Родительский клуб "Нам по пути"
рабочая программа по теме

Наумова Ирина Николаевна

Хороший родитель всегда заинтересован в подробностях жизни собственного ребёнка и ради общей пользы должен делиться своим виденьем процесса образования и воспитания с воспитателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon albom.ppt1.14 МБ
Файл roditelskiy_klub_nam_po_puti.docx210.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БУСО ХМАО-Югры «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина» ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «НАМ ПО ПУТИ»

Слайд 2

ЦЕЛЬ КЛУБА: Создание условий для формирования социальной компетенции семьи и оказание помощи в самореализации семьи её собственных внутренних ресурсов, а также формирование и развитие духовного, социально-психологического, творческого потенциала у детей и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КЛУБА: Наладить взаимодействие между специалистами, родителями и детьми. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей. Организовать досуг и творческое самовыражение детей и родителей.

Слайд 4

ФОРМЫ РАБОТЫ СЕМИНАРЫ

Слайд 5

ТРЕНИНГИ

Слайд 6

КРУГЛЫЕ СТОЛЫ

Слайд 7

ВЕЧЕРА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

Слайд 8

Мастер-классы

Слайд 9

Спортивные мероприятия для всей семьи

Слайд 10

ПРАЗДНИКИ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

Слайд 11

ОТЗЫВЫ РОДИТЕЛЕЙ Терпения, здоровья. Спасибо за понимание, за поддержку наших детей. Спасибо Вам огромное ! Я бы хотела, чтобы дети могли посещать Ваш центр больше трёх месяцев. Впечатления от центра только положительные. Я желаю Вам процветания. Удачи Вам в ваших начинаниях ! Спасибо за всё!



Предварительный просмотр:

Казенное учреждение ХМАО-Югры

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина»

Программа

деятельности клуба для родителей

в условиях дневного отделения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

« НАМ ПО ПУТИ »

 Редактор-составитель

Богданова Н.Ю.

\\Mo4\общая\7.jpgМодифицирована и редактирована: январь 2016 г.

Урай, 2016 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         В последние годы в России,  в целом, и в нашем регионе, в частности, не снижается  существенно число семей и детей, нуждающихся в социальном обслуживании.  

       Причин данной тенденции множество: углубляющийся экономический кризис в стране, сложность социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микроклимат семьи, изменяется отношение родителей к детям, ослабевает воспитательная функция, вследствие их низкой правовой, психологической и педагогической компетентности.

       Такие семьи требуют пристального внимания, а родители – сопровождения, поддержки, которая предполагает расширение педагогического поля и воспитательного пространства семьи. Ведь отцы и матери часто поступают неправильно не по злому умыслу, а из-за отсутствия необходимых знаний о воспитании детей.

        Таким образом,   необходимо проводить профилактическую работу с такими семьями, прежде всего на начальном этапе возникновения семейных проблем, чтобы предотвратить попытку изъятия ребёнка из родной семьи. Накопление родителями знаний, а на их основе – умений и навыков общения с детьми осуществляется через различные формы взаимодействия, в том числе через работу родительского клуба.

       Программа деятельности родительского клуба « Нам по пути» имеет свою историю. Клуб был создан в 2011 году и успешно функционировал в соответствии с программой и тематическими планами в течение пяти лет.

(Приложение 1, 3).   Изменившиеся социально-экономические условия в стране и регионе, изменение контингента и социокультурного уровня семей, с которыми работает учреждение, потребовали обновления  содержания программы и ее материальных и кадровых ресурсов. В связи с этим программа редактирована и обновлена.

       В группе воспитанников отделении дневного пребывания несовершеннолетних нашего центра, сформированной для реализации настоящей редакции  программы (набор январь 2016 г.), воспитываются дети  из семей с низким воспитательным потенциалом. Из 33 семей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, 24% - многодетные семьи, 67% - неполные семьи, 34% - неблагополучные семьи, 9% - конфликтные семьи, 6% - семьи, имеющие опекаемых детей. В данных семьях нарушаются права детей «на жизнь, выживание и развитие» (статья 6 Конвенции о правах ребенка), вследствие низкого уровня родительской компетентности.

      Наша программа,   поможет родителям повысить их воспитательную компетентность посредством участия в тематических встречах родительского клуба “ Нам по пути”.

