Родительский клуб
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Пужанская Мария Федоровна

Формирование ответственного и позитивного родительства- одно из основных напрвлений социальной политики Российской Федерации. Курсы для родителей являются основным и эффективным способом реализации данного направления. В современном мире родителей необходимо учить быть родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_klub.docx55.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» на родителей возлагается обязанность заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

Формирование ответственного и позитивного родительства – одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года.  Курсы для родителей являются одним из эффективных способов реализации данного направления.

Программа Родительского клуба составлена на основе региональной образовательной программы «Основы детской психологии и педагогики».

В современном мире необходимо родителей учить быть родителями. В результате активных действий в этом направлении может быть решен ряд проблем общества: снижение количества разводов, повышение культурного уровня взрослого и детского населения, формирование условий для самостоятельного решения семьей своих социальных функций. В области образования просветительская работа с родителями помогает решать вопросы  государственно-общественного управления, независимой оценки качества образовательных услуг, и в целом «повернуть» родителей лицом к  школе, совместно искать решения возникающих проблем.

Программа направлена на повышение уровня  основных компетенций родителей. Ее новизна заключается в создании для родителей целостного и последовательного просветительского курса, охватывающего период от начальной школы  до совершеннолетия ребенка.

Предлагаемая программа рассчитана на родителей, имеющих детей от 7  до 18 лет.

Отличительной особенностью данной программы является компетентностный подход к родительству, включающий повышение уровня следующих родительских компетенций:

- психологическая компетентность (качество действий родителей, обеспечивающих эффективное решение психологических проблем и типичных задач, возникающих в реальных ситуациях семейной жизни и детско-родительских отношениях; владение основами психологических знаний о возрастных особенностях развития ребенка, формировании личности, развитии способностей детей; создание благоприятной психологической среды для развития личности ребенка с использованием жизненного опыта, основ психологических знаний, общепризнанных ценностей);

- педагогическая компетентность (качество действий родителей, обеспечивающих эффективное решение педагогических задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка в условиях семьи с учетом его возрастных и личностных особенностей);

- коммуникативная компетентность (качество действий родителей, обеспечивающих эффективное взаимодействие с детьми и другими членами семьи; владение навыками ассертивного поведения, умения грамотно разрешать семейные конфликты и напряженные ситуации; владение навыками активного слушания, аргументации и убеждения; повышение уровня коммуникативной культуры, в т.ч. в детско-родительских отношениях);

- информационная компетентность (качество действий родителей, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, поступающей в информационное пространство семьи из средств массовой информации, книг и других источников; эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптация к восприятию ребенком; отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов, ориентированных на физическое и психическое здоровье ребенка, толерантное отношение к окружающим, культуру половых отношений, ценность человеческой жизни; владение навыками информационной этики в детско-родительских отношениях);

- правовая компетентность (качество действий родителей, обеспечивающих высокий уровень правовой культуры в семейной жизни и детско-родительских отношениях, основанный на знании международного, российского и областного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере семьи и брака, защиты прав ребенка, образования).

Цель программы: формирование и развитие компетенций родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций в вопросах воспитания и развития личности детей, формирование ответственной и позитивной родительской позиции.

Задачи:

- познакомить с основами психологических, педагогических и правовых знаний, необходимых для эффективного построения детско-родительских отношений и благоприятного формирования личности детей.

- познакомить со способами  и методами эффективной семейной коммуникации;

- способствовать развитию потребности родителей к работе над собой, самопознанию и самосовершенствованию в сфере детско-родительских отношений;

- пропагандировать уважительное и ценностно-ориентированное отношение к институту семьи в целом и к построению своей семьи в частности;

- пропагандировать уважительное отношение к личности ребенка, понимание ценности и неповторимости его внутреннего мира;

- способствовать развитию чувства ответственности за формирование благоприятной семейной среды для развития и становления личности ребенка.

Занятия проводятся на принципах добровольности участия; достоверности информации; практикоориентированности информации; взаимоуважения.

Программа состоит из 9 модулей; каждый модуль состоит из занятий, включающих в себя теоретическую и практическую части. Программа рассчитана в общей сложности на 72 часа. Модули являются обязательными для всех целевых аудиторий родителей. Некоторые модули содержат темы, специально предназначенные для родителей детей различных возрастных категорий.

