Организация прогулок на свежем воздухе и активных игр для детей группы продленного дня
методическая разработка (1 класс)
Основная идея статьи - проведение прогулки с пользой для здоровья и физического развития детей начальных классов. Чтобы прогулка прошла интересно, весело и безопасно, необходимо продумать нагрузку, занятия, игры. Сочетать дисциплину с игрой непросто. Я предлагаю программу, которая поможет воспитателю занять детей так, чтобы им было интересно и весело. В данном материале дается подробное описание: какие занятия, в какой последовательности и сколько по времени могут занять. Эта разработка прошла проверку и показала высокий результат. Вот уже третий год я использую эту программу, дополняя новыми элементами и играми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 152.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация прогулок на свежем воздухе и активных игр для детей группы продленного дня
Для педагога продленной группы важной задачей является формирование коллектива. У детей начальных классов встречаются сложности в общении и тут на помощь приходят игры. Подвижные игры на свежем воздухе являются одной из форм организации жизни и деятельности детей в школе. Придя в школу, дети безусловно страдают от недостатка физической нагрузки, т.к. много времени проводят за партой. В результате малоподвижный образ жизни школьника приводит к гиподинамии, что создает предпосылки для появления различных заболеваний.
Поэтому прогулка и активные игры нужны, для разгрузки нервной системы детей и подготовке к последующим занятиям, требующим большого умственного напряжения. Для группы продлённого дня прогулка является обязательным пунктом режима.
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72 в части соблюдения режима дня, наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательной организации, если он предусмотрен образовательной программой. Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями.
Чтобы прогулка стала интересной и в то же время отвечала поставленным задачам, я поставила цель:
- для адаптации, взаимодействия и сплоченности в коллективе разработать занятия на свежем воздухе, как спортивные, так и развлекательные;
- осуществлять развитие мышечной активности;
- донести осознание необходимости заниматься спортом, развивать собственные физические возможности.
Основное построение:
Прогулка начинается с построения, т.к. у детей нужно выработать привычку вести себя на улице организовано, быть всегда в коллективе. Конечно, не все дети готовы стоять в строю, и тут на выручку приходит считалка, или просто счет. Дети хором считают до 15-20, чтобы все встали в строй и можно было пойти на площадку.
Разминка:
Учитывая длительное пребывание детей за партой, необходимо вначале прогулки организовать небольшую разминку. Для этой цели прекрасно подходят простые и привычные физические упражнения продолжительностью 10-15 минут (выполняется парами):
- строем пройти дистанцию 30-50 м;
- выполнить прыжки с подскоками лицом вперед до конца дистанции с возвращением к началу;
- боковые подскоки с приставным шагом с возвращением к началу;
- боковые подскоки с приставным шагом (смена положения каждые 2 шага) с возвращением к началу;
- бег с высоким поднимаем бедра;
- «сиртаки» -чередование шага;
- шаг с выпадами.
После разминки можно переходить к интенсивной игре-эстафете с мячом или другим предметом (палочкой, скакалкой и т.п.). Строй разбивается на 2 команды. Для удобства проведения ведущий каждой команды устанавливает дистанцию между участниками на вытянутую руку. Эстафета проводится в 3-4 тура на 15-20 минут.
Эстафета:
- передача мяча назад через голову двумя руками;
- передача мяча между ног двумя руками;
- передача мяча боком двумя руками по цепочке.
После активной и дружной игры самое время поиграть в привычные игры. Для игр можно использовать тот же мяч, что и на эстафете.
Игры:
- вышибала;
- третий лишний;
- кошки-мышки;
- золотые ворота;
- горячая картошка.
Важно выделить время для самостоятельных игр. Ребята со временем организуют свои команды для игр. Разбиваются на отдельные группы и придумывают для себя занятия. Рассчитывая время для игр, нужно учитывать, что в конце прогулки детям нужно «остыть» и успокоиться.
За 10 минут до окончания прогулки опять проводится построение. Проводя маршировку, можно провести строевую разводку.
Строевая разводка:
Построить детей парами, первая пара будет ведущей. Объяснить по какой траектории нужно пройти. Каждый ведущий ведет за собой цепочку по заданному маршруту, а затем встречаются и парами идут с площадки в помещение.
Для каждого ребенка игра - это не только развлечение, но и средство общения. У детей младшего школьного возраста зачастую нет навыков общения и взаимодействия друг с другом. Педагоги все чаще сталкиваются с рядом проблем в коллективе:
- отсутствие эмоциональной устойчивости у многих детей;
- неумение контролировать своё поведение;
- неумение общаться по – доброму;
- конфликтность;
- неумение устанавливать контактные отношения.
На мой взгляд, наиболее подходящей формой для установки положительных эмоций и доброжелательных отношений являются спортивные игры и занятия на свежем воздухе. Именно прогулка призвана выполнить такие задачи, как:
- популяризация подвижных игр;
- возможность дать каждому ребёнку подвигаться и почувствовать своё тело;
- развитие мышечной активности;
- осознание необходимости заниматься спортом, развивать собственные физические возможности.
Задача педагога сделать прогулку не только занимательной и интересной, но и полезной. Полезной как для здоровья, так и для формирования у каждого ребенка сопричастность к коллективу. Как показывает мой опыт, благодаря разработанной системе, дети начинают общаться и группироваться по интересам. Как правило в играх определяется лидер, вокруг которого формируется команда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся (организация прогулок на свежем воздухе)" (выступление на педсовете)
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конве...
Игры для спортивного часа и прогулок на свежем воздухе.
Материал предназначен для укрепления здоровья детей на свежем воздухе....
Развитие творческой индивидуальности детей через активные формы деятельности в группе продленного дня с учето здоровьесберегающих технологий
Актуальная и сложная проблема в настоящее время - это воспитание и развитие подрастающего поколения. В данной статье автор поделился своим опытом работы в группе прдленног дня, основываясь на зд...
Зимняя прогулка "Наши зимние потехи" для детей группы продленного дня с использованием игр-эстафет
Спортивные развлечения всегда доставляют детям огромное удовольствие. Проведение игр-эстафет на прогулке также способствует закаливанию детского организма, повышению его выносливости и уст...
«Кормушка. Покормим птиц зимой» для детей группы продленного дня
laquo;Кормушка. Покормим птиц зимой» для детей группы продленного дня...
Развитие познавательной активности младших школьников в группе продленного дня через использование современных интерактивных методов обучения
В презентации отражены современные интерактивные методы обучения, которые могут быть использованы для развитие познавательной активности младших школьников в группе продлённого дня. Такие как: &q...
Развитие познавательной активности младших школьников в группе продленного дня через использование интерактивных игр и заданий
В статье анализируется развитие познавательной активностимладших школьников в группе продленного дня через использование интерактивных игр и заданий...