       Данная программа предусматривает решение задач связанных с удовлетворением потребностей, защиту прав и интересов детей.

       Программа предусматривает     сопровождение   семьи, либо одной мамы, воспитывающей ребенка   и  предполагает социально-педагогическую помощь и социально-психологическую поддержку специалистов,   и поможет   родителям получить нужные     социально-психологические и педагогические знания, осознать эмоциональные потребности своих детей и приобрести необходимые навыки для эффективного взаимодействия с детьми.

        Для реализации программы в учреждении имеются соответствующие условия и достаточные методические, материально-технические и кадровые ресурсы. При обучении   родителей используются инновационные технологии работы, в частности:   консультирование с помощью Skyep-связи и публикации материалов для родителей на сайте учреждения в сети интернет.

Целевая группа: родители и дети отделения дневного пребывания несовершеннолетних, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.

Цель:

 Повышение уровня готовности   родителей   к воспитанию ребенка посредством  формирования и повышения психологической и педагогической компетентности.

Задачи программы:

Организационные:

-   выстроить взаимодействие между педагогами, родителями и детьми,

 вовлечь родителей в жизнь социального  учреждения на принципах сотрудничества;

- актуализировать и обновить методическую базу программы.

Практические:

- реализовать комплекс    мероприятий в соответствии с планом;

- сформировать у родителей навыки конструктивного бесконфликтного общения и конструктивного взаимодействия со своим ребёнком (понимать его интересы и потребности, адекватно оценивать уровень его развития, достижения);

 - повысить уровень правовой,  педагогический и психологической компетентности   родителей.

-  повысить  личную активность семей, мотивацию к самостоятельным действиям.

Аналитические:

-   проанализировать достигнутые результаты, внести корректировки с целью повышения  эффективности программы.

Основные функции клуба

  1. Обеспечение условий для обмена педагогическим опытом родителей.
  2. Содействие развитию педагогической компетентности родителей.
  3. Создание условий для неформального общения родителей и педагогов.
  4. Взаимодействие педагогов с семьёй для полноценного развития  детей.

Направления работы:

    - социально-психологическое;

    - социально-правовое;

    - социально-педагогическое;

     - информационно-методическое.

Формы работы:

- организационное собрание, концерт, мастер- класс, лекция, беседа, конкурсно-развлекательная программа, совместный досуг взрослых и детей;

Методы работы:

Теоретические:

-   специальные методы сбора, обработки и анализа информации: анкетирование, наблюдение, социометрия, анализ документов, статистический и сравнительный анализ  и др.

Практические:

-   методы обучения   словесные (рассказ, объяснение, объяснение, инструктирование, обсуждение и т.д.), практические (упражнение, метод решения проблемных ситуаций, игровой метод).

- социально-психологические методы: (консультирование, метод практических ситуаций).

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Этапы и сроки реализации программы

         По своей периодичности  программа  имеет циклический характер с   циклом реабилитационно - профилактических мероприятий в течение 3 месяцев (с одной группой участников).  

         Работа клуба предусматривает 2 заседания в месяц, продолжительность встречи 1,5 – 2 часа.

        Программа содержит 3 тапа.

1 этап организационно-диагностический (в течение двух недель до открытия клуба);

2  этап   практический (в течение трех месяцев); 

3  этап  заключительный (последняя неделя). 

План реализации программы                     Таблица 1

Этап

Мероприятия

Сроки

Организационно-подготовительный этап

1.

Заключение соглашений с родителями на посещение клуба. Формирование группы

В сроки набора детей в группу отделения дневного пребывания

несовершеннолетних  

2.

Исследовательская работа (с целью определения востребованной тематики занятий):

-  составление анкеты

-  анкетирование родителей

1-я неделя функционирования группы

3.

Планирование (тематическое и календарное).

  2 недели до  начала работы клуба

4.

Методическая подготовка специалистов задействованных в реализации программы по направлениям профессиональной деятельности

  2 недели до  начала работы клуба

5.

 Актуализация  информационно-методического пакета (конспекты занятий, раздаточный материал по вопросам, освещаемым специалистами на занятиях, приглашения).

 2 недели до  начала работы клуба

6.