Категория слушателей: родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.

Планируемые результаты обучения для родителей:

-  знание основ психологических, педагогических и правовых знаний, необходимых для эффективного построения детско-родительских отношений и благоприятного формирования личности детей;

- знание  способов и методов эффективной семейной коммуникации;

- умение  применять знания на практике;

- потребность к работе над собой, самопознанию и самосовершенствованию в сфере детско-родительских отношений;

- отношение к построению и сохранению  семьи как ценности;

- уважительное отношение к личности ребенка, понимать ценность и неповторимость его внутреннего мира;

- понимание  ответственности за формирование благоприятной семейной среды для развития и становления личности ребенка;

Формы проведения учебных занятий: лекции, беседа, дискуссия, тематический диспут, конференция, круглый стол, семинар, практикум, тренинг, проект, игровое моделирование, библиотечные занятия, просмотр и обсуждение видеофильмов (телепередач), занятие-рефлексия,  консультирование в очном и дистанционном  режимах, тестирование.

Управление, контроль, мониторинг: управление и контроль над реализацией программы осуществляет педагогический совет совместно с родительским комитетом. Координатором программы является заместитель директора по учебно-воспитательной работе образовательного учреждения. Мониторинг программы осуществляется по итогам каждого года обучения.

Учебно-тематический план

1-4 классы

п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

Из них:

лекции

практич.

занятия

1.

Основы семейной психологии

Эффективные методы укрепления психологического здоровья

3

2

2

Детская злость и агрессия

3

2

1

Родительское внимание как основа сохранения психического здоровья

3

1

1

всего

9

5

4

2.

Основы семейного уклада

Детско-родительские взаимоотношения

4

2

2

Внимание и удовлетворение потребностей детей

4

2

1

Стиль воспитания и взаимодействия с ребенком

2

2

1

всего

10

6

4

3.

Основы детской психологии

Психологические особенности младшего школьного возраста

1

1

Темперамент ребенка, медлительность, гиперактивность

2

1

1

Развитие познавательной сферы ребенка (память, внимание, мышление, воображение)

2

1

1

Развитие самостоятельности и творческого воображения детей

2

1

1

Ребенок с повышенными образовательными потребностями

2

1

1

всего

9

5

4

4.

Основы семейного воспитания

Воспитательное воздействие семьи, авторитет родителей и формирование личностных качеств ребенка

2

2

1

Стили семейного воспитания

2

1

1

Причины стойкого непослушания ребенка.

2

1

Поощрение и наказание детей в семье

2

1

1

Дисциплина для школьника. Самодисциплина.

2

1

1

Развитие самостоятельности.

2

1

1

Профилактика асоциального поведения детей (воровство, драки, употребление ненормативной лексики)

1

1

2

всего

15

8

7

5.

Основы здорового образа жизни и содержательного досуга.

всего

10

5

5

6.

Основы семейного права

всего

3

1

2

7.

Основные формы взаимодействия семьи и образовательной организации

всего

6

4

2

9.

Семейный бюджет

всего

7

4

3

ИТОГО

72

40

32

Родительский клуб

   

Занятие №1 «Ох уж эта учеба!»

Цель: Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей.

Задачи работы.

1. Научить родителей устанавливать доброжелательные, доверительные отношения с ребенком.

2. Проинформировать родителей о возрастных психологических особенностях детей-дошкольников.

3. Дать навыки эффективного общения с ребенком.

Пояснительная записка.

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии. Родители не могут устанавливать какие-либо рамки в поведении своих детей, а если и существуют какие-либо запреты, то дети легко их нарушают. Также, родители в процессе воспитания предпочитают обходиться без наказаний, уповая на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний. Таким образом, работу с родительской общественностью мы рассматриваем как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения. Основанием для построения данного  клуба послужило представление о необходимости вовлечения родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованном участии в воспитательно-образовательном процессе с целью наиболее полноценного развития их собственных детей.

Психолог: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать на первой встрече нашего Родительского клуба!

Тема для нашего заседания выбрана неспроста- нежелание наших детей учиться приобретает огромный размер.

Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо учились, имели много друзей, были любознательными и сообразительными. А для этого нужны систематические родительские усилия, а не только школьные занятия, поскольку, как писал известный педагог

Я. Корчак говорил: «Воспитание ребенка – это не милая забава. А задание, требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей». 
Итак, цель  нашей встречи  изучить и выяснить как стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию через заботу, помощь и любовь родителей.  

