Заседание Родительского клуба "Домашний логопед". Тема "Мой ребенок самый лучший, но хорошо ли я его знаю"
методическая разработка по теме
Данный материал позволит Вам познакомить родителей с особенностями полисенсорного восприятия их детей. В работе представлены необходимые рекомендации по улучшению взаимоотношений с ребенком, которые помогут повысить эффективность учебной деятельности детей. Особенно полезна данная информация для родителей и педагогов тех учеников, которые имеют нарушения в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zasedanie_roditelskogo_kluba_moy_rebenok_samyy_luchshiy.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание Родительского клуба «Домашний логопед».
Тема: «Мой ребёнок самый лучший, но хорошо ли я его знаю?»
Цель:
-познакомить родителей с особенностями полисенсорного восприятия своего ребёнка, дать практические рекомендации по оказанию помощи ребенку во время выполнения домашних заданий и для улучшения взаимоотношений с ребенком.
Задачи:
1.Познакомить родителей с информацией об особенностях полисенсорного восприятия взрослых, а также младших школьников.
2.Представить результаты наблюдения и диагностики детей 1-3 классов.
3.Довести до сведения родителей рекомендации, составленные конкретно для каждого типа детей. Дать им комментарии.
Ход заседания :
- Введение.
Человек воспринимает мир 5-ю каналами:
-слухом,
-зрением,
-ощущением,
-вкусом,
-запахом.
Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нём больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные.
Пути формирования каналов:
- родителями,
- детсад,
- школа.
Ребёнок выбирает «удобный » канал. После 7 лет ( условно) мозг начинает реагировать на перегрузку, и блокирует остальные каналы при необходимости.
У каждого типа людей есть особые слова, на которые мы обращаем внимание при разговоре. Чтобы сложилась добрая атмосфера при разговоре, нужно и свою речь подстраивать под речь собеседника.
Например: Визуал (В) – слова с ВИД, КРАСИВ, ГЛЯД…
Аудиал (А) – слова с ЗВУЧ, МЕЛОД, СЛЫШ…
Кинестетик (К) – слова с ДВИГ, ЧУВСТВ…
Дигитал (Д) – язык цифр и инструкций
- Для чего нужно знать особенности каждого типа людей?
- Чтобы легче было общаться друг с другом, находить общий язык.
- Определение ведущего канала восприятия.
- анкетирование,
- наблюдение.
- Коротко о каждом типе людей.
Визуалы
- Внешний вид: от тощего до тучного, лицо чаще бледное, губы тонкие, узкие.
- Привычная гримаса: слегка приподнятые брови как знак внимания.
- Голос высокий, быстрый. Контроля громкости не имеет. Если что-нибудь хочет подчеркнуть в речи, то меняет её громкость. Взгляд «над окружающими».
- Спина прямая, голова и плечи слегка приподняты. Если сутулятся, голову всё равно задирают вверх.
- Им важно себя показать и людей посмотреть. Следят за модой, любят разглядывать людей. Не успокоятся, пока не снимут пылинку с собеседника. Для визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое(зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто ВНЕШНИЙ вид для них важнее. И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде-не из соображений приличия, а по требованию эстетики.
- . По характеру они автократичны(склонны перекладывать ответственность на других, критиковать, обвинять).
- При общении соблюдают дистанцию, чтоб лучше видеть собеседника. Если к нему быстро приблизиться,то у него мгновенная реакция: глаза округляет, брови поднимает и отходит. Хочет возвышаться над другими. Часто «уходят в себя». Взгляд при этом направлен вверх. Нужно щёлкнуть пальцами, чтоб вывести его из этого состояния.
Особенности высших психических функций:
- Схватывают информацию «на лету» и легко её забывают. Мгновенно запоминают лица, но часто забывают имена,…. Легко находят дорогу, если были там хоть раз.
- Думают образами.
- Визуалы-хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать её. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удобна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам- красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы:
- -Это было так красиво! Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно!
- Для визуалов зрение и слух –это одна система. Если они не видят, то они как бы и не слышат. Если близорукий визуал снимает очки и говорит: «Я вас слушаю», значит он «отключился».
- Если визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении. Визуал жестикулирует, когда говорит, а когда слушает, замирает.
- Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы. Ценят симметрию.
- Для запоминания визуал должен увидеть ЗАПИСЬ.
- Любимые занятия: просмотр телевизора(причём, зрелищных программ), посещение выставок, вечеринок(похожих на светские).
- Читать любит, глаза всегда ищут информацию(будь то книга или любая вывеска).
Дигиталы
- У дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несёт для них никакой информации; говорят достаточно монотонно- интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдалённая, смотрят либо в лоб собеседнику, либо «поверх толпы» . Прикосновений не любят.