Информирование родителей об открытии клуба.  Вручение приглашений на открытие клуба.

1 неделя до  начала работы клуба

 Основной этап

1.

Проведение комплекса мероприятий в соответствии с планом работы клуб а «Нам

 по пути» на соответствующий период.

В течение 3 месяцев

Заключительный этап

1.

Проведение диагностики полученных знаний, умений и навыков в вопросах воспитания детей и межличностного отношения

Последняя неделя реализации программы

2.

 Анализ деятельности клуба. Планирование дальнейшей деятельности.

Последняя неделя реализации программы

 

Материально-технические ресурсы

На балансе учреждения имеется:

-  реабилитационное оборудование (для проведения мероприятий по психологической и педагогической реабилитации: элементы комнаты Монтессори, элементы  сенсорной комнаты   и пр.);

 - спортивное оборудование (спортивные тренажеры и прочее оборудование для спортивных мероприятий);

-   оборудование для швейной  мастерской;

 -   оргтехника.

Кадровые ресурсы:

          Программа реализуется на базе отделения дневного пребывания КУ ХМАО-Югры «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина».

Постоянный состав команды

Должность

Количество

Психолог    

1 человек

Педагог дополнительного образования  

1 человек

Специалист по социальной работе  

1 человек  

Воспитатель  

1 человек  

 Инструктор по труду

1 человек  

Педагог организатор

1 человек

Итого

6 человек

       

       К проведению плановых мероприятий по программе привлекаются специалисты отделения социальной реабилитации (инструктор по труду, физвоспитанию, педагог дополнительного образования), работники      организаций    - социальных партнеров центра («Церковь Рождества Пресвятой богородицы», «Махалля-мечеть»), Совет ветеранов ЖКХ и др.).

Методические и информационные ресурсы

      При проведении мероприятий используются следующие методические средства и материалы:

- настоящая программа;

- педагогические и социально-психологические программы специалистов:

- программа «Социализация воспитанников средствами изобразительного и декоративно-прикладного творчества» (Потапова Т.Ю.)

- программа « Развитие детей средствами декоративно-прикладного творчества в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Чудесные мгновения» (Репина В.П.);

- программа «Развитие детей средствами декоративно-прикладного творчества в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Город мастеров» (Репина В.П.);

- буклеты, памятки для родителей и прочие  раздаточные  материалы на тему воспитания детей;

- публикации на интернет-сайте центра.

Ожидаемые результаты

-    обновление методической базы программы;

-  вовлечение родителей в жизнь социального  учреждения на принципах сотрудничества; 

-   реализация комплекса    мероприятий в соответствии с планом;

-  формирование навыков  конструктивного бесконфликтного общения и конструктивного взаимодействия со своим ребёнком;

 -  повышение личной активность семей, мотивации к самостоятельным действиям;

-   анализ достигнутых результатов,   корректировка с целью повышения  эффективности программы.

                          Ожидаемые результаты реализации программы                        Таблица 2

п/п

Задача

Ожидаемый результат

Показатели

1

Актуализировать и обновить методическую базу программы

Обновление методической базы программы

Количество методических материалов и пособий по реализации  программы

Количество разработанных рекламно – информационных, информационно-просветительских материалов и публикаций в СМИ

2.

Вовлечь родителей в жизнь социального  учреждения на принципах сотрудничества

Повышение количества родителей –участников клуба в жизнь социального учреждения на принципах сотрудничества

Количество привлеченных родителей  к участию в работе клуба

3

Сформировать у родителей  навыки  конструктивного бесконфликтного общения и конструктивного взаимодействия со своим ребёнком

Формирование навыков  конструктивного бесконфликтного общения и конструктивного взаимодействия со своим ребёнком

Динамика результативности   работы с семьями, повышение воспитательного потенциала семьи (анализ результатов диагностики).

 

4.

Повысить личную активность семей, мотивации к самостоятельным действиям.

Повышение личной активность семей, мотивации к самостоятельным действиям.

Количество  обслуженных семей   в рамках реализации программы

 

6.

Реализовать комплекс  мероприятий в соответствии с планом  

- реализация комплекса  запланированных   мероприятий   

 Количество проведенных   встреч  участников клуба  

Динамика результативности реабилитационно-профилактической работы с семьями

7.