Предлагаю вам выполнить

Упражнение «Я тебе желаю» 
Цель: сориентировать участников тренинга на получение в процессе совместной работы не только индивидуальной пользы, но и позитивного результата для всех членов коллектива.

Участникам предлагается записать свои приветствия и пожелания друг другу на листах бумаги и положить их в «ларец» (коробку).
Правила таковы: во-первых, письмо не должно быть адресовано конкретному человеку, во-вторых, пожелания должны касаться содержания тренинга.
Затем ведущий перемешивает листочки, и каждый участник получает чье-то письмо, которое зачитывает в группе и оставляет себе на память.

Подводя итог, ведущий предлагает участникам ответить на вопросы: «Трудно ли было написать письмо с пожеланием? Как вы себя чувствовали, когда зачитывали ваше письмо?»

Психолог: «Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Шалва Амонашвили- советский и грузинский педагог и психолог, специалист в области гуманно-личностной психологии и педагогики).

Основной постулат учительской философии Амонашвили заключается в следующем: «Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг — помочь ему выполнить её».

Для начала, попробуйте решить эти задачи:

на доске                                    правильные ответы

6, 9,12,15,   …………                      18, 21 (+3)

31, 24, 18, 13,………….                   9, 6 (-7, -6, -5, -4, -3)

 

1, 2, 4, 8, …………                       16, 32 (*2)

4, 9, 16, 25, ………..                      36, 49 ( https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=2%E2%88%992%2C%5C+3%E2%88%993%2C%5C+4%E2%88%994%2C%5C+5%E2%88%995%2C%5C+6%E2%88%996%2C%5C+7%E2%88%997)

5000, 1000, 200,  …….                  40, 8 (: 5)

Упражнения на смекалку:

- Одно яйцо варится 5 мин. Сколько варятся 3 яйца? (5 мин.)

- Петух на одной ноге весит 4 кг. Сколько весит петух на двух ногах? (4 кг)

- Карета, запряженная лошадьми, проехала 3 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (3 км)

Психолог:  Вы уже обратили внимание на то, что интерес к учебе у ваших детей пропадает. Почему это происходит? Причин может быть несколько.

Например:

  1. требуется все больше усилий для выполнения всех школьных заданий.  
  2. пробелы в знаниях
  3. нет успехов, хотя они стараются.

При возникновении таких трудностей в учебе очень важно в первую очередь создать дома атмосферу оптимизма. Надо сказать ребенку: «Ты справишься» и вместе с ним подумать о том, как лучше усвоить материал. Это куда полезней, чем ругать его за плохие отметки. Вместе с тем бывает необходимо принять конкретные меры: повторить основы, позаниматься дополнительно, выполнять специальные упражнения по развитию памяти, внимания, мышления (головоломки, лабиринты и т.д.).

Ребенок должен просто справляться с программой, школьные требования таковы, что любой здоровый ребенок при известном прилежании может их выполнить.  

 

Что же делать, вам, родители?

  1. Ни в коем случае не предъявлять к детям чрезмерные требования. Ребенок не понимает требований, которые вы ему предъявляете. Ему постоянно твердят о том, что он должен быть умным, соответствовать каким-то родительским желаниям, часто не учитывающим ни его возраст, ни индивидуальные возможности. Ребенка с малых лет включают в мир ценностных ориентацией, принятых среди взрослых людей. Престижные установки и ожидания обязательно должны присутствовать у всех родителей. Но для правильного развития ребенка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний. Завышенный подавляет, гасит природную любознательность детей, а заниженный не стимулирует их развитие. А если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то в том и в другом случаях дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе и в родительской любви, острой нехватки ласки, тепла, внимания. Поэтому нужно вместе с учителем постараться определить, в каких областях дети могли бы достичь большего, и помочь им утвердиться на этом поприще. Не надо сразу связывать планы перестройки с теми предметами, где ваш ребенок едва справляется с программой. Надо хвалить за каждый, даже самый скромный успех: «Сегодня уже 6 ошибок, а не 8». Если такие дети полностью теряют интерес к учебе, становятся упрямы, то большей частью оттого, что никто не заметил и не оценил их маленькие успехи, отставание не было вовремя устранено, а неудачами их постоянно попрекали. Они плохо чувствуют себя в школе, даже если учитель внимателен к ним. Они сравнивают себя с одноклассниками, и им кажется, что из-за плохой учебы их меньше уважают.