- Это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: « Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.»
- Дигиталы как бы оторваны от реального опыта- они как бы думают самими словами, а не тем, что за словами стоит .
- Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде: « Я понимаю, что вы чувствуете, - он, скорее всего, находится в данный момент в дигитальном канале. Дигиталы не сочувствуют, они понимают.
- Для дигиталов написанное или проговорённое как бы и является самой реальностью. Если всех остальных слова - это доступ к опыту, то для дигиталов весь опыт состоит тз слов. Дигитальный канал отвечает за контроль речи.
- А вот телом , кстати, дигиталы бывают похожи на кинестетиков- плотное тело, широкие, хотя обычно и поджатые губы…Они, в общем-то и получаются из кинестетиков- если то , что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывет, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них- уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.
- Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе , без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и всё возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные монологи, то там будетнечто вроде: «Ну почему он назвал меня дурой?наверное, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу…Ну как он посмел? Ну почему он назвал меня дурой? Наверное, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу…»
- Впрчем, если вы пользуетесь только одной системой, это вообще достаточно ущербно. Вы просто не воспринимаете множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг вас, это проходит, увы, мимо вашего сознания.
- Но с другой стороны, можно восхищаться умением некоторых дигиталов действовать в трудных ситуациях без лишних эмоций, их совершенно фантастической скурпулёзностью и прагматическим подходом. Дигиталы способны сочинять документы , написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований,чтобы каждое слово стояло на своём месте. Это высокое мастерство- сжать громадное количество человеческих желаний и намерений до нескольких строчек на бумаге. За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал.
Кинестетики
- Чаще мягкий, склонный к полноте человек. Лицо румяное, яркое. Губы припухлые. Дыхание низкое, медленное. Отсюда-низкий, глухой, хриплый голос(может быть с придыханием).
- Взгляд «под окружающих». Если сидит- поза расслабленная, с небольшим наклоном вперёд, может занять полстола. Главное ему- комфорт.
- Предпочитают мягкую, удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться. Это люди, ценящие комфорт, удобство и внимательно относящиеся к собственному телу.
- Это те люди, которые могут носить старый потрёпанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид – не столь важно. За модой не следят. При выборе подарка ориентируются на удобство пользования.Беспорядка в доме не замечают, если это сделали сами.Любят «кучковаться»,могут делать всё за других.
- Из стресса выходят тяжело, обвиняя во всём себя, очень сильно за всё переживают.
- При общении любят быть близко к собеседнику, чтоб потрогать. И если ваш партнёр постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета , крутит пуговицу, дотрагивается, и т.д.- это скорее всего кинестетик. Контакт глазами- необязателен, часто отвлекает. Во время разговора обильно жестикулирует и совершает множество движений.
- Кинестетики- это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают(кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дёргать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать и т.д.) . это, правда, не означает, что кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия- тело, а способ – движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
Особенности психических функций:
- Воспринимают мир «кожей», осязательная память- отличная.Часто долго не могут что-либо понять или запомнить, но если запомнил- то на всю жизнь!Хорошо развита интуиция.Чтобы запомнить номер телефона, должен записать его собственноручно.
- Читать не любят(руки нечем занять). Если всё-таки читают, то «вживаются» в сюжет.
- В книгах и фильмах их , в основном , интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью.
- Вспомните, как рассказывают про кино дети:
-и тут он вбегает, хватает её –и на коня. Скачут, скачут, за ними погоня, но они – вперёд. Навстречу враги – он из пистолета бах, второго саблей, на его коня – и вперёд…
- Кинестетики обычно весьма слабо планируют- в этой системе нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже. Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого всё это затевается. И они же говорят о том, что : «Разговоров много, а дела мало». Для них это действительно так.
- И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие. Мужчины(которые обычно весьма кинестетичны) с трудом могут воспринимать жалобы женщин, уверяя:
- -Ей же не решение проблемы нужно, а просто рассказать.
- Любимые занятия:
- -передачи о природе,
- -во время просмотра совершать какое-нибудь действие,
- -отдых на природе,
- -работа за компьютером(т.к. заняты руки)
Аудиалы
- Чаще лицо розовое, форма губ различная. Сидят прямо , но с лёгким наклоном вперёд. У них есть достаточно характерная «телефонная поза» - голова немного набок, ближе к правому плечу. Глаза опущены. Дыхание в полном объёме( полной грудью).
- Говорят ритмично, негромко, бывает, монотонно. Говорить они любят. Это для них всё, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить- для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать , как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.
- Как говорила одна героиня комедии Островского: «Как же я узнаю, о чём я думаю, если я не скажу это вслух?»