Проанализировать достигнутые результаты, внести корректировки с целью повышения  эффективности программы

Анализ достигнутых результатов,   корректировка с целью повышения  эффективности программы

Количество семей  с улучшением семейной ситуации  

Степень удовлетворенности клиентов качеством оказанных услуг, наличие и количество положительных отзывов.

Отчеты о реализации программы

(промежуточные и итоговый)

Количество публикаций по обобщению и распространению опыта работы по проекту

Список литературы

  1. Альшанская Е.Ненужные дети. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rustana.ru/article.php?nid=972.
  2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.,1994.
  3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи.-  М., 1988.
  4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. – М.:Просвещение, 1993.
  5. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми - М.,1986
  6. Рабочая книга социального педагога /Под ред. Н.Ф. Масловой. - Орел, 1995.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

  Планирование деятельности  родительского клуба «Нам по пути»

 ( образцы)

 

Дата

Тема

    Ответственные  

06.03.2013

Организационное собрание.

Мастер-класс «Подарок для мамы»

Соц.педагог: С.В. Рагозина, воспитатели групп.

Инструктор по труду:

В.П.Репина

14.03.2013

«Позитивное воспитание»

Психолог: Н.С. Гафарова

04.04.2013

«Герб семьи»

Психолог: Н.С. Гафарова

25.04.2013

«Стили семейного воспитания» Гафарова

Психолог: Н.С. Гафарова

15.05.2013

 Спортивные соревнования для семей ОДПН

«Когда мы едины - мы не победимы»

Педагог-организатор:

К.А. Капитон, воспитатели групп.

16.05.2013

Мастер-класс «Игрушку мне – подарок маме своими мастерим руками»

Инструктор по труду: Т.Ю.Потапова

С

 

 

 

Дата

Тема

    Ответственные  

26 сентября

Организационное собрание

- Информация о деятельности отделения.

- Знакомство с программой клуба на период сентябрь-ноябрь 2013 года.

Мастер-класс 

«Подарок любимому учителю»

                   

         Соц. педагог:

Рагозина С.В., воспитатели групп.

Инструктор по труду: Потапова Т.Ю.

17 октября

Лекция с элементами тренинга «Возрастные особенности детей младшего школьного и подросткового возраста

Психолог:

Гафарова Н.С.

07

ноября

Занятие с элементами тренинга «Семейные конфликты»

Психолог:

Гафарова Н.С.

 

29

ноября

Отчётный концерт «Любимой мамочке»книги

Специалисты отделения

С

 

ДАТА

Тема

Ответственные

06.03.2013

Мастер-класс «Подарок для мамы»

Инструктор по труду:

В.П.Репина

14.03.2013

«Позитивное воспитание»

Психолог: Н.С. Гафарова

10.04.2014

17.00.

Актовый зал

 (3 этаж)

Организационное собрание

- Информация о деятельности отделения.

Мастер-класс

«Пасхальное чудо»

Соц. педагог:

Рагозина Светлана Витальевна, воспитатели групп

     Инструктор по труду:

Потапова Татьяна Юрьевна

24.04.2014

18.00

Каб.№305

(3 этаж)

Лекция с элементами тренинга «Позитивное воспитание»

Психолог:

Гафарова Наталья Сергеевна

15.05.2014

 17.00

актовый зал

(3 этаж)

Мастер-класс

«Семейные посиделки»

Инструктор по труду:

Репина Валентина Прокопьевна

22.05.2014

18.00

Каб.№305

(3 этаж)

Занятие с элементами тренинга

«Мандала как гармонизация эмоционального состояния»

Психолог:

Гафарова Наталья Сергеевна

Дата

Тема

Ответственные

10.04.2015

17.00.

Актовый зал

 (3 этаж)

Организационное собрание

- Информация о деятельности отделения.

- Знакомство с программой клуба на период январь-март 2015 года.

Мастер-класс

«Пасхальное чудо»

             

         Специалист по соц. работе:

Копрушенкова Е.М., воспитатели групп.