  1. Родителям необходимо найти все пути для самоутверждения ребенка. И здесь помогут успехи в других областях, например, в работе по дому. И как часто дети, у которых были трудности в учебе, потом прекрасно проявляют себя в профессиональной деятельности. Нередко признание успехов в практической области способствует пробуждению интереса к теоретическому знанию. Нормально, если ребенок не ко всем предметам проявляет одинаковый интерес.

Нельзя терпеть полное отсутствие интересов у ребенка. У родителей всегда есть возможность убедить детей в том, что знания, полученные в школе, могут им пригодиться и дома. Дети осознают необходимость и полезность учения и тогда, когда мы связываем школьные знания с интересными для детей профессиями или их любимыми занятиями. Когда дети выполняют домашние обязанности, они заслуживают похвалы и уважения. В то же время у вас есть в этом случае повод указать детям на то, что и при изучении не особенно интересных предметов они могут быть так же старательны. Поэтому необходимо дома отдавать должное любому успеху в учебе.

  1. Отношение к учебе родителей, их пример (повышение квалификации, курсы…).

  1. Терпение, доброжелательность, внимание. И так должно продолжаться всю жизнь, потому что наша готовность обсуждать с детьми их проблемы есть предпосылка того, что они сохранят свое любопытство. Наше терпение, доброжелательность каждый раз заново будет вызывать доверие детей. Чтобы отношения в семье были стимулом к познанию, вы должны задуматься: как создать в семье благоприятную для учебы ребенка атмосферу, исполненную оптимизма и терпения, но в то же время и последовательной требовательности? Как помочь ребенку хорошо учиться?

Упражнение "В детстве я мечтала……"

Участники бросают мяч друг другу со словами: "В детстве я мечтала…»

Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние, помогает помочь родителям понять своих детей.

Психолог: продолжаем наш разговор.

Родители помогают детям в трех направлениях:

 - организуют режим дня;

 - контролируют выполнение и проверяют домашнее задание;

 - приучают детей к самостоятельности.

           

  1. Соблюдение режима помогает ребенку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает нервную систему от переутомления. У большинства учащихся слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости. Важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время. Режим дня предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе. Таким образом, ваша главная задача – помочь своему ребенку в организации его времени дома. Организованный, усидчивый ребенок будет хорошо работать на уроке.

         2.       Как вы должны контролировать выполнение домашних заданий?

                    Прежде всего, надо постоянно следить за записями домашних заданий в               дневнике.

                  После этого проверить сам факт выполнения домашнего задания.

                  Затем просмотреть правильность его выполнения.

                  Заметили ошибку – не надо спешить показать, где она. Ребенок должен       приучаться к самоконтролю. И только в крайнем случае прямо показать, где ошибка.

                  Ребенок должен уметь учить уроки за 2-2,5 часа.

Объясните ребенку, что домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы.

3. Помогать ребенку стать более самостоятельным: проконтролировать, когда ребенок сел за уроки (за чтение), подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа.

А чтобы приучить ребенка к усидчивости, нужно ставить перед ним задачу – уложиться в определенное время, ставить перед ним часы (учится распределять свои занятия по времени).

Надо признать, что современные дети не хотят читать книги.  Что делать? Умение читать имеет большое значение для успешного обучения.  Иногда ребенок затрудняется решить задачу только потому, что не умеет ее прочитать.

 Давайте попробуем научить детей любить книгу.

Очень важно, чтобы родители следили за подбором книг для чтения, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста. Надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, о природе… Но, в то же время, надо учитывать индивидуальные интересы детей (приключенческая литература). Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе (на уроках естествознан6ия, истории).

Необходимо упражнять ребенка в чтении вслух, чтобы можно было контролировать правильность чтения.

В воспитании любви к книге могут сыграть положительную роль и внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с друзьями – все это вызывает у детей интерес к книге.

Можно использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые потом должны спросить его, о чем он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он всегда сам будет читать.

Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению.

