Организация прогулок на свежем воздухе и активных игр для детей группы продленного дня
методическая разработка (1 класс)

Бородина Зинаида Михайловна

Основная идея статьи - проведение прогулки с пользой для здоровья и физического развития детей начальных классов. Чтобы прогулка прошла интересно, весело и безопасно, необходимо продумать нагрузку, занятия, игры. Сочетать дисциплину с игрой непросто. Я предлагаю программу, которая поможет воспитателю занять детей так, чтобы им было интересно и весело. В данном материале дается подробное описание: какие занятия, в какой последовательности и сколько по времени  могут занять. Эта разработка прошла проверку и показала высокий результат. Вот уже третий год я использую эту программу, дополняя новыми элементами и играми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx152.41 КБ

Предварительный просмотр:

Организация прогулок на свежем воздухе и активных игр для детей группы продленного дня

        Для педагога продленной группы важной задачей является формирование коллектива. У детей начальных классов встречаются сложности в общении и тут на помощь приходят игры. Подвижные игры на свежем воздухе являются одной из форм организации жизни и деятельности детей в школе. Придя в школу, дети безусловно страдают от недостатка физической нагрузки, т.к. много времени проводят за партой. В результате малоподвижный образ жизни школьника приводит к гиподинамии, что создает предпосылки для появления различных заболеваний.

        Поэтому прогулка и активные игры нужны, для разгрузки нервной системы детей и подготовке к последующим занятиям, требующим большого умственного напряжения.  Для группы продлённого дня прогулка является обязательным пунктом режима. 

         В соответствии с  Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72 в части соблюдения режима дня, наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательной организации, если он предусмотрен образовательной программой. Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями.

        Чтобы прогулка стала интересной и в то же время отвечала поставленным задачам, я поставила цель:

  • для адаптации, взаимодействия и сплоченности  в коллективе разработать занятия на свежем воздухе, как спортивные, так и развлекательные;
  • осуществлять развитие мышечной активности;
  • донести осознание необходимости заниматься спортом, развивать собственные физические возможности.

        Основное построение:

        Прогулка начинается с построения, т.к. у детей нужно выработать привычку вести себя на улице организовано, быть всегда в коллективе. Конечно, не все дети готовы стоять в строю, и тут на выручку приходит считалка, или просто счет. Дети хором считают до 15-20, чтобы все встали в строй и можно было пойти на площадку.  

        Разминка:

        Учитывая длительное пребывание детей за партой, необходимо вначале прогулки организовать небольшую разминку. Для этой цели прекрасно подходят простые и привычные физические упражнения продолжительностью 10-15 минут (выполняется парами):

  • строем пройти дистанцию 30-50 м;
  • выполнить прыжки с подскоками лицом вперед до конца дистанции с возвращением к началу;
  • боковые подскоки с приставным шагом  с возвращением к началу;
  • боковые подскоки с приставным шагом (смена положения каждые 2 шага) с возвращением к началу;
  • бег с высоким поднимаем бедра;
  • «сиртаки» -чередование шага;
  • шаг с выпадами.

После разминки можно переходить к интенсивной игре-эстафете с мячом или другим предметом (палочкой, скакалкой и т.п.). Строй разбивается на 2 команды. Для удобства проведения ведущий каждой команды устанавливает дистанцию между участниками на вытянутую руку. Эстафета проводится в 3-4 тура на 15-20 минут.

        Эстафета:

  • передача мяча назад через голову двумя руками;
  • передача мяча между ног двумя руками;
  • передача мяча боком двумя руками по цепочке.

        После активной и дружной игры самое время поиграть в привычные игры. Для игр можно использовать тот же мяч, что и на эстафете.

          Игры:

  • вышибала;
  • третий лишний;
  • кошки-мышки;
  • золотые ворота;
  • горячая картошка.

        Важно выделить время для самостоятельных игр. Ребята со временем организуют свои команды для игр. Разбиваются на отдельные группы и придумывают для себя занятия. Рассчитывая время для игр, нужно учитывать, что в конце прогулки детям нужно «остыть» и успокоиться.

За 10 минут до окончания прогулки опять проводится построение.  Проводя маршировку, можно провести строевую разводку.

        Строевая разводка:

        Построить  детей  парами, первая пара будет ведущей. Объяснить по какой траектории нужно пройти. Каждый ведущий ведет за собой цепочку по заданному маршруту, а затем встречаются и парами идут с площадки в помещение.

        

        Для каждого ребенка игра - это не только развлечение, но и средство общения. У детей младшего школьного возраста зачастую нет навыков общения и взаимодействия друг с другом. Педагоги все чаще сталкиваются с рядом проблем в коллективе:

  • отсутствие эмоциональной устойчивости у многих детей;
  • неумение контролировать своё поведение;
  • неумение общаться по – доброму;
  • конфликтность;
  • неумение устанавливать контактные  отношения.

        На мой взгляд, наиболее подходящей формой для установки положительных эмоций  и доброжелательных отношений являются спортивные игры и занятия на свежем воздухе. Именно прогулка призвана выполнить такие задачи, как:

  • популяризация подвижных игр;
  • возможность дать каждому ребёнку подвигаться и почувствовать своё тело;
  • развитие мышечной активности;
  • осознание необходимости заниматься спортом, развивать собственные физические возможности.

        Задача педагога сделать прогулку не только занимательной и интересной, но и полезной. Полезной как для здоровья, так и для формирования у каждого ребенка сопричастность к коллективу. Как показывает мой опыт, благодаря разработанной  системе, дети начинают общаться и группироваться по интересам. Как правило в играх определяется лидер, вокруг которого формируется команда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся (организация прогулок на свежем воздухе)" (выступление на педсовете)

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конве...

Игры для спортивного часа и прогулок на свежем воздухе.

Материал предназначен для укрепления здоровья детей на свежем воздухе....

Развитие творческой индивидуальности детей через активные формы деятельности в группе продленного дня с учето здоровьесберегающих технологий

Актуальная и сложная проблема в настоящее время - это воспитание и развитие подрастающего поколения.  В данной статье автор поделился своим опытом работы в группе прдленног дня, основываясь на зд...

Зимняя прогулка "Наши зимние потехи" для детей группы продленного дня с использованием игр-эстафет

Спортивные развлечения  всегда доставляют детям огромное удовольствие. Проведение игр-эстафет на прогулке также способствует закаливанию детского организма, повышению его выносливости и уст...

«Кормушка. Покормим птиц зимой» для детей группы продленного дня

laquo;Кормушка. Покормим птиц зимой» для детей группы продленного дня...

Развитие познавательной активности  младших школьников в группе продленного дня через использование современных интерактивных методов обучения 

В презентации отражены современные интерактивные методы обучения, которые могут быть использованы для развитие познавательной активности младших школьников в группе продлённого дня. Такие как: &q...

Развитие познавательной активности младших школьников в группе продленного дня через использование интерактивных игр и заданий

В статье анализируется развитие познавательной активностимладших школьников в группе продленного дня через использование интерактивных игр и заданий...