Инструктор по труду:

Потапова Татьяна Юрьевна

15.05.2015

17.00

Спортивный зал

1 этаж

Спортивное мероприятие

«Папа, мама, я спортивная семья»

Инструктор по физической культуре

Карелин Иван Александрович

22.05.2015

17.00

Актовый зал

 (3 этаж)

Конкурс «Сила семьи»

Соц. педагог: Копрушенкова Елена Михайловна,

Солнцева Ирина Владимировна

05.06.2015

17.00

Каб. №328

(3 этаж)

Мастер-класс

«Семейные посиделки»

Инструктор по труду:

Репина Валентина Прокопьевна

19.06.2015

17.00

Актовый зал

 (3 этаж)

Организационное собрание с родителями детей, выезжающих на отдых в летний лагерь

г. Тюмень.

Копрушенкова Елена Михайловна

Солнцева Ирина Владимировна Лыткина Виктория Викторовна

 

Дата

Тема

Ответственные

02.10.2015

Актовый зал

 (3 этаж)

Организационное собрание

- Информация о деятельности отделения.

- Знакомство с программой клуба на период  сентябрь – декабрь 2015 года.

Специалист по соц. работе:

Копрушенкова Е.М, воспитатели групп.

28.10.2015

    Мастер – класс

«Очумелые ручки»

Инструктор по труду:

Репина

Валентина Прокопьевна

11.2015

Праздничная программа «Быть матерью особенная  честь»

Педагог организатор:                Капитон Каролина Анатольевна

12.2015

Мастер-класс

«Уютный праздник. Изготовление новогодних украшений»»

Инструктор по труду:

Репина

Валентина Прокопьевна

27.12.2015

Театрализованное представление «Сказочное превращение под новый год»

Педагог организатор:         Капитон Каролина Анатольевна,

воспитатели групп.

Приложение 2

  План работы родительского клуба «Нам по пути» на 2016 год

Дата

Тема

Ответственные

21.01.2016

Организационное собрание

- Информация о деятельности отделения.

- Знакомство с программой клуба на период  январь-март 2016 года.

Мастер-класс

«Мир вокруг семьи»

                   

Спец. по соц. работе,

воспитатели групп.

Инструктор по труду

30.01.2016

Лекция с элементами тренинга «Психотравмы у детей и взрослых»

Психолог

13.02.2016

Занятие «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка»

Соц. педагог

Иерей Храма Рождества Пресвятой Богородицы

27.02.2016

Мастер-класс «Любимой мамочке»

Инструктор по труду

06.03.2016

 

Концертная программа

«Сегодня праздник у девчат…»

Все специалисты,

участвующие в работе клуба

27.03.2016

Занятие с элементами тренинга

«Признаки употребления наркотических средств несовершеннолетними»

Психолог

10.04.2016

Организационное собрание

- Освещение вопроса об изменениях в назначении и выплате социальных пособий.

- Знакомство с деятельностью отделения.

Мастер-класс «Пасхальное чудо»

Соц. педагог

Инструктор по труду

24.04.2016

Спортивное мероприятие «Папа, мама, я спортивная семья!»

Инструктор по физической культуре

15.05.2016

 

Мастер-класс

«Семейные посиделки»

Инструктор по труду

22.05.2016

Занятие с элементами тренинга

«Мандала как гармонизация эмоционального состояния»

Психолог

22.09.2016

Организационное собрание

- Освещение вопроса об изменениях в назначении и выплате социальных пособий.

- Знакомство с деятельностью отделения.

Спец. по соц. работе

           

02.10.2016

Спортивное мероприятие «Папа, мама, я спортивная семья!»

Инструктор по физической культуре

30.10.2016

Мастер-класс

«Семейные посиделки»

Инструктор по труду

10.11.2016

Лекция с элементами тренинга

«Позитивное воспитание»

 Психолог

28.11.2016

Праздничный концерт

«Для любимой мамочки»

Педагог- организатор, воспитатели.              

18.12.2016

Мастер-класс

«Уютный праздник. Изготовление новогодних украшений»»

Инструктор по труду

 

ДАТА

Тема

Ответственные

21.01.2016

в 17.00

актовый зал

(3 этаж)

21.01.2016

17.30

Каб. №311

Организационное собрание

-Информация о

деятельности отделения.

-Знакомство с программой клуба на период январь-март 2016 года

     

Мастер-класс

«Рождественское чудо»

Специалист по соц. работе Копрушенкова Елена Михайловна, воспитатели групп

Педагог дополнительного образования:

Потапова

Татьяна Юрьевна

26.02.2016

17.00

(1 этаж)

26.02.2016

17.30

каб.  № 324

(3 этаж)

Беседа

«Как прожить хотя бы один день без поучений и обид»

Мастер- класс

«Любимой мамочке»

Психолог ОППП

Осинцева

Светлана Анатольевна

Инструктор по труду:

Репина

Валентина Прокопьевна

04.03.2016

16.00

(3 этаж)

Праздничный концерт

«Для любимой мамочки»

Педагог организатор:

Капитон

Каролина Анатольевна

18.03.2016

17.00

Каб. № 311

Мастер-класс

«Пасхальное чудо»

Педагог дополнительного образования:

Потапова

Татьяна Юрьевна

25.03.1016

16.00

Актовый зал

( 3 этаж)

Конкурсно – развлекательная

программа

«Сила семьи»

Специалист по соц. работе Копрушенкова Елена Михайловна

Воспитатель группы № 5

Солнцева Ирина Владимировна

Приложение 3

Семинар для родителей

«Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Характер и нравственное поведение ребёнка –

это слепок с характера родителей,

он развивается в ответ на их характер

и их поведение.

Эрих Фром.

Форма проведения:  поисково-апробационная игра

на родительском собрании определяются следующие группы:

  • «Добрые родители»;
  • «Активные родители»;
  • «Строгие родители».

Цель:

  • Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;
  • Призвать к самостоятельному педагогическому творчеству;
  • Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей.

Оборудование:

  • Включить тихую мелодию;
  • Детские работы, фотографии;
  • Таблички с обозначением групп;
  • Варианты ситуаций;
  • Карточки с вопросами.

План – конспект семинара

Воспитатель.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня вы станете участниками деловой игры.

Мы рады встречи с вами. Сегодня побеседуем на тему, которая интересует нас всех: и вас, уважаемые родители и нас, педагогов и наших с вами детей - что такое семья, счастье, домашний очаг, и какова роль семьи в  воспитании детей.

Основные наши условия – это создание непринужденной обстановки, которая поможет оперативному поиску новых идей и решений. Это позволит нам лучше узнать друг друга, поспорить, подумать, принять решения.

Итак, правила игры:

Внутри группы должен высказаться каждый, но помните: «краткость – сестра таланта», аргументы обязательны, идеи разрешается дополнять и развивать.

Условия игры:

Все участники должны быть доброжелательными и доверительными друг к другу

Психологическая разминка «УЛЫБКА»

У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей - улыбка - подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.

В.А. Сухомлинский писал: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал». Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке.

Именно  семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения. 

Обратимся к результатам анкетирования «Родители глазами детей» (образец анализа анкет).
На вопрос «К кому из родителей ты чаше всего обращаешься за помощью?» ответы распределялись так:
«К маме (11, 69%), к папе (4, 25%), к другим родственникам (бабушке, старшим братьям) (4,25%)».
«Как вы с родителями проводите выходные?» - преобладают прогулки в парк (6,38%), поездки в гости к родным (7,43%), выходные проводят дома (6,38%).
«Какие качества личности ты ценишь в своих родителях?» Ответы детей: доброта

 (10, 63%), трудолюбие (2, 13%) – хорошо готовит, шьет, внимание (83%), взаимопонимание, чуткость, ум(7,43%).
«Какие качества вам не нравятся в родителях?»  

Ответы детей: строгость,  крик, злость (14, 88%), работа (отнимает родителей у детей) (2,13%), все нравится (3,19%).         
Один из вопросов анкеты звучал так: «Что
 бы ты пожелал своей семье?» Сыновья и дочки хотели, чтобы в семье было меньше ссор,   конфликтов между мамой и папой (6, 38%); чтобы все были здоровы (3, 19%), материального благополучия  (3, 19%) - -компьютер, новую квартиру;  сестренку  (1,6%);  добра, любви, счастья (6,38%).

«Правила родительской гармонии».

(Каждой группе раздаются листы с вопросами, которые помогут в формировании идеи).

Вопросы:

1. В проявлении, каких родительских чувств нуждается ребенок?

2. Нужно ли устанавливать равенство позиций ребенка и взрослого?