Очень хорошо, если в семье практикуются систематические совместные чтения книг вслух. Это сближает родителей и детей.

Особое внимание следует уделить развитию чувства ответственности в детях. Ответственность – это особое качество, которое не дается человеку от рождения, а развивается с годами. Некоторым это дается легко, другим же приходится прикладывать усилия и напрягать волю.

        Очень часто ответственность путают с послушанием. Но эти два качества  не одно и то же. При послушании от ребенка просто требуют выполнения порученного. А быть ответственным – значит самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять.

СОСТАВЛЯЮЩИМИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ являются:

  1. Понимание задачи.

Это знание того, что нужно сделать и как это сделать. Ребенок многое понимает по-своему. Для ясного понимания задачи нужно, чтобы родители и ребенок все четко обсудили между собой.

  1. Согласие с поставленной задачей.

У ребенка должен быть выбор («Что ты будешь делать: возьмешь пылесос или вытрешь пыль?»). Если есть выбор, то чувство ответственности будет проявляться на практике.

  1. Умение самостоятельно мотивировать свои действия.

Родители должны учить подрастающего ребенка не только слушаться старших, но и научить его самодисциплине. Можно помочь ему в этом, поощряя похвалой, а по мере взросления он научится видеть перспективу, а не сиюминутный выигрыш.

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

  1. Самоуважение.

Все дети нуждаются в положительной самооценке. Уверенный в себе ребенок легче справляется с любой задачей.

  1. Разумные ограничения.

Они дают ребенку чувство защищенности, позволяют ему вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности.

  1. Продолжительность и постепенность.

Ребенок не может стать ответственным сразу, по мановению волшебной палочки. Это происходит постепенно, на протяжении многих лет. Предоставляйте ребенку возможность проявлять самостоятельность, развивать свои способности, но учитывайте его возраст и опыт.

Об успехах.

        В психологии существует понятие «выученный неуспех». Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже попытаться. Однако именно взрослые виноваты в том, что у ребенка опустились руки, и он перестал верить в собственные силы. Ведь все его достижения обесцениваются завышенными требованиями со стороны родителей и учителей.

Родители, слишком много ожидающие от своего чада, довольно часто начинают беседу со слов: «В нашей семье все хорошо учились. Всегда были отличниками» и т.д. Им искренне непонятно, как это можно учиться на четверки, а уж тройки воспринимаются как свидетельство лени или полного отсутствия способностей у ребенка. Некоторые родители, хотя и считают своих детей способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи своего ребенка, чем на его успехи, надеясь тем самым побудить его стараться еще больше. Однако постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред – школьник приходит к выводу, что, не смотря на все свои старания, он не способен оправдать ожидания родителей. Ребенок перестает верить в свои силы, теряет интерес к любой интеллектуальной и творческой деятельности.

Бывает, что родители специально занижают достижения весьма способных детей, чтобы те не загордились. Из-за этого ребенок не получает удовольствия от своих успехов, он постоянно стремится добиваться большего, чтобы наконец-то заслужить поощрение родных.

Что делать?

  • Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и что единственная приемлемая отметка – это пятерка. Не бойтесь плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Ребенку полезно получить то, что он заслужил.
  • В своих ожиданиях исходите из реальных возможностей ребенка.
  • Необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже самым небольшим, с вашей точки зрения, успехам.
  • Нельзя говорить ребенку, что вы поставили на нем крест, если он не оправдал ваших ожиданий, например, в области математики. Возможно, его призвание - гуманитарные науки?
  • Не следует  запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать бомжем или дворником. Подобные нотации могут дать обратный результат – ребенок, отчаявшийся чего-то добиться или соответствовать представлениям взрослых, потерявший интерес к учебному процессу, начинает демонстративно заявлять, что он и мечтает стать дворником, чтобы его все оставили в покое.
  • Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. Например, не следует говорить: «Это еще хорошо, что тебе учительница «четверку» поставила. Я бы за такое сочинение выше «тройки» не поставил».

Об интересе.

        Многие родители переживают, что их дети не очень интересуются учебой, работают «из-под палки». Нередко можно услышать, что их ребенок равнодушен не только к учебе, он вообще ничем не интересуется. В ответ на это хочется возразить: «Не может быть, чтобы ребенка совсем ничего не интересовало!»

