла-ла-ла---- пол я быстро подмела

                   в  школу с радостью пошла

                   быстро мыло я нашла    и  т.д.

 «Попробуй -  догадайся!» Взрослый предлагает детям противоположные свойства предмета. Дети стараются дать как можно больше версий  по отгадыванию этого предмета.

Например:

Слабый – сильный ( человек, герой, ветер, мужчина, слон  и  т.д. )

Горячий – холодный

Большой – маленький

Светлый – темный  и т.д

Корзина Красной Шапочки Цель: развитие способности к запоминанию, активизация  внимания.

В эту игру нужно играть с группой детей. Взрослый начинает игру словами « Красная Шапочка собирается в гости к бабушке. Она положила в корзину сладкий пирог…» Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-то свое , например : «Красная Шапочка собирается в гости к бабушке . Она положила в корзину сладкий пирог и яблоки» . Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то свое и т.д. Можно потом попросить детей нарисовать корзину и все, что в ней лежит.

Что растет на грядке? Цель: тренировка скорости мышления.

Взрослый зачитывает детям загадки, на которые они должны как можно быстрее дать ответ.

Этот овощ  растет в огороде, его варят, парят, жаря, тушат. Очень любят. Выкапывают, сушат.

(Картофель)

Эта ягодка- красавица, сладким вкусом, красным цветом славится.

(Клубника)

Этот овощ сеньором зовется, важный очень, вот-вот разорвется.

(Помидор)

Горький, противный, но очень полезный. Аптека на грядке. Растет повсеместно.

(Лук)

Всю жизнь проводит в землице, не боится холода, в розовый кафтанчик рядится. (Редис)

Букет цветов. Цель: тренировка внимания, словарный запас.

Детям дается следующая инструкция: «Сейчас мы будем составлять букеты из разных цветов. Я буду называть растения, а вы будете вставать каждый раз, когда услышите подходящее название. Но в наш букет хотят проникнуть и сорняки: если услышите их названия, топайте ногами.

Рекомендуемые слова:  роза, крапива, лилия, полынь,  ромашка,  хризантема, одуванчик и т.д

Прогулка по лесу.

Цель: развитие образного двигательного представления, координации, кооперации, сотрудничества между участниками группы, умения совершать воображаемые действия.

Строим детей в колонну по два человека; дети держат друг друга за руки.

Текст задания зачитывается медленно, чтобы дети успевали выполнять требуемые действия.

Взрослый объявляет: «Сейчас мы будем гулять по лесу, на пути нам будут встречаться различные препятствия, по моей команде мы будем совершать разные действия. Итак, начали…

Мы идем по тропинке. Вокруг нас сосновый лес, зеленая трава, ласково светит солнце, поют птицы…

На нашей тропинке лежит большой камень, надо его обойти справа…

Опять идем по тропинке, теперь перед нами небольшая канава, прыгаем через нее…

Идем дальше, слева от нас полянка, на ней растут грибы, разбегаемся по полянке, собираем грибы…

Строимся в колонну по 2 человека, идем дальше по тропинке, впереди -  поваленное дерево, пролезаем через него и дальше идем…

Справа от нас в высокой траве растет земляника, разбегаемся по полянке, нагибаемся, раздвигаем руками траву и собираем ягоду, кладем ее прямо в рот…

Снова строимся все вместе, путешествуем дальше…

Вдруг неожиданно пошел дождь, останавливаемся, достаем зонтики, снова берем  друг друга за руки и идем вперед…

Дождик кончился, закрываем зонтики, перед нами широкая река, у берега  стоят лодки, садимся по 2 человека и гребем к другому берегу…

Приплыли, выходим из лодки на берег, снова идем по дорожке…

Вдруг прямо на нашей тропинке видим птичку с птенцами, не будем пугать птичку, на цыпочках обойдем с правой стороны…

Вот мы и пришли на большую поляну, садимся, можно отдохнуть…

Два слова

Цель: развитие внимания,  словесно-логического мышления и речи.

Взрослый произносит два несогласованных между собой слова, например: «кошка, окно » и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и придумывает из этих слов предложение. Например: «Кошка сидит на окне». Затем мяч попадает снова к ведущему и ситуация повторяется.

Взрослый произносит слова, ребенок - фразу.

Лошадь, повозка;

Карандаш, стол;

Аптекарь, лекарство;

Шляпа, голова;

Дедушка, палка;

Быль и небыль

Цель: тренировка скорости мышления

Взрослый читает ребенку разные предложения. Часть ситуаций, описанных в них, вымышлена, а часть – правдива. Если названная ситуация – правдива, ребенок должен захлопать в ладоши, если нет – поднять руки вверх. Игра развивает не только сообразительность, но и скорость реакции, мышление.

  1. В новый дом маляр пришел, красит стены, двери, пол.
  2. Клоун в цирке выступает, много шуток клоун знает.
  3. Сел баран на пароход и поехал в огород.
  4. В огороде то на грядке прорастают шоколадки.
  5. Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.
  6. У дерева ерши строят гнезда из лапши.
  7. Прекрасна собака, живущая в будке, у ней зацветают в душе незабудки.
  8. Кошки не похожи на людей, кошки часто ходят без одежки.
  9. Мама приходит с работы, мама снимает боты.
  10. Мастерит столяр буфеты, стулья, тумбы, табуреты.
  11. Все болезни лечит врач, он уколет, ты – не плачь.
  12. Белка в тереме живет, да орешки все грызет.
  13. У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Слон .
  14. Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня.
  15. У леса на опушке жила зима в избушке. Она снежки солила в березовой кадушке.