3. На чем необходимо строить контакт с ребенком?

4. Всегда ли ребенок должен походить на родителей?

5.  Как правильно создать эмоциональный фундамент взаимных отношений?

Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

Семья - 50%

СМИ, телевидение  - 30%

Детские учреждения - 10%

улица -10%.

Поэтому сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье.

Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он не один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи.

«Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности»

Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.

Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща. Подумайте:

1)  Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?

2)  Как учитываются возрастные особенности ребенка?

3)  Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?

Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.

Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей (как наши дети здороваются)

ответы родителей в микро группах

Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Нравственные потребности начинаются

1. с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять
затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.

3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей
является
способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем
проявлениям зла
.

Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?

Рассмотрим некоторые законы семейной жизни

СИТУАЦИЯ№1:

Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ №2:

Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ№3:

Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

СИТУАЦИЯ№4:

Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание , так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

СИТУАЦИЯ №5:

В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели,  они учатся жить у жизни.

Если:

1.  Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).

2.  Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).

3.  Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).

4.  Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).

5.  Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).

6.  Ребенок растет в честности, он учится ... (быть  справедливым).

7.  Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).

8.  Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).

9.  Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).

10. Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).

Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

Практическое задание родителям

«Загибаем лист»:

Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Работа в микро группах.

Активные родители:   "Лукошко сказок"

Вспомним русскую народную сказку: «Очень показательна сказка «Репка», которая символизирует крепкую связь разных поколений. Сама репка – это то огромное количество важных знаний, которое накоплено в течение многих лет разными представителями одного большого семейства. Основной смысл этой сказки – преемственность поколений, предложение жить полной дружной семьей, потому что одному человеку ну никак не осилить весь огромный родовой опыт.

В сказках – кладезь мудрости воспитания. Сказка «Колобок» – о трудном ребенке.

Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нем заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины.

Добрые родители: "В лучах родительского солнца"

В центре солнца вы, а теперь на лучиках вашего солнца напишите по очереди, чем вы согреваете своего ребёнка, как солнце согревает землю.

Строгие родители.

"Конверт откровений" с признаниями в любви.

Организовать выставку рисунков родителей «познакомьтесь – это я!» (рисование родителями своих детей).

Благодарю всех за работу! И в заключении небольшое четверостишие:

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего мы – родители,

А все остальное – потом!

Удачи вам, дорогие родители!

Приложение 4

Аналитическая справка об опыте реализации проекта  

          С  2010 года в центре функционирует клуб для родителей «Нам по пути», с  целью создания условий для формирования социальной компетенции родителей  и оказание помощи в самореализации семьи ее собственных ресурсов, а также формирование и развитие духовного, социально-психологического, творческого потенциала у детей и их родителей.  

     

   

          По результатам мониторинга 90% родителей, посетивших занятия клуба отмечают, что изменили отношения во многих вопросах воспитания детей, стали более сознательными и компетентными.

          Оказано содействие в решении семейных проблем по налаживанию взаимоотношений между детьми и родителями.

           В 70% семей разрешились конфликтные ситуации; улучшились детско-родительские отношения в 60% семей; через работу клуба оказана психологическая помощь 35% воспитанников в общении со сверстниками.

          Семейные праздники, конкурсы, соревнования прошедшие в рамках клуба помогли сближению родителей и детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Путь к сердцу ребёнка"

Конспект семинара - практикума для родителей, посвящённого внутрисемейным взаимоотношениям. Причины дивиантного поведения детей и подростков,психологический тест "Какой я родитель?", способы решения с...

Родительское собрание "В науке нет коротких путей" для 2 класса

Цели родительского собрания: познакомить с психологическими особенностями второклассников, помочь выявить трудности в обучении детей, дать рекомендации по решению возникших или возможных проблемах...

Родительское собрание на тему: «Школьное питание — путь к здоровью нации».

Большого успеха в жизни может добиться только сильный, здоровый, умный человек. Какие «стройматериалы» необходимы для «постройки» такого организма? Об этом пойдет речь на нашем родительском собрании «...

Родительское собрание : «Пути формирования сознательного интереса к обучению»

На данном родительском собрании учитель  кратко знакомит  родителей  с возрастными особенностями первоклассника , позволяющими формировать  сознательный интерес к обучению; с возмо...