Родителям следует задуматься: не предлагают ли они ребенку то, что интересует их самих, но не его? Возможно, в его отказе от предложенных занятий выражается стремление проявить самостоятельность? Или ребенку не удается добиться успеха в предлагаемых видах деятельности, потому что у него нет к ним склонности, а вы предъявляете слишком высокие требования, и он боится их не оправдать?  

Что делать?

  • Понаблюдайте за ребенком: во что он охотнее играет, как любит проводить свободное время, о чем говорит с интересом. Выяснив, какая область знаний больше всего привлекает вашего ребенка, помогите применить ему этот интерес на практике. Можно договориться с учителем, чтобы он дал задание ученику подготовить доклад или сделать газету по интересующей его теме. Ребенок поверит в свои силы и захочет развиваться дальше. Неоспоримый факт: интересно то, что получается, а лучше всего получается то, что интересно.
  • Узнайте у ребенка, что именно он изучает в данный момент по тому или иному предмету. Расспрашивайте, признавайтесь, что вы именно не знаете или плохо помните. Пусть он вам объяснит.
  • Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано.
  • Приучайте ребенка поддерживать тонус, т.е. рабочее состояние организма. Лень принимает наиболее катастрофический характер в тех случаях, когда человек устает физически или душевно. Каждый выходной должен быть наполнен действительно отдыхом, а не ударным трудом. В любом скучном и трудном деле научите ребенка находить приятное или делать перерывы, чтобы, например, выпить стакан сока, поиграть с собакой, почитать книгу.
  • Не упрекайте ребенка в том, что он ничего не делает, «а вот вы в его годы…» Такие разговоры способны вызвать только реакцию протеста, а не побудить срочно, чем-то заняться. Кстати говоря, в «ваши» годы возможности и требования были совсем другими, мир изменился и продолжает меняться.
  • Проявляйте сами интерес к учебной деятельности, например, ищите нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь писать за своего ребенка рефераты, сочинения и т.п.

- Часто дети и спрашивают родителей: “А зачем учиться?”

И что родители отвечают? /Предложить родителям дать варианты ответов/.

А) Чтобы иметь профессию, чтобы много зарабатывать, чтобы хорошо жить и т.д.

А дети видят: для того чтобы хорошо жить, совсем не обязательно быть с образованием, и родители подчас самый наглядный тому пример — неплохо зарабатывают без высшего образования, или, имея за плечами институт, еле сводят концы с концами.

Б) Чтобы тебя уважали, ценили, чтобы реализоваться, чтобы приносить пользу людям (Родине).

Если ребенку 10-12 лет, то для него это далеко, а пока его ценят и уважают сверстники совсем за другие заслуги (что, кстати, естественно).

В) Чтобы было интересно, потому что учиться, узнавать что-то новое — это здорово.

А вашему ребенку не интересно, ведь он никогда не учился из интереса, всегда была программа, по которой надо было “овладевать знаниями и навыками”. 

Г) А главное — он не видел, как познают, как трудятся его папа и мама, он не видел по-настоящему увлеченных родителей — не телевизором, не чтением детектива или любовного романа, а увлеченных узнаванием нового. Может быть, ваш ребенок просто не знает, что трудиться можно с радостью и интересом. Даже если вы по-настоящему увлечены своей работой, на работе он вас не видит, а дома вы либо с усталостью и по необходимости делаете домашние дела, либо сидите перед телевизором.

Итак, что же делать?

1) Самое трудное — принять это как данность и перестать бороться со своим ребенком, то есть отнестись к этому серьезно и осознать, что ему нужна помощь. Он должен почувствовать, что вы принимаете его таким, хотя вам, конечно, это не нравится, но вы его все равно любите и готовы ему помогать.

2) Разобраться со своими собственными увлечениями и интересами. Посмотрите на своего ребенка, как на свое отражение в кривом зеркале, которое, конечно, преувеличивает недостатки, но не придумывает их. А вы чем увлечены, какие у вас интересы, кроме домашних проблем и сериалов?

Попробуйте возродить свои увлечения или найдите новые.  Если у вашего ребенка появляется хоть какое-то увлечение, не торопитесь говорить “нет”, но и не торопитесь кидаться с помощью и советами, делая тут же этот интерес семейным достоянием. Относитесь к желаниям и интересам своих детей с уважением. 