Небывальщина

Цель: развитие внимания и умения замечать нелогичные ситуации.

Детям предлагается послушать стихотворение и назвать все нелепые ситуации.

Выигрывает тот, кто заметил как можно больше небылиц.

Как–то раз поутру петух закукарекал : «Му »

Залаял кот в окне: « Гав – гав!»

А жук жужжит, как волкодав.

Тут прискакала кенгуру

И затрубила: «Ту–ру–ру»

Медведь откликнулся: «Ау, сидеть в берлоге не могу!»

Времена  года

Цель: развитие словесно-логического мышления, умения соотносить признаки явления с конкретным явлением.

Взрослый зачитывает детям приметы разных времен года и просит выбрать те, которые соответствуют зиме, весне, лету и осени.

Для наглядности можно использовать картинки с изображением явлений природы в разное время года.

Признаки времени года

Лужи, слякоть, листопад

Земляника, жара, каникулы

Подснежники, почки на деревьях

Мороз, Новый год, сосульки, каток, санки, снег

В дополнение к этому заданию можно попросить детей составить небольшие рассказы, например: «Как я провел лето»

«В какие игры можно играть с друзьями зимой»

« Моя помощь бабушке и дедушке при сборе урожая» и т. д.

 Что и когда происходит?

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Взрослый зачитывает ребенку четверостишие, каждое из которых характеризует определенное время года.  Ребенок должен соотнести признаки с  конкретным  временем года, и вставить вместо точек пропущенное слово.

Все дома надели шапки.

Малыши бегут гурьбой,

Взяв, коньки с собой и санки.

Так бывает лишь…          

Отзвенел уж звон капели,

Птицы с юга прилетели.

И лягушкам - не до сна.

Наконец пришла …

Солнце греть сильнее стало,

… красное настало,

Все купаются в пруду,

Зреют яблоки в саду.

Стали дни значительно короче,

Холодней и пасмурней ночи,

Журавли и гуси в стаи собираются.

Время года … называется.

Рыбы, птицы, звери…

Цель: тренировка быстроты распределения  и переключения внимания, а также скорости реакции.

У взрослого в руках находится мяч, дети сидят в кругу. Взрослый произносит:

“Рыбы!» - и кидает мяч первому игроку. Задача игрока - быстро сказать название какой-либо рыбы. Затем первый игрок передает мяч другому участнику, говоря: ” Птицы!”. Тот, назвав какую-либо птицу, передает мяч следующему игроку, говоря: “Звери”.- И т. д.

Главное - четко соблюдать инструкцию, сохраняя заданную последовательность в названии понятий.

Кто знает больше всех

Цель: развитие интеллектуальных способностей, способностей к классификации и общению.

Взрослый предлагает детям к одному из понятий (мебель, овощи, продукты, фрукты, цветы, одежда, города, реки, транспорт, страны) подобрать слова, к нему относящиеся. Например: к понятию мебель- стул, шкаф, полка, диван, стол…

Побеждает тот, кто сможет к какому-либо понятию правильно назвать как можно больше слов. Один ребенок называет предметы, остальные считают, сколько он назвал.

Закончи предложение. Цель: развитие понятийного мышления, скорости мышления.

Дети сидят по кругу. Ведущий кидает  мяч одному из них и говорит начало предложения.

Ребенок, поймавший мяч, должен закончить это предложение. После этого он возвращает мяч ведущему.  Тот, продолжая игру, кидает мяч следующему участнику и т. д.  

Примеры предложений: ” Лимоны кислые, а сахар … (сладкий), ” Кошка мяукает, а собака… (лает)”

                                   

Литература

  1. Конституция РФ. (извлечения)
  2. Конвенция о правах ребёнка. Подписана Правительством СССР 26.01.1990г.
  3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»(от 03.07.1998г.).
  4. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1.
  5. Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».
  6. Концепция модернизации российского образования   на период до 2010 года. Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002г. №393.
  7. Концепция дошкольного воспитания.
  8. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. №666.
  9. Письмо Минобразования России от 09.08.2000г. №237/23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».
  10. Письмо Минобразования России от 25.03.1994г.   №35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования».
  11. Концепция содержания непрерывного образования.

12Концепция преемственности в работе детского сада и начальной школы.

Литература для педагога.

  1. Завязки, О.В. Память. Запоминаем и воспроизводим [Текст] / О.В. Завязки.- Можайск, 2005.
  2. Козырева, Л.М. Как стать внимательным: (4 -5 лет) [Текст] / Л.М. Козырева.- Ярославль, 2000.
  3. Кутявина, И.Г. Тесты для детей: [Текст] / И.Г. Кутявина. - Москва, 2006.
  4. Кутявина, И.Г. Я готовлюсь к школе: [Текст] / И.Г. Кутявина. - Москва, 2006.
  5. Колесникова, Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения. Дети3-7лет [Текст] / Е.В. Колесникова. – Ярославль: Академия развития, 2000.- 160с.

   6. Узорова, О.В. 350 упражнений для подготовеи детей к    школе: игры, задачи, основы письма и рисования [Текст] / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. М.: АСТ: Астрель, 2005. – 102с.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Начальная школа 21 века:

Настоящая рабочая программапо русскому языку для 2 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;   с ос...

Система работы, используемая при изучении раздела программы по русскому языку «Текст» в 3 –ем классе (УМК «Гармония»)

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку /УМК "Гармония"/...

Рабочая программа по русскому языку для работы по УМК «Начальная школа XXI века».

Рабочая программ по русскому языку для работы по УМК «Начальная школа XXI века»...

моя работа рабочая программа по русскому языку

тематическое и календарное планирование....