- Аудиалы любят диалоги( и в книгах любят и в фильмах)- они их могут слышать и внутри себя и рассказывать окружающим. Причём, содержание особой роли не играет, главное- голоса, которые звучат и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у аудиалов обычно очень выразительные , глубокие, мелодичные,часто хороший музыкальный слух. Хорошо копируют голоса других. Диалоги передают, используя разные голоа. Разговоры слушают внимательно , чтобы потом передать. Могут многократно передавать одну и ту же историю одинаковыми словами. Их нельзя перебивать, а то они начнут всё сначала. Речь у них размеренная, с паузами. Информацию передают подробно обо всём.
- Чтобы выделить главную мысль-меняют интонацию голоса.
- Любят ритмозадающие жесты ( ногой, головой, рукой). Часто бормочут себе под нос. Руки держат в карманах. Знают, как работать так, чтобы не устать и много сделать, у них на всё хватает сил.
- Весьма консервативны. Не терпят чужого вкуса в своём доме.
- При общении соблюдают дистанцию небольшую, но чтобы не касаться. К собеседнику поворачиваются доминантным ухом.
- Никогда не будут читать книгу, если есть собеседник. Любят, когда им читают вслух.
Особенности психических функций:
- Воспринимают мир «ушами». Думают посредством внутренней речи- внутри себя придумывая весь разговор с ответами.
- Последовательное мышление. Для запоминания чего-либо ему нужно проговорить это про себя. Мгновенно запоминают Ф.И.О. человека, но забывают лица. Чтобы запомнить № телефона, проговаривают его вслух.
- Любимые занятия:
- -музыка;
- -иностранный язык;
- -радиопередачи;
- -серьёзные ТВпередачи, где больше слов, чем картинок.
Игра «Магазин».
Продавцы – это тонкие психологи . Они умеют распознать в человеке его тип и продадут ему в любом случае свой товар.
Например: покупаем пылесос
В – дать красочный проспект с рисунками и фотографиями, показать прибор и отметить, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов.
А – желательно долго рассказывать о чём угодно, только не монотонным , а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией. Делать упор нужно на бесшумность и мелодичность издаваемых звуков.
К – дать в руки пылесос и объяснить, на что нужно нажимать и что крутить. Пусть сам попробует, как это удобно.
Д – выложить справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорить только о функциональности и полезности данного прибора.
Такой же принцип у рекламы: воздействовать на все каналы восприятия информации.
5. Как в ребёнке распознать визуала, аудиала и т.д.
Наблюдением, анкетой и тестированием.
Если Ваш ребёнок аудиал.
Как с ним наладить отношения при выполнении работы дома:
- Не делать ему замечания, когда он в процессе запоминания издаёт звуки, шевелит губами – так ему легче справляться с заданием.
- Очень важно общаться с ним на «его» языке: используя вариации голоса ( громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой).
- При объяснении нужно делать паузы.
Что можно требовать от аудиала:
- дать устный ответ сразу же после выполнения задания, чтения.
- при чтении «меняться ролями»,
- пересказывание вслух,
- шептание во время чтения,
- выполнение задания под знакомую музыку, как «фон» от других звуков.
Советы родителям:
- Обращать внимание на физическое развитие ( играть в игры с мячом, чтоб развивать ловкость рук, общую моторику),
- Необязательно контактировать с ребёнком глазами,
- Для привлечения внимания использовать другую интонацию, громкость.
- -Развивать зрительное внимание, память ( игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Назови, что запомнил из увиденного» и др.)
- Давать задания на зарисовку момента из услышанного рассказа.
- Игры типа «Нарисуй то, о чём я буду сейчас говорить»
Рисование по словесной инструкции.
Нельзя!!! Говорить ребёнку: «Замолчи! Слышать тебя не хочу!»
Если Ваш ребёнок визуал.
Как с ним наладить отношения при выполнении работы дома:
- Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать и т.д.
- Очень важно общаться с ребёнком на «его» языке.
- С визуалом используйте слова, описывающие форму, цвет, размер, местоположение, выделять цветом различные пункты или аспекты содержания.
- Записывать действия, используя схемы, таблицы, рисунки. и др.
Что можно требовать от визуала:
- Быстрого написания, выполнения задач,
- Расцвечивания записей,
- Дочитывания за родителем,
- Задание дать в записке,
- Давать задания на зарисовку цветными карандашами.
Советы родителям:
- Обсуждать вещи и предметы, которыми ребёнок интересуется,
- Побуждать ребёнка играть в сюжетно-ролевые игры,
- Петь песни из знакомых мультфильмов,
- Чаще просить рассказать об увиденном и услышанном,
- Использовать «рисование по описанию ребёнка».
Важно!!! Смотреть на него во время разговора,
В случае неудовольства погрозить пальцем или сделать выразительные глаза,
Похвалу выразить мимикой.
Нельзя!!! Одевать ребёнка так, как он не хочет ,
Говорить: «Глаза б мои тебя не видели!»
Если Ваш ребёнок кинестетик.
Как с ним наладить отношения при выполнении работы дома:
- Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно,
- Обязательно давать ему возможность моторной разрядки ( сходить в другую комнату, принести из кухни водички и т.д.). Запоминание материала у него легче всего происходит во время движения.
- Очень важно общаться с ребёнком на «его» языке.
- С кинестетиком используйте жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов.
- Помните, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти,
- Чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания,
- Позволяйте им проигрывать в ролях части вашей информации.
Что можно требовать от кинестетика:
- Давать ему активную роль, почаще двигаться,
- Пусть делает медленно, но грамотно,
- Чтобы он читал, нужно заинтересовать,
- Стихотворение запоминать в движении,
- Почаще переписывать начисто,
- Если игра с водящим, то водить бязательно должен он.
Советы родителям:
- Когда даёте ему словесную инструкцию, желательно загибать его пальчики,
- При обучении чтению также использовать пальцы руки, магнитную азбуку,
- Информацию давать с паузами,
- Использовать наушники в работе,
- Развивать усидчивость, навыки зрительного восприятия,
- Успокаивая ребёнка, обязательно дотронуться до него, приласкать,
- Разрешать ему сидеть, поджав под себя ногу, если ему удобно (эта поза напоминает позу эмбриона).
Нельзя!!! Говорить такому ребёнку: «Не трогай!», «Отойди от меня!»
- Рекомендации родителям
Упражнения для визуалов.
- Упражнения на развитие слухового восприятия;
- «Стихи- небылицы»
- «Задания с зарисовкой» -на звук «с» все слова, затем –беседа.
- Задания на обогащение глагольного словаря
- При осуществлении слогового анализа отхлопывать слоги;
- Развитие просодики (назови слова …низким голосом, а слова…высоким голосом)
- Учить терпимо относиться к прикосновениям: (игрушка –мышка бегает по ребёнку с помощью руки другого ребёнка)
- Использование звукового сигнала: (во время звучания музыки котёнок или мышка бегает)
- Применять словесные задания с многоступенчатыми инструкциями:
(игра «Командир»)
- Игра «4 лишний» на слух
- Если играем в лото, этот ребёнок должен быть водящим.
Упражнения для кинестетиков
- Вырабатывать усидчивость,слуховое внимание:
- Отгадывание загадок по одинаковому началу, но разному концу
(в этом случае он будет дослушивать до конца)
- «Прошагивать» слоги,
- «Сосчитай, называя» -использовать вырезанные картинки, чтоб трогал их.
- «Бинокль» -при рассмотрении сюжетных картинок.
- «Нарисуем коврик» -на 30 слов, 15 слов: (если улышишь слово со звуком «р», раскрасишь клетку красным, со звуком «л»-голубым), и т.д.
Упражнения для аудиалов
- Упражнения на восприятие зрительного и кинестетическогоканалов .
- «Лампочка перегорела»-на ощупывание мелких предметов;
- «Найди среди других такой же предмет»
- Делим на слоги, рисуя палочки;
- Подбери слово-карточку к схеме;
- Пометь каждую картинку цветом: («р»-красным, «л»-голубым и т.д.)
- «Словесный художник»-описать увиденную игрушку;
- «Увидел-повтори движение»
- -задания с ловлей мяча.
- Подведение итога заседания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Мой ребенок самый лучший" 1 класс
презентация к собранию...
Родительское собрание "Мой папа самый лучший!"
Накануне дня Защитника Отечества дети готовили подарки для любимых пап, учили стихи. Рассказывали о совместных праздниках , играх и развлечениях в семье. И решили провести спортивный праздник совместн...
"Родительское собрание"Как научить ребенка хорошо учиться"
Обучение в школе - одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане.Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, шк...
Родительское собрание "Как помочь ребенку хорошо учиться"
Советы родителям по оказанию помощи детям в учебе....
Самая, самая лучшая.
Праздник, посвященный 8 марта....
Родительское собрание "Как помочь ребенку хорошо учиться"
На собрании поднимается вопрос о той помощи, которую могут оказать родители, чтобы их ребенок хорошо учился. Подробно раскрываются направления работы, даются конкретные советы родителям....
Конспект родительского собрания «Как помочь ребенку учиться лучше?» 2 класс
Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребёнку в учёбе....