3) Начинайте отдавать ответственность за жизнь ребенка ему самому: перестаньте его все время контролировать, выдавать ценные указания, и главное — принимать за него решения.

Для многих родителей это самое сложное, потому что надо перестать относиться к ребенку, как к своей части, как к своему продолжению.

Как создать в семье атмосферу уважения к умственному труду как таковому? Как такое уважение воспитывать? Честно говоря, ответить на эти вопросы сложно. Если в семье кто-то из старшего или среднего поколения занят умственным трудом, и все домочадцы с почтением относятся к этому человеку и его занятиям, то, скорее всего, всё произойдёт само собой. Ребёнок и родители будут уважать умственный труд. Если такого человека нет, то родителям надо бы, прежде всего, пересмотреть свою позицию. И, быть может, начать им следует с осознания того, какой огромный труд проделывают их дети, учась.

Упражнение “В лучах родительского солнца”. 

Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!

Родители отвечают на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?»

Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.

“Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”.
С. Соловейчик

Рекомендую вам к прочтению книгу С.Соловейчика «Учение с увлечением».

Безусловно, не единого правила для всех и на все случаи жизни. Все дети разные. 
Каждый ребенок уникален.

И в заключении притча для раздумья.

Правильный путь

Шли по лесу старец с учеником. Впереди препятствие: бурная речка, через которую переброшен мостик. А рядом — корявый ствол старого дерева.

— Учитель, — почтительно обратился к старцу молодой человек. — Какой мне путь выбрать: лёгкий или тяжёлый?

Старец важно ответствовал:

— Когда познаёшь ты Учение, лишь путь тяжёлый принесёт плоды…

Юноша тяжело вздохнул, и полез по склизкой коряге. Учитель с интересом наблюдал, как молодой человек перелезал через реку, обламывая гнилые ветки, рискуя сорваться каждую минуту. Когда юноша оказался на том берегу, старец спокойно прошествовал по мостику.

— Как же так?! — возмутился ученик. — А как же Учение?

— И лишь достигши мастерства, осознаёшь, что лишь лёгкий путь ведёт к истине, — лукаво усмехнулся старик.

Еще хотелось бы пожелать вам, родители: выкраивайте ежедневно время, чтобы побыть с ребёнком, ведь поступление в основную школу — это очень важный переходный период в жизни ученика. И на этом сложном этапе ему очень нужны ваша помощь и поддержка.

А мы действительно хотим, чтобы у наших с вами детей не возникали проблемы неуспеваемости, нежелания и неспособности учиться, а для этого нужно усерднее работать в этом направлении. И на этом собрании мы задумались необходимости полноценного общения родителей с детьми, более ответственного подхода к воспитанию. Надеюсь, что действия окажутся результативными. Залогом воспитательного успеха будут отличные знания наших детей. 

Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, закончите три предложения:

  • Из сегодняшнего разговора я поняла…
  • Мне не понравилось…
  • Хотелось бы продолжить разговор на тему…

Спасибо за работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание Родительского клуба "Домашний логопед". Тема "Мой ребенок самый лучший, но хорошо ли я его знаю"

Данный материал позволит Вам познакомить родителей с особенностями полисенсорного восприятия их детей. В работе представлены необходимые рекомендации по улучшению взаимоотношений с ребенком, которые п...

Родительский клуб

Семья для ребенка — одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни ребенка и, по данным исследований, намного превышает воспитательное в...

Заседание родительского клуба "Истоки". Труд-дело чести.

Осуществление целостного подхода к развитию личности ребёнка через сотрудничество с семьёй....

Программа родительского клуба "Семейная гостиная". Выступление на педсовете

В современном мир часто не хватает времени многим родителям на общение с детьми в силу занятости. Цель данной программы развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответ...

Родительский клуб "Нам по пути" (отзывы родителей и детей)

Хороший родитель всегда заинтересован в подробностях жизни собственного ребёнка и ради общей пользы должен делиться виденьем процесса образования и воспитания с воспитателем....

Родительский клуб "Нам по пути"

Хороший родитель всегда заинтересован в подробностях жизни собственного ребёнка и ради общей пользы должен делиться своим виденьем процесса образования и воспитания с воспитателем....

Заседание родительского клуба "Мой родительский багаж"

Для родителей детей младшего школьного